Легенда об Андрее Первозванном

               
     Андрей Первозванный – апостол, ученик Иисуса Христа, брат апостола Петра.
Спаситель встретил Андрея и Петра на берегу озера, где братья ловили рыбу сетью.
Он обратился к ним со словами: «Идите за Мною, …Я сделаю вас ловцами человеков». Оставив промысел, братья последовали за Иисусом и Андрей, до распятия Спасителя, был с ним. Святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова.
В день Пятидесятницы(через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса), в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов и они получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных языках о великих делах и учении Господа. Ученики Иисуса распределили страны, куда они понесли евангельскую проповедь, обращая язычников к Христу.
Святой Андрей прошёл много земель включая Скифию и Ахиллию, неся язычникам евангельскую проповедь.
Почти на тысячу лет раньше крещения Руси Владимиром Святым, свет христианства засиял на землях Ахиллии. В то время, наш край – Ахиллия, была северной причерномор-ской провинцией Римской империи. В «Повести временных лет» Нестор – летописец, писал о Черном море: «….это море слывет Русским, – по берегам его учил…..святой апос-тол Андрей, брат Петра”.
Питаемый силой веры, святой Андрей стойко переносил все страдания во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному апостолу на южном берегу Черного моря, в городе Синоп, где язычники подвергли его жестоким пыткам.
Но, в предании повествовалось, что «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран. …Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь.”. Русский город Корсунь, а ранее греческая колония Херсонес, находился в Крыму на берегу моря, где ныне город Севастополь. Оттуда на корабле приплыл Андрей Первозванный в Северное Причерноморье – «земли Ахилла»(со времён Геродота и до начала новой эры, Причерноморье, - от устьев Истра - Дуная до устья Борисфена - Днепра называлось «Землей Ахилла»).
Племенам скифов и даков, грекам и римлянам, всем жителям Причерноморья – прививал он, азы христианства. В Тире, в казармах, он рассказывал легионерам, о Боге и сыне Его Иисусе Христе. Суровые воины зачарованно слушали рассказ очевидца земной жизни Спасителя, о Его распятии, Воскресении и Вознесении на небо.
Многие воины,  уверовали в Христа и апостол, крестил их водою на берегу Тираса.
По доносу язычника, апостола Андрея схватили, учинили допрос с пристрастием, жестоко избили плетьми и выдворили из города. А новообращенных христиан-воинов, вступив-шихся за апостола, на первом же корабле отправили в Рим. Их ждала жестокая участь быть растерзанными львами на потеху почтенной публике на арене Колизея. Легенда гласит, что центурион, велевший избить и изгнать из Тиры апостола Андрея и пославший в Рим на смерть своих солдат, будучи пьяным, захлебнулся и утонул. Солдат – доносчик вскоре также умер от яда ужалившей его змеи…..
Самого Андрея, истекающего кровью, без сознания, подобрали и спрятали в одном из своих убогих жилищ пастухи - геты. Лекари долго боролись за его жизнь, применяя все средства народной медицины. Жители приходили послушать о земной жизни и деяниях Иисуса Христа. Чаще всех к Андрею приходили рыбаки, бывшие в числе первых приняв-ших христианство. Андрей, любил бывать в простых жилищах рыбаков – дунайцев, в их, обмазанных глиной и илом построек из камыша. Порою, он вместе с ними расставлял нехитрые снасти и показывал новые способы промысла и вместе с тем, рассказывал о жизни Христа и его учении. Семьи рыбаков внимали рассказам апостола и светлели их души. Множество людей тогда было обращено в веру и окрещено Андреем Первозван-ным. Божье слово, несущее успокоение и просветление, распространялось по Буджакской провинции «земель Ахилла», с быстротой южно-степного ветра.
Вера делала людей добрыми и толерантными. Прекратились конфликты, воцарился мир и возносились молитвы. «Золотая легенда» сообщает об одном из чудес апостола: однажды он воскресил сорок мужей, направлявшихся к нему, чтобы получить учение о вере, но уто-нувших из-за шторма, вызванного дьяволом. В другом случае, апостолу удалось молитвой успокоить бушующее море.
Известно, что Андрей по Днепру поднялся до того места, где позже был построен город Киев, и сказал своим ученикам: "Видите ли, горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет Великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Водрузив на горах крест, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где позже был основан Новгород. Близко к 70-му году н.э., апостол Андрей принял мученическую кончину - был распят на косом кресте, который с тех пор называется Андреевским крестом.
Апостол принял свой приговор с радостью и сам взошел на место казни. Два дня, будучи распятым на кресте в Патрах, он проповедовал Христово учение горожанам.
Люди сочувствовали его мучениям, удивляясь мужеству и силе веры, требовали снять его с креста. Испугавшись бунта, правители приказали прекратить казнь.
Андрей стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти.
Сияние Божественного света осветило крест, и святой апостол отдал свою святую душу Господу. На месте распятия его воздвигнут Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.               
День памяти святого Андрея Первозванного отмечается 13 декабря. 
На Руси Андреев день считался праздником, с которого начинается зимний цикл календа-ря. В католической традиции это был первый день предрождественского поста.
Как и другие подобные праздники "перелома года", этот день связывался с особой актив-ностью потусторонних сил. Так, например, согласно карпатским верованиям, ночь перед днем св. Андрея - время разгула нечистой силы, когда особенно опасными бывают ведь-мы, отбирающие молоко у коров: для защиты от них гуцулы в эту ночь жгли на возвы-шенных местах "андреевские костры".
Во многих местах ко дню святого Андрея традиционно приурочивались обрядовые обхо-ды, схожие с рождественскими и новогодними. В украинских селах восточной Словакии, мальчики на заре Андреева дня, обходили все дома в селе с пожеланиями, чтобы у хозяев хорошо неслись куры. Причем иногда один из таких поздравителей рядился "Андреем" и появлялся в большой шляпе, с мешком за плечами и с палкой в руке.
Андрей у западных и восточных славян почитается, как олицетворение мужского начала и покровитель брака. По этой причине во многих местах девушки, желающие скорейшего и удачного замужества, соблюдали пост накануне дня Андрея Первозванного и молились этому святому о даровании им хороших женихов.
                (в сокращении…).


Рецензии