27

   Видит ли философ то, что есть, или он видит что-то другое? И не является ли то, что есть - лишь адом, из которого никогда нет выхода? Наши иллюзии и есть наши миры, пропитанные соком и плотью нашего существования - вне их мы становимся как бы голыми, обнажёнными, ничтожными - другими словами говоря, попросту попадаем в ад. Но неужто этот ад и есть "то, что есть" в его единственной, последней точке?
   Картинки, проносящиеся перед глазами. Вот древние греки с их доксой, заблуждением, скрывающим от нас истину. Это мнение толпы, обывателя, повседневности, расхожее мнение и представление - не одного ли славного человека оно погубило, не одну ли уничтожило, скромную и трудолюбивую истину?
Но поэт, художник, любой поэт и любой художник - разве не живут иллюзиями? И разве их иллюзии не максимально плодотворны? Как найти ответ? В таком смешении всех смыслов и истин, в таком вавилонском столпотворении вымыслов и реальности - можно исчезнуть навсегда, прочно и без возврата.
   Иллюзия иллюзии рознь. Реальность рознь реальности. Гамлет не зря говорит: слова, слова, слова... Слова одни и теже, но смыслы и ситуации за ними стоят разные.
  Не вера противостоит знанию, а знание вере, но их источники или основания, на которых они покоятся противостоят друг другу, или же материнские лона, породившие их. Одно лоно порождает одну веру и знание, другое лоно порождает другую веру и знание, совершенно иного качества. Собственная иллюзия человека защищает его от ада, но она должна быть для этого по-настоящему собственной - не иллюзией толпы и не застарелым общепринятым правилом, и не косной вековой традицией - так что, до своей собственной иллюзии ещё необходимо добраться, её ещё необходимо выстрадать. Как личную. Но не как частную. Частное принадлежит только тебе и никого другого не касается. Личная же иллюзия - твоя, но касается всего мира и всех людей. Только такая иллюзия и плодотворна.
  Бесконечное столкновение и противоборство навязываемые миру лежат и по сегодняшний день в плоскости противопоставления веры и знания, иллюзии и реальности, но в этих плоскостях ничто не борется друг с другом на самом деле. Это означает, что война может вестись сколько угодно, затухать и вспыхивать вновь, разгораться вплоть до кровопролития и взаимного истребления, но никуда такая война никого не приведёт и по своему изначальному подходу - привести не может.
 Потому что миры противостоят друг другу в совершенно иной плоскости. Гамлет противостоит всему остальному миру не только своим видением реальности, но и своими иллюзиями - и тем, и другим... И лишь потому, что они у него - собственные, выстраданные и всеобщие. А в противоположном мире против него бессильны - всякая иллюзия и всякое знание.
  Покрывало Майи - не случайность, не огрех Бога, не промашка мироздания, но единственно возможный механизм существования мира. Потому личность не только всегда видит то, что есть, но она всегда видит ещё и то, чего нет - видит сны... наяву... сновидит... обязательно.
  Переходя из одного мира в другой мы переходим не от веры к знанию или наоборот от знания к вере, устав блуждать одиноко и замкнуто, как в том, так и в другом - мы переходим от нашего отчуждения от одного и другого к нашему участию и в том, и в другом - в сотворении реальности и сотворении иллюзии - что идут друг с другом всегда обруку.
  Сновидьте... И в этом тоже можно быть истинными мудрецами... Говорите о реальности... И вас неизменно будут принимать за великого обманщика...  И даже за "обман" отправят на костёр, подвергнут остракизму, вынудят к изгнанию, освищут и высмеют - и по этим показателем вы поймёте, что вы правы...


Рецензии