Вся жизнь есть йога...

Начнем с ассоциаций. Их великое множество — древность… экзотичность… таинственность… тайна, загадка… великое умение, великие  возможности… Индия, Тибет, Ганг… Тримурти, Атман, Брахман… Веды, Упанишады… Карма, перерождение, сансара… Великие  Учителя, ученики, ашрамы… Сами йоги — традиционные белые одежды, медитация, молчание, нирвана, бездна, мандала, мантра; необычные лица, слова, мысли, поступки… Не-религия, Не-философия, Не-искусство, Не-культура, Не- наука…

А что, если это только поверхность, традиция, видимость, форма, особая  игра разума, души и духа с великим и невыразимым? Что скрывается за многими тысячелетиями бесконечного восхождения и поиска? Останется ли йога  «вещью в себе» или сможет интегрироваться в современный мир? Может ли она измениться или измениться должны мы сами? Что заставляет нас относиться к ней с некоторой опаской, недоверием, предубеждением?

Почему Церковь относится к ней столь отрицательно и где здесь «хула на Духа  Святого»? Ведь йога — не религия и никогда не ассоциировала себя с религией; у нее совершенно другие цели и задачи. Она и не философия в том смысле, который привык воспринимать Запад; у нее нет своей  Библии, нет Ветхого и  Нового  Завета, нет собственного  Моисея, Иисуса, Магомета, Будды. Она и не практика в чистом виде, зато за ее спиной таится нечто такое, до чего всей западной цивилизации еще расти и расти…

А что мы можем сказать о йоге супраментальной после слов Шри  Ауробиндо:
«Моя йога начинается там, где заканчиваются все остальные»?

Эта новая йога также никогда не претендовала на звание самой современной религии либо философского учения, предпочитая полагать себя ПРАКТИКОЙ —  необычной, особой, но все-таки практикой. Отчетливо понимая при этом, что , если «теория мертва без практики», то практика без теории невозможна в принципе…

Теперь давайте проведем небольшой эксперимент — на время забудем о том, что ведем речь о йоге и что она есть именно йога. Что у нас получится?

Итак, есть теория супраментальной эволюции, опирающаяся на всю сумму не только духовного и йогического, но и культурно-исторического, религиозного, философского и психологического знания. Рискну утверждать — и научного тоже, ибо  научное знание — это не хаотическое нагромождение сведений, информации об окружающем, а довольно сложная система, имеющая определенную структуру. В качестве ее  элементов выступают, во-первых, формы, в которых знание представлено, во-вторых, уровни, в рамках которого оно организовано, в-третьих, основания, на базе которых  существует.

К формам научного знания относятся понятия, суждения, умозаключения, которые используются и в донаучном познании, а также принципы, парадигмы, законы, эмпирические факты, научные проблемы, гипотезы, теории, в которых выражена специфика научного знания.

Законы науки есть не что иное, как теоретическая форма знания, отражающая объективные связи предметов и явлений действительности. В нашем же понимании НАУКА — это профессор, а лучше академик, узкий специалист
(других нынче просто не бывает!) в какой-либо одной области и абсолютный невежда во всех остальных, явочным порядком присвоивший себе право вещать от имени истины…

Вот перед нами три мира — тот, в котором мы живем, а также макромир и микромир. Законы первого мы достаточно неплохо изучили; второй живет  соответствии с общей теорией относительности, третий — квантовой физики и механики. Все прекрасно, все довольны и счастливы. И вдруг оказывается, что и теория относительности, и квантовая механика НЕ В СИЛАХ ОБЪЯСНИТЬ ВСЕЙ СЛОЖНОСТИ МИРОЗДАНИЯ;  ОНИ — ЛИШЬ ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ЧЕГО-ТО КУДА БОЛЕЕ ОБЩЕГО И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО. Вопрос: отразится ли это открытие на жизни нашего  привычного и вроде бы до мелочей знакомого мира?

Ответ, думаю, ясен. Остается лишь поражаться почти немыслимой глубине и точности космогоний прошлого, на тысячелетия опередивших и науку, и научное знание. Особенно привлекательной в этом смысле стала стала космогоническая  Каббала с ее тремя разделами: Сефир  Ецира (Книга  Творения), Сефир ха Зогар (Книга  Величия) и Апокалипсис (Книга Откровения), создание которой приписывается Св. Иоанну Божественному. Особая, скрытая символика  этих произведений достаточно легко переводится  на современный язык космогонии и физики пространства-времени., особенно в свете работ акад. А.Сахарова, акад. В.П.Казначеева, акад Г.А.Шипова, проф. Н.А.Козырева и струнной теории Вселенной.

Эта  теория  утверждает, что мы живем в десятимерной Вселенной, но только четыре из этих измерений доступны человеческому восприятию. Если верить современным ученым, остальные шесть  свернуты в удивительную структуру, известную как многообразие Калаби-Яу. Легендарный математик Шинтан Яу. — один из первооткрывателей этих поразительных пространств, — утверждает, что геометрия не только является основой теории струн, но и лежит в самой природе нашей Вселенной. В этом случае от мистики Каббалы ровным счетом ничего не остается; это физика, весьма странно изложенная и неизвестно как попавшая в  наш мир.

Сегодня все большее и большее внимание привлекает невероятная схожесть уже не макро- и микромира, а  ЕДИНОСУЩНОСТЬ  Вселенной и Человека, в котором   ЕСТЬ  ВСЁ, что есть в ней. Ныне  многие ученые и исследователи отреклись от бывшего кумира Х1Х — ХХ веков — разума и все больше говорят о СОЗНАНИИ, даже не подозревая о том, что оно — основа и база всего нового эволюционного направления, известного нам как супраментальная  йога. А вот с последней  все намного сложней.

Есть великое искушение свести всю ее суть исключительно к феноменам  восприятия и его интерпретации, некоему союзу религиозного разума, измененного состояния сознания и ненаучного (или донаучного) знания и опыта. В этом случае она целиком переходит под юрисдикцию психологии как один из ее разделов. Весь ее многовековой опыт, ощущения, переживания, реализации, философские и духовные достижения  целиком переводятся в область интрапсихического и теряют свою связь с эмпирической реальностью. Более того, объявляются существующими  ВНЕ этой реальности и не имеющими к ней никакого отношения. При таком подходе единственной ценностью, которой она обладает — это опыт измененных состояний сознания, бесполезных, ненужных и опасных для устойчивой психики и здравого ума.

Всестороннее и мощное влияние йоги на все стороны человеческой деятельности не отрицается, но признаются нежелательными и весьма опасным (или вообще «бесовским», как считает Церковь). Но и в этом случае ни отменить ее, ни запретить невозможно, ибо есть в ней нечто такое, что всегда привлекало и будет привлекать людей особого склада.  А вот «наука» , как это ни странно, пребывает в некотором замешательстве. Победоносное ее шествие ныне существенно замедлилось, а в некоторых вопросах напоминает  осажденную крепость, взятую в плотное кольцо воинством необъяснимого, недоказуемого, ненаучного, нелогичного и непредсказуемого. Всему  «научному» ныне приходится весьма непросто — ведь надо не просто «объяснять необъяснимое» и «обнимать необъятное», но и давать хоть
какие-то практически рекомендации.  Для иллюстрации сказанного обратимся к так называемой  частоте  Шумана.

Это стоячая электромагнитная волна частотой 7,83 Гц, возникающая из-за взаимодействия излучений земной поверхности и нижней границы ионосферы. Вскоре после ее открытия было замечено, что частота Шумана совпадает с частотой так называемого альфа-ритма мозга человека — ритма, появляющегося только во сне или при медитации. Некоторые считают  резонанс Шумана ответственным за телепатию и ясновидение, а также эволюцию человека. К единому мнению они до сих пор не пришли, зато согласились, что это все не просто так.
 
Недавно было объявлено, что эта таинственная  частота  вдруг начала быстро и необъяснимо расти и вскоре с 8 герц она увеличится до 13-15. А это — уже частота бета-ритма головного мозга ( бета-ритм — это ритм бодрствования). Следовательно, как только такое произойдет, все люди перестанут спать,  начнут грезить и впадать в транс, и вот тогда-то им и явятся все чудеса нового четырехмерного мира, да и сами они станут четырехмерными.

Есть и куда более мрачный сценарий — переход на иную частоту восприятия может обойтись человечеству очень тяжело, так же, как смена магнитных полюсов, астероидная атака  или «кувырок  Земли через голову». При увеличении частоты Шумана до 18-20 герц человеческая психика будет полностью разрушена.

Вот вам еще один вопрос, в котором заключен и ответ: кто легче перенесет этот катаклизм — обычный человек или тот, кто давно живет в измененном состоянии сознания и привык управлять им? Что произойдет с ноосферой —  разрушится ли она либо прирастет новой, уже  надразумной составляющей?

О параллельных мирах я уже не говорю; здесь физико-математическое настолько тесно срослось с мистическим и метафизическим, что разделить их практически невозможно. Хочу лишь подсказать кое-что новое . В силу пока не совсем ясных причин человек или группа людей могут (только не вдруг!) переместиться в мир вероятностный — один из группы  «параллельных».

Однако вы этого не заметите; точка перехода и облик новой реальности будет ничем не отличаться от прежней и лишь со временем начнет кардинально меняться. Если  повезет,  вы  удержитесь в ней; нет — снова вернетесь в реальность прошлую, начав с точки, где произошло разделение. Иногда бывает и так, что сможете узнать, что произошло с вами в другом мире и что произошло с самим этим миром. Однако никаких доказательств у вас не будет…

Теперь о Боге и  Божественном. Неизбежно приходит  время не только определиться с этими понятиями, но и сделать первый шаг им  навстречу. Каким он будет, этот шаг — решать лишь вам, ибо: «Скажи мне, кто твой  Бог,  и я скажу тебе, кто ты»…

Хочу напомнить: одно их главных  возражений всех без исключения духовных учителей против применения оккультных практик состоит в том, что они уводят на путь, весьма далекий от поисков  Божественного. Супраментальная  йога
согласна с этим, однако оговаривается: «Некоторые, без сомнения, могут совместить то и другое, оккультное и духовное, и делать их помощниками друг для друга, но процесс, о котором я говорю, надежнее.» Что ж, справедливо —  «Богу  Богово, кесарю кесарево».

Вы не верите в Бога и не верите Богу? Не беда, тогда ваш путь в школу  Сознательной Эволюции  А.В. Клюева, заявляющую о себе следующее:

«Каждый, в зависимости от склада индивидуального сознания, может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант начала активной работы на пути сознательной эволюции. Теисты и атеисты, интеллектуалы и «не очень», техники и гуманитарии, духовные гурманы и «всеядные», люди разных возрастов и профессий, искренне стремящиеся обрести истину, могут в полной мере реализовать себя на духовном поприще — упомянутые варианты работы позволяют это сделать. Никто из жаждущих не будет ущемлен. Широкое начало, постепенное сужение русла и, наконец, ручеек, ведущий к Истоку, — это и есть Путь Сознательной Эволюции». Что ж, счастливого  вам пути… Я же  предпочту остаться там, где пребываю ныне…

Немногие задумываются о том, насколько важен факт появления в человеческой жизни Духовного Учителя и как много зависит от того, кто он будет и каким  будет. Возможно, это и хорошо, что архаическая Гурувада, как и кастовое деление, себя изжили. Зато с началом миссии Рамакришны более 100 лет назад Запад получил возможность лично познакомиться с восточными  Учителями и Гуру, среди которых немало достойных и преданных делу людей.

Оказалось , что их практически невозможно ни европеизировать, ни американизировать — они остаются теми, кто они есть, и теми, кем всегда были. Все попытки подражать им или изобретать нечто исключительно «свое»,  адаптированное к западному менталитету и его пониманию духовности,  способны вызвать лишь сожаление. Россия здесь не исключение…

Вот почему при выборе Учителя столь важны честность и абсолютная искренность. Ведь Духовный  Наставник — это не просто «надолго», это  НАВСЕГДА. И, если ваша цель — тонкие миры, витальные и ментальные планы, то не пытайтесь выдавать себя за искателя духовности или конечной  реальности. Никто и не зовет вас туда насильно, никто не покушается на свободу вашего выбора, тем более что «число приглашенных» чрезвычайно мало, а завершивших путь будет еще меньше. 

Есть и хорошие новости: с появлением и развитием ноосферной  теории изменились не только наши представления о тонких мирах Земли,  Пленетарном  Разуме , земном энергоинформационном поле, но значительно изменились и они сами. Тут тоже произошла своеобразная трансформация, и теперь человеку есть чем заняться и есть над чем работать.  Не зря Шри  Ауробиндо писал: «Человек на тонких земных планах обладает немалой силой и значительными реализационными возможностями».

О шагах… Страх перед йогой основан на незнании простого факта:  подавляющее большинство ее приемов и методов давно применяется и в духовной практике, и в многочисленных психотехниках, и в эзотерических школах разной направленности, а без идеи роста, развития, самопознания, самореализации, без использования вектора эволюции не мыслится ни одна обучающая методика вообще.

Возьмем, например, такую вещь, как установление ментального молчания. Этот прием стар, как сам мир. В психологии он входит в понятие депривации, т.е. сознательного лишения (или значительного ограничения) определенных сфер чувственного восприятия. Цель — достижение измененных состояний сознания и их изучение.

В йоге все по-другому; здесь измененное состояние сознания становится не только нормой, но и причиной далеко идущих последствий. «Главное, что предстоит сделать в начальном периоде  садханы, это утвердить в уме мир и безмолвие. В противном случае у вас, возможно, и будут какие-то переживания, но не будет ничего постоянного. Истинное сознание можно взрастить лишь в безмолвном уме.

Тишина в уме не означает, что в нем не будет никаких движений мысли вообще; но движения эти будут происходить на поверхности, и вы будете чувствовать свое истинное внутреннее существо обособленным от них, взирающим на них, но не захваченным ими, способным наблюдать и судить их, отторгая все то, что должно быть отторгнутым, принимая и сохраняя все то, что является истинным сознанием и истинным опытом.»

Добиться этого достаточно трудно, но и спешить особо не следует . Как правило, на первых этапах происходит резкая активизация всех составляющих — физического, витального, ментального. Создается прочная база, основанная на стремлении и эксперименте. Резко возрастают возможности восприятия, меняются оценки и приоритеты, все бежит, спешит, торопится, как будто очнувшись от тяжелого многовекового сна. Подобное вообще свойственно человеку — он самое любопытное из всех существ.

Однако лишь ему дано трансформировать любопытство в любознательность, а затем — в неутолимую жажду знаний. Начинается «приращение себя» этим знанием. Вот вы столкнулись с философией, значит, надо понять ее; вот религии, древние пласты знания, эзотерика, оккультизм; вот знание современное — психология, информатика, синергетика, физика… Вы не просто изучаете — вы по крупицам восстанавливаете связь с миром и Вселенной, вы СТАНОВИТЕСЬ ИМИ…

Одновременно вы идете в себя, открывая все новое и новое… Открываете душу — и понимаете смысл давно сказанного: «Душа, возлюбившая все сотворенное, становится  Божественной». Открываете в себе искусство — и начинаете жить им и в нем. Поэзия… Она есть почти всегда, однако поэзия поэзии рознь…Это не вы-поэт, это не ваша поэзия — это Поэзия  Мира и Песни  Мира; это то, что пришло к вам из разных времен, жизней и пространств в поисках любви, милосердия и понимания. То же и с музыкой…

Было бы величайшей ошибкой считать, что такой долгий путь был напрасной потерей времени и надолго отложил отрешения основной задачи .И лишь потом, иногда через очень долгое время, приходит и воцаряется  молчание. Оно приходит само с полной уверенностью в том, что так и только так теперь надо жить. Однако это не то, о чем вы думаете; это не покой и не неподвижность мысли и чувства — это нечто безграничное, светлое, всепонимающее, тихо радующееся, изжившее все сомнения, беды и печали.

Действительно, уже нет необходимости в напряженном и изматывающем мышлении, в постоянном возврате к потрясающим эмоциональным переживаниям, к написанию каких-либо стихов. Остается лишь одно — потребность поделиться, рассказать, показать- но не научить. До этого еще бесконечно далеко…

Когда-то меня поразила и очень напугала одна фраза: «Рано или поздно уходит и надежда». Есть, от чего испугаться — ведь за констатацией факта «Надежда умирает последней», — стоит не просто Смерть, но само  Небытие. Однако оказалось, что надежда — наш верный и преданный друг — все-таки обитатель мира земного, и, когда мы входим с ней в более высокие пространства, она не умирает, не перестает надеяться, а просто безмерно радуется тому, что, вот, дошли, и теперь я — радость,  счастье, полнота…

«Вся жизнь есть йога…» Даже когда она определяет себя именно так или пытается казаться чем-то другим, она все равно остается самой собой — не  теорией, не практикой, не философским учением и не набором приемов и методов. Она не отрывает человека от Земли и не заменяет его собой; скорее они оба становятся одним целым и дальше уже идут вместе.

Никакая психология, никакой трансактный анализ, никакой психосинтез, никакая психодрама на это не способны — в первую очередь потому, что не имеют своей целью полное духовное, а затем и супраментальное преображение человека. 

Даже прикосновение к йоге  Шри  Ауробиндо — уже счастье, потому что она — ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. В ней собрано все, о чем мы столько говорили — и ощущение, и восприятие, и чувство, и представление, и образ, и стремление идти все выше и выше, дальше и дальше… Она — Картина Мира и Картина Картин, Великая Общность, составленная из множества набросков, этюдов и зарисовок, живая тайна, неуловимость, неслышимое слово, Лицо из тысячи лиц и Дорога из тысячи дорог .

Она не то, что она есть, а гораздо более того, что есть. Она не скучна, не монотонна, не утомительна, не назойлива; в ней есть и Тайна, и Свобода, и Любовь, и Забота, и Мудрость, и Обещание. И, если в вашей йоге этого нет, то виноваты в этом только вы сами…

Вы возразите: «Все, о чем вы говорите, это не йога, и тем более не йога супраментальная. Вы упростили ее и слишком «очеловечили»; вы не прошли испытание нирваной и не достигли супраментала; вы не пошли дальше самых первых этапов трансформации;  вы… — и т.д.  и т.п.»

А я и не тороплюсь — отвык, да и незачем… Зато я безмерно рад тому, что «ни один человек в мире лишь собственными силами и в течение одной жизни не  может достигнуть  полной трансформации». Это значит, что впереди еще много интересной и захватывающей работы — работы общей, в которой мое сегодняшнее «Я» не то чтобы исчезнет, аннулируется  или растворится в общем потоке — оно просто  перестанет быть тем, что было вчера или есть сегодня. 

А то, что  «очеловечил», вместо того, чтобы  «обОжить» или «супраментализировать», так то касается лишь меня и Того, кто позвал меня в это долгое и удивительное путешествие. Жалею лишь об одном: что не могу напроситься в гости к Учителю и получить ответ на свои вечные вопросы. Мне кажется, что ныне он так далеко и занят настолько важными делами, что до него не достучишься… Потому и не пробовал… А может, и напрасно не пробовал…

И все же сделаю попытку взять некое «интервью», используя последнюю работу  Шри  Ауробиндо «Супраментальное проявление на  Земле» и написанную в 1949-1950 годах. Надеюсь, что вам это будет интересно.

В.Ф. С чего следует начинать нынешнему человечеству?

Ш.А. В тотальности перемены, которой мы должны достигнуть, силы и средства выражения человека, безусловно,  должны быть восприняты: не отброшены, а использованы и возвеличены до своих высших возможностей как часть новой жизни.  В стремлении к совершенству мы можем начать с любой области нашего бытия, и тогда мы должны использовать, по крайней мере вначале, средства и процессы, соответствующие нашему выбору.

В йоге духовный,  психический, витальный и физический процессы приобретают куда  более высокое развитие, чем в обычной материальной жизни. Как правило, для этого нужна предварительная подготовка ума, жизни и тела, чтобы сделать их пригодными к восприятию Духовной энергии.

В.Ф. Как бы Вы охарактеризовали сегодняшний уровень духовного развития человечества?

Ш.А. Были времена, когда стремление к духовному достижению было интенсивнее и шире распространено, по крайней мере, в определенных цивилизациях, чем сейчас или на протяжении нескольких последних веков.  Ныне кривая, похоже, начинает новый виток поиска, стартующий от достигнутого в прошлом и идущий к более высокому будущему.

Но всегда, даже в эпоху Вед или в Египте, духовное достижение или оккультное знание было доступно немногим, они не были распространены во всей человеческой массе. Все фазы человеческой истории могут рассматриваться как развитие земного сознания, где каждая фаза имеет свое собственное место и значение; так и эта материалистическая интеллектуальная фаза должна была прийти, и она, без сомнения, имеет свое назначение и смысл.

Нужно также принять во внимание и то, что в одном из своих результатов она была экспериментом, позволившим увидеть, как далеко и куда пройдет человеческое сознание с интеллектуальным и внешним контролем над Природой, имея лишь физические и интеллектуальные средства, без вмешательства какого-либо более высокого сознания и знания.

Мы считаем, что универсальное Сознание после своего нисхождения в Материю начало эволюцию по двум линиям: одна  это линия восхождения к открытию Себя и Духа, другая — это линия нисхождения через уже прошедшие эволюцию уровни разума, жизни и тела для принесения вниз на эти уровни духовного сознания ради осуществления таким образом некоего тайного намерения в творении материальной вселенной. Наша йога по самому своему принципу принимает, суммирует, делает этот процесс полным, устремляется к высшему из возможных, супраментальному, уровню и приносит его сознание и силу вниз, в разум, жизнь и тело.

В.Ф. Что Вы могли бы сказать о материалистическом мировоззрении?

Ш.А. Материализм вряд ли может быть духовным по своей основе, ибо его основной метод  диаметрально противоположен духовному. Духовный подход —  изнутри вовне, способ материализма — извне вовнутрь. Он делает внутреннее результатом внешнего, по сути, феноменом Материи, и он работает на это видение вещей. Он ищет пути «усовершенствовать» человечество внешними средствами, и одно из его главных усилий направлено на то, чтобы сконструировать такой совершенный социальный механизм, который научит и заставит людей быть тем, чем они должны быть.

В.Ф. Как правильно понимать  супраментализацию?

Ш.А.  Как процесс духовной эволюции, сжатой в краткий период; тем не менее, он мог бы быть осуществлен (что люди посчитали бы чудесным вмешательством), но только если бы человеческий разум был бы более податливым и менее привязанным к своему неведению, чем сейчас. Как нам представляется, сперва это движение  должно затронуть  немногих, а затем расширяться, но не похоже, что оно преодолеет землю мгновенно. Не стоит чересчур много говорить о том, что оно сделает и как оно сделает это, ибо все это суперразум установит сам, действуя из Божественной Истины в нем, и разуму не нужно стараться проложить для него рельсы, по которым он побежит.

В.Ф. Сегодня много говорится о космических цивилизациях или формах жизни,  находящихся на более высоких уровнях эволюционного развития. Могут ли они помочь земному человечеству?

Ш.А. Такое нисхождение высших существ, о котором вы говорите, безусловно может рассматриваться как часть процесса изменения. Но главной сутью изменения будет появление супраментального существа здесь  и организация  супраментальной природы тоже здесь, как это было с появлением на последней стадии эволюции ментального существа и организацией ментальной природы.

Сегодня я предпочитаю не говорить о нисхождении высших существ, ибо мой опыт говорит, что это ведет к пустому и зачастую эгоистическому романтизму, который отвлекает внимание от реальной работы, которую за нас никто не сделает.  То, что мы предпринимаем сегодня, есть начало,  но не завершение. Это будет основание нового сознания на земле — сознания с бесконечными возможностями проявления. Вечный прогресс имеет место только в нем, и вне него  прогресса нет.

В.Ф. Сегодня многие считают освобождение души от телесного существования главной целью. Правильно ли это?

Ш.А. Не совсем. Если бы спасение души от физической оболочки было целью, тогда не было бы нужды в супраментализации. Достаточно было бы духовного освобождения и нирваны. Если цель состоит в том, чтобы подняться к надфизическим планам, то тогда в супраментализации также нет нужды. Можно было бы войти в какие-нибудь небеса и  посвятить себя Богу тех небес. Но это — не прогресс.

Иные миры — это миры типические, каждый фиксирован в своем собственном виде, типе и законе. Эволюция имеет место на земле, и поэтому земля является надлежащим полем для прогресса. Сама же Земля  содержит все потенциальные возможности, которые были в ее начале, а также многие, которые еще не проявлены. Она является тем пространством эволюции , где все силы встречаются вместе и стараются проявиться и где из их работы должно быть что-то получено. Что же касается собственно Глобального Сознания Земли, то оно существует так же, как и сознание любых иных миров и эволюционирует параллельно с эволюцией жизни на планете.

В.Ф. Можно ли считать широкое ознакомление человечества с теорией супраментальной эволюции особой миссией?

Ш.А. Предполагается не супраментализация человечества в массе, а установление принципа супраментального сознания в земной эволюции. Если это сделано, все необходимое будет развито самой супраментальной Силой. Поэтому широкое распространение миссии не является чем-то важным. Важно осуществить это в небольшом количестве людей; это — единственная трудность.

В.Ф. Совершенство в йоге и совершенная техника йоги — это одно и то же?

Ш.А. Что из себя представляет совершенная техника йоги или, скорее, йоги, изменяющей мир или изменяющей Природу? Не той, что берет человека, затрагивая где-то в нем маленькую частичку, забрасывает крючок и вытягивает его лебедкой вверх в Нирвану или Рай.

Техника йоги, изменяющей мир, должна быть такой же многообразной, гибкой, терпеливой, всеохватывающей, как и сам мир. Если она не имеет дела со всеми трудностями и возможностями и не работает заботливо над каждым необходимым элементом, имеет ли она хоть какой-нибудь шанс на успех? И может ли совершенная техника, которую может понять каждый, сделать это? Это отнюдь не похоже на написание маленькой поэмы в заданном размере с ограниченным числом модуляций. Уж если вы используете для сравнения поэму или хотите написать такую поэму, то это должна быть Махабхарата Махабхарат, Библия Библий — вот что должно быть сделано.

В.Ф. Может ли человек в вашей йоге самостоятельно добиться максимальной духовной реализации, как это происходило в  йоге прежней?

Ш.А. Эта трансформация не может быть сделана индивидуально или лишь единично. Никакая индивидуальная трансформация, не занятая работой для земли (что означает больше, чем любая индивидуальная трансформация), не может быть ни возможной, ни полезной. Также нет и индивидуального человеческого существа, которое могло бы своей собственной силой осуществить трансформацию, нет и такой цели у йоги, создавать тут и там индивидуального сверхчеловека. Задачей йоги является принесение супраментального сознания вниз на землю, фиксация его там, создание новой расы с принципом супраментального сознания, управляющего внутренней и внешней , индивидуальной и коллективной жизнью.

В.Ф. Нет ли правды в том, что именно эта бессмысленность любого индивидуального усилия делает все наши благие намерения бесполезными?

Ш.А. Нет. Это происходит потому, что вместо одной Верховной Силы, Мудрости, Света, определяющих гармонию всех сил, каждой Сущности, Идее, Силе, Форме позволено осуществлять себя так далеко, как она только может сделать это своей обособленной волей в массе бесконечных возможностей с неизбежным в конце конфликтом с другими.

Разделенное, несовершенное сознание, поиски вслепую и усилия, направленные на собственное  самоутверждение, и являются непосредственной причиной страдания и неведения этого мира. Раз жизнь отделилась от другой жизни, один разум от другого разума, сознание от другого сознания, они неизбежно падают в Неведение, а последним результатом Неведения было Несознание; из этого темного необъятного океана и рождается слепой материальный мир, а из него поднимается душа,  притягиваемая к скрытому Свету, восходящая,  еще неуверенно и неосознанно  к утерянному Божественному  Миру, из которого она пришла на Землю.

Множественность и предельное разнообразие форм — необходимый эволюционный этап, не цель, а лишь средство этого процесса. Каждая ступень содержит в себе возможность и необходимость следующих, куда более высоких и совершенных. Безусловно, путь должен быть открыт не только для души, но и индивидуума, и любой группы человеческих существ, объединивших свои усилия в достижении совершенной, гармоничной и полноценной жизни. Помощь, которая им всегда оказывалась и будет всегда оказываться — вот тот минимум, на который мы всегда можем рассчитывать.

В.Ф. Что Вы можете сказать о Нирване? Обязательно ли вхождение в нее последователю вашего учения?

Ш.А.  Нирвана в моем освобождении стала началом  реализации, первым шагом к полноте, но не единственным подлинным достижением и не завершающим финалом. Я не искал ее, она пришла непрошенная, хотя и желанная. Я не имел ни малейшего представления о ней прежде, не стремился к ней; мое стремление, в действительности, было прямо противоположным — я стремился обрести духовную силу, чтобы помочь миру стать лучше  и научиться делать в мире свою работу.

Я не утверждаю, что каждый должен пройти через мой опыт или последовать Истине, которая вытекает из него. Я никому не мешаю воспринимать Нирвану как истину его души или как истину его разума, или как его выход из космического затруднения. Я возражаю лишь, если кто-то пытается заткнуть мне ею рот или рот миру как единственно возможным удовлетворительным и всеобъемлющим решением. Но это неважно. Любая теория может быть ошибочной или, по крайней мере, односторонней и несовершенной, но, все же, чрезвычайно практичной и полезной. Ибо есть правда и  в Нирване — она  ничто иное, как покой и свобода Духа, который может существовать в себе, существует мир или нет, находится ли  в порядке или в беспорядке.

В.Ф. Может ли Душа приходить на Землю из другого мира, а затем, по завершению учебы, отправляться еще куда-то?

Ш.А. Предложение  «отправиться еще куда-то»  показывает, что имеется в виду эволюция не на земле, а где-то за ее пределами. Бог знает где. В этом случае и  тонкие планы земли, и все уровни от разума до Сверхразума , и  Нирвана были бы местом или миром на пути к другим мирам, а душа развивалась бы от одного мира к другому — например, от земли к Нирване и от Нирваны к чему-то ей запредельному. Это всецело европейская идея, и пока не похоже, чтобы она поддерживалась и одобрялась свыше.

Индийская понимание  состоит в том, что эволюция имеет место здесь, и даже Боги, если они хотят пройти дальше своей божественности и достичь освобождения, должны приходить вниз на землю. Это западный менталитет считает,  что рождение на земле является стадией прогресса из какого-то места, более низкого, чем земля, и что после того, как кто-то родился на земле, он не возвращается, а идет в какой-то другой мир и остается там, пока не сможет прогрессировать к какому-то другому лучшему миру — и так далее и так далее… Вся эта путаница проистекает от сведения личности к душе, а души — к принципу духовного восхождения. Во всяком случае пока об этом говорить рано.

В.Ф. Как мы можем понять замысел Супраментала и последовательность его действий?

Ш.А.  Если кто-то должен достигнуть нового сознания, которое превосходит рассуждающий интеллект, сможет ли он сделать это в тех чертах, которые должны оцениваться и пониматься рассуждающим интеллектом, контролирующим каждый шаг, диктующим, что следует делать, каковы масштабы достигнутого, как нужно идти, в чем ценность того или иного шага?

Если кто-то поступает так, выйдет ли он с уровня рассуждающего интеллекта в то, что превосходит его? А если кто-то вышел, как могут другие судить о том, что он делает, пользуясь интеллектуальными мерками? Как можно судить о том, что находится за пределами обычного сознания, находясь в этом обычном сознании? Разве не единственно перерастанием себя можете вы чувствовать, переживать, судить о том, что превосходило вас и что превзошли вы? Какова вообще  ценность суждения без необходимого чувства и опыта? То, что будет делать супраментал,  разум не может ни предвидеть, ни установить, ни понять.

В.Ф. И все-таки, чего мы должны ожидать в ближайшее время и к чему стремиться? Объединится ли человечество или произойдет его новое разделение?

Ш.А. Исходя из того, как, что и зачем будет объединяться. Скорее всего изменение пройдет по определенным стадиям. Есть силы природы, принадлежащие к высоким ментальным уровням и содержащие потенциал растущего знания; восхождение через них представляет собой естественный ход эволюции. Все они должны стать ступенями роста, на которых некоторые остановятся , а некоторые пойдут дальше. Еще меньшее число достигнет высшего уровня полубожественного существования и сможет жить там. Основная же масса человеческих существ в течение еще длительного времени  сохранят прежнюю  или частично просветленную природу. Однако у всех без исключения появится надежда и возможность достигнуть того, что ранее могли реализовать лишь немногие.

В.Ф. Что Вы могли бы  пожелать тем, кто только начал осваивать  путь духовного восхождения?

Ш.А. Никогда не принимать часть пути за конечную цель или надолго оставаться в праздности и отдохновении. И еще — никогда не забывать о том, что любое великое завершение есть признак столь  же  великого начинания.
 
***

Декабрь 2015 г.

*** 

Фотография - Шри Ауробиндо


Рецензии