Глава - 12

      ГЛАВА -12

 

А ночью зарницы сверкают,
Тревожен земной этот мир,
И волки сбиваются в стаи,
Кровавый предчувствуя пир.
И горечью веет полынной
Из дальних калмыцких степей.
Вдруг всадник промчался былинный
И сгинул в тумане полей…
Тот всадник – монах благородный
С Отечеством в сердце своём,
В минуту смертельной невзгоды
Он мчится на помощь с копьём
Из мглы вековой,
                Из начала
Великих и славных времён,
Когда ветерком колыхало
Лик Спаса на шёлке знамён…


Сразиться он вышел от рати –
Боярин, монах, богатырь,
Под схимой у сердца,  как латы,
Прижалась Святая Псалтирь –
Пред битвой с ордынцем, похвально
Играющим мышцей своей
И речью срамной и нахальной
Бесславящим русских князей.
Он взглядом окинул равнины,
Церквушки за Доном,
                Поля,
Подумал: « Сегодня едины
И Бог, и Родная земля…»
За слёзы рабыни-славянки
За пепел селений
                Копья
На солнце сверкнула огранка
И вздыбилась грива коня.
Пригнулись ковыль с повиликой,
И ветер взметнул еловец,
И в сердце разбойное пику
Навёл хладнокровно чернец.
Всё ближе ордынец,
                Зловеще
Впиваются лезвия глаз…
Но смотрит спокойно и веще
На поле со знамени Спас.
На Небе уже состоялось
По Воле Творца рождество
Великой Руси,
                Ей осталось
Земное явить торжество
И стать на века Боговерной,
Такой ее видит монах –
Глашатай победы и первый
Руси торжествующей шаг.
Вот сшиблись!
                И рухнул поганый!
Убит, но в седле, Пересвет…
Завыла орда на кургане
От бранных недобрых примет.


Воспрянули витязи духом –
Удачу монах предсказал!
Запели протяжно и глухо
Рожки боевые,
                И встал
В переднем ряду ополченья
Как воин обычный, сам князь.
И вот закипело сраженье…
Великая кровь полилась!


И молится с братией Сергий
Пред Троицей Вечной Святой
И просит, чтоб дал Милосердный
Победу князьям над ордой.
Не видя воочию сечи,
Он всё о побоище знал.
« Вот, Фёдор убит – ставьте свечку!
Иван, Михаил…» - поминал
Сраженных по имени старец.
А в полдень сказал, что Мамай
От соколов русских, как заяц,
К себе убегает в Сарай.
Удача к дружинам склонилась –
Победа над чёрной ордой.
Великая Русь народилась
На свет с православной душой
Монаха.
              Он ратников волю
В единство сомкнул,
                В перевес!
А ночью над стонущем полем
Он телом духовным воскрес.
Под ангелов стройное пенье
Умчался в небесный простор.
Над крышами русских селений
Он скачет и скачет с тех пор.
Он был, вдохновляя отряды,
В густом Бородинском дыму,
В котле огневом Сталинграда,
На Курской дуге и в Крыму…


Вот снова, лишенная света,
Земля моя взята бедой –
И взмыло копьё Пересвета
Над чёрной торгашей ордой.
Сверкнуло над Потьмой во мраке,
Распятым вернув имена,
И дух, что ютился в овраге,
В родные вошёл племена.
Как молния, взмыло над Пущей,
Круша заговорную ложь
С её содержанием сущим –
Развал,
             Самовольство,
                Грабёж!
Над Ивой,
                Над дедовым кровом
Пропело оно, как струна,
И, как электрический провод,
Замкнуло собой времена.
Повеяло Родиной дальней,
Той самой, что Потьмы паши
Насильем и ложью повальной
Изъяли из русской души,
Как будто забилась моложе
По жилам застойная кровь –
Какое величие, Боже,
Какая святая Любовь,
Какие высокие храмы
И вечных начал торжество…
Как больно откликнулись раны
Распятой России –
                Родство
Разлучной тоской защемило…
Проходит похмелье.
                Как новь,
С весенней проклюнулась силой
К обители русской любовь:
К её городишкам исконным
С беленой кремлевской стеной,
К иконам её чудотворным
С паломников длинной чредой,
К просторам её необъятным,
К рождественским ясным ночам,
К степям и полынным, и мятным,
К её уцелевшим лесам,
К душе и простой и глубокой
С космической грустью в себе,
К певуньям её синеоким,
Лелеющим счастье в избе,
К родительской тихой могиле
Под ветром лоснящим траву,
Ко всей стороне этой милой,
Что родиной малой зову.
Не всю её волю скрутили
Нуждой олигархи – воры,
Не все еще земли скупили,
Не все разорили дворы.
И храмы не все посносили
Кликуши в угоду вождям!
Найдётся ли с сердце России
Прощенье, отступники, вам?
Великое сердце…
                Молитесь!
У вас покаяние есть…
Летит над просторами витязь –
Грядущего добрая весть:
На Небе уже возродилась
Россия по Воле Творца
И ликом святым отразилась,
Как в море, в народных сердцах…
Любовью и долгом сыновним
Простой отозвался к ней люд –
Вновь храмы возводят,
                Часовни
И стройно молитвы поют.
Ликуют Небесные Силы,
Пополнившись русской душой,
И видят, как солнце – Россия
Восходит над грешной Землёй.



                1988 – 1996г.г.,   2000г.
                с. Ива – г. Н-Новгород








• - значения местных слов и выражений.

Ива – село в Пензенской области.
Пичуры – мордовское село в Пензенской области.
Партийцы – так простой сельский народ называл коммунистов (или «партейцы»).
Орлятник – игрок в орлянку,  орлянка – в простонародье игра на деньги, когда игроки
                в круге делают ставки на кон под бросающего монету или под других игроков
                по согласованию. Если у бросающего монету выпадает герб, то он выигрывает
                кон, и выигрывают все те, под кого ставили в круге, а если выпадает решка, то
                получается всё наоборот – бросающий проигрывает кон, проигрывают и те, под
                кого ставили на круге. До революции гербом России был двуглавый орёл
                и его изображение чеканилось на монетах, отсюда игра называется орлянкой
                или говорят «играть в орла».
Отряд – группа лиц из местных жителей, организованная для проведения карательных
               мероприятий в селе в годы коллективизации – раскулачивание, борьба с религией и
               и т.п. Зачастую членами отряда являлись бесчестные и грешные люди.
Молочник – небольшой глиняный горшочек с ручкой для приготовления молочной каши
                младенцу.
«Собирать по селу стаканы» - выпрашивать у сельских жителей поднести вина иль самогона
                за какую-нибудь мелкую услугу или за властное своё
                положение или просто за «здорово живёшь…»
Надел – участок пахотной земли в поле, временно находящийся  в собственности того или
               иного жителя села. Каждые пять – семь лет проводилось распределение
               пахотных земель между жителями села (общины). Землю делили между
               хозяйствами подушно, оттого и надел, т.е. наделили.
КРЕСТКОМ – крестьянский комитет, общественная организация на селе в период
                коллективизации.
Пика – устройство для поиска спрятанного зерна и вещей. Пика представляет собой
             острую металлическую насадку на палку с трубчатым углублением в острие
             для захвата содержимого из глубины.
Лузга – шелуха, покрывавшая зерно проса в кисти.
Кочедык – инструмент для плетения лаптей и изделий из лыка, представляет собой слегка
                загнутый металлический уплощенный «палец» на ручке.
Онуча – продольный отрезок холста, сукна или другой ткани для обёртывания
                ноги вместо чулка.
Хлыст – ствол спиленного с корня дерева.
Немушка – немой человек.
Аванс – в данном случае первоначальная незначительная выплата колхознику продуктом
              за работу в колхозе.
Заём – билет государственного займа, Обычно в селе сельская власть распределяла
            по жителям и принуждала выкупать, на назначенную сельсоветом
            сумму, билеты государственного займа.
Поставка – дополнительное обложение крестьянских хозяйств натуральным налогом:
                мясом, молоком, яйцами, маслом, шерстью, теми продуктами, какие производят-
                ся в хозяйстве.
«палочка» - так колхозники называли меру оплаты труда, равного одному трудодню, т. е.
                если колхозник выполнял работу с трудозатратами равными одному трудодню,               
         то бригадир или учетчик (табельщик) помечал в своей учетной тетради
         выработку данным колхозником в количестве одного трудодня и ставил
         напротив его фамилии палочку, как говорят: «Написать палочку».
Трудодень – единица измерения количества того или иного вида сельскохозяйственного
                Труда на основе составленных экономистами таблиц и прочей документации.
Двенадцать рублей – в то время на эти деньги можно было купить 12 кг сахара или
                Одну пару кирзовых сапог, самый простой велосипед стоил 50 рублей.
Валёк – деревянный плоский молоток для простукивания мокрого белья при полоскании.
Майдан – село в мордовском краю.
Майданы – (Лух – Майдан, Кер – Майдан, Ян – Майдан)  – села в Мордовии.
Цеп – орудие для ручной молотьбы хлеба.
Вага – деревянный рычаг для перекатки или переноски брёвен и других тяжелых предметов.
Вертухай – блатное название охранника тюремных постов.
Вяхирь – мешок из холста.
Поличка – зачастую украшенная резьбой открытая полочка в переднем  (красном) углу
                избы, на которой стоят иконы, лики, святая вода в бутылочке, сухие веточки
                вербы с пушистыми серебристыми почками,  лежат свечи и поминания
                с именами усопших.
Светец – устройство для освещения в избе ночью горящей лучиной.
Мамон – название сирийского древнего божества (идола) богатства ( в смысле денежного
                прибытка), жизнь в мамоне – жизнь в любви и в погоне за земным богатством.
Помянник – поминание, книжечка с именами усопших родственников, друзей, близких
                по вере и дорогих по духу христиан из других времён.
Стервятина – падаль.




     Переход К НАЧАЛУ ПОЭМЫ - ПРОЛОГУ   http://www.stihi.ru/2015/12/23/11249               





               

 


Рецензии
Удивительно показана связь времен!
Сергей, я уже отмечала ранее, что это колоссальный труд! По таким произведения надо учить детей истории!
С безграничным уважением и благодарностью кланяюсь тебе, дорогой брат во Христе!

Надежда Воронина   02.11.2021 10:39     Заявить о нарушении
Надя, спасибо на добром слове
С теплом души

Соколов Сергей 2   02.11.2021 13:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.