Обзор стихов-победителей на Семь Дней-3

 
Подборка присланных мне для обзора стихов неожиданно напомнила о книге Ж.Бодрийяра "Система вещей", одной из первых переведённых на русский язык работ французского мыслителя. Напомнила прежде всего идеей коллекции - некой совокупности вещей, потерявших свою первоначальную функциональность и собранных воедино творцом коллекции в соответствии с определёнными целями и представлениями. Участники конкурсов Семи дней-3 выбрали эти стихи в свою коллекцию лучших и наиболее репрезентативных "вещей" с точки зрения их(участников) коллективного вкуса и исповедуемых ими художественных стилей. Но, как часто это бывает, коллективные усилия не создают собрания шедевров, а формируют некий усреднённый и быстро забываемый набор вещей, коим место в пыльном архиве, а не на престижных выставках...Но всё, что подлежит архивированию, необходимо хотя бы кратко описать и дать некую оценку...Оценку, которая, возможно, спустя годы вызовет удивление у случайно добравшегося до сей подборки нового "архивариуса")...И он со знанием дела выскажет мне своё "фи" и торжественно произнесёт не менее громкое "ого-го")...


Светлана Илларионова

"Колыбельная"

http://www.stihi.ru/2015/10/29/4183

Потихоньку-потихонечку
мышки – в норки, птички – в гнёздышки.
Не будите детку сонную.
Вышивает полог звёздами
месяц, ладно нынче скроенный.
Угол высвечен лампадами.
На ночь кот в ногах устроился,
замурлыкал с вящей радости.

Понемногу-понемножечку
успокоится-уляжется
всё, что душу растревожило, –
завтра суетным покажется.
"Спи, мой мальчик, баю-баюшки", –
тихой нежной приговоркой...

колыбель качает бабушка,
с материнским
вздохом,
горьким...


От упрёков в банальности стихотворение спасает многозначность финала. И эта же многозначность снижает "градус" эстетического восприятия - то ли бабушка заменяет мать, трагически погибшую, то ли мать загуляла и бабушка(а может и свекровь по отношению к "гулящей" мамочке - тоже вариант с подтекстом)) создает новую эстетическую коллизию(различные градации комического). Неопределённость порождает любопытство и игру воображения, но хорошо бы ещё этой неопределённости задать некое направление, а читатель заполнит путь своими находками). Кстати, есть ощущение, что смысловая "рыхлость" финала подготовлена амфиболической конструкцией строки "вышивает полог звёздами месяц...". И выражение "с вящей радости" смущает, ибо есть устоявшийся с достопамятных времён оборот - "к вящей радости" и новшества в жанре "колыбельной", если это не есть часть художественного замысла, кажутся в этом случае слишком надуманными, этакими авторскими "забавами"...


Елена Элентух

"Вобла"

 http://www.stihi.ru/2015/11/05/5227

Давай, давай, сочиняй свою жуткую сказку.
Раскрась, заштрихуй, сломай от усердия грифель.

В былинном лесу кто-то плачет, опухли глазки.
И кто-то мяучит в ветвях полоумной выпью.
И кто-то ножом вырезает "семейка Адамс"
на теле берёзы, сорвав перед тем серёжки,
продав за бесценок барыгам - бесчестным гадам.
Пропив весь навар, для похмела сшибает трёшки.
Вдали беспрестанно звонит, звонит колокольчик.
Там бедный ямщик замерзает без женской ласки.
Зачем он принцип качал, неудалый молодчик,
ну, мог бы во ржи прикупить и румян и краски.
А вдоль по Тверской, да по Питерской катят дрожки.
В тех дрожках кума отливает водою кума.
Он юшки напился и съел судака до крошки,
когда б ни наливка, наверное, кум бы умер.
Давай, закругляйся писать, в чепуху играя.
Растрёпано чудище-дождь, стозевно и обло.
В глубокую лужу собака рычит и лайя.

Достаточно ёрничать.
- Пива и много воблы!


При чтении подобных стихов возникает "жуткое") желание их раскурочить и заново не собирать, а оставить в "растрёпанном") состоянии. В духе постмодернистских игрищ, к коим с большой натяжкой можно отнести и данное стихотворение. Попытки поиграть с различными культурными кодами наличествуют, цитатность вроде тоже имеется, хотя все эти ряды не с моих полей ягоды), то бишь, мировоззренчески и эмоционально для меня не любопытны. Тем более, пиво и вобла - это пройденный в студенческие времена этап, да и идея, что должно быть много воблы - не отечественная и, пардон, не мужская, а скорее типично женская, когда еда по значимости считается выше пития(во всех его видах)). И 514 стих из "Телемахиды" В.К.Тредиаковского, более нам известный по варианту А.Н.Радищева в качестве эпиграфа к культовой книге конца 18 века, кажется совершенно случайным в наборе предшествующих ему цитат и образов русской литературы "школьного розлива"...Тредиаковский имел в виду Цербера, Радищев, аки первый русский интеллигент, бичевал сим выражением государство, а Елена Элентух увидела во всём этом бесконечный водный поток с небес и оказалось посему государство в глубокой луже, и даже собака( с трудом удержался от любопытных коннотаций образа собаки в таитянском цикле Гогена)) вместо звёзд там увидела только тлен да смрад...А начни я разговор о стихе с самого начала, а именно со второй строчки""раскрась, заштрихуй, сломай от усердия грифель"? Мало того, что возникает ёрническая игра с окончаниями слов) - это на любителя, но и синтаксически конструкция весьма подозрительна. Раскрасить и заштриховать грифель, а именно такой смысл извлекается из этого предложения, можно, но насколько это продуктивно для придания жуткости рассказываемой истории - это вопрос вопросов...Синтаксическая закавыка возникает и далее - что продали за бесценок барыгам? То ли тело многострадальной березы(вариант для лесопилок Китая), то ли артефакт с "семейкой Адамс"(это скорее путь на Запад, на биеннале в Венеции)) или же серёжки( для производителей водки на берёзовых бруньках)? Стих, безусловно, весёлый получился, но "рыхлый" по смыслам и образам...


Ольга Королева

"Жаркий день в Плёсе

http://www.stihi.ru/2015/11/01/5382

Полотенце окунаю в ручей,
Наклонившись с валуна над водой.
Рядом старый лес – бессмертный Кащей.
У него прошу убежища в зной.

Мягко сыплются с берез семена.
Ветерок их крутит, как карусель.
И скрипит, качаясь, в небе сосна –
Словно рядом открывается дверь.

Отожму свой рушничок* для лица –
Да на голову: косынкой с каймой.
Если хмурый лес пройду до конца –
То сегодня мне остаться живой.

Сложно что-то ценное для автора сказать об этом стихотворении. Замысел незатейлив, художественно решён достаточно банально, в памяти остаётся только картинка с полотенцем(которое вдруг впоследствии превращается в рушничок) в ручье да скрип сосны...Образ леса - бессмертного Кащея сомнителен. "Как карусель" - фоника явно хромает. И страхи финала не кажутся реальными.


Елька22

не-мое

 http://www.stihi.ru/2015/11/12/4043

тишина

Ей снилась ночь:
шептались листья
Ей снились песни соловья
Но приходящий день-завистник
Всё отбирал:
и звон ручья,
и треск зарниц,
и радость слова –
Всё то, чем ночь была полна…
Наутро возвращалась снова
Кричащих пальцев тишина
_________

утро

Солнце целует утром
всех без разбору
сладко
Ветер холодной струйкой
пятки щекочет
зябко
Створок коснусь руками
Город ответит
вздохом
Мне хорошо с вами
Вам отчего
плохо?
_________

помолчать

Я не люблю чужие лица:
Отводят с жалостью глаза –
В них отраженье мертвой птицы,
С губ – подаяния слова
Испуг детей, брезгливость взрослых…
Мне тяжело улыбкой врать…
Но с тем, кто не задаст вопросов,
Могу я просто помолчать


Название очень точно передаёт и моё ощущение от сего триптиха - "не моё". Хотя стихотворение, конечно, не "не-мое", а весьма говорящее, но в каждой части следующее однотипной схеме: после короткого и банального описания ситуации проговаривается некая многозначительная фраза,из которой следует извлечь полезный для читателя смысл. Хороший текст для коучинга)...В третьей части, кстати, возникает ощущение, что героиня - это мёртвая птица, на которую смотрят разновозрастные прохожие. Завершение истории чайки по имени Джонатан Ливингстон. Так что это коучинг уже для перешедших на новый, более высокий уровень...


Сергей Кривонос

"Ноябрь на исходе. Глядит баба Галя с опаскою..." http://www.stihi.ru/2015/11/11/7767:

Ноябрь на исходе. Глядит баба Галя с опаскою
На выпавший снег и молитвенно шепчет слова.
И вновь открывает комод заскорузлыми пальцами,
Где деньги на уголь припрятаны и на дрова.

Где в рамочках старых, кривых, потускневших, неправильных,
Что вырезал внук из картона без всяких затей,
Далекую молодость скромно хранят фотографии,
Которые дров и угля для старушки важней.

На глянцевых снимках застыли мгновения вечности,
Нечеткие лица, чему только время виной,
И муж, в сорок первом проклятой войной искалеченный,
И сын, что изранен навеки афганской войной.

А что было в жизни? И горести были, и радости,
И падала ниц, и опять поднималась с колен.
Пожить беспроблемно хотя бы немного, хоть в старости,
Но как ни печально, а старости нет без проблем.

И ветер гудит оголтело над ветхою крышею.
И снега все больше. Уже не заметно дорог.
Глядит баба Галя на фото и просит Всевышнего
О самом святом для нее — чтобы сыну помог.


Как порой пишут в некоторых рецензиях - "жизненное стихо". А иногда и ещё более точное - "написано с душой")...Всё это, безусловно, имеет отношение к данному стихотворению. Хотя как художественное явление, стих не впечатляет - и много уже стихов есть в общей поэтической коллекции на эту душещипательную тему, и этическое здесь явно сильнее эстетического. Все узнаваемо и понятно, а поэтому и неинтересно - событие этически определено, а художественно невыразительно. "И вновь открывает комод заскорузлыми пальцами, где деньги на уголь припрятаны и на дрова" - неудачный синтаксис. Кстати, и следующая строфа тоже в этом плане оставляет желать лучшего. Включать в стих трюизм типа "старости нет без проблем", наверное, не стоило. Временная дистанция между мужем, искалеченным в 41-м году, и сыном, израненном на афганской(80-е годы) вызывает у читателя явно лишние вопросы, всё же в Афганистане скорее воевали уже внуки ветеранов Великой Отечественной...



Юрий Октябрёв

Прости

http://www.stihi.ru/2015/11/07/9904

Прости, иных не знаю слов,
прости, не вижу в них резона.
Давно пора своих бойцов
нам развести по гарнизонам.
Они устали от борьбы –
ежеминутной, ежечасной.
Они не то чтобы слабы –
скорее, стали безучастны
к исходу битвы за любовь,
в которой повод гибнет первым.

Но кто из нас с тобой готов
ослабить стонущие нервы
на перетянутых колках
судьбою данных инструментов?
Уже накоплен на века
запас свинцовых аргументов
неоспоримой правоты
того, кто в ствол их досылает…

Прости, я знаю – это ты,
а я прощу, что не другая.


"Злые языки страшнее пистолета"(с). Кто бы сомневался, что Грибоедов - если и не почти "наше всё", то очень даже многое)...Про когнитивный диссонанс, вызываемый семантикой финала, промолчу. Там выводы можно и самые любопытные сделать, хотя содержанием предыдущего текста они не подкрепляются. А вот за рифмы "резона"-"гарнизонам", "инструментов"-"аргументов"(Юрий, Вы ли это?), "досылает"-"другая" - простить) невозможно.


Юрий Октябрёв

Когда-нибудь

http://www.stihi.ru/2015/11/14/8441

Когда-нибудь выпадет повод редкий
шершавой древесной коры коснуться
и в мыслях врасти в сердцевину веткой,
подставившей солнцу листочки-блюдца,

в которые льются тугие струи
живительной влаги, тепла и света,
шуметь и качаться, не помня всуе,
случайных касаний соседних веток,

раздать своё тело на капилляры,
несущие вверх молодые соки,
и чувствовать – жизнь не проходит даром,
пока существую в живом потоке

безу;держной силы, идущей снизу
от мощных корней, прорубивших почву,
пока холодам посылают вызов
набухшие плотью моею почки.

И даже когда разлетятся листья,
ветрами осенними вдаль гонимы –
душа вслед за ними метнётся чистой
от мыслей, что жизнь пролетела мимо.


"Вещей" Юрия Октябрёва в этой подборке-коллекции много - целых 4. Натурфилософия этого стиха мне нравится. Тема слиянности всего живого, всего сущего очень благодатна для поэтической образности. Но и требования к точности и представимости здесь серьёзные. "Тугие струи живительной влаги" - да, но струи "тепла и света" - сомнительно..."Раздать своё тело на капилляры" - разделать, расчленить, разрезать - это да, но "раздать" - явно не та операция, которая соорудит капилляры... "Набухшие плотью моею почки..." - двусмысленный образ, ибо почки есть не только у деревьев, но и у человека. Финал про улетающую душу показался не совсем продуманным - зачем душа отправится вслед за листьями(у неё другая стезя)) и сам образ её полёта - "метнётся чистой от мыслей" - несколько корявый что ли...


Ольга Королева.

Лес. Между Явью и Навью

http://www.stihi.ru/2015/11/14/5878

В лесу есть глухой уголок:
Для глаза почти незаметен
Пруда полутемный мирок –
Тайник в романтическом лете.

Я крепкую палку найду,
Ручей перепрыгну заросший.
А ели и мхи в темноту
И сырость врастают все больше.

Деревья, упавшие в пруд,
По краю обтянутый ряской,
Засохли и тиной цветут
В подводной русалочьей сказке.

Там – тайны зашторенный дом:
Русалки в малиновой дымке
Под месяцем-ночником
На ветки цепляют кувшинки.

Спокойна поверхность воды.
Трава не колышется ветром.
И лица умерших видны
Под бледно-малиновым светом.


Ольга Королева снова пытается, как и в первом стихе, попугать читателей). Но с "крепкой палкой" в руке читателю совсем не страшно, хотя темноты и тайн немало сконструировано в стихе, но какие-то они игрушечные и хорошо знакомые по образам романтической поэзии первой половины 19 века. "Деревья, упавшие в пруд...засохли..." - вот в это верится с трудом. Засохнуть в воде затруднительно, даже в романтическом мире)..."Тайны зашторенный дом..." - явно неизящная инверсия. И переизбыток малинового в освещении. Сие романтическую тайну гламурностью наделяет, что стилизации придаёт явно лишнюю ироничность...


 Иван Грозный,

В электричке,

 http://www.stihi.ru/2015/11/14/10071

Я читаю, заглядывая в междустрочия.
Я ищу в недосказанном скрытый смысл.
Остальное, похоже, уже опорочили.
Перестроенные умы.
Удивляюсь тому, как не видят прозрачное
Неудачники с гонором и сократовским лбом.
В электрички садятся усталые дачники,
Награждённые с детства горбом.
Может, правда в природе: земле, свежем воздухе,
Я намёки на правду ищу между строк.
Хорошо привезти на участок навоз таки
И с ремонтом теплицы управиться в срок.
Хорошо бы найти постоянное, вечное,
Не дающее миру пуститься вразнос.
Вот проносится столб, а на нём поперечина;
И приходит на память Иисус Христос.
Кто придумал печатать заглавные литеры,
В этой жизни заглавным мне, видно, не стать.
Впереди спины тех, кто на время стал лидером,
Впереди телевизор, еда и кровать.

Понедельник взорвётся в мозгу громким звоном
Понедельник не в силах никто отменить.
Воскресенье объявят опять вне закона.
И рефреном звучит: «Надо жить, надо жить».


"Свежем воздухе"-"навоз таки" - замечательная, "играющая" пара рифм. Образ запоминающийся - ольфакторная коммуникация, пожалуй, самая цепляющая из всех видов коммуникаций. И за этой парой вся диалектика смыслов и образов стиха - "неудачники с гонором и сократовским лбом" и удачливые, но "усталые дачники"(кстати, образ их "вечного" горба - самое яркое в этом стихе), Голгофа, щедро заставленная телеграфными столбами, вечное и "великая триада" повседневности(телевизор, еда и кровать - хотя набор может быть и иным))...
"Перестроенные умы" - не кажется удачным оборотом. Тем более, его выделение в качестве отдельного предложения. Хочется большей цельности в стихе, тем паче "электричка" как образ бытия именно к этому и взывает)...


Волков Владимир

На счастье

http://www.stihi.ru/2015/11/19/4124


Два камешка на счастье в море синее
Я бросил вдаль, насколько только мог.
Они летели, выгибая линии,
И плюхнулись, и слабый плеск умолк...

2

Тропа на берег веерными складками,
Здесь ветер песню вечности поёт.
За тридцать с лишним камни стали гладкими,
И море их пока не отдаёт.


Типичный "ди-строфик")...Вполне удачный в своём классе околофилософской лирики. Что означает возвращение камней и в каком виде они предпочитают вернуться - так и осталось неизвестным. А это и неважно)...


Юрий Октябрёв

Брусничник

 http://www.stihi.ru/2015/11/20/8947

Брусничник разросся до самой тропинки,
и некуда больше шагнуть.
Упругие ягоды выгнули спинки,
о том не заботясь ничуть,
что кто-то примнёт в одночасье подошвой
пластинчатых стеблей слюду.
Сюда я спешил на свидание с прошлым,
но дальше уже не пойду.

Не ходят здесь люди, забиты травою
лесные тропинки вокруг.
Теперь и не знают, что это такое –
спрямить через рощицу крюк.
Теперь без проблем доставляют колёса
до самых ступенек крыльца…
А я вспоминаю брусничную россыпь
и радостный голос отца:

«Смотри-ка, брусничник пошёл разрастаться,
набрался силёнок, поди.
Ты, сын, если будешь впотьмах возвращаться,
его стороной обходи».
И новая тропка протоптана нами
шагов на полста в стороне…

Стою я на ней, и мне кажется – память
кровит потихоньку во мне,
насквозь глянцевитым брусничным листочком
пробитая, словно копьём,
и прячутся в зелени красные точки –
застывшие капли её.


Из представленных здесь стихов Юрия, пожалуй, этот самый "октябрёвский", да простит автор мне сие определение)...Брусничник живой и узнаваемый...Хотя и вопросы есть - чем спинки ягод отличаются от их животиков)? могут ли быть забиты травою лесные тропинки? удачно ли сравнение короткого брусничного листочка с копьём? Кровавые капли памяти - ярко, но чересчур красиво)...Но стих в целом симпатичный.


Евгений Аксельрод

«Девочка-проказница»-

 http://www.stihi.ru/2015/11/26/5880

Розовое платьице,
Синие глаза.
Девочка-проказница,
Танька-егоза.

Сорванец курносенький,
Волосы, как лён,  –
Помню, в школе до' смерти
Был в тебя влюблён!

За одною партою
Посадили нас,
Негде было спрятаться
Мне от дерзких глаз,

От проделок каверзных,
От игривых фраз
Маленькой проказницы
С чёлкой напоказ.

Таял в странной неге я,
Погружён в мечты,  –
В них я был Онегиным,
А Татьяной ты...

Не обрёл нисколечко
Знаний ученик,
И слетались двоечки
Стайками в дневник.

...В детство ясноглазое
Затворилась дверь.
Девочка-проказница,
Где же ты теперь?

Бойкая, упрямая,
Снишься вновь и вновь,  –
Самая-пресамая
Первая любовь.


Легкомысленный (во всех оттенках этого слова) стих. Для коллекции вполне подходящий. В своей жанровой категории). Образ маленькой проказницы намекает на начальные классы, а потом вдруг речь заходит об Онегине и Татьяне - то ли это аберрация памяти лирического героя, то ли ученик прибедняется насчёт своих знаний и уже в начальной школе с увлечением читал-перечитывал "Евгения Онегина". Но первая любовь - она такая, с годами всё ярче кажется)...


Хелена Фисои

"в тёплой чашке смертей помешай"

 http://www.stihi.ru/2015/11/16/1982

…в тёплой чашке смертей помешай
эту горечь, и голод, и солнце...
                И. Бродский

 
Допей! Но жажда жизни, солнца
Останутся на донце чашки.
И ожиданье всхлипом тонким,
И детство в простенькой рубашке
Останутся. Допьются беды,
Страх расставаний, грусть скитаний,
Но память о протёртых кедах
Улыбкой на губах растает,
Берёза за окном больницы
Качнёт седою головою –
Ты помнишь? Всё, что было – снится...
Твоя Валгалла близко, воин!
 
Колодец, яблони, качели,
Потомство водит аист белый,
Цветов и трав душистых челядь,
Весёлый говор рыжих белок.
 
Кого любил ты – будут рядом,
Кому помог – повалят в гости!
И вместо солнца будет радость,
И радужный над речкой мостик.


Моё эстетическое чувство всегда вопиёт, когда в стихе рядом оказываются "солнце" и "донце". Такая вот установка, сформированная образом  жизни и любовью к астрономии. Много сильных слов в стихе - беды, страх, грусть скитаний, Валгалла, но есть ощущение их случайности. Тем более, что финал переполнен пафосностью в (деликатно скажу)) не самом лучшем смысле этого отношения к миру. В общем выпей чашу с цикутой и будет тебе счастье)...


 Савитур Джай –

"Сансара для молекулы"

http://www.stihi.ru/2015/11/25/9898

Слегка молодая молекула – кругла, импозантно-приветлива –
Вступала в причинные связи ( процесс и катализ –  на зависть!).

Ругаясь, летала и бегала к устойчивым от неустойчивых…
С утра не хватало ей снега…,
Тепла не хватало ей к ночи:
Валентен один –  ля, валетно  (причмокивал челюсть заметно),
Витой кабальеро без Панчо кино предлагал вместо ранчо.

Не раз и не два окольцована – без шуток и клетки – засовами,
Заморские ценные штуки…
Из латекса. 

Видно от скуки  любила (старалась) начитанных,
Побритых с утра и упитанных, одежда чтоб правильно сшита – 
Надежд  социальное сито.

Молекула (лет неподсчитанных) потери терпела безропотно:
Кристалл создавая неопытно, навеки покинула родину,
Сгорела в пробирке, но вроде бы… 

…нежданно воскресло однажды, а может и дважды – неважно,
Но в каждом (ином)воплощении вступало в сумбур отношений:
Кипело, бурлило, шипело… молекулы круглое тело.


Подобные ребусные стихи любопытны только во время расшифровки, потом они превращаются в набор банальных образов и ситуаций...Хотя я и подозреваю, что кому-то, кто сам этакое ваяет), сие понравится. Молекула - дама приятная во всех отношениях. Химия жизни в действии. Про бренды одежды и роль внешнего оформления вообще в устройстве своей судьбы и уровня притязаний понравилось). Вот кто такой Панчо не понял - Санчо Панса был, Панчо Вилья был, а вот Панчо сам по себе это явно не в системе моих знаний персонаж. От стихотворения амбивалентное впечатление - механизм остранения (посредством введения образа молекулы) интересен, но вот реализация замысла при всей эквилибристике разного рода реакций несколько утомляет к финалу.


Юрий Октябрёв

Ноябрьские дожди

http://www.stihi.ru/2015/11/25/9360

Отдохнули в еловых распадках дожди,
напитались до капельки запахом хвои,
и с рассветом упрямый ноябрь-командир
их в атаку на город повёл за собою.

По усеянной крошевом льдинок земле
целый день их шаги осторожно хрустели,
и до сумерек панцирь ледовый истлел,
над которым морозы трудились неделю.

Город капельным штурмом уверенно взят
и бескровными ранами луж обездвижен.
Город прячет за плотными шторами взгляд
и как будто бы ростом становится ниже,

словно серая мантия туч дождевых
небоскрёбам макушки к коленям пригнула,
а дожди полируют тела мостовых,
не забыв по пути ни один переулок.

Пусть недолог по времени этот набег,
и под утро ледком прижигаются раны –
осень просто осталась ещё на ночлег,
отослав багажом саквояжи с приданым.

Сюжет в стихе расписан от и до - как и полагается в плане наступления, но художественность всё же оставляет желать лучшего. Взгляд города за плотными шторами, макушки небоскрёбов к коленям(?), дожди не забыли про переулки - а как там с проспектами и скверами? И финал простоват...Вот указать бы куда это самое приданое отправлено или кто получатель - было бы любопытнее пожалуй)...


Татьяна Шкодина "Роль"

 http://www.stihi.ru/2015/11/24/10940

Она на скамейке сидит весь день,
Одевшись, как на парад.
У ног по-собачьи свернулась тень –
Безропотно ждёт закат.

А рядом не тени – живые псы
К старухиным льнут ногам.
…У туфель разбитые вдрызг носы,
На свалку пора чулкам…

Зато на жакете – большая брошь,
И выглажен сам жакет.
Плевать, что цена этой брошке  грош –
Других украшений нет.

Сидит примадонна всего двора,
Привыкла вживаться в роль.
Она королевой была вчера -
Сегодня ушел король.

Король номер восемь… Забыты те,
Что бросить ее смогли.
Надеждой в заоблачной высоте
Курлыкали журавли.

Любимый король обещал весь мир
И небо в алмазах – ей!
Как жаль, что черней самых черных дыр
Предательство королей.

…Отыграна пьеса. Пора домой.
Сегодня опять аншлаг.
Не скучно. Играет сама с собой.
Брависсимо! Тверже шаг!


"Вещь" из иной коллекции...На тематическом конкурсе может быть и неплохо выглядела. Подстать лирической героине). Не банален в сюжете только порядковый номер ушедшего короля, что доказывает "примадонность" героини. Почему-то подумалось про Аллу Борисовну, ибо в финале точно её характер проступает))...Не в восторге от рифм - "день"-"тень", "парад"-"закат", "роль"-"король" и т.п.


 Светлана Илларионова "РодЪ

 http://www.stihi.ru/2015/11/30/4418

Ни смеха детского, ни плача, –
владенья чистого листа.
Пространства нет, отсчёт не начат.
И тишина, и пустота.
По краю млечности, с востока
(ещё не зная, что – восток),
тянулись сумерки на столько,
на сколько взор окинуть мог.

Вблизи вселенского порога
жил Род, принёсший в мир Любовь.
Всё колдовал над чем-то долго,
в раздумье хмуря светлый лоб.
Почёл своим всевышним долгом
Сварогу дать отца и мать.
А с ним явились море, звёзды,
Земля и Солнце, свет и тьма.

И всё бы ладно, всё бы складно –
цветы и травы полнят Явь.
Но хочется иной отрады –
людей. Откуда бы их взять?
Прикидывали так и этак,
бросали камни в борозду.
А мать Сыра Земля в ответ им:
"Уберегу, не пропадут."

Омыла росами каменья,
cогрела, вывела на свет –
раскрыла сомкнутые жмени,
вещая детушкам вослед:
"Жизнь скоротечная, – людская…
Сварожьи внуки, оттого
рожайте, Богом заклинаю,
Иванов, помнящих родство."


Вспомнился китайский миф о Паньгу - откуда всё пошло. Люди, в частности, из паразитов, обитающих на теле Паньгу, возникли. Так что родиться из камня - ещё не самый плохой путь. Описание мифологем в стихах всегда благодарный для автора вариант - и фантазии добавить можно, и любопытство читателей гарантировано. Будет ли это убедительно в художественном отношении или, тем более, в концептуальном - большой вопрос. Про светлый лоб Рода интересно) - а кто в этот лоб думы вложил? С этиологическими мифами надо осторожно обращаться, они с художественностью явные соперники. А вот про чистый лист в начале начал понравилось. И хорошо бы там не словеса писать, а почеркушки неказистые изобразить)...Без пафоса. Дабы не только в надуманное прошлое заглянуть, но и  в себе знаки да резы всяческие обнаружить. А Иванами, помнящими родство, не родятся, а становятся. Это я по поводу идеи финальной.

И последнее. Из всей подборки надо выбрать три кандидата в коллекцию. Чья это будет коллекция и кто её когда-нибудь прочитает -  сие нам неведомо).

1. Юрий Октябрёв "Брусничник"  http://www.stihi.ru/2015/11/20/8947
2. Иван Грозный "В электричке"  http://www.stihi.ru/2015/11/14/10071
3. Волков Владимир "На счастье" http://www.stihi.ru/2015/11/19/4124


Рецензии