Лингам или лингва? Часть 19. Телёнок Солнце

Кто такой Дед Мороз? Странный вопрос! Седой статный старик с красным носом и с волшебным посохом в руках…

 А с чего всё началось? Говорят, что с Санта Клауса. Он же Николай Чудотворец.

Николай Чудотворец, Николай Угодник —архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским): оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец. (Прим. авт.: а вдруг и дедов морозов не один, а два?!)

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день). Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога. По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём. Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке…

Всё бы хорошо, но почему тогда Святой Николай оказался прочно связан с зимой, Новым Годом и Рождеством? Почему не с 1 июля, например? Почему его в Англии  называют Фаза Фрост, что почти равноценно нашему Деду Морозу?

А давайте узнаем, какие ещё бывают имена у Деда Мороза!

Баски Papa Noel ,  португальский  pai Natal, итальянский babbo Natale ( babbo – папа),   латынь Pater Nativitatis (Nativitatis  Рождество, Nativitati  родина,   Nati  роды,   Nat  натуральный,  Na  не доступно),  идиш tate nitl,  македонский  татко Божик,  сербский  Отац Божих,  казахский Аяз ата (аяз – мороз; Эйя?), англ Father Frost . Простите меня, я правильно поняла:  архиепископ Мир Ликийских Николай Чудотворец, живший на рубеже 3-4 вв., является Отцом Божиим? Или он занял чьё-то место? Чего-то здесь христиане умалчивают!

Начнём с того, что христианское Новолетие не может быть связано с морозом, потому что  отмечается 1 сентября. Почему? А потому что Индикт!

Этимология этого слова, как и то, кем установлен этот период, в точности неизвестны. Наиболее распространённым является предположение, что индиктион (от лат. indiction — 'объявление') первоначально означал чрезвычайный налог на зерно. Император Диоклетиан превратил его в 297—298 году в ежегодную подать, размер которой определялся один раз в пять лет, на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет. Этот период в 15 лет использовался в Средневековой Европе для датировки документов.

Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Этот индикт использовался в допетровском летосчислении на Руси. Кроме того, в различные периоды использовался римский, или папский, индикт (с началом 25 декабря или 1 января), императорский индикт (с началом 24 сентября, иногда называется индиктом Беды). Последний получил распространение на территории влияния каролингской династии. В литературе также порой встречаются упоминания о цикле индиктов с началом 8 сентября, называемом indictio Senensis.

Цикл индиктов, совместно с 19-летним метоновым и 28-летним солнечным циклами, лёг в основу юлианского периода. Через 19 X 28 = 532 года расчётные фазы Луны и дни недели приходятся на те же числа месяца. Поэтому через каждые 532 года полностью повторяются и даты пасхи. Этот промежуток времени был назван великим индиктионом.

В Русской Православной Церкви индиктом называют также годовой круг богослужения. Начало индикта, или начало новолетия, приходится на 1 сентября юлианского календаря и является церковным праздником. Нет в Православии никакого Нового года 1 января!

Но ведь  у славян и до введения христианства летоисчисление начиналось либо осенью, либо весной. Только связано это не с «заплатил налоги – и спи спокойно!», а с явлением солнечных равноденствий, когда длительность дня и ночи равны (20 марта и 22-23 сентября).

Кстати, времен года у наших Предков было три – осень, зима и весна. Поэтому слово «лето» в любом древнем источнике является аналогом современного понятия «год».

Названия зимы и лета во всех славянских языках одинаковы, в то время как названия осени и особенно весны сильно различаются. Это возможно свидетельствует о том, что год изначально делился лишь на два сезона – холодный и тёплый.

А ведь в истории нашей планеты были и периоды с постоянно мягким климатом вроде "вечного лета"...

До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. Для земледельцев и солнцепоклонников мартовский стиль наиболее логичен.


Джек Фрост или Ледяной Джек — персонаж английского фольклора, олицетворяющий собой зиму. Джек Фрост — аналог русского Деда Мороза в его жестоком варианте, который ближе к славянскому Карачуну. Карачун — др.-рус. смерть. Но я ещё не закончила «парад» дедов морозов.

Румынский  Mos Crаciun (Мош Крачун), немецкий  Weihnachtsmann (рождественский мужчина), нидерландский  Kerstman  (кершман, что по-моему, равносильно Кристмас, Христ Мас и отсылает нас к Рождеству; ну и чьим  Мас является Отцом?),  польский  Gwiazdor   (гваздать – пачкать, грязнить… или от  англ. Give – давать?.. или от «гава» - ворона?..  или от фр. havre - гавань ?). К северу и к западу от Гавра находится побережье пролива Па-де-Кале.

 Литовский  Kalеdu Senelis (Син-Магур «корабль?),  болгарский  Дядо Коледа, норвежский  jultomten, датский  julemanden. Конечно, я знаю про «колядки»! Но справедливости ради, рассмотрю и другой вариант. 

Календы (лат. Kalendae или Calendae) — в древнеримском календаре название первого дня каждого месяца. Календы, так же, как и ноны и иды, служили для отсчёта дней внутри месяца: от этих трёх определённых для каждого месяца моментов дни отсчитывались назад (например, шестой день перед мартовскими календами и т. п.).
Слово «календы» происходит от латинского глагола calo (неопр. форма — calare) — «объявлять, возглашать» (родственного, например, англ. call и рус.глагол), в связи с тем, что в ранний период римской истории понтифики, следящие за временем, в этот день объявляли о начале нового месяца и числе дней до нон в этом месяце (в ноны народу объявлялось о праздниках в данном месяце).
Слово Kalendae было принято писать через букву «K», а не «C», что сами римляне объясняли заимствованием глагола calo из др.-греч. kalо — звать (см. Макробий, Saturnalia 1.15).

Ага! Санскрит: кала – время, калаа – возвышенное (а не то, что мы сдаём на анализы: сербохорв. Као  "грязь, лужа", чеш., слвц. kаl "тина, грязь, слякоть, кал", родственно др.-инд. kаlas "сине-черный", kаlаnkаm "пятно, позор"; и не финская рыба kala, которую под французским именем poisson ловят в бывшей  французской рыбацкой деревушке Кале). Санскрит: кал – обман, калуша – грязь. Кали – железо (оно и у нас калёным бывает), калагни – уничтожить (англ. kill - убивать). Между прочим, Кали – в древнейшую ведическую эпоху – один из эпитетов Агни. И только потом – супруга Шивы.


Кали (санскр.  «чёрная») — тёмная и яростная форма Парвати, тёмная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Имя Кали впервые встречается в Ригведе. Также известна как Каликамата («чёрная земная мать»), Каларати («чёрная ночь»). Потому калатра – самка и калва – семя. А вот почему  каляна – красивая и кальяна – блаженство? А ведь есть ещё Кальпа-тару - древо желаний, одно из пяти деревьев на небесах Индры. Очевидно, оно же и Кальпа-вритшу. Древо исполнения желаний змея Вритры? Удивительно, но Калкин – это БЕЛЫЙ конь, грядущий спаситель в индуизме.

В Библии (Откровение Иоанна Богослова) белый конь является предвестником событий, связанных с концом мира.
1. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить. (Откр.6:2)
2. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие".
И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
(Откр 9:11-15)

Кстати, санскрит: калакала – звучание; конечно – наши колокола!

Древнеримским праздником январских календ (от 1 до 5 января) завершался целый праздничный цикл, общий всему греко-римскому миру; цикл этот начинался с Врумалий в честь Диониса фракийского (от 24 ноября до 17 декабря), обнимал Сатурналии и Опалии (от 17 до 23 декабря) и Воты (от 23 декабря до 1 января).

Праздник Сатурналия связан с зимним солнцестоянием и началом знака Козерог(управителем которого в астрологии является Сатурн). С этим праздником связан известный символ Сатурна «смерть с косой» — символ жатвы, хронологии (подведение итогов года и пожеланий на будущее), и зимнего голодного/холодного времени, смертельного в случае дефицита урожая. Однозначных сведений не сохранилось, но можно предположить, что обычай рядиться в чертей и мертвецов с косой идёт именно от сатурналий.

В IV веке праздник переродился в известное нам Рождество, соединившись с праздником Sol invicta («Солнца побеждающего») праздновавшегося в те же дни. Роль Сатурна исполняет Дед Мороз (у финнов до сих пор Дед Мороз называется «Йоулупукки», что переводится как «козел Йоля-солнцестояния»).

Врумалия, Брумелия (от лат. bruma «короткий (день)») — древнеримский зимний праздничный период в честь Крона, Деметры и Вакха (Дионисия), оканчивающийся в день зимнего солнцестояния.

Опа— богиня римской мифологии. Обычно считается божеством плодородия, богатой жатвы, посевов. С III века до н. э. Опу начинают отождествлять с Реей, и называют женой Сатурна. Также ее называют богиней-покровительницей Рима, либо сближают с Теллус или Кибелой.


Йоль (в разных языках Yule, Joll, Joel или Yuil) — средневековый праздник зимнего солнцестояния у германских народов. Традиционно языческий праздник проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством.

Йоль — ночь солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь. Традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана. Считалось, что такая клятва доходит до самого Фрейра, бога плодородия, священным животным которого был дикий кабан.

Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок, но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочка дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось. Ясень — традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль.

Сравните:

Божич (серб. Сjаканье, Вертеп, Коринђаши) — национальное название Рождества у большинства южных славян.  Накануне Божича отмечают «Бадни дан» (Сочельник), то есть день рождественского полена бадняка.

Кто такой Божич? Сын Божий. Для христиан Иисус Христос. О его солярной природе я уже писала здесь - http://www.stihi.ru/2015/01/12/5907. Помните, что Феникс возрождается в огне? Вот об этом и говорит обряд сожжения полена. А у нас сжигается чучело зимы на Масленницу. «Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям…» Лишнее подтверждение того, что у нас летоисчисление привязано к весеннему равноденствию. Но в это время Солнце вне опасности. Значит, умирает и воскресает кто-то другой… Давайте-ка присмотримся к славянским праздникам!

Марья — зажги снега — день народного календаря у славян, посвящённый святой Марии Египетской и отмечаемый 1 (14) апреля. Считалось, что в этот день просыпается домовой. На Марью Египетскую зиме карачун пришёл.


Марина лазоревая — праздник народного календаря славян, отмечаемый 17 (30) июля. В этот день Русская православная церковь почитает великомученицу Марину (Маргариту).

На Руси была известна легенда о морской царевне Марине и морском царе. Наскучило царевне жить в палатах отца, убежала она на землю. С тех пор каждый год, когда наступает день рождения Марины, вспоминает морской царь о дочери-беглянке, и во гневе пускает в небо огненные стрелы, которые видны как лазоревые отблески на небе.

Святая Марина считалась хозяйкой над змеями, поэтому в этот день запрещались работы с предметами напоминающими змей: нитками, пряжей, веревками. Змеи по поверьям находились на земле до дня Марии Огненной (или до Преображения, Успения), а потом уходили в «нижний мир». Кроме того, к святой обращались как к целительнице.

Огненная Мария считается сестрой Ильи-пророка, чей праздник отмечается трёмя днями позже.

Марьи добрый день — день народного календаря у славян, приуроченный к христианскому дню памяти равноапостольной Марии Магдалины, выпадающий на 22 июля (4 августа) . Другие названия дня: Марья-ягодница, Громовый день, Марья — сильные росы, Росная оконница, Марья-искусница, Марья-суровица, Огненная Мария, Марьин день, белор.  Фока, Карніл; сербохорв. Блага Марија, Вјетрени дан.

В Марии Магдалине народ видел небесную властительницу громов и молнии (Перуницу).
По сербским поверьям, «Благая Мария» является сестрой Громовника Ильи (Илии пророка) и считалась хранительницей от молнии.

Как видим, эти Марьи и Марина – на одно лицо! Уж не Лада ли это, супруга Перуна?

30 октября -  день Макоши.

Макошь — богиня брака и родов, в ее ведении находится такое ремесло, как прядение. В славянском язычестве Макошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. У древних славян днем поминовения Макоши считалась Пятница. После принятия христианства пятый день недели — пятница — связывался со святыми женского пола. Зверь Макоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища (от старославянск. капь — изображение, идол, культовое сооружение у восточных славян дохристианского периода).

Матрёны зимние — день народного календаря, приуроченный к дню памяти преподобной Матроны Константинопольской, отмечаемый 9 (22) ноября. Старые люди так об этом дне говорили: «Зима-то не сама на ноги встаёт, а её Матрёна ставит». Нет, это не Огненная!

25 ноября   - день  Марены.  В славянской мифологии  Марена (Марана, Морёна, Маржана, Маржёна) связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. Осенью Богиня Марена прогоняет теплого, летнего Ярилу и устанавливает на земле свое Царство снегов и морозов. Двадцать пятого ноября устанавливается слякотная погода: дождь, снег, холодный ветер... На зачине не произносится никаких славлений, не возжигается огонь, не приносятся жертвы и требы. «А ни Мара ни Морока не смиемо славити». После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (незамерзшей трясине).

Елань, как утверждают, происходит от тюркск. ялант — долина, луг. А по мне, так как и Еруслан Лазоревич, от Светого Оленя!

Вот и Даль утверждает: елень,  еленица  -  олень и оленица, самец и самка оленя. Сиб. марал, сым, сынин; оленица вообще лань. Елень быстра, не коню сестра.

Давайте-ка с Мороком разбираться!

Карачун - славянский (или праславянский) мифологический персонаж, статус которого вызывает споры исследователей. По мнению некоторых славяноведов - подземный бог, повелитель мороза, хозяин тьмы, холода и смерти. Некоторые его называют одной из ипостасей Чернобога или Перуна, а то и Велеса, а другие - самостоятельным персонажем, который проводит лето в Подземном Мире, а зимой выходит на поверхность или подаёт команды из-под земли. Иногда называют его мужем богини ночи и смерти Морены и сыном Велеса (или богом из его свиты). Вот до чего доболтались! Карачун – это Смерть. А кто такие Велес и Перун?

Дни чествования Карачуна приходятся, по одним данным — на 23-25 декабря, когда заканчивается период зимнего солнцестояния,  и ночь становится короче дня (есть версия, что имя Карачун означает укорачивающий), по другим данным — на 21-22 декабря — дни зимнего солнцестояния.

«В 2014 году самым коротким световым днём стало 21 декабря – 7 ч 0 мин 31 с.
   22 декабря длина светового дня уже составляла 7 ч 0 мин 33 с. (Все данные сейчас привожу для Москвы.) Но при этом солнце раньше всходить не стало! Более того, оно продолжало «запаздывать» и дальше:

   21 и 22 декабря – восход в 8:57,  с 23 по 25 декабря  - восход в 8:58, с 26 по 31 декабря – восход в 8:59. А вот длина дня увеличилась к 1 января уже почти на семь минут за счёт того, что заходы происходили позже.

   И только 1 января солнышко действительно «встало» на минуту раньше! Если поднять данные по другим годам, то первый более ранний восход может приходиться и на 3-4 января, может случиться и в самом конце декабря…»

Каким образом древние сделали бы вывод, что к 25 декабря Карачун укоротил ночь? А «корча» и "карачки"- это что? А Карачун-гора? — гора вблизи города Славянска Донецкой области Украины. Название горы переводится с тюркского как «чёрная смерть».

Карачан (Мокрый Карачан) — река в Воронежской и Тамбовской областях России. У реки 5 малых притоков длиной более 10 км: река Сухой Карачан (верхний), ручей Шпиков, река Терновка, самый крупный приток — река Сухой Карачан (нижний), река оврага Разбердейкин. Название реки Карачан имеет тюркское происхождение и восходит к двум тюркским словам: «кара», что означает «чёрный» и «чан» - «яма, сторона».

Короча (вар. Корочка, Кароча; устар. Короткая) — река в Белгородской области (Россия). Исток у села Ольховатка, в Губкинском районе.

Крачун — одно из названий Коляды. Опять же, Коляда не Корочун. Кречет? Возможно.

"Кречет. В схожем варианте встречается в украинском - кречет, польском krzeczot. Существование названия в живом языке русских, живущих по Печере и Тиману и наличие сходного названия в старовенгерском "керчкт" или "керечен" указывает на значительную древность возникновения слова (Дементьев и др., 1951). Происхождение названия, предлагаемое этимологическими словарями, весьма туманно и сомнительно. Скорее всего, название очень древнее и представляет собой сложное слово, состоящее из двух корней "кр" ("кер") и "чет". На наш взгляд, название происходит от праиндоарийского корня *kr в значении божественный. От этого корня в египетской мифологии образовано имя одного из высших богов, которое транскрибируется в латыни как Kr, а в русском варианте известно как Гор - божество властитель неба и высоты с головой сокола. Вторая половина слова "чет", в русском языке указывает на принадлежность к мужскому роду - "кре-чет, ко-чет, че-чет". На значительную древность слова указывает, например, и схожесть русского кречет с монгольским - kyrиyt, в значении "ястреб"..."

Указание на мужской род - чет. Наглядное тому подтверждение: четверг - чей день? Перунов, да и всех индоевропейских громовержцев вообще.


Крачка? Родственница чаек, таких, например, как халей…

Мороз.  Происходит от праслав. *morzъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. мразъ, болг. мраз, словенск. Mrаz, чешск. mrаz, словацк. mrаz, польск. mrоz, луж. mroz «иней». Связано чередованием гласных с мерзкий, мёрзнуть. Родственно алб. mardhem «мерзну», mardh; «гусиная кожа», marth «мороз». Последний пример напоминает о Марсе.

Марс происходит от лат. Mars, из раннего Mavors, родств. оскск. Mamers, Мармар. В Древней Италии был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище римского царя — регии. Там же находились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба во времена царя Нумы Помпилия, а потому считался залогом непобедимости римлян. Остальные одиннадцать щитов были изготовлены по приказу царя как точные копии упавшего с неба, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинный.

12 щитов – 12 месяцев? Тогда у Марса, бога плодородия – функция года? Но разве на март приходится день Карачуна? Священными животными Марса считались волк, дятел, конь, бык.

А на Руси скотий бог кто? Велес…

Итак, 22 декабря -  день Карачуна  -    зимнее  солнцестояние (самый «критический»  для Солнца день).

Кстати, Сигиллария - римский игрушечный и кукольный праздник, служивший продолжением и окончанием сатурналий, праздновался 21 и 22 декабря. Он был назван по маленьким глиняным человеческим фигурам, которые, как говорят, Нума посвятил Сатурну вместо живых детей, как символ человеческих жертв. Впоследствии дарили, преимущественно детям, маленькие изображения богов из терракоты, бронзы и позднее даже из серебра и золота. В подарки раздавались также разноцветные восковые свечи, печенья из пшеничной муки, тмина и мёда, которым придавали различные формы.

Сатурн — исконный древнеримский бог, культ которого был одним из самых распространённых в Италии. Как явствует из этимологии слова (satus — посев), Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царём страны, переселившимся из Греции в Италию.

А мне вот подумалось, почему "посев"? Са Тур (как Са Осирис, непример) - он есть тур (бык)...

В Риме существовало предание, что Сатурн на корабле доплыл по Тибру до Яникула, здесь нашёл у Януса дружественный приём и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом Сатурна. Исконное население Лация называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. Супруга - богиня Опс, которая очень похожа на Макошь... В общем, если бог плодородия, то это ближе к Велесу. Если "смерть с косой" - то Морок. Поэтому с Карачуном и меня сомнение берёт. Тем более, что есть "карачаевцы", у которых тоже значительный след от арьев остался (R1a1a-M198 — около 36 %). Вот и речка Большая Лаба (карач.-балк. Уллу Лаба) у них... И гора Дардон, возле которой современный город Карачаевск (карач.- балк. Къарачай шахар)... Напомню, что Эней, приплывший в Италию после падения Трои, был из рода Дарданов. И не забудьте про Эльбрус ("фирменное" Альба; город Энея - Альба-Лонга), который находится в Боковом хребте Большого Кавказа на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия... На территории нынешнего проживания карачаевцев распологалась столица Алании — Маас (от Мас-квы чем отличается?)...

25 декабря -  Коляда -   солнечное  рождество.
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем. Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января.

31 декабря -  Щедровки.

После того, как власть Корочуна ослабевала, а на славянской земле начинало зарождаться новое Солнце, славяне отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. Большие зимние святки или, как их еще называли, Большие Велесовы святки продолжались двенадцать дней — с 24 декабря по 5 января. День Коляды, отмечаемый 25 декабря, не входил в число святочных дней. Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря. С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что кушанья из свинины символизируют богатый урожай и плодородие.  Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками. Состав ряженых оставался таким же, каким он был на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к собравшимся на улице людям и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!». Затем колядовщики начинают «коляду томить», то есть, выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят»...  Опять же, напрашивается вывод о противопоставлении Карачуна Велесу и молодому Коляде!

Кстати, Янус — в древнеримской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. С его именем связано название месяца январь.

Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое — лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества родственно латинскому слову janua, которое означает «дверь», а также «начало».
Интерпретация Януса как бога начал и проходов основана на этимологии, указанной Цицероном, Овидием и Макробием, которые объясняют имя как латинское, произошедшее от глагола ire («проходить, идти»).

Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня, означающего переходное движение (ср.санскр. «yana-», авестийское «yah», лат. «i-» и греч. «ei-»).

В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата (как  апостол Пётр?). В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей.



1 января.  Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздает подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. Между прочим, в украшении елки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозеленых растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам.

1 января. День Ильи Муромца.  Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под городом Муромом. В  то время здесь жили финно-угры, племя мурома.  За то, что Илья Муромец был из племени мурома, говорит и его имя — искаженное финское  Ильмаринен.  Ильмаринен — это финский Перун, бог воин и кузнец, кователь.  Как Перун должен соотноситься с Колой?

   6 января -  Турицы.  Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского. Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым. Замечу, что мы всё ещё во времени новорожденного Солнца. Как Тур, сын Велеса и Макоши, должен соотноситься с Колядой и Перуном? Ещё один вопрос: сколько имён у Солнца? Мы ведь не думаем, что солнце-Коляда, солнце-Ярила, солнце-Хорс – это разные боги-солнца? Разве наши предки-Финисты не знали о взаимоотношениях Солнца и Земли? И как это соотносится с Небесной коровой, родившей Золотого телёнка (созвездие Лосиха с лосёнком или Большая и Малая медведицы)?

8 января -    Бабьи каши.   Ни одни родины не обходились без повитухи. В день Бабьих каш было принято чествовать повивальных бабок.

12 января -   День похищений.    В этот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило. Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Даждьбога (Бога лета и счастья) его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Даждьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг.  Пока что я думаю, что сказки это всё. Если и мог на чужую жену кто покуситься, так это египетский Сетх!


18 января -  Интра.     Интра (Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) — сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник.  Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Интра — обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: «Как Солнце на небе, так и Интра — в Нави». В индийских ведах Интра — это демон, и царь-змей. На последнее указывает то, что Интерию населяют змеи, а сам Интра — муж Змеи Параскевы. По нашим ведам, Змиулан — победитель козла-Пана (сына Вия), по сути — своего двоюродного брата (так как Дый и Вий — братья). Что тут скажешь? Про Индру слышала. Он змея Вритру убил.  Абсолютно была уверена, что это и есть Индрик-зверь!  Про Инти слышала. Но это у инков.

Инти, бог Солнца считался богом-прародителем жизни. Ему поклонялись в основном крестьяне, которые зависели от солнца для получения урожаев. Хотя это был бог второго ряда после Виракочи, который получал больше жертвоприношений. Сапа Инка, верховный правитель, считался прямым потомком и наследником Инти.
Инти повелел своему сыну, Манко Капаку (по другой версии Манко Капак – сын Виракочи), построить столицу инков Куско там, где большой золотой клин, который он нес, упадет на Землю. (Ну и чем Манко Капак не Перун?) Верховный жрецом Инти был уильяк уму, второй по степени влияния человек в государстве и зачастую брат правителя.


21  января   - просинец      — название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу — Сонм всех Богов.

Отвлечение:

«Что есть 19 января? Если обратиться к западному Зодиаку, это граница, переход от Козерога к Водолею. Т.е., как Рождество Христово «привязано» к зимнему солнцестоянию , так и Крещение – это отражение цикличного события небесной сферы. Получается, что оба важнейших христианских праздника связаны не столько с событиями в жизни реальной личности, сколько содержат в себе знания древнего календаря…

Оказывается, есть ещё и Внешний Зодиак. Именно к нему относится созвездие Змееносца, которое иногда представляют в качестве 13-го зодиакального знака. Но сейчас меня интересует совсем другое созвездие. Границей между Козерогом и Водолеем является Сфинкс (или созвездие Лебедя) из Внешнего Зодиака…» Подробнее - http://www.stihi.ru/2015/02/05/1404. Если точнее, Знаку Сфинкса отвечают созвездие Орла, звезда Альтаир (Альдо?), и созвездие Лебедя, звезда Денеб.


30   января -   День Мороза и Снегурки.  Снегурочка по прихоти бога любви Леля полюбила человека и потому с приходом Весны не стала улетать на Север. Но как только «яркий луч солнца прорезает утренний туман и падает на Снегурочку», она тает. В этот день славяне почитали противника Перуна — Мороза — ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.

Мороз был женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы была красавица-дочь — Снегурочка. День Деда Мороза и Снегурки был символичным окончанием зимы, за ним уже была не за горами широкая и щедрая Масленица. Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1837/.  Вот так и появляются сказки! Хорошо хоть, про бога Леля вспомнили… Правда, кто такой Лель? А забыли давно! Легче сказок понапридумывать, чем вспоминать…

Легко заметить, что у славян выделяется две пары богов.   Мара и Морок (Мороз, Карачун) как воплощение смерти. Рогатая богиня плодородия Макошь (Небесная Корова) и скотий бог Велес – родители телёнка-солнца Коляды. Не потому ли в Рождественском празднике участвуют «ряженые»? «Одной из характернейших черт святок (как и масленицы) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля…»
 

Кстати, в имени Ма-кошь тот же корень, что и в Кощее. Есть смысл задуматься, кто такие Кощей Бессмертный и Баба Яга, учитывая, что у Золотой Бабы северных народов супруг вовсе не страшный Кощей, а Золотой Гусь. Если принять  справедливое утверждение, что именно арии несли цивилизацию древнему миру, то будет не логично   считать славянскую культуру чем-то обособленным: аналогии  просто обязаны быть!

В Египте Макоши,  Велесу (татко Божик ) и Коляде соответствуют Корова-Хатхор, Гор Бехдетский и Айхи (Ихи; Хар-сом-тус). Хотя нам из египетской мифологии больше известны Исида с сыном Гором, Осирис, Сет и Нефтида с сыном Анубисом, но в мифе о дополнительных 5 солнечных днях, выигранных Тотом у Луны, перечислены родившиеся в эти дни боги: Осирис, Гор Бехдетский, Сет, Исида и Нефтида. Хатхор здесь не указана, но на роль Коровы претендует Исида, чудесным образом зачавшая от мумии, к которой пришлось вылепить детородный орган взамен проглоченного коварным сомом оригинала! Но ведь есть и супруга Сета Нефтида, обманом зачавшая от Осириса сына Анубиса и в страхе бросившая его…  Вообще, если в истории Исиды Анубис хоть как-то представлен, то Гор Бехдетский почему-то вообще не фигурирует. Это сейчас легко выявлять несоответствия, а в те времена каждое изменение достигалось упорной борьбой жреческих кланов, преследовавших свои собственные интересы…

Однако вернёмся к празднику Йоль. У финского Йоулупукки есть жена — Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat) и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки. Вот, вроде бы, и добрый финский Дедушка Мороз, но жена у него какая-то не та! Да и с рождественским деревом какие-то чудеса…

Финское слово joulukuusi (ёоулуку) - рождественская ель - звучит практически неотличимо от русского слова «ёлка» . Но  joulukuusi - это два слова: Joulu – Рождество и Kuusi - ель и «шесть».
Т.е финское слово ель (kuusi) - никак не похоже на русское слово ель!
Ну и что такое праздник Йоль? Рождество: фин. Joulu, швед. Jul (йоул), англ. Yule. Давайте вспомним про юлианский календарь и про месяц Июль, названный так в честь Юлия Цезаря. Забавно, да? Рождество Yule в январе, а июль «в честь Юлия» - самый жаркий месяц!

Давайте подумаем. Кто родился после зимнего солнцестояния? Солнце! Кто достигает наибольшей силы в середине лета? Солнце! Теперь понятно? И в честь кого назван сам Юлий Цезарь?

Сол — бог солнца в древнеримской религии. Вначале он ассоциировался с Янусом и только в поздней Римской империи появляется как независимый бог солнца, Sol Invictus. Латинское слово sol, означающее «солнце», происходит от праиндоевропейского существительного *Seh2ul- / *Sh2-en-, родственного германскому Совило, санкритическому Сурье, греческому Гелиосу, литовскому Сауле.

У ангичан солнце «сан», но обратите внимание на связь Соля и англ. Yellow «жёлтый» (ж-йол-тый).

Кстати, Йеллоустонский парк. Современное английское название «Йеллоустон» — «жёлтокаменная» относится к реке и образовано калькированием более раннего французского названия реки Рошжон (фр. Roche Jaune) — «жёлтоскальная»: с (франц. roche скала, jaune жёлтый (январь?фр. janvier) ), а оно, в свою очередь, калька индейского «nissi-a-dazi» — «река жёлтых камней», присвоенное за цвет скалистых обрывов в каньоне этой реки. Народ кроу называл реку — Вапити.  А это уже общее название подвидов благородного оленя, обитающих в Северной Америке!

Но ведь в этом парке есть и озеро Йеллоустон. А расположено оно в кальдере супервулкана! Представляете, как там жарко?!! Вот и думай, почему Йоль? От того, что жёлтый или от того, что жарко… Или потому, что Солнце.

Есть такая игрушка – юла (волчок). Происхождение названия неясно. Пытаются связать с  греч. auri «быстро». По другой версии происходит от стар. *вьюла от вить (предположительно). Вот и санскритское "курча" у них "борода", а по-нашему "курчавость, кучерявая, кучери, кудряшки", т.е. "волнистость повышенная". Это Карачун мне всё покою не даёт...

Имя Юлий что значит?

Имя Юл – это видоизменненое второе имя Аскания, сына Энея, основателя Альбы-Лонги - Ил, которое является сокращенным вариантом места происхождения Аскания – Илиона (второе название легендарного города Троя). При этом, имя Юл происходит от греческого «юлос», что означает «пушистый, кудрявый». Ага! А кто с троянцами воевал? Уж не греки ли? Так и будем говорить, что имя троянское.

Заинтересовало меня русское слово «жёлтый».

Происходит от праслав. *zьltъ, от кот. в числе прочего произошли: русск. жёлтый, укр. жовтий, болг. жълт, сербохорв. жут и др., родственно лит. geltas «желтый» (Гелиос?), др.-прусск. gelatynan – то же (галаты?), др.-в.-нем. galla «желчь» (галлы?). С рефлексом др. задненёбного сюда же относится  золото и зелёный. Из праиндоевр. *ghel- «жёлтый, зелёный».

Поэтому слова золотой, жёлтый и зелёный относятся к одному корню (йоль, ёль, ель). Хочу добавить ещё один цвет!

Ил.  Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: русск. ил, укр. іл, болг. ил, сербохорв. иловача "глина", словенск. il "глина", чешск. jil "глина (скульптурная)", родственно латышск. ils "очень темный", греч. ilys "тина, грязь", eily melan "очень темный". Отсюда меланист (мь-ела-нист).

Забавная ситуация: мел и меланист... В русском есть слово "мел" и понятно, что он белый. Не поэтому ли и Калкин - белый? А чёрный от чура! Пмните? Дид Чур и Дид Предвечный, есть разница.

А как быть с ёлкой? Зелёная она…
Ель – англ. fir-tree (огонь англ. Fire),  греч. еlato (лето? Ладо?), латыш, egle (игольчатая?), эстон.  Kuusk (Куско?).


Ель. Происходить от праслав. *?, от кот. в числе прочего произошли: русск. ель, укр.  яль, болг. ела, сербохорв. jелa, др.-чешск. jedla, чешск. jedle  «пихта», словацк. jed;a, польск.jodla, в.-луж. jеdla, родственно др.-прусск. addle, латышск. egle «ель», лат. ebulus, ebulum «бузина», галльск. odocos «бузина». Использованы данные словаря М. Фасмера. Ель – от Или. Или – змей?

Общеславянское – jedlъ (острый, колючий). Слово является исконным и широко используется в русском языке примерно с XI в. По мнению исследователей, в слове прослеживается древняя индоевропейская основа «edh-1-os», где корень «edh» означал «острый, колючий». Это русское «едкий».

А вот «острый, колючий» - это «хвоя», которую то ли учёные, то ли и вправду трансформировали в «хвуй и так далее». Вот ещё и «елда» туда же.

Предположительно заимствовано из перс. yalda. Есть версия о древневрейском происхождении (уг. «ёлд», «елда» — посторонний для воровского мира — от еврейского jeled — ребенок, мальчик). Сравните с англ. Child  - ребёнок. Фин. lapsi  и эст. laps легче понять, сравнивая со слов. chlapec  и русско-украинским «хлопец». Ничего криминального в этом слове нет. Кем Коляда станет весной? Ярилой. Поэтому сексуальная подоплёка закономерна.

Кстати, Ёлда — река в России, протекает большей частью в Мышкинском районе Ярославской области, устье находится в Кесовогорском районе Тверской области. Ну и про топоним Валдай забывать не будем. А основа, всё-таки, Альдо. Тюркам могу предложить Юлдуз.

Юлдуз — тюркское  звезда (азерб. Ulduz, узб. Yulduz, тат. Йолдыз, карач.-балк. Джулдуз, каз. Ж;лдыз. Кстати, Йылдыз — дворец османских султанов в Стамбуле (Константинополе).

Другая интерпретация: Эльдар - Владеющий страной (перс.).

В русском языке есть ещё одна загадка. Это дерево ольха (лат. Alnus).  Народные названия: вильха, вольха, елоха, елха, елшина, лешинник, олешник, олех, ольшняк.
Происходит от праслав. *olьxa/elьxa. Сближают с д.-в.-н. е;lо "желтый, рыжеватый".

Пра-и.е. *elisos (ср.  др.-в.-нем. elira / erila, англ. alder < ср.-англ. aller < др.-англ. alor). Индоевропейская лексема является производной от корня *el-,ol-, связанного с обозначением светлого или красного / бурого цвета.

Ольхон (бур. Ойхон арал) — крупнейший остров озера Байкал. Русифицированное название Ольхон происходит от бурятского слова «ойхон» — «лесочек» или «немного лесистый». Говорите тогда уж – от Айхи, только это теленок Хатхор!


Кстати, с Йолем связаны и Елисейские поля. Элизий  (лат. Elysium, от греч. Ilysion pedion — «елисейские поля» или «долина прибытия») — в античной мифологии часть загробного мира, где царит вечная весна, и где избранные герои проводят дни без печали и забот. Противопоставляется Тартару.

Даль: ЕЛБАН м. сиб. (лбан, лобан?), высокий, округлый мыс, холм.


Отделяет Острова блаженных от нашего мира река Океан. Может поэтому и «ялик»? Заимств. из англ. уаwl " лодка" (j;:l) от голл. Jol… Кто там перевозит души умерших и куда?

Есть ещё один аспект Йоля:
 
Даль. ЯЛОВЫЙ скот - говорится только о самках, яловая, без приплоду, порозжая, праздная;  не давшая еще приплоду.

У него же: Яловка, яловица, яловая или сиб. ялая корова - юница, телица, молодая коровка, не приносившая еще теленка; трехлетка, нетель. Яловичина и яловичный товар, выростковый, между опойком и юфтью, с молодого или недорослого скота.  Яловина ж. зап. лядо, запущенная, плохая земля. Сиб. грива; гребень из конских волос, на шлеме, шишаке. Ял м. сиб. гребень конской шеи, где растет грива. (По поводу конской гривы – это тюркского происхождения).

Кстати, сравните лядо-запущенная и англ. lad - парень, мальчик, юноша, паренек, лихой парень. Ага! Ладо, он такой…

Латышск. jеls «сырой, незрелый». Яловичина – незрелый скот. Телёнок (теля, Толо)?

Сравните:  телёнок - поль. челё,   валлий lloi (щлой), англ. vealy (телячий), араб. ажилер, нем. Calf и Kalb, швед. kalv,   англ. и   норв. Calf,    нидер. kalf,   идиш kelber, венгер. борию (Борис?), греч. мосхари (Месяц Ясный?)… В словах англо-саксов  явно заметна связь с Коло.

Незрелый - азерб. kal.  Телячий - эстон. vasikaliha и  фин.  vasikanliha 

Мне вот интересно: Золотой Телёнок земледельцев и Золотой Телец ростовщиков – это одно и то же понятие?

В качестве развлечения задам вопрос: как вы думаете, что значит Елабуга? Надеюсь, вы ответите быстрее, чем авторы нижеприведённых изысканий.

Елабуга (тат. Алабуга) —
одно из старейших поселений Татарстана. Тысячелетие города было отпраздновано в 2007 году.
После падения Казанского царства на месте Елабужского Чёртового городища была устроена иноческая обитель в 1614 году. Примерно ко времени создания обители относится и основание села Трёхсвятского.  В книге Большого Чертежа, составленной в первой четверти XVII столетия, Трёхсвятское упоминается так «а ниже реки Ика 40 вёрст на реке Каме город Чертов — Елабуга тож».

«Как именовали своё поселение (на крутом берегу) угры или финны до прихода болгар мы уже никогда не узнаем. А то, что название Алабуга закрепилось за городом уже в домонгольский период, не вызывает никаких сомнений. В татарских преданиях не сохранилось другого названия данного поселения.

Существует мнение, что название города произошло от двух речек - Елы и Буги. Хотя, на картах XIX века таких рек на территории города не было. И краеведы XIX - начала XX вв., описывая речку, которую сейчас называют Бугой, говорят о ней как о "безымянной речке" или "безымянном ручейке". Названия Ела и Буга можно встретить только на картах Елабуги прошлого века. И то происходит постоянная путаница с привязкой названий к конкретным протокам. Несомненно одно: название Елабуга произошло от двух ручейков - это миф, созданный в последнее столетие. На возникновение этого мифа повлияла русская топонимия. У русских зачастую названия городов производны от названия рек (например, Москва, Устюг, Вятка и т.д.).

Были попытки вывести объяснение названию города от древнерусского или даже древнефиннского "ела" (счастливый) и "буга" (пойма). Попытки объяснить этимологию названия города исходя из особенностей местной топографии, где на одной стороне реки проживали татары (Ала, Алла), а на другой - русские (Буга, Бог), кроме улыбки ничего не вызывают.


Современное название город получил с приходом болгар. Алабуга - слово явно тюркского происхождения. Есть три основных варианта перевода этого слова.

Алабуга получила от татарского слова "окунь". В качестве аргумента приводится озеро Окунево, расположенное за рекой Тоймой, которое, татарское население называет Алабугой. Это предположение имеет под собой почву. На востоке Челябинской области есть два очень крупных озера под названием Алабуга. Вдоль их берегов раскинулись населенные пункты с одноименными названиями. Но нам кажется, что связывать название города с современным татарским названием рыбы нельзя. Во-первых, болгары и их потомки - казанские татары - никогда не давали названия городам в честь рыб или животных, кроме случаев, когда последние являлись тотемами. Во-вторых, рыба Алабуга не встречается в татарской мифологии,  да мы и не знаем точно, как окунь именовался предками татар в X веке.


Алабуга - камень
Ссылаясь на В. Н. Татищева и П. Ф. Эрдмана, историк А. Х. Халиков подводил название "Алабуга" к подводному камню, который ещё в начале XIX в. был известен под названием "Бык" или "Большой бык" и создавал страшные быстрины, способные опрокидывать суда, плавающие по Каме. Этот камень был уничтожен в первой половине XIX в., так как мешал развитию Камского судоходства, а "Малый бык" и по сей день находится напротив д. Котловка. А. Х. Халиков писал: "Булгары, а затем и их потомки назвали это место Ала-буга. Бык - по-булгарски "буга" (бугай - по-южнотюркски). На древнетюркском boga - герой, богатырь. То есть это слово, соединенное с самим объектом (в данном случае с камнем-порогом), могло вызывать образы и быка, и богатыря, и злого змия (ещё одно значение буги), и даже колдуна-беса (по В. В. Радлову). У древних тюрок (в том числе, очевидно, и ранних булгар) слово "ала" обозначало "недобрые помыслы, козни, дурные свойства". В целом общее слово "Алабуга" могло обозначать злого быка, недоброго богатыря или злую змею. В таком качестве выступала и сама первопричина названия" .

Кстати, о камне-быке, упоминает и автор "Казанской истории", приписывая местному "бесу" и лоцманские обязанности. В этом же сочинении упоминается и "змий велик, огнен", который вылетел из мечети. Если вспомнить, что драконы (Бараджи) и змеи (Джиланы, Зиланты) были покровителями - тотемами столичных и наиболее важных городов болгар, происхождение название города Алабуга от страшного, грозного змея-защитника будет небеспочвенной. Правда здесь есть одно "но". Сомнительно, что когда-либо местное болгаро-татарское население произносило название своего города как "Алабугу" или "Алабука".

Среди алтайских народов очень распространенными были двусоставные имена с использованием слова "буга": Кит-Буга, Те-лябуга, Букатимер, Акбуга, Арбуга, Исэнбуга и т.д. Среди таких имен в различных источниках, в том числе и русских летописях, часто встречается имя Алабуга (Албуга, Олбу-га и т.д.). Так, в русских источниках мы встречаем Олабугу по прозвищу Храбрый, командовавшего правым крылом "неврюевой рати" в 1252 г. или ордынского Олабугина посла. Если учитывать, что болгары часто давали названия своим городам и крепостям по имени основателя или наиболее известного правителя, то точка зрения, связывающая название города с личным именем выглядит весьма убедительной. И здесь имя Албуга можно перевести как "богатырь, стоящий или идущий впереди", а Алабуга - "страшный или грозный богатырь".
Встречается это имя и в "Джагфар тарихы". Судя по данному сочинению, Алабуга-бий был одним из самых влиятельных князей болгарского государства в конце IX - начале X вв. Будучи эсегельским бием из сабанского рода барын, Алабуга в 865 г. участвовал в поднятии на царский трон Габдуллы Шилки, отца известного по ибн-Фадлану царя Алмуша…» Взято с сайта города Елабуга.





В качестве иллюстрации: крылатый бык алад, лама (ак. шеду) -  шумерский дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность.

 


Рецензии