Эпилог Часть II Мастер и Маргарита

Замысел крупного произведения
О страшных изменениях в России,
У Михаила Афанасьевича,
Как и у многих российских писателей,
Возник давно…
И он задался целью
Передать в сатирических красках,
Во что превратилась любимая Россия,
Некогда великое и могущественное государство,
Разрушенное большевиками
И опущенное социалистическими идеями
На самое дно…
Но до конца своих дней,
Ему не удалось
Ни одного значительного произведения издать..,
Да, честно говоря,
Ему и не дали это сделать,
Свыше 320 критических статей
О Булгакове и его творчестве появилось:
«Долой Белую Гвардию!»,
«Классовый враг на сцене!» и т.д. и т.п.,
Которые ему удалось собрать.
Только в 60-е годы, его произведения,
В сокращенном и переделанном виде,
Прошедшие жесткую цензуру,
К советскому читателю смогли попасть.
До нас не дошли его работы,
Относящиеся к замыслу «Мастера и Маргариты»,
Т.к. после телефонного разговора со Сталиным
И отказа от встречи, которую обещал..,
Михаил Афанасьевич
Все ранние варианты романа уничтожил
И только спустя 3 года,
Но уже в другом виде и ракурсе,
Заново, всё создавал…
В ранних своих работах,
Главным действующим лицом
Являлось Зло,
В виде Воланда в Россию приехавшего,
Чтобы сходство Древнего мира
И современной России уточнить,
Работу тайной полиции- ГПУ сравнить…
И ответы на вопросы
По теории социализма получить.
Теоретики социализма полагали,
Что установление социалистических отношений
К коренным переменам,
В нравственной и умственной природе людей, приведет…
Я уже рассказывал в своих произведениях:
«Миражи», «Марина Цветаева», «Михаил Зощенко»,
«Человек», «Межудворье» и другие..,
О золотых туалетах Ленина,
Тюрьмах, которые Дзержинский
Через 20 лет закроет..,
Т.к. человек иначе себя поведет…
Деятели социализма утверждали:
«Исправьте общество и болезнь отойдет,
Жизнь веселее станет,
А народ, от счастья- запоет!»
Дьявол, в образе Воланда, в это не верил,
Т.к. считал: «Зло необходимо,
Оно единственный смысл существования добра:
Добро и зло, это два сапога- пара
И неотделимы- никогда.»
Зло, в России, восторжествовало:
НЭП, на корню подрубили,
Партии, в одну свели,
Привилегированный класс, духовенство- уничтожили,
А для крестьян- колхоз изобрели…
Булгаков замысел романа переделал
И главным герое не Воланд,
А Мастер, Маргарита и поэт Безродный стал,
Пилат, Иешуа в ершалаимских сценах появились,
А Воланд, в демонологический образ попал.
Чтобы выявить злое начало в человеке,
Воланд, Фагота-Коровьева
И Кота-оборотня Бегемота
С собой, в Россию, взял,
О других помощниках побеспокоился,
Чтобы досконально выявить:
Переродился ли человек при социализме
Или это выдумка Советов,
А советский народ,
В еще большую кабалу попал…
Драма романа состояла в том,
Что СССР, страна неистинного добра,
В ней хозяйничает Зло,
Которое Западу выдают за Добро…
И что удивительно,
Все это Булгаков, в 30-е годы,
Мечтал советскому народу передать
И, при этом, Колымы избежать…
Вторая редакция романа «Мастер и Маргарита»,
Близка к опубликованной,
В журнале «Москва» № 11, за 1966 год
И в «1, за 1967 год.
В ней Мастер и Маргарита появились,
В дальнейшем, новые главы включались
И Мастер, более значительную роль
В романе получал.
06.07.1936 года, последнюю,
Заключительную главу написал
И в конце 1936-начале 1937-го годов,
Новые варианты
Первых 5-ти глав-включал.
В 1937 году, роман «Князем тьмы» назывался
И 32 главы вобрал.
Эпилог, 14 марта 1939 года,
Был написан
И изменений более не претерпевал,
Но корректировку и правку романа,
 До конца своих дней, продолжал..
Автору впервые удалось достичь
Органического соединения историко-эпического
И философско- сатирического начал.
Встреча Воланда с литераторами,
На Патриарших прудах происходит
И в доме № 13, в квартире № 50,
В основном, продолжилась она.
Потусторонние силы в романе
Являются связывающим звеном
Между древним и современным миром,
А нечистая сила выступает
Для обнажения человеческих пороков
У мира сего..,
Чтобы засвидетельствовать, что добра и зло,
В конечном итоге,
Человеческими руками творятся,
А не Богом и Злом…
Храм Христа- Спасителя большевики разрушали,
Но крест на нем,
Русская интеллигенция расшатывала давно..,
Не противилась уничтожению духовенства
И, в итоге, сама ушла в небытие…
По мере создания романа,
Булгаков от сатиры отходил,
От безвкусицы и бестактности очищался,
Роман стал пластичнее, глубже
И на свет, из тьмы, выходил…
«Мастер и Маргарита»- роман двойной,
Он из романа о Понтии Пилате
И романа о судьбе Мастера состоит,
Они противопоставлены друг другу,
Но составляют единое целое
И в повествовании, друг за другом, идут.
Это произведение не о судьбе отдельного человека
Или семьи,
А всего человечества в историческом развитии..,
Форма повествования- достоверность содержания
И подчеркнута включением романов
Один в другой.
Роман о Мастере
Отмечен многочисленными персонажами, повествованиями,
Эмоционален и агрессивен по существу,
В нем много гротеска, фарса.
Речь участников изобилует
Вульгарными, базарными словами,
Много слухов, фактически, содержит
И других сведений о Москве,
Не нарушая при этом
Замысла и идеи, вообще.
Конфликт в романе о Пилате
Завязывается из-за Иешуа:
Поведение Ге-Ноцри совесть у Пилата пробуждает,
Он в конфликт с Каифой вступает
И за смерть Иешуа, Иудой, мстит…
Булгаковский Иешуа, литературный образ Христа,
Художественное осмысление его,
В романе Иисус представлен носителем
Высшей философско-религиозной истины,
 Согласно которой
Человек может делать добро,
Помимо и вопреки корыстных соображений,
Из-за долга своего….
В современном мире, в романе,
Три героя выделяются:
Мастер, Маргарита и Безродный- поэт,
В ершалаимских сценах- Иешуа и Пилат,
Среди демонологических образов- Воланд,
Сила тьмы не противостоит свету,
А взаимодействует с ним.
Воланд,в отличие от Иешуа,
Всех людей злыми считает
И злое начало в человеке, при социализме,
Решает искать в Москве.
Самый симпатичный персонаж,
Из свиты Воланда,
Кот- оборотень Бегемот,
Демон желаний желудка,
Таким, перед читателями, и предстает.
Предсказание Иешуа о том,
Что всякая власть является насилием…
И наступит время,
Когда власти не будет никакой,
А человек перейдет в Царство
Истинной справедливости
И будет счастлив в стране родной..,
Воланду кажется странной…
Он иначе рассуждает о добре и зле:
«Зло необходимо,
Без него и добра не будет…
Зло, единственный смысл
Существования добра
На нашей грешной Земле…»
У Мастера и Иешуа есть антагонисты:
У Иешуа- Каиф, у Мастера- Берлиоз,
И Каиф и Берлиоз боятся Иешуа..,
Первый требует казни Ге-Ноцри,
А второй, не признает Христа.
Предателей тоже два:
Иуда и Алозий Могарыч,
Первый, 30 серебряников получает,
Второму, квартиру Мастера отдают.
Протагонистов тоже два:
Левий Матвей и Безродный- поэт,
В существующем мире
Великое множество людей,
Вот за этих- то людей и их души,
Антагонисты и протагонисты борются…
И не смотря на прошедшие 2000 лет
И десятки лет Советской власти,
Человек таким же остался
И желания у него одни и те же:
Деньги и зрелища- важней…
Они правоту Воланда подтверждают,
Что социализм человека, к лучшему, не изменил,
Он таким же мелочным,
Рабским, продажным остался,
А социалистический эксперимент фиаско потерпел…
Два бала противопоставлены в романе:
Бал у Арчибальда Арчибальдовича
И бал у Сатаны.
Оба с возгласа: «Аллилуйя!»- начинаются,
Что означает: «Хвалите Бога!»- на Земле…
На первом балу, мертвецы духовные,
На втором, духовными и телесными
Представлены они,
Но близнецами- братьями являются,
Как две капли воды…
Первым балом
Арчибальд Арчибальдович  дирижирует,
Воланд дирижирует вторым..,
Оба бала упадок в обществе показывают,
Трагедию нынешних и прошедших дней…
Несостоявшийся разговор со Сталиным,
Черным гробом Булгаков назвал…
Михаил Афанасьевич, в образе Иешуа,
Сталина во многом превосходит:
«Беда в том, что ты слишком замкнут
И окончательно веру в людей потерял…
Жизнь твоя скудна, игемон…»,
Правдиво и точно сказал.
Михаил Афанасьевич высмеял миф
«О Великом человеке- творце истории»
И драма романа в том,
Что неистинно то Добро, где Зло хозяйничает
И которого в жизни быть не должно…
Иешуа обличает трусость Пилата,
Как самый величайший порок..,
Да и образ Сатаны в романе
Не совсем традиционный:
Это культурный, интеллигентный, умный человек…
Согласно расклада литераторов
И своего мнения,
Герои романа Булгакова
Из следующих лиц состоят:
Понтий Пилат- Иосиф Сталин,
Воланд- Максим Горький (Ленин),
Берлиоз- Анатолий Луначарский,
Арчибальд Арчибальдович- Лев Троцкий,
Муж Маргариты- Николай Бухарин,
Поэт Безродный- образ собирательный,
Маргарита- Елена Сергеевна,
М. Булгаков- Мастером и Иешуа,
В одном лице, перед читателями стоит…
Михаил Афанасьевич пережил все:
Войну, морфий, Петлюру, Кавказ,
Московскую нищету, изменчивую славу,
Зависть, ревность, болезни, допросы, обыски..,
Он от неудачи к неудаче шел..,
Но творческий потенциал не растерял,
Сохранил и до нас довел…
Прекрасно осознавал и видел,
Что советские люди, как и на Западе,
Деньги любят, а квартирный вопрос
В худшую сторону народ повернул:
Доносить друг на друга заставил..,
Честь и гордость свою позабыл…
Революционность романа Булгакова
Состоит в том, что образ Иешуа
И его борьба со злом,
Восхищение у всех вызывает,
К «… избави нас от лукавого…»- призывает
И к очищению ведет.
Зло, своей первой целью
Сокрытие ставит
И его нелегко распознать..,
Любой читающий «Мастера и Маргариту»,
Нужное для себя,
Может из романа извлечь и понять…
В романе много загадочного, наряженного,
Но свет истины в нем лежит..,
Слабый, искаженный, очень далекий,
С трудом пробирающийся на свет…
Понтий Пилат полагал,
Что человеческими судьбами может распоряжаться,
Но Иешуа его опровергал:
«Управляет все Бог»- и в этом
Философско- исторический смысл романа,
Чтобы каждый читающий,
Все необходимое,
Для осмысления жизни, получал…

А далее, уважаемый Читатель,
Мы, к заключительной части Эпилога перейдем:
«Значение творчества М. Булгакова»
И, на этом, черту подведем….


Рецензии