Анапа. Путевые заметки

Рано утром, оставив палатку на Утрише под присмотр друзей, мы взяли пустые рюкзаки и отправились в Анапу.

Целью похода был не только популярный продуктовый магазин "Магнит", но и созерцание удивительной красоты всей этой местности.

От мыса Большой Утриш до Анапы восемнадцать километров - это по автотрассе, а по берегу - почти вдвое ближе. И я наметила наш путь так: туда - по трассе, а обратно - по берегу.

Часть пути мы шли пешком, затем доехали до Анапы на автобусе.

Памятники героям Великой отечественной войны, защищавшим от вражеской нечисти эту прекрасную землю, возвышающиеся с той стороны трассы, что ближе к морю, напоминают всем нам, что ценой жизни наших солдат и офицеров Родина со всеми этими красотами была спасена от немецко-фашистского агрессора. Хотя и сейчас происходит с нашей Родиной нечто ужасное, но это - отдельный разговор.

По этой живописной горно-лесной трассе с великолепным видом на море мы шли мимо населённых пунктов: Змеиная бухта, Сукко, Варваровка, Супсех. Об этих посёлках я расскажу в следующих главах, а пока - немного об Анапе.

Город-курорт Анапа расположен на стыке трёх климатических поясов: горного, степного и средиземноморского.

Даже сам городской пляж разделён вот скалой, поросшей зеленью, что на верхней фотографии. Здесь заканчивается популярный и многолюдный мягкий песчаный пляж Анапы и начинается жёсткий скалисто-каменистый берег.

Степная, песчаная сторона Анапы - северная, там чуть дальше от центрального пляжа сохранена природная уникальная растительность, например, лох серебристый . В  моём родном городе Сумгаит, что на Каспии, мы в детстве называли это дерево финиковым и даже кушали его очень вяжущие мелкие плоды, но это, конечно, не финики).

Это необычайно ароматно цветущее дерево: лох серебристый, также распространено в Крыму и ещё в Темрюкском, Ейском  и других районах Краснодарского края и вообще везде там, где южные степи.

Ещё в Анапе есть река Анапка, и она, рассекая пляж, впадает в море, но мы в тот раз там не были, я там побывала пять лет спустя, а пока я и не знала об этой реке.

Песчаный пляж Анапы в разгар сезона, да ещё в часы пик, настолько многолюден, что воду у берега невозможно назвать чистой. И дети копошатся во всём этом скоплении народных масс. Не зря меня с самого детства приучил отец никогда не купаться на городских пляжах - только на загородных.

И мы двинулись этим каменистым берегом назад, на Утриш. Мы шли и купались, шли и купались. По моим расчётам мы должны были прийти к своей стоянке к вечеру, но поведение сына, мягко говоря, оставляло желать лучшего, поэтому не мудрено было посеять по дороге фотоаппарат.

Видите на горизонте ровно, одной плоскостью словно срезанные скалы? На полпути к ним как раз и посеяли. Каким-то чудом я ещё успела спохватиться, но спохватилась как раз на самом конце самой большой скалы, что мы видели аж с Порт-Кавказа, о чём я писала в главе "Кучугуры".

Итак, я спохватилась и тут же вспомнила, где конкретно могла оставить фотоаппарат, и мы пошли назад. Я засекла время: почти полтора часа мы шли, пока нашли место нашего привала, и семьи, рядом загорающие, были всё ещё там. Фотоаппарат не очень-то выделялся на фоне серых камней, но я его нашла! Вот радости-то было! Только у меня, понимаете? Не у сына. Его это не волновало, он только всё накапливал непонятную мне злобу. Я помню себя и ребёнком, и подростком, и меня всегда такие путешествия приводили в восторг. Только поведение сына внесло, мягко говоря, заметные коррективы во всю эту радость бытия, наиболее ярко ощущаемую на природе.

В тот момент, когда я нашла свой фотоаппарат, люди, отдыхающие рядом, уже собирались домой, так как уже вечерело. И мы быстро пошли снова в к тем скалам, откуда вернулись, и дальше.

Та местность, куда мы вернулись за фотоаппаратом, оказалась Су-Псехом; там как раз наскальная лестница "800 ступенек" - достопримечательность Су-Псеха.

Итак, мы потеряли около трёх часов. И то хорошо, что не напрасно.

Повезло ещё, что на тот момент не было ещё дождя, а он таки нагрянул, едва мы достигли края той самой скалы.

Да ещё обернулся таким небывалым ливнем, что наши балониевые   дождевики насквозь промокли.

Идти же было до Утриша ещё долго, и пока мы шли под этим ливнем, уже стемнело, а мы всё шли, шли, и молнии сверкали, бороздя просторы неба, и страшные громы гремели, и ночь наступила.

Сын всё больше накапливал необоснованную злобу на мать. Напомню:ему тогда было пятнадцать лет.

Дождя и ливня мы вообще-то очень ждали на Утрише, ведь за всё время нашего там пребывания до того дня была невыносимая жара, и мы мечтали о дожде, и вот он нагрянул, но, как видите, совсем некстати.

Когда мы вернулись в Утриш, жара возобновилась вплоть до самого нашего отъезда, и дождя больше не было.

А пока мы всё шли в ночи, обливаемые ливнем и освещаемые молниями и устрашаемые громами.

24 июля 2010 года.

Далее: "Путевые заметки-2010. Огонёк в ночи".