Рецензионный штамп в случае верлибра

Сегодня довелось прочитать фразу: "вопреки постоянным дружным возгласам, что «верлибр – наше всё»...". В западной серьезной поэзии верлибр действительно лидирует, но не в русской.
Русскому верлибру до сих пор нужно "доказывать", что он вообще имеет хоть какое-то право на существование. Это актуально для всего русского литературного процесса. Исключения - издания, условно говоря, Степанова, Кузьмина, "Арион", НЛО, "Журнал ПОэтов", "Новая реальность" + еще чуточку, все эти издания составляют не более 10 процентов русского журнального поэтического пространства.

В еще большей степени это актуально для сколько-нибудь серьезных проектов на Стихи.ру

Часто ли верлибры приносятся на БЛК, ЛФР, Окна, Голоса?
Много ли верлибров есть в журнальных публикациях резидентов и экспертов БЛК за последний год http://www.stihi.ru/2015/11/30/10976 ?
По пальцам перечесть.

Маргинальное положение верлибра в сознании большинства литераторов, пишущих на русском, подчеркивает еще и вот какой момент:
в отзывах на верлибр своего рода "рецензионным штампом" стало начало с фразы типа "я верлибров не люблю/не принимаю/не считаю подходящими для русской поэзии и т.п." - с возможным дополнением: "но вот этот мне нравится".
Дескать, татар/евреев/негров в принципе не люблю, но вот этот вроде хороший человек. Или: "и этот тоже нехороший".

Примеры:

- А.М., обзор на БЛК: "Вы знаете, почему русская поэзия намного интересней поэзии американской или немецкой? Нет, не из-за густоты и глубины мыслей. Дело в том, что в русских словах есть окончания.  Именно благодаря окончаниям эти слова можно удивительным образом рифмовать, добавляя текстам новые смыслы. Поэтому я не выбираю текст Юлии Елиной... Да, верлибр имеет место быть, но я глубоко убеждён в том, что нерифмованные стихи можно сравнивать только с нерифмованными. Ведь сочинять такие стихи - это всё равно что "играть в теннис без сетки" (С. Довлатов)...
Но автору мой респект. Что-то в этом стихе цепляет".

- А.П., обзор на ЛФР: "Хоть верлибр (повторюсь) и не моя добыча, это стихотворение мне кажется вполне доступным и понятным для оценки."

- Ё.К., рецензия на "Голосах": "Я не сильный поклонник нерифмованных текстов, поэтому предоставлю эту задачу решать их любителям :)"

- В.Г., рецензия на "Кубке мира по русской поэзии": "Поскольку, все же, обычно отношусь к верлибрам чуть отстраненно, мне хочется объяснить, что понравилось в стихотворении первом, дающим название всей подборке".

- В.Ш., обзор на БЛК: "Начав читать «Стишок про», Эксперт поначалу скривился: — Ну вот, опять доморощенный верлибр... — Но по мере чтения он все больше понимал, что ошибся. ..."

И т.д. и т.п.

Текст, написанный свободным стихом, в 99% процентах столкновения поклонника силлаботоники с верлибром будет восприниматься не как произведение литературы со своим лирическим сюжетом, драматургией, композицией, образным языком, фоникой и ритмом, а односторонне, с точки зрения ОТСУТСТВИЯ двух признаков - "без рифмы", "без метра". А то, что в тексте ПРИСУТСТВУЕТ, - это для рецензента очень часто оказывается за бортом восприятия.

О каком дружном "верлибр - наше всё" можно говорить в этом случае? :)


Рецензии
Добрый день, Ильдар. Да, абсолютно точно - вспомнилось высказывание Марины Кудимовой о верлибре, как заготовке "нормального" стиха - ну просто автор не потрудился доработать. Есть еще аргумент (кажется, Быков): стихи должны запоминаться. А попробуйте запомнить верлибр). Просто народ не читает западную поэзию в оригинале - а перевод воспринимает как подстрочник. Что касается окончаний - то они есть и в других языках. Фрост, например, писал, используя рифму. И Плат тоже, местами. Но с тех пор западная поэзия развивается в сторону интеграции многоуровневых смыслов и звукописи. Мы продолжаем пребывать в Серебряном блаженном веке.

Валентин Емелин   29.05.2016 14:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Валентин.
Хорошо сказал обо все этом А. Прокопьев, замечательный поэт и переводчик: http://os.colta.ru/literature/events/details/35736/

Всё преходяще... но многое и возвращается на новом витке развития. Так обстоит дело и с элементами "формального плана": созвучия, та или иная степень свободы в организации ударений...

Главное, по-моему, чтобы мы просто имели дело с хорошим литературным произведением: неважно, стихи это, проза или какая-то промежуточная форма. Должны присутствовать талант автора и мастерство. Есть они - хорошо, автора надо похвалить и дать ему конфетку.)

Арабский Алфавит   29.05.2016 22:55   Заявить о нарушении
ну кагба да, но вот с критериями качества проблема, как Вы, собственно, и отметили. Вот Близнюк пишет верлибры - его уже и на конкурсах выделяют, как редкий экземпляр. Но в подавляющем большинстве случаев даже маститые критики не берутся судить о качестве. Имхо просто недостаточно начитана ими западная поэзия, и поэтому критерии не выработаны.

Валентин Емелин   29.05.2016 23:15   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку. Классная мысль: регулярный стих ассоциируется с имперским сознанием. Все очень верно там - мы просто еще не въехали в свободный стих.

Валентин Емелин   29.05.2016 23:37   Заявить о нарушении
Про затрудненность с критериями оценки - согласен, Валентин.
Спасибо за спасибо!)

Арабский Алфавит   30.05.2016 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.