Молодёжь. Глава первая

Пишу роман - роман в стихах,
О жизни и вопросах вечных,
Что иногда наводят страх,
Лишая мыслей нас беспечных.
От них покоя не найдя,
Решить поэт их постарался,
Чему с надеждой предавался,
За главами вперёд летя.
Он всё, что думал, выражал
И в тексте чувства отражал
И отношенье ко всему,
Что встретилось в пути ему.
Конечно, мненье одного
При равнодушии престрогом
Внимания влечёт немного,
Всё ж ценным будет и оно.
Поэт пошёл на сердца зов,
И, применяя силу слов,
Его в сюжете воплотил,
Проблемы жизни осветил.
И отвечал он на вопрос,
Что в стих с душою перенёс,
Что задавал себе не раз:
Какая молодёжь сейчас?

Глава первая

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел.

А. С. Пушкин

I

"Ваш Интернет был создан поздно,
Уж наше детство лучше было!" -
В словах немногих, но серьёзных
Сердечко очень сильно выло
В душе того, кто знает цену
Событьям жизненной арены,
Того, чья память не забыла,
Что как душа была рабыней,
Ручьёв, бескрайности полей,
Воздушной струйки дуновенья,
Вечерних чудненьких мгновений
И свежих утренних аллей.
Но Боже мой! Ведь как же много
Отнимет время столь жестоко!

II

А нынче смотришь на детей,
В мозгу стоит большой вопрос:
"Ну как я без hi-tech* идей
До взрослых лет моих дорос?
Неужто жить без них нельзя?
Я б стал похож на порося,
Сидел бы если на диване,
Шля письма всем: Алёне, Ване,
По электронному e-mail.
Но так и этого всё мало,
Ещё послать им надо смайлы
(Названья выучить сумел!),
Безумно время своё тратя...
Они потом за то заплатят!"

* высокотехнологических (англ.)

III

Но это дети... Что с них взять?
Тут взрослым следует следить,
Зачем, когда и что убрать,
А иногда - и запретить.
В начале нашего романа -
Ни для кого не будет тайной -
Возникли умные сужденья
О современном поколеньи.
В наш двадцать первый супер-век
В младых есть важное значенье.
Пойдёт как мира продвиженье?
Расти как будет человек?
Очередная сотня лет
Пытается нам дать ответ.

IV

Ведь молодёжь - мотор планеты!
И в молодых везде нужда.
Потребность нынешнего света
Останется в ней навсегда!
На молодых весь пух надежды,
В их головах есть ум безбрежный,
По крайней мере, должен быть...
Иль как стране великой жить,
Когда ей нечем щеголять,
Когда в младых идеи нет?..
Тогда уж не спастись от бед,
Страну готовых поглощать!
Одним словцом объединив:
Младой не должен быть ленив.

V

Другое дело - воспитанье,
Вопрос семей всех и народов
И нравственное испытанье
Для человека от природы.
Тут всем, чей дом детьми горит,
Родительства готов гранит,
Который нужно им точить,
Детей своих чтоб обучить,
Всему тому, что знают сами,
И даже, если можно, больше,
Чтоб помнили всё это дольше
И чтоб, сложив с себя сей камень,
Покласть на голову детей,
Цвело чтоб счастье средь семей.

VI

И леность будет не помехой -
Детей примерно воспитай,
Любовь к труду - один из первых
Аспектов здесь - не забывай!
Но жаль, что взрослые не раз,
Ища досуга лишний час,
Совсем детишек оставляют,
Как будто их не замечают.
И лени взрослых проявленье
И в детях порождает лень...
И так проходит целый день,
А дни складуются в недели,
Те - в месяцы, а те - в года,
И жизнь как пресная вода.

VII

Скучна, темна, неинтересна,
Тоски уж полная совсем,
Нам жизнь страшна, как безызвестность
В минуты тяжких перемен.
А как представить... это детям!
И что теперь поделать с этим?..
Ребёнка страстное желанье -
Собою всех пленить вниманье,
А у больших его всё нет,
Они то заняты работой
То ли иной какой заботой,
И кучей всевозможных бед.
Но здесь и главная беда -
Уходит детство навсегда.

VIII

Да-да, уходит... как и время,
И в старости услышать больно:
Из-за родительской-то лени
Как вами дети недовольны.
Спохватишься, да будет поздно:
Судьба так наступает грозно,
Ошибшимся чтоб дать урок,
Чтоб им вперёд то было впрок...
Опять-таки, куда вперёд?
Появятся у многих внуки
От старческой избавить скуки.
И младость их потом пройдёт...
Блажен, кто в жизни оптимист,
Всегда готов на чистый лист.

IX

Однако, что ж мы так напали,
На всех, любезный мой читатель,
На люд, простите, зароптали,
Забыв, кто враг, а кто приятель.
Ведь есть же люди, разум чей
Во многом всех других мудрей
И даже в возрасте младом.
Ну да, теперь мы не о том:
Мы идеал бранить не станем,
К чему, зачем сейчас нам это?
Ведь очень сложно для поэта
В характерах искать изъяны,
Задернув штору на окне;
Во всяком случае, уж мне.

X

Ах, сколько в слове идеал
Сошлось прелестного всего!
Чего кто только не свершал,
Добраться чтобы до него.
Одним он будто дым, мираж,
А для других - мечтаний страж;
Его находят повсеместно,
Хоть и звучит то слишком лестно:
В гармонии, большом прогрессе,
Иль в дружбе, иль в любовных лирах,
Иль в управлении всем миром,
А кто - в каком другом процессе.
Скажу тебе, читатель, так:
Ну, не достичь его никак.

XI

Уж так наш человек устроен,
Всегда не всем доволен он;
Неладно сшит, неладно скроен
Природы первый эталон!
И он найдёт, к чему придраться
Везде, везде... (хоть не стараться
И сделать что-то "на отлично",
Ведь мнение любого лично!)
Изменчив человек да ветрен,
И часто сам тому не рад,
Но он почти не виноват,
Что не всегда в себе уверен,
В мозгу своём или поступках.
Он может стать другим чрез сутки.

XII

Возможно, право, не страшит,
Изменчивость, когда нужна,
Когда больные алкаши
Всё ж пить бросают - здесь дружна!
Когда курильщики, чтоб жить,
Пытаются бросать курить.
Прошу, мой чтец, заметить вам,
Затем был писан сей роман,
Чтоб жизнь младых всё ж описать,
А мы - про лень да идеалы,
Пока нас это занимало,
Пускались резко рассуждать.
Изменчивость - черта моя:
Но что ж, ведь человек и я!

XIII

Болтать престану тут безмерно
И, как великий Пушкин наш,
(Или хотя б чуть-чуть, примерно)
Сейчас найду в себе кураж
Повествованье продолжать,
Зачин одним не оставлять.
Вас с удовольствьем познакомлю
С центральным повести героем.
Перенесём все мысли в школу
Под номером пятнадцать мы:
Избыток школьной кутерьмы
И говор грубого помолу;
Большая очередь стоит
В столовой - говором кипит

XIV

В своём желаньи подкрепиться
До-после часиков урочных,
Чтоб ученик потом не злился,
Что он не смог запомнить точно
Какой-нибудь простой предмет
За тем, что витаминов нет
Для тела и ума младого,
Который так вмещает много,
Коль слушать, видеть и смотреть.
Да правда, если уж захочет,
Запомнить ученик всё сможет,
Желаньем больше б возгореть.
Людская память уникальна,
Но жаль - не все мы гениальны...

XV

Именовать прошу Валерьем
Фамилия его - Малинин.
Но продолжать роман не смею,
Не познакомив вас и ныне
С героем нашим главным сразу.
Он ученик шестого класса.
Отличником пытался стать,
Свои усилья прилагать,
Но всё никак не получалось.
Ведь это очень, очень сложно,
Да и тем более тревожно
Снимать с себя тоску, усталость
За чтением учебных книг
С желанием заснуть на миг.

XVI

Ненужная, пустая скука -
Весь матерьял к уроку знать.
И опустил Валерий руки:
Ему отличником не стать.
Открыл он жизни новый лист -
Теперь Малинин - хорошист.
В общении приятный, добрый,
Но и кусаться может коброй.
Про спорт он любит говорить,
Еда - его другая страсть,
Привык в тарелку много класть
С условием всё поглотить,
А что такое лишний вес,
Не знает волею небес.

XVII

И слава Богу! Молодец!
Причин болезней человека
Есть лишний вес родной отец.
Послушай доброго совета:
Как можно меньше ты съедай,
Коль не захочешь - оставляй.
Желудок свой перегружая,
Но ничего не замечая,
Не бережём себя для дел;
Обедай раз четыре-пять
Ты каждый день; смотри опять,
Худеть уж если захотел
Случайно ночью не сорвись
И в холодильник не смотрись.

XVIII

Вернёмся к школьнику. Валерий
Не малый ростом да плечист,
Хранить молчанье он умеет,
На торжествах всегда речист.
И говорит открыто, прямо,
Неправду презирает явно,
Ложь если в людях замечает,
То их сурово осуждает;
Но он, однако, не безгрешен:
В компьютере сидит помногу,
Копаться любит со смартфоном
И игровым страстям подвержен.
Сидит, конечно, в Интернете,
Общается с друзьями в сети.

XIX

Подробно оставаться здесь
Не станем; или же сначала
На строках первых будем днесь:
Закончить не смогу романа.
Про пользу техники и вред
Все знают, но спасенья нет...
С профессией определиться
Не мог Валерий и, как птица,
С одних варьянтов на вторые
Порхал, борясь с непостоянством,
Но с неожиданным упрямством
Придумывал опять другие.
Но верно следовал отказ,
И так случалось много раз.

XX

Он долго думал: кем же стать?
Великим доктором прослыть,
И в медицинский вуз ступать,
Людей здоровие лечить;
Работать поваром иль в баре,
Иль в ресторане в Занзибаре;
Начать спортивную карьеру,
Подзакаляясь на барьерах;
Иль юридический венец
Принять; себя устроить в банк,
Степенно повышая ранг;
Иль филологией вконец
Заняться, выучив язык...
Но он от этих мечт отвык.

XXI

И вскоре наступил момент,
Когда довольно надоело,
Отталкиваясь от примет,
Искать всё будущее дело.
Так он стихами занялся,
Но строчек семь уж написав
И рифмы не найдя к восьмой,
Поэзии махнул рукой,
Навеки с музой распрощавшись...
И всё-таки, как ни крути,
На трудном жизненном пути
Дано всем нам большое счастье,
Что заключается в терпеньи, -
В злом мире этом есть спасенье.

XXII

Учась достаточно прилежно,
Глухим терпеньем исполнясь,
Контрольные писал успешно
И перешёл в дальнейший класс.
Каникулы вслед начались -
Родители вдруг собрались,
Нормально чтобы отдохнуть,
Из головы Валеры муть
Учебную повыбить всё же,
Поехать летом на Мальдивы.
Там взрослым - отдых, детям - диво:
На солнце загорают лёжа,
В отельном номере пьют чай -
Приветствует их пляжный рай!

XXIII

На каждом шаге - развлеченье,
И аниматоров здесь штат,
Но что-то грустен мой Валерий,
И ничему совсем не рад.
Он чувствовал тоску по дому,
Ведь жить не может по-другому,
Как в милом городе родном,
В квартире тёпленькой притом,
С своим смартфоном сидя в кресле
Да к спинке плотненько прижась,
И в сеть душою погружась,
Читая вести интересны...
В отеле слабый был wi-fi,
И сгинул виртуальный край.

XXIV

Его утраченное счастье
Верёвкой личико связало,
Сковало локти и запястья
И мозг мальчишки с силой смяло.
Запал Малинин в забытьё,
И становилась жизнь нытьём...
Понадобилось здесь терпенье!
Уехали чрез две недели;
Заполучил Валера волю,
И под рукою Интернет,
Любви и счастия предмет...
Такая мелочная доля
Постигла молодых давно,
И Интернет виновен в том.

XXV

Ах, Интернет бы только если!
С момента первых телефонов
В наш обиход премного влезло.
Но так ли то ужасно плохо?
Легко считать, что Интернет
Приносит детям только вред.
Он как игра - жить обучает,
В среде общаться помогает,
Искать для разговора темы,
Уверенность в себе хранить,
И знать, зачем заговорить,
Молчать, когда болтать не время,
И информацию сбирать,
Для пользы в деле применять.

XXVI

Каникулы летели быстро,
Сентябрь ближе подходил.
Деревьев золотились листья,
Всё позже главный из светил
Вставал за летним горизонтом.
Валерью снова одиноко.
Друзья разъехались куда-то,
Прогулок сгинула отрада.
На сердце тягостно, неладно,
И в памяти лежит пятном:
Недалека в пути прямом
И школа, где совсем недавно
Ходил учебников набрать,
Чтобы готовым ожидать

XXVII

Начала годика седьмого
Учёбы в данном заведеньи.
Поток польётся будней снова:
Опять придумывать решенье
Задачи сложной, непростой,
Раздумывать, когда застой
Мешает мыслить в сочиненьи,
В усталой голове - броженье,
И не улавливаешь суть;
В лабораторной опыт славный,
Но претекает мысль плавно
На тему: как бы отдохнуть?
А проведёшь урок вот так,
Залепят вам в журнал двояк.

XXVIII

Линейка школьная, звонок,
Учительские кабинеты.
Едят пирожное, пьют сок,
И все на праздник разодеты;
Подарки сладкие, цветы,
Ребятки полны суеты.
Пред тем их в здание загнали,
И в классах дружно поздравляли
Ученики учителей,
Учителя - учеников.
Из лицемерия оков
Хотелось выйти поскорей.
"Зачем себе неправду мнить
Что в школу радостно ходить?" -

XXIX

Валерья мыслей хоровод
Кружился мрачно и угрюмо.
И вот настал учебный год,
Но распускать не время нюни.
Учиться коль пришла пора -
Прощай, мечтаний мишура!
Малинин - также хорошист,
Теперь ещё и футболист:
Он в спорт податься захотел
И в секцию уж записался,
И бомбардиром быть старался,
Но скоро бегать не умел,
Зато защитник стал хороший,
Весьма довольный своей ношей.

XXX

Порядок и режим знакомый
Уже, конечно, надоел.
Желал Валерий жизни новой,
Избавиться от школьных дел.
Казалось бы, и отдыхал,
И дальние края видал,
Но навалилась всё ж тоска:
Опять контрольная близка,
И изложенье с сочиненьем,
Самостоятельных клубок
И просто рядовой урок -
Всё чудилось слепым томленьем.
Унынья мерзостный порок
Он снять с себя, увы, не мог.

XXXI

Пришлось раскачивать рассудок,
Вливаться в будничный простор.
А там глядишь - уроков груда
Не вызовет в мозгу затор.
Но странно - физика пришла
И ум Валерия взяла.
Подростку нравится предмет!
Движенье, скорость, сила, свет,
Инерция, давленье, время,
Законы всякие, расчёты
Смогли покончить с скуки гнётом.
Взвалил сухой науки бремя
Себе на плечи наш герой -
Меняют мысли ход порой.

XXXII

Прилежно физику учить
Всегда готов Валерий был,
Ответом "пять" чтоб получить
И разогреть свой жаркий пыл.
Глазами вскользь глядя ревниво,
Пуская в классе толки криво,
Приятели враждебны стали
И "драным физиком" назвали
Валерья бедного: вот так
Ломаются надежды часто,
Таланты роются напрасно,
Гоняя в беспросветный мрак
Способности простых людей,
Лишая мудрости, идей.

XXXIII

Не в этом случае; не сгнил
Ума младого светоч дивный.
От болтовни и след простыл;
И одноклассникам противно
Его вдруг стало обзывать,
Чтоб зависть вдруг не показать.
Ах, грешное, плохое чувство!
И совесть резко не укусит;
Потом поймёшь, что не желал
Добра ко ближнему; сейчас
Ты пьёшь как будто мёд иль квас
Его паденье иль провал;
Когда ж ему удастся что-то,
Жёлчь берёт за горло рвотой.

XXXIV

Умей завидовать достойно,
Добро показывай при том,
И белой завистью, не чёрной
Томись - и не жалей потом.
А лучше, чтоб не согрешить
И правдой душу освежить,
Стремись ты к совершенству мира,
Не сотворив себе кумира.
Поверь в себя; большая воля,
От Бога данная всем нам,
На человечий стыд и срам,
Порою не играет роли
Ни в битве с завистью престрашной,
Ни в жизни повседневной нашей.

XXXV

Той бурной радости, чему
В строфе мы тридцать первой рады,
Огонь утих, но не потух;
Всё ж физика несла усладу,
В пору младёжного унынья.
А кроме - так, во взоре стынет;
Ни спорт, который он забросил,
Ни школа, что лишь нервы косит,
И ничего за столько лет
Не может взять Валерья в руки
Его избавить чтоб от скуки.
Но верно служит Интернет,
Смартфон и всякие соцсети
Во всей своей красе и цвете.

XXXVI

Подумать можно здесь неверно,
Что будто бы моим пером
Срисован пушкинский Онегин
С известной "русскою хандрой".
Я возражу. Во-первых, возраст
Героев разных в пользу голос
Отдаст мне; во-вторых, любовь
Евгенья молодую кровь
Разогревала хорошенько;
Об этом многогранном чувстве
И высшем нравственном искусстве
Ещё не ведал мой Валерий:
Приязнь ко многому обрёл,
Но не владел ей женский пол.

XXXVII

А главное отличье в том:
Писались образы пока,
Другое время за окном,
Текло, менялось, как река.
"Век нынешний и век минувший"*
Весь прошлый мир смогли разрушить.
Когда жила сословий рать -
Крестьянство и дворянство, знать -
Хладеть причин немало было.
Евгений презирал притворство
И намекал довольно остро.
Валерью ж школа опостыла.
Вот только что сближает их:
Строфа одна - похож и стих.

* Одна из крылатых фраз Чацкого
в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

XXXVIII

Не содержанием, конечно:
Где с Пушкиным тягаться мне!
Но хочется так безупречно
Писать, как он, быть наравне.
И походить строфой и рифмой,
И соблюдать все нормы ритма,
Что был придуман им когда-то,
И красотой блистать, как надо,
И внутрь стиха завлекать,
Сердца читающих затронуть,
Чтоб кое-что могли запомнить
И среди близких рассказать,
Заставить критиков рыдать -
Тому себя я рад отдать.

XXXIX

Звучит обыденно, банально -
Великим хочет стать любой,
Что подчастую нереально.
Чтоб быть великим, будь собой.
И я себя бы обвинил:
Не раз душой своей кривил,
Как, например, кривлю сейчас.
Кто станет подавать нам класс
В общеньи будничном? А тут
Высокий слог вдруг напускаю,
Созвучье речи прибавляю,
(Хоть здесь слова мои не врут!),
И уши тешу тем, чей слух
Ещё к поэзии не глух.

XL

Но простотою не блеснёшь,
Когда стихотворенье пишешь,
Хотя себя ты отдаёшь
Тому, чего почти не сыщешь.
Для простоты - другие жанры:
Рассказы, повести, романы,
Что называют люди прозой.
В них тем найти нетрудно пользу
Кто мысли любит излагать
Свободно, жизненно и прямо,
Со вкусом, с юмором, не вяло,
Иль грусть с печалью отдавать
И тратить сочиненья срок,
Не думая о рифме строк.

XLI

Но не спущу того уж тона,
Каким писал я до сих пор.
Предавшись стихотворства лону,
Использую всю ширь, простор
Богатства русского наречья,
Который ценен будет вечно,
Который даст стихотворенью
Из поколенья в поколенье
Спокойно жить и процветать
И в будущей литературе,
И в человеческой культуре,
Сердца людей учить летать,
Над низким поднимая ввысь...
Хоть бы мечты мои сбылись!

XLII

Поэтов сильное оружье -
Словечки умные и в такт -
Для поздравлений ныне нужно
И только. Это грустный факт.
Хотя постойте... погодите!
Вы телевизор свой включите,
Канал из списка музыкальных:
Мелодий много популярных,
А нет, чтоб были на века;
У песен нынешних артистов
Срок годности проходит быстро,
Сказать могу наверняка;
Да уровень стихов в них низок,
Ведь деньги правят в шоу-бизе.

XLIII

Хотя пленяет звук хороший,
Без смысла песня не живёт.
Без дела луг не будет кошен,
Он расцветёт... и загниёт.
И к телевизору опять
Вернёмся, чтобы всё понять:
Реклама всякая идёт
Да за собой зовёт, ведёт...
И красотой стихов нередко,
Лекарств названья в стих включив,
Хотят, людишек приучив
Искать в аптеках этикетки
С названьями лекарств своих,
Продать побольше. Вот так стих!

XLIV

И здесь ты тоже помогаешь!
Читатель стонет: "Что за бред?
Ты про Валерья нам расскажешь?
Или опять ругаешь свет?"
Я извиняюсь. Отступил.
Я сам занудство не любил,
И не люблю сейчас его,
"Любил" сказал я для того,
Чтоб срифмовать два слова разных.
Глагола время жертвой стало,
Ведь настоящее не встало.
Читатель в мыслях: "Вот зараза!
Нам не до этого сейчас!
Ты долго мучить будешь нас?"

XLV

Сказав вам "нет", друзья мои,
Я только рассмешу всех вас.
Ведь здесь, где только не смотри,
Вы по сюжету уж как раз
Не сможете найти... - "Чего?!
Мы не узнаем ничего?" -
Тому причину назову,
Речь шла про эту лишь главу:
До самого её конца
(А до него, поверь, чуть-чуть,
Хотя пойми: не в длинах суть)
Не жди сюжетного венца
И не верши неправый суд.
Здесь только мысли всё идут.

XLVI

Цените мысль; без неё
Развитье наше бы застыло,
Интеллигенция паёк
Давно б свой напрочь позабыла.
Идея - результат мечты;
Она, достигнув высоты,
В действительность войти уж может,
Как меч в бою, летя из ножен;
Амбиция, идея, знанье -
Вот руководство для всех тех,
Кто вместо сладостных утех
Реализует пожеланья.
Умов нам больше б золотых,
Особенно среди младых.

XLVII

Но, молодых превознося,
Не смеем страших мы забыть;
Их опыт на плечах неся,
Младые люди могут жить.
Без наших прошлых поколений
Давно предались бы уж тленью
Стремления, таланты, знанья,
Так как на ранних лишь стараньях
Идёт залог всего того,
Что ныне дарит молодым
Возможностей прозрачный дым
Перевращать в то естество,
Которое нас окружает
И процветать нам позволяет,

XLVIII

Хоть не всегда; но хватит уж
Критиковать сей грязный мир,
Ни мне, ни вам в том нету нужд,
А жизнь - игра, лото и тир:
Везёт, так выпадет бочонок,
Падут с дырой и банки с полок,
А нет - промажет так ружьё:
Что выйграл - больше не твоё.
И игроком побудет каждый,
Кто верит и не верит в то,
Что жизнь - игра, тир и лото
(Я смею повториться дважды).
Ты в жизни сам себе игрок -
Не знай, что есть судьба и рок.

XLIX

О человек! Как ты могуч!
Как много можешь сделать ты!
Ты во Вселенной светлый луч,
Ты бог земной, царь суеты.
Растя всё больше, без конца,
Ты озарил венец венца
Живых созданий; разум твой
Открылся новою главой
В развитьи матери-природы;
Ты всем пример, всем образец,
Особо тем, кому отец;
И для защиты чести рода
Не дай преемникам глупеть,
Не дай их разуму растлеть.

L

Таким торжественным вступленьем
Я эту песнь завершу.
О сём скорейшем завершеньи
Я вам сказать уже спешу.
На смысл связный и сюжет
Надеяться мне смысла нет,
И тавтология сплошная
Насквозь весь текст мой покрывает.
Вот так, читатель, я устал:
Не презирай мой мелкий труд,
Который в ночь и поутру
Я долго, долго сочинял.
Мне сердце греет лишь одно:
Валерий стал мне как родной.

LI

Иди же ты, мое творенье,
В потоке льющемся стихов
Предметом стань или презренья,
Иль похвалы и теплых слов,
Иль критики, или советов,
Ценнейших для младых поэтов,
Ведь опыт сразу не приходит,
С годами лишь себя находит
В сознаньи нашем; уповая,
Пока ж надеяться хочу,
Что я себя не обличу,
Впоследствии роман читая,
В том, что романом я назвал
Ничтожество и злой провал.

LII

Но я осмелюсь заявить:
Не стану я стесняться впредь,
Себя умнее проявить
Я постараюсь, чтоб стереть
Плохое мненье обо мне.
Но я пишу всё о себе,
Чем снова люд я раздражаю;
Ещё кому-то подражаю,
А нового - нет ничего.
Всё отступленья, отступленья,
Что доведут до исступленья,
Про сё, про это - всё не то.
А есть ли что по существу?
Повествованья не прерву,

LIII

Продолжу жизнь изображать,
Вести с читателем беседу,
Мой взгляд на вещи выражать.
И в мыслях полечу, поеду:
Так хорошо мне сочинять
И удовольствье причинять
Рассудку своему, когда
Вся жизнь как пресная вода;
Я не нашёл других сравнений
Для описания её:
Такой вот у меня приём.
В глубинах дум, во тьме сомнений
В переживаний злых ряду
В главу вторую перейду.


Рецензии