Александр Палей и Filarmonica квартет

Александр Палей, фортепиано (США)
FILARMONICA-квартет
10 декабря 2015 года
Камерный зал филармонии


Лауреат международных конкурсов Александр Палей, фортепиано
и Лауреат Всесоюзного конкурса Filarmonica–квартет:
художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка
Лауреат международных конкурсов Илья Тарасенко, альт
Лауреат международных конкурсов Станислав Овчинников, виолончель
Директор – почетный работник культуры Новосибирской области Галина Борк


Кто не играет вместе с фортепьяно, не играет и на нем.
Роберт Шуман


Самый крупный международный форум культуры за Уралом – Рождественский фестиваль искусств – основой которого стала широкая программа, включающая разнообразные виды искусства: драму, музыку, танец, перформанс, живопись и прикладное творчество – за годы своего существования укрепил статус международного и обрел постоянных участников и поклонников в разных странах. На сегодняшний день Международный Рождественский фестиваль искусств включает в себя: гастроли российских и зарубежных профессиональных творческих коллективов и исполнителей, показ достижений профессиональных творческих коллективов Новосибирска на своих стационарных площадках, творческие встречи ведущих актеров, режиссеров, музыкантов России и зарубежья с творческой интеллигенцией, разновекторные off-проекты и многое другое. С течением времени концепция фестиваля видоизменяется, значительно расширяются его границы.
Поэтому у новосибирских меломанов концерт заявленный на 10 декабря в рамках XI Международного Рождественского фестиваля искусств, несомненно, вызвал огромнейший неподдельный интерес, о чем свидетельствовало отсутствие свободных мест в камерном зале филармонии уже после первого звонка.

В прошедшем филармоническом сезоне струнный квартет Filarmonica и пианист Александр Палей выступили в Зале конгрессов в Вильнюсе и в Большом зале филармонии Каунаса с программой романтической музыки, собрав многочисленную публику в виде почитателей камерного искусства. Афиша нынешней программы обещала великолепную музыку гениев немецкого романтизма – соль-минорный фортепианный квартет Иоганнеса Брамса в первом отделении и ми-бемоль-мажорный квинтет Роберта Шумана во втором.
Каждое отделение открывалось вступительным словом ведущей концерта, лектора Марины Якушевич, чьи музыковедческие, а порой и поэтически окрашенные, эмоциональные ремарки способны создать приятную камерную атмосферу, способствующую дружественному общению и диалогу между слушателем и исполнителем.
Известный всему миру пианист и дирижер, обладатель многочисленных международных призов и наград, организатор фестивалей классической музыки в Moulin d’And; (Нормандия) и в Ричмонде – Маэстро Александр Палей – один из самых ярких представителей отечественной фортепианной школы, выпускник Московской консерватории, обучавшийся в классах Беллы Давидович и Веры Горностаевой, ныне проживающий в Нью-Йорке. В числе выпущенных им в последние годы записей — полное собрание сочинений Милия Балакирева для фортепиано, все четыре Мефисто-вальса Ференца Листа, Второй и Четвертый фортепианные концерты Антона Рубинштейна, все этюды Александра Скрябина. Кроме того, Александр Беньяминович много выступает и не упускает возможности поиграть в ансамбле. Особенно с таким, как Filarmonica–квартет, ведь по словам самого Александра Палея, знакомство с этим квартетом – настоящее чудо, где помимо результата сам процесс работы доставляет огромнейшее удовольствие. «Я никогда не говорю комплименты и не льщу в музыке, я принимаю ее всерьез и предпочитаю вообще ничего не сказать, чем говорить пустые комплименты. Так вот, они – мой самый любимый квартет».

Представленный великолепной командой музыкантов соль-минорный фортепианный квартет – случай феноменальный, исполненный на грани человеческих возможностей, почти предынфарктный, захватывающий – такой, каким и должен быть Истинный Брамс – подобный мощной стихии природы, бури, грому и молниям по силе звука, сценическому объему и философскому размаху. Эффект неистовства чувств, граничащий с аффектом. Разрывающая душу в клочья, разбивающая сердце вдребезги, режущая в кровь мысли – великая и по-настоящему устрашающая своим влиянием и господством над тобой музыка, проходящая через призму восприятия реального времени и ощущений – музыка, которая становится всем и пропитывает собою все: от осознания действительности до мурашек у кончиков ногтей.

Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса — она, эта музыка, будет жить.
Г. Галь

В своей музыке Брамс создал правдивую и сложную картину жизни человеческого духа — бурного во внезапных порывах, стойкого и мужественного во внутреннем преодолении препятствий, веселого и жизнерадостного, элегически мягкого и порой усталого, мудрого и строгого, нежного и душевно отзывчивого. Тяга к позитивному разрешению конфликтов, к опоре на устойчивые и вечные ценности человеческой жизни, которые Брамс видел в природе, народной песне, в искусстве великих мастеров прошлого, в культурной традиции своей родины, в простых людских радостях, постоянно сочетается в его музыке с ощущением недостижимости гармонии, нарастающих трагических противоречий.
В фортепианных ансамблях он нашел такую форму выражения художественных идей, которая по внутреннему масштабу не уступает симфонии и вместе с тем свободна от тех обязательств перед традицией, которые накладывает симфонический жанр. Синтез камерности, концертности и симфоничности – вот что, по видимому, привлекало его в фортепианном ансамбле.
Фортепианный квартет, в котором не так уравновешена звучность, получил меньшее распространение, в отличие от фортепианного квинтета. Тут у Брамса почти нет конкуренции – его квартеты вместе с двумя произведениями Моцарта и ми-бемоль-мажорным квартетом Шумана являются самыми совершенными образцами жанра. Именно в квартете соль минор мы впервые слышим истинно «брамсовскую тональность», в которой элегичность, тихая застенчивость сменяются бурными порывами чувства, а стремление к исповеди подчас внезапно никнет и приглушается. Точно так же здесь можно наблюдать и сочетание тонкой мотивной работы с масштабностью письма, удивительной тематической щедрости с единством музыкальной мысли, необычайного полнозвучия с моментами аскетической графичности квартетной фактуры, необычных решений в области формы и драматургии – с опорой на традиционные образцы.

В исполнении Александра Палея, Валерия Карчагина, Ильи Тарасенко и Станислава Овчинникова фортепианный квартет приобрел,  титанический размах поражающий слух и воображение – как тончайший психологический портрет-рисунок доходит до провалов в эмоциональную пропасть безумия. Неустанная борьба и пульсирующие муки страсти и боли. Этот квартет оставляет глубокий след в памяти и производит просто ошеломляющее впечатление, затрагивая самое важное из тонкого и душевного общечеловеческого.

В квинтете Шумана музыканты дали себе полную волю чувствам, воздействуя посредством роскошной звуковой гаммы на слушателей почти магически, будто неведомая потусторонняя сила. В один из прекрасных моментов зал замер, и в эту секунду можно было услышать то, чего нельзя заметить в обыкновенной повседневной тишине. Тишина в концертных залах – самая настоящая, проживаемая и самая долгая, несмотря на то, что длится она всего какие-то доли секунд. И жизнь пролетает перед глазами.

Ми-бемоль-мажорный квинтет – одно из лучших сочинений Шумана. Он достиг здесь редкого для себя совершенства в сочетании мятежного порыва и стройности изложения. Партия фортепиано в квинтете предназначена для Клары Шуман, но меньше всего ассоциируется с женским пианизмом: так много в ней героических и драматичных страниц. Каждая часть квинтета — в своем роде шедевр.
В блестящем, энергичном Allegro brillante главенствует фортепиано. Отсюда его «флорестановское», неудержимое движение, сочные краски, тонкая тембровая нюансировка. Эта часть замечательна виртуозным превращением блестящей главной темы в лирическую побочную. За Allegro следует медленная часть в характере похоронного марша, но ее первая тема напоминает суровую старинную балладу. С ней контрастируют невыразимо прекрасная вторая тема и бурная, драматичная третья. Буйное скерцо с двумя ярко контрастными трио напоминает шумановские фортепианные миниатюры. Здесь слушателей подстерегают контрасты не меньшей глубины, а исполнителей — немалые технические трудности. В финале Шуман «протягивает руку» Бетховену (есть даже общая тема с бетховенской Седьмой симфонией). Замечательно, насколько органично бетховенские элементы вошли в романтический мир квинтета. Великолепный, сверкающий финал изобилует народно-жанровыми темами с необычным ладогармоническим колоритом.  Свежесть, непосредственность, юношеский пыл, свойственные ранним фортепианным произведениям Шумана, нашли свое отражение в квинтете с его крупным планом, ясным изложением, самобытными темами народного склада.

Когда незыблемо прекрасное оказывается в руках талантливейших музыкантов происходит самое настоящее волшебство – Рождественское, как и предполагал фестиваль. И в этот раз окрыленная публика вновь взорвалась аплодисментами, благодаря музыкантов за феерически яркую и в то же время абсолютно гармоничную программу вечера.


М. Мендель. Декабрь, 2015 г.






Использованная литература и другие источники:


1. Е.М. Царева / «Иоганнес Брамс» из серии "Классики мировой музыкальной культуры"
2. В.Д. Конен / Роберт Шуман. Фортепианный квинтет
3. Страница XI Международного Рождественского фестиваля искусств на официальном сайте Новосибирской филармонии
4. Интервью А. Палея в студии СТС утреннего эфира программы «Вместе» от 24.02.2011 г.
https://www.youtube.com/watch?v=vZX4XjwiUD0


Фото Виктор Дмитриев 


Рецензии