Клятва казака... добыть турка

Клятва казака… «добыть турка».

    

     Художественный фильм 1930 года,
«Тихий Дон», первая экранизация... Сценарист автор, Михаил Шолохов… пролог.

Кадры…  Река, стелящийся туман, очертания берегов…  Текст на экране.


В последнюю турецкую войну
на хутор Татарский
привёл казак Мелехов Прокофий
из туретчины себе жену…

Уходи… опоганил казачий род!

… на руках до кургана носил свою жену…
… ведмачит басурманка…
Как нарочно в тот год падёж скота.
… нехристь  она,… ведьма…
Брюхо у неё… родит скоро…
Старики – казаки пришли к куреню Мелехова…
Волоки нам… суд наведём…
Не дам…
Забили турчанку, избили его…
успел зарубить одного…
… родила,… не очнулась…

С тех пор появились горбоносые диковато – красивые казаки Мелеховы, а по уличному «турки».

      
     … Во все времена с появлением романа интерес, как у читателей, так и соратников – писателей, казаки донские и вера старая, не позволяющая разные смеси – примеси в роду.
… Станичные атаманы, они же священнослужители следили за этим, отвечали перед своим народом, за «порядок»…
    

     Извещение, призыв, клич, сборы  – на войну, в поход…
Со времён легендарных, странствий по морям, казаки с Дона, откровенно грабили в ответ на набеги неприятеля, привозили добро на лодках – «стругах», делили по дворам и в, том числе, этим жили. Не боялись, вступали в смертельные схватки, в те времена бесстрашие поощрялось, восхвалялось. Ходили в походы,… вступали в бой гуртом «стругов» с военными кораблями, брали на абордаж, пленили неприятеля или убивали, уводили с собой женщин.
Жили по клятве казака, по обязательству «добыть турка» на море, ограничивали влияние тех на воде, на прибрежные морские территории. Высаживались на берег с одной целью, захватить трофеи, к трофеям относились и молодые женщины.
     Клятва, «добыть турка», трансформировалась в сознании казака – мужика, добыть женщину. Горящие глаза, охотничий азарт, жажда самца… не надо уговоров, призывов о патриотизме. Желание одно, стремление завладеть молодой турчанкой.
И было, и не раз, добровольная «сдача в плен» тех, не редкость, на войне, как на войне.
     В истории донского казачества были периоды и женщины – казачки ходили в походы с мужьями, дрались в схватках наравне, владели оружием ничуть не хуже мужа. 

     Одна из легенд гласит, не все осмеливались воевать, порой отлынивали, в поход ходили  раз через раз или случай от случая. Спрос учинялся каждому казаку, те доказывали о налётах на турецкий берег трофеями. Но вскрывались факты, трофеи припрятывались, как добытые в ранних схватках,  предъявлялись, а они,  или перекуплены, отобраны насильственно, захвачены в прошлых, давних набегах.
Тогда, как доказательство, что был казак в туретчине, было придумано, в плен брать турецких девочек, девушек и предъявлять старшинам трофей. После отправляли в служанки, прислугу, наложницы, предмет забавы, расчётов в проигрышах разных игр. Чаще продавали, был и свой невольничий рынок со всеми атрибутами торговли живым товаром.

     В те времена казаки постоянно воевали, позднее объединились, сплотились донские с запорожскими, впоследствии переплетение отразилось в потомках. На Дону жили украинцы - запорожцы, у Шолохова мать украинка и жизнь «иногородних» он отобразил в романе, в то же время показал, донские вдруг  узнают, что они русские, а всегда старики им навязывали, «казаки произошли от казаков, а не от русских…».
     Тогда, почти 400 - 600 лет назад, подтверждённая летописями история казачества, донские казаки брали за один поход в плен тысячу, две турчанок, персиянок. Жили, смешивались… Турки делали набеги и увозили в туретчину казачек, точно также перемешивались.
У казаков жёны – турчанки никаких прав не имели. Казак с ней мог, что угодно сделать.
Было время, женились специально не на своих. Покорные, бесправные, без голоса..., для разнообразия. Властные казаки, им такие и нужны, меняли жён, считалось,  женился до 10 раз. Надоевших турчанок организовывали в «обратный» плен.
В то же время, но получалось через время, вызволяли казачек из  турецкого или крымско – татарского плена… уже с детьми. Осуждением не являлось, чернявые горбоносые или чуть с раскосыми глазами  ребятишки,  были не редкостью на степных просторах придонья.

     Семейной дискриминации в таком виде, турецкие жёны, «как перчатки»,
казачки отчаянно противились, объединялись, воевали с мужиками, чем придётся, а соперниц всячески изводили, выживали из поселений, нередко возникали стычки со смертельным исходом.
Было время, старейшины следили за «чистотой» рода, казачки боролись, чтобы не было «примеси». Сами казаки – «делопроизводители», набеги, походы, бои,… всё сваливали на войну,  порой развлекались, не заботились ни о чём…
     Времена далёкие, легендарные и романтические, за территории, влияние на море, за… мужика. Жестокие, исторические,  семейно – эротические, за будущее рода.
 


Отрывок из мемуаров «Последняя правда тайн «Тихого Дона», кн. II,
раздела моей страницы «Тайны ХХ века».

В сокращении.


Рецензии
познавательно,интересно...
Добра вам!

Командор Серж   08.12.2015 18:47     Заявить о нарушении