Первый урок в пятницу

Возьмите листочки; в правом верхнем углу –
фамилия в родительном падеже, ниже –
«Самостоятельная проверочная работа»,
вариант, номер варианта –
и начинайте писать.
Алгебричка


Зима. Вода, туман тяжелый,
Портфель – ни охнуть ни вздохнуть.
Твердя заданье перед школой,
Несчастный обновляет путь.
К воротам школы прибегает,
Боится смертно опоздать,
Хотя давно он прогулять
Задумал алгебру. Встречает
Там одноклассников своих –
И страх и злость на лицах их.
..................................................
У кабинета мы сидим;
Один с учебником своим,
В него почти уткнувшись носом,
Бубнит над пройденным вопросом.
Весь класс – у запертых дверей.
О алгебричка! Заболей!
Но тщетны робкие мечты –
В последний миг явилась ты.
---
Как свежий вихрь весны безумной,
Туда наш класс влетает шумный,
В сей злополучный кабинет,
Где радости познанья нет.
Но веселы ученики,
Пока не раздадут листки...
Судьбина злая! Тяжкий рок!
На парту, плавно колыхаясь
И над бессильем насмехясь,
Летит и падает листок...
................................................
«Откройте книжку номеров
И выпучьте глаза», –
Глядишь ты на своих жлобов*.
Решайте, тормоза!
---
Снуют машинки по столам,
Скрежещут зубы по углам,
Записки стаями летают,
Средь номеров минуты тают,
Как в лихорадке всех трясёт:
Вон кто-то карандаш грызёт;
Душой хлад чувствуя могильный,
Другой сминает лист чернильный
И до конца урока ждёт:
Когда-то мысль к нему придёт?
Один крутой ученичок,
Едва лишь начался урок,
Листок кладёт на кодоскоп
И удаляется... О, чтоб
Мне бог послал небесну милость,
Что и в кошмарах мне не снилась:
Меня ты свыше осени
И мне четверку учини
В контрольной, в четверти, в году!
Я в монастырь за то пойду,
Я буду день и ночь молиться,
Не буду есть, спать, веселиться!
Секунды – боже! – до конца...
На жертвах не видать лица.
Но равнодушна алгебричка:
Садизм – учителей привычка.
...................................................
Роятся мысли, как шмели,
Ум отрывая от земли...
И тут ваш автор набросал
Учителей всех идеал:
Красив и добр, великодушен,
Веленью времени послушен,
А так же мненью большинства –
Во многих лицах божества,
Одну контрольну в год давал
И ничего б не задавал,
Умел занятно рассказать
И за вниманье б ставил пять.
..................................................
Потухший взор от чисел отрываю
И гневный взор к тебе я обращаю...
А ты – сидишь, едва ли встанешь с места,
Опустишь очи, как невеста,
Что так измазаны тенями,
Как стены многих школ соплями,
Как лихорадка на щеках румяна;
То вдруг прикрикнешь на Ивана,
То на ленивого Илью,
То в сторону косишь мою,
Спустивши веки, свысока,
И улыбаешься слегка;
То над журналом ворожишь,
То англичанку пригласишь...
..................................................
Вообрази – сидят две крысы,
И обе в пиджакх, и лысы
(У первой лысина с пучком),
Болтают тут о том, о сём,
Как на завалинке, пьют чай –
А ты трудись, мозгуй, решай!
Так каждый раз! Табун ягнят
Смирился с этим: все молчат.
И ни один из всех директоров
С ней не был справедлив или суров,
И роскоши себе не мог позволить
Такую собеседницу уволить.
..................................................
А между тем учителя,
За свой предмет душой боля,
К Наташке взоры обращают
И стиль её перенимают,
И до отказа забивают нам умы –
Но терпим мы, но сносим мы!
А лишь осмелься пикнуть ныне,
Они расскажут всё Ирине
(Ирина с ними заодно) –
И плохо кончиться должно...
..................................................
Как гром, как божия рука,
Гремит по школе глас звонка...
О чёрт! Кого не осеняет,
Тот ручку с горечью роняет,
Плетется, как на эшафот –
Листок на кодоскоп несёт,
Иль, как отчаянный герой,
Идет с поднятой головой.
Другой же, более упорный,
Кряхтя, свой труд кончает чёрный,
И пишет рабская рука
Пример до третьего звонка.
---
Не буду души вам терзать,
Не стану дальше продолжать.
Но, если хочешь жить и дале,
Иметь нервишки крепче стали
И быть здоровым, друг драгой,
То к алгебричке – ни ногой!

1992

*Мы реально были называемы в глаза жлобами, "шизвозами" и прочими некрасивыми именами.


Рецензии