Объявление Лестница хайку, МКХ-8 - обсуждение

****************** Дорогие друзья! *************************

****** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру! ******

******** Уважаемые любители японских форм поэзии **********


I. Предлагается вашему вниманию новый конкурс под названием Лестница хайку.
Конкурс экспромтов.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы.

1. В какие дни лучше проводить конкурс?
Пятница, суббота, воскресенье или среди недели?

2. Или можно провести конкурс в один день (например, в субботу) и в определённое время? (страна у нас большая и некоторые авторы не смогут принять участие из-за разницы во времени)

3. Будет начальное трёхстишие – как его выбрать?

4. На начальное трёхстишие в течение небольшого промежутка времени (также нужно определить и обсудить) несколькими авторами пишутся экспромты (трёхстишия):
а) путём голосования определяется лучшее трёхстишие, которое и будет второй ступенькой в лестнице, и на него снова авторы пишут свои экспромты-трёхстишия.
б) подключиться к конкурсу можно на любом этапе

5. После окончания конкурса будет опубликовано новое произведение на площадке Сад Рёандзи Конкурсы (Пример – Робинзонада лестница хайку http://www.stihi.ru/2015/12/05/5707 )

6. Нужны помощники для проведения конкурса – писать рецензии, замечания, выбирать ступеньку лестницы и т.д. (я не всегда могу находиться возле компьютера).

7. Возможны и другие нюансы конкурса, которые выявятся в процессе его проведения.


II. С 1 января 2016 года начинается Восьмой Международный конкурс хайку.
Ссылки пока нет. Ссылка на СЕДЬМОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ХАЙКУ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ - http://haiku7.ru/
Там можно посмотреть и все предыдущие конкурсы, почитать «Как писать русские хайку»

«В связи с переносом сроков сбора конкурсного материала на более ранний срок, МКХ-8 решено провести с 1 января по 30 апреля 2016 г., а презентацию результатов конкурса - 17 сентября 2016 г.»

На конкурсе несколько номинаций:
Традиционные хайку
Современные хайку
Сэнрю

Традиционные хайку: “Здесь и сейчас”, выражение непосредственного жизненного опыта – характеристики хайку этого раздела, так же как и ёдзё*, ма*, наличие сезонного слова (киго*) или «ключевого слова»*.
Главной задачей (и признаком) хайку является преодоление и обживание границ между природным и человеческим мирами; между микро- и макро- космосами; выявление их единства и взаимосвязи.
Как правило, предметом изображения в хайку оказывается окружающий мир: природные явления и объекты, но может присутствовать и «городской пейзаж», и даже человек.
Для этой формы не характерно активное использование тропов и фигур речи. Авторское присутствие и оценочность выражены осторожно и опосредованно.

Современные хайку: Личность автора и авторская оценочность может присутствовать в подобных стихах в большей степени, чем в разделе «традиционных» хайку. Человек также может стать явным объектом стиха.
Здесь допустима протяженность во времени, использование тропов и фигур речи.
Сезонное слово (киго) не является обязательным. Однако наличие «ключевых слов», аккумулирующих контекст, приветствуется.

Сэнрю: Сэнрю, в отличие от хайку, занимается изучением человеческой природы, подчеркиванием и обнажением особенностей человеческой натуры, характеров людей, противоречий общества, главным образом – несовершенства устройства мира и человека в нем. Можно сказать, сэнрю выявляет зазор между тем, как всё должно быть (идеальное, желаемое), и тем, что есть на самом деле (реальное).
В той или иной пропорции в сэнрю содержатся: юмор (и его разновидности), проницательное остроумие («верно подметил!»), лёгкость и понятность изображаемого. Высмеивание, критика, пародия, юмор от легкого до «черного» - основные инструменты поэта сэнрю, так же как и использование характерной типажности (человеческих типажей и типичных ситуаций).
Самые частые темы – семья, секс, работа, деньги.
Не следует считать, что сэнрю это исключительно веселое и юмористическое произведение. В нём возможны сарказм, сатира, трагизм и драматизм.
Сезонное слово (киго) не является обязательным.

* Киго – «сезонное слово» – слово или словосочетание, обозначающее состояние природы на момент, описываемый в хайку. В японской поэзии оно является своего рода ключом к культурно-историческому и эмоциональному контексту. Указанный природно-сезонный момент пробуждает в читателях характерные ассоциации (и вызывает соответственные чувства), традиционно закрепившееся за этим моментом-явлением. Смена сезонов – это один из основных мотивов в японской поэзии.

* Ёдзе — «избыточное чувство» — точно подобранная мера недосказанности, «ассоциативный подтекст, пробуждаемый содержанием стихотворения» (И.А. Боронина). Близко к понятию «суггестивность» — «внушение, намек» — воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя с целью дать толчок «послечувствованию», эмоциональному отклику.

* Ма — «пространство между, интервал» — пауза в стихотворении, «красноречивое умолчание», помогающее глубже раскрыть суть стиха. Достигается при помощи приема разделения (кирэ) стиха и создает паузу, пространство между частями стиха. Это те самые пустые места на свитке, которые «исполнены большего смысла, чем то, что начертала нам кисть». А кирэдзи — то слово или знак препинания или интонационная пауза, с помощью которых осуществляется разделение.

* Ключевое слово – слово, схожее с киго по принципу своего воздействия на сознание и подсознание человека, аккумулирующее смысл и контекст мировой и человеческой истории и культуры. Пример – «Хиросима», «вторая мировая» и пр.

Примеры. Победители и призёры в номинации «традиционные хайку»:

МКХ-7

пустая дача
сквозняк гоняет по кухне
луковую шелуху
Валиния, Тверь, Россия
Первое место

наполняется
облаками озеро
сети на шестах
Мира Михайлова, Черкесск, Россия
Второе место

Хлопнула дверь.
Помедлив немного, с ветки
посыпался снег…
Александр Добровольский, Смоленск, Россия
Третье место

горная тропа
обгоняет на повороте
ящерка
Валиния, Тверь, Россия
Третье место

гладь озера —
ласточки и водомерки
наперегонки
Виталий Чипиженко, Харьков, Украина
Третье место

звон капели
девчонки на лавочке
болтают ногами
Николай Гранкин, Краснодар, Россия
Третье место


МКХ-6

Первое место
девять дней
засохли в банке
кисти для акварели
Анна Конева (Гамма Чувств), Новосибирск


Второе место
звуки весенней улицы
в пустом классе
учитель музыки
sergosha, Астрахань


Второе место
Конец зимы
дотянулась тень деревца
до больничного окна
Кира Иванова, Московская обл., дер. Борки


Третье место
первый снег
обсуждают дворники
вчерашние новости
Николай Гранкин, Краснодар


Третье место
капель
в переулке бахила
в цвет неба
Avis Mundi, Москва


Третье место
сезон дождей
и мальчик, и приходящий папа
молчат...
Иса, Приморский край, п. Восток


МКХ-5

Первое место
весенний дождь -
тихонько звенишь
ключами у входа
Роман Ляховецкий, Маале Адумим, Израиль


Второе место
аллея госпиталя -
чуть прикрыты снегом
гроздья рябины
Сергей Карнаухов (Kernell Panic), Калуга, Россия


Третье место
деревенский погост -
долго-долго кукует
кукушка
Виталий Чипиженко, Харьков, Украина


Третье место
апрельское утро
в окне ночлежки букет
из папиросной бумаги
Роман Ляховецкий, Маале Адумим, Израиль


И так далее. Каждый может посмотреть то, что ему интересно.

Можно посмотреть и оценить самому, насколько соответствуют хайку-призёру приведённому определению.
Кто-то наверняка узнал авторов стихиры, они в подавляющем большинстве представлены среди призёров.

В связи с этим вопрос к всем любителям японской поэзии:
Нужно ли проводить конкурсы хайку на основе требований МКХ?
Цель – облегчить авторам отбор своих произведений на конкурс МКХ.
Так как на МКХ от каждого автора принимается ТОЛЬКО 15 трёхстиший.

Спасибо!
Курума Такуми


Рецензии
Поздравляю всех с Рождеством!
http://www.stihi.ru/go/kards.qip.ru/images/flash/8e/02/654.swf

Агата Кристи 3   06.01.2016 20:10     Заявить о нарушении
Спасибо!
С Рождеством Христовым!

Сад Рёандзи Конкурсы   07.01.2016 14:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.