Сонет о Поэзии

Пока горит мятежная строка,
Храня мою истерзанную душу,
Плевок в лицо, удар исподтишка,
Предательство - мне сердца не иссушат...

Бог в небесах - единственный Судья,-
И не избегнуть мне моей Голгофы,
Ведь я и на кресте останусь пьян,
Вливая Дух,как в плоть,в немые строфы.

О, странный дар, завещанный Творцом,-
Ты - взрыв,пожар,извечное кольцо
Страстей и мук - Эдем и пекло сразу!

И так всю жизнь - гореть и не сгорать,
Юродствуя, не предпочесть и Рай
Рождающимся в муках косным фразам!

              Баку, 1990 г.


Рецензии
Слова человеческие имеют власть программировать судьбу, поэтические строки - тем паче. Беда не столько в том, что этот стих вылился на бумагу - горше - опубликован - ещё горше - висит как знамя = поэтическое кредо до сих пор- и самое страшное - под это знамя встают...Отточенность формы и талант автора вводит в искушение духовно незрелые души - Вам, Владимир, нести за них ответ.

На Давидовом ключе был конкурс: «Воскурим ли на жертвеннике огонь страсти»…
Дух и душа разным огнем питаются. Огонь страсти и поклонения пыл окрашивают вечность мукой, или ликованием…

***
В моей строке нет места мятежу –
подвластна Кесарю, воздам всю славу Богу.
Он – Вседержитель, Одному служу.

Живое Слово – дар, завет Отца,
Меч, тот что Дух и Душу разделяет*.
Поднявший Его волю исполняет.
Бесстрастный воин верен до конца.

Крушит гранит молвы – пустой руды,
тюрьма падёт и Дух блеснёт алмазом –
наградой за вседневные труды,
в противовес и мишуре, и стразам.

Господь во мне и Раем дорожу -
и меч, и сердце у подножия Голгофы,
где дышат Истиной Его, рождаясь, строфы...
2
Слова и чувства мне дороже без прикрас,
претит юродствования любопрение***.
Эдем и пекло - горечь сладких фраз…

Не властно время там, где правит Дух,
срывается условность декораций:
Бог в небе, мир – юдоль... Души триумф
зависит от количества оваций.

Душа слепа – тот неразумный царь,
что не умеет принимать советы**.
Талант и страсть... Ты властелин кольца,
иль Голлум. Что ты думаешь об этом?

Господь во мне – тем Раем дорожу!
Где дышат Истиной Его, рождаясь, строфы,
как Авденаго**** я горнило прохожу!

* Евреям 4:12
** Книга Екклесиаста 4:13
*** Юродство – великий духовный подвиг в отличие о юродствования – подделки под него, когда нет помазания, нет духовного водительства.
Любопрение – стремление делать напоказ, из тщеславия См. Послание к Филиппийцам святого апостола Павла 2,3
**** Даниила 3:16-18

Один литр разлившейся нефти лишает кислорода 40 тысяч литров воды. Как измерить разрушительные последствия поэтических искажений истины в душах читателей?..

Елена Ульяницкая   24.03.2017 11:15     Заявить о нарушении
Здравствуй, Елена! Благодарю за неравнодушие и духовное горение!
По моему мнению, читателю интересен тот путь, который поэт проходит как в процессе формирования своего поэтического дарования, так и в процессе духовного роста своей души. Поэтому, убирать ранние стихотворения не вижу смысла. Как видишь, там стоит дата и место написания стихотворения. Написано оно во время "горячего" конфликта в нагорном Карабахе... Незрелая душа бунтовала против неоправданных жертв среди моих сослуживцев и мирного населения, против воровства и казнокрадства в армии, против армейских и казарменных порядков вообще, против бездействия армейского командования и высших эшелонов власти в стране, против демонтажа привычных форм общественной жизни, шедшего тогда вовсю и видимого невооружённым глазом... Многое увиделось и было осознано тогда в жизни по-другому.
Ещё из стихотворений тех лет:

http://www.stihi.ru/2015/12/21/9776
http://www.stihi.ru/2015/12/27/5084
http://www.stihi.ru/2015/12/21/9428
http://www.stihi.ru/2016/02/03/5029
http://www.stihi.ru/2015/12/27/11289
http://www.stihi.ru/2016/03/11/10109
http://www.stihi.ru/2016/05/26/6776

Интересно, если бы некий "вышестоящий цензор-редактор" убрал бы половину произведений Пушкина, Лермонтова и большую часть Есенина из-за их как бы "низкой духовности", нам, как читателям, понравился бы такой подход?
Чего стоит Есенинский кабацкий цикл, или есенинские строки:

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
СТЫДНО мне, что я в бога ВЕРИЛ,
Горько мне, что не верю теперь...

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче ГОРЕТЬ.

Лена, ты как считаешь, здесь есенинское горение какого качества?
С копотью или без? Но тем он близок нам, потому и чувствуем в нём родную душу,
что и сами оступались, падали, вставали и снова шли вперёд!

Мне бы хотелось, чтобы ты высказала своё мнение об этих стихотворениях:

http://www.stihi.ru/2016/01/07/3700
http://www.stihi.ru/2016/05/20/5906

С неизменным душевным теплом и братской любовью,

Владимир Воронцов 69   24.03.2017 14:49   Заявить о нарушении
Володя,извини, читать в телефоне, как в замочную скважину смотреть, отвечу, когда доберусь до компьютера...

Елена Ульяницкая   25.03.2017 19:41   Заявить о нарушении
Задачка многозначная, попробую по порядку…
1. «читателю интересен тот путь, который поэт проходит» - в принципе согласна, но далеко не каждый читатель изучил глубоко в развитии даже творчество «классиков». Среди читателей на наших страницах на Стихи ру сколько более-менее постоянных? А из них сколько тех, кто прочел все стихи даже понравившегося автора?.. а еще и биографию, которой там нет… Сверхчеловеком должен быть, чтобы все учесть. И вообще, не перекладываем ли на читателя груз ответственности…
2. Ранние – поздние. Разве хронологическое деление прямо (обратно) пропорционально росту духовности?
«Стыдно мне, что я в бога верил,
ГОРЬКО мне, ЧТО НЕ ВЕРЮ теперь...»
Это даже не вера, а только первый кирпич для ее осознанного строительства.
Если древо узнают по плодам, то огонь – по дровам, каким огнем горел Есенин в этот период, если дрова: похабничал и скандалил? (и не одно полешко славу создает…)
Но сказать об этом Есенину, добавить кирпичиков в его здание веры нам уже не удастся. Есенин останется таким, каким вошел и в историю, и в поэзию. Приходилось слышать песню Светланы Копыловой «Писатель и вор» (ссылка есть на моей странице). Так вот Есенин до сих пор влияет на умы и души, но для кого-то он -абсолют, для кого-то кумир, для кого-то антигерой, и для большинства – душа пропащая, хоть и трепетно-нежная порой… и этот язычок его пламени до сих пор теплится и греет...
О цензуре:
1. Уничтожить часть творчества поэтов ушедших = переписать историю. Исключение может быть только для крайних форм цинизма, экстремизма…

2. Другое дело поэты-современники. Самоцензура зависит от роста самосознания.
Поэты убирают свои ранние стихи чаще с ростом поэтического мастерства (поэтических приемов и средств самовыражения). Е. А. Сергиеня – член Союза белорусских писателей, когда стал пастором и епископом отправил в печку свои юношеские стихи. Но он сам счел их «сором» не по форме, а по содержанию (Фил. 3:8), это его собственное решение.
Одному автору Стихи ру мне пришлось указать на Уголовный кодекс РФ (ст. 130 ч. 2) в рецензии на его стих о Боге, а он сначала удивился, что оскорбил чувства верующих, а после нашей переписки удалил все-таки злобный пасквиль. Кроме того, я указала ему места Писания где Иисус провозгласил: « но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
(Мар.3:29 « И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
(Лук.12:10) . Это была не угроза, а ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ не вторгаться в опасную зону. Библия предостерегает, что о духовных вещах надобно судить духовно, иначе можно не только погрешить против истины, но и погибнуть. Жаль, не каждый верит табличке: «Не влезай –убьет». А ведь электрический ток приводит свой приговор в исполнение на месте.

Скажешь: из ряда вон выходящий случай? Большинство пишет в рамках приличия – ничего страшного? Как все…
Ничего страшного, кроме смерти.

Когда я вышла на покаяние в церкви, я говорила о том, что всю жизнь старалась быть хорошей, но кроила свою судьбу по лекалам разных концепций, а теперь хочу научиться жить по критериям библейской истины, ибо другой нет.

3.Посмотри генезис понятия «духовность» – сколько вокруг него споров и предложи кандидатуру на цензора- редактора по духовности…!!!
Светской (душевной) поэзии пока она на своей территории нужна только литературная цензура – по форме, и некоторые ограничения по содержанию ( в идеале – осознание ответственности поэта за формирование культуры и нравственности в обшестве).
«Духовной» неведомо (ведомо) какого Духа, тоже...
Но поэзии христианской, сверх того, постоянно нужно смотреть в зеркало Слова Божия. Я мечтаю о времени, когда наши богословы встанут в ряды левитов, направляя и научая, наставляя наших поэтов.

Что касается твоих «ранних» стихов – я прошлась по всем ссылкам- они достаточно зрелые в литературном плане, более того талантливые образчики душевной поэзии искренние и честные - честь и хвала автору.
Но там, где ты нарушил границу я дала предупредительную ракету.

Твой дух с душой мятежной споря,
хранил тебя у края бездны.
Черна была душа от горя -
омыл не раз волной Вифезды.
Когда с огнем, гордясь, играешь,
неверьем Духа угашая,
Во мне строкой воспламеняясь,
К тебе спешит, опять спасая.

Бодрствуй Духом и побеждай!

Елена Ульяницкая   27.03.2017 18:04   Заявить о нарушении
Благодарю, Душа-Сестрица,
Ведь, век живи, и век - учись!
Всяк, Правды ищущий, стремится,-
Вперёд и ввысь, вперёд и ввысь!

Иду всегда тропой крутою,
Над Бездной... Только оступись,
Паду, Последнею Звездою...
-Не возгордись! Не возгордись!

Душа и Дух - давно в согласьи,
Как Небосвод и Окоём...
Крещён я дважды... Значит, к Счастью:
Водой с Огнём, Водой с Огнём!

Я с Аистами строил Гнёзда,
Встречая Раннюю Зарю,-
Со мною - ликовали Звёзды...
Благодарю, благодарю!

Владимир Воронцов 69   27.03.2017 20:00   Заявить о нарушении
Лена, тронут теплом твоей души и заботой обо мне!
Прими, как благодарность:
http://www.stihi.ru/2017/03/30/2537
Обнимаю теплом сердца!

Владимир Воронцов 69   30.03.2017 08:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.