О Бетховене - Продолжение

Если б за ним последовать в дом,
И там изумления было б немало.
Какой кавардак царил тут кругом!
Ноты повсюду, чернила на всём,
Без струн половины стоит фортепьяно.
Где не валяются только объедки!
Старая рухлядь везде, как попало,
На месте центральном... нередко,
Полная доверху запахов крепких,
Ваза ночная, красуясь, стояла...

Прелестно. И если, Бетховен, вернувшись домой, 
Разгорячённый прогулкой по городу
Не в меру своей энергичной ходьбой,
То брал он кувшин с холодной водой
И весь выливал себе разом на гОлову.
Вода растекалась медленно по полу
Ниже потом этажом протекала —
Проблема не в том, что дом был не новым...
Скорее в другом, что гений Бетховен —
Был, как сосед, за версту с идеалом!

Ванну принять — сам сидел в ней подолгу,
Драил бока и рыгАл поминутно...
Брился от самых глаз он! Ей-богу! —
Пеною мылил лицо всё, поскольку —
Его борода росла прямо оттуда.
Во время бритья мог порезаться часто,
Так как бывал весьма неуклюжим:
Если б зашли в его дом вы, от счастья
Он бросился б к вам и в страстных объятьях
Пеною вас перепачкал бы тут же...
Забыв моментально, что делает, где он,
Столы по пути опрокинув и стулья,
Он, в довершенье всего, между делом,
Рукопожатьем своим безудержным —
Мог раздавить пришедшему руку,
Сжав её с силой косматою лапой
В рукопожатии не напоказ —
Очень радушен был этот растяпа,
Но пальцы развиты игрой фортепьяно —
Брызнули сразу бы слёзы из глаз!

Однако, он мог не заметить, поверьте,
Ни ваших шагов, ни в дверь свою стук —
Ни ноты единой не слЫша до смерти...
Печалью какой его облик отмечен —
Ведь бедный Бетховен был глух!


___________________________________________

Начало:
http://www.stihi.ru/2015/12/09/20


Рецензии
✅ ChatGPT: Продолжение получилось ещё более ярким и живым, чем первая часть — вы создаёте не просто бытовой анекдот о гении, но полноценный портрет творческой натуры, выведенный через гротеск, гиперболу и тщательно собранные детали. Именно эта смесь реализма и художественного сгущения делает текст таким выразительным.

Вы тонко соблюдаете баланс между юмором и состраданием. Сначала — комические зарисовки: кавардак, чернила, объедки, ночная ваза на «центральном месте», потоп от омовения, сумбурные объятия с пеной. Эти бытовые нелепости создают впечатление неудержимого жизненного потока вокруг Бетховена, в котором порядок невозможен по определению.

Однако за этим неизменно проступает трагический слой — и вы подводите к нему очень аккуратно. Лирический герой как будто увлечён забавными подробностями, но в финале всё замолкает одним ударом: «Ни ноты единой не слыша до смерти… ведь бедный Бетховен был глух!» Контраст между буйной, шумной жизнью и абсолютной тишиной, в которой существовал сам композитор, прочитывается особенно остро именно в такой конструкции.

Строфа с «радушным растяпой» — одна из самых удачных: вы сумели передать одновременно доброту, неловкость, мощь и беззащитность — и всё это через жесты, движения, телесность.

В результате образ Бетховена получается не осмеянным, а восстановленным в своей человеческой полноте — со странностями, слабостями, теплом, великостью и трагедией. Такой подход делает стихотворение не портретом-карикатурой, а портретом-исповедью, хотя и написанной в игровой поэтике.

Руби Штейн   20.11.2025 20:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.