Предание о Симеоне Верхотурском-3

ПРЕДАНИЕ
О СИМЕОНЕ ВЕРХОТУРСКОМ

(Окончание)

3.

В ночь, как святейшему вернуться,
Священник сельский Иоанн,
Заснул и всё не мог проснуться.
Вот сна рассеялся туман,
Вот должен он встречать владыку,
И хочет он с постели встать.
Но снова так охота спать!
Он молится Христову лику:
«Дай мне, Всесильный, благодать,
Святейшего мне надо встретить».
Но вновь не в силах он заметить,
Как начинает засыпать.
И снова начинает сниться
Ему всё тот же странный сон.
Он служит литию. Струится
Над гробом ладан. Только он
С испугом вдруг припоминает,
Что имени совсем не знает
Того, кто возлежит в гробу.
Но, безыменного судьбу
Священнику приоткрывая,
Звучит, как песня ветровая:
«Зови святого Симеон».
И в этот миг проснулся он.
С какою новостью он встретит
Владыку нынче у крыльца!
И вьюги нет. И солнце светит.
И не сойдёт с его лица
Улыбка до заветной встречи.

Торжественно звучали речи.
Владыка обещал решить,
Чтоб миром всем переносить
Святые мощи поскорее.
Но до поры, когда нужнее,
Вдруг задержался перенос
Мощей в сибирскую столицу.
Святой решил не торопиться.
Он знал, чем дело завершится.
Русь зрела для скорбей и слёз.

Бор помаленьку приближался.
Мелела грязная река.
Шофёр слегка почертыхался,
Надбавив «ЗИЛычу» газка.
И тут же с ловкостью циркачьей
«Прибоя» гвоздик прикурил.
«Ну, кажется, конец собачьей
Дороге, – вдруг заговорил. –
Тебе я, кажется, про мощи
Не досказал. Когда ГУЛаг
В монастыре возник, не проще,
Сложнее стало, как-никак,
Перевоспитывать подростков.
Святые мощи – главный враг.
Они, в придачу, били хлёстко
По всей округе. Тощий поп
Рассказывал, что Верхотурье
С Меркушиным – в итоге проб
Проверочных, – сама же дурья
Власть коммунистов назвала
Тем местом, где идут дела
Религиозного расцвета.
Расцвета! Ведь не шутки это.
А если так – взорвать к шутам.
Убрать куда-нибудь подальше.
И столько глупости и фальши
Продемонстрировали нам,
Что я бы лучше дурь властей
Убрал подальше от людей...»

Но, между прочим, в эту пору
Пошла дорога наша в гору,
И «ЗИЛ», показывая прыть,
Решил над нами подшутить.
Всё дольше стал и громче выть.
Мы перестали говорить.
И я припомнил чуть позднее,
Как в краеведческом музее
Решили мощи разместить.
Видать, в начальстве мысль взыграла:
Послужат мощи в аккурат –
Лежать им в фонде проку мало,
Пускай на людях полежат.
Пускай походят да посмотрят,
По разу, по два да и по три,
Какой от них целебный дух –
От полусгнивших развалюх.
И только экспонат открыли,
В старинной раке, под стеклом,
Как свердловчане повалили,
Что называется, валом.
Числу музейных посещений –
Куда уж больше – не взлететь!
Но появились исцеленья,
А это для партийцев смерть.
И до безумного предела
Людской разлился горизонт.
Музейщики белее мела.
Да чтоб ты, чудо, околело!
Туда тебя, обратно в фонд!

Шофёр на первом же увале
Притормозил: «А-ну взгляни!»
Мы над низиною стояли
В таёжной тишине одни.
Звенело в воздухе, и птицы
Вели симфонию свою,
И можно было побожиться,
Что очутились мы в раю.
Но уходила вниз дорога,
Влажнея больше, а в конце
Грязюка разлилась широко,
Как сумрак скорби на лице.
Сказал шофёр почти что робко:
«Какая грязь, но хоть бы раз
Застрять нам в этой яме гнусной.
Поди, целитель Верхотурский
Нас от беды великой спас....»
А по  округе птицы пели,
Темнели кедрачи и ели,
Ромашки крупные белели
Вдоль по обочине. И мы,
После весны, после зимы,
На диво дивное глядели,
Как после долгих лет тюрьмы.

О, Симеоне Верхотурский,
Как правда Божия, простой!
Ты всеуральский, общерусский,
Всечеловеческий святой.
Когда безумный мир безбожный
В мещанство канул на века,
Ты путь России осторожно
Отвёл от общего рывка.
Но не один, а слитной силой,
Которая из века в век
Духовно правила Россией,
Чтоб был духовным человек.
Тот путь особый заключался
В том, чтобы грянул над страной
Разгул, кровавый и лихой,
Чтоб люд российский обвенчался
С неправдой, смертной и хмельной.
Но чтоб, обману и химере
Служа, измучившись сполна,
Вернулась к Господу страна,
К полузабытой прежней вере.
Смертельно этот путь тяжёл.
Смертельную нам надо ломку
Осилить кротко и негромко.
Чтоб этот страшный путь прошёл
Пусть и не каждый, но в сторонку
Чтоб единицы отошли,
Кому не жаль родной земли.
Чтоб если стал вдруг жидко-тусклым,
Как бы лукавя и шаля,
Поток, итак уж с мелким руслом,
На реставрацию Кремля
Духовной северной столицы, –
Воспринималось как грабёж
Не только стражем Верхотурским,
А всеми, кто не терпит ложь.
И если здешние совхозы
Поразвалились в пыль и прах,
То это не одни лишь слёзы
Святого, но еще в сердцах
У нас у всех. И если люди
Без Бога могут жить сейчас,
То это всякий миг и час
И чудотворца не остудит,
Но станет болью и для нас.
И если нынче до народа
Властям, как до пустой породы
И как до скважины пустой, –
Для всех для нас забот на годы,
Не только для души святой.
И если мы, как в страшном гоне,
В веках привыкли пить и петь,
То помоги нам, Симеоне,
Хоть перед смертью протрезветь.


В соборном верхотурском храме
Служил прилежно иерей.
Уже все службы знал на память
И в жизни праведной своей
Благодарил всечасно Бога
За веру, радость, благодать.
Но помаленьку, понемногу
Стал волю твёрдую терять.
Тихонько перед службой выпьет
Стакан церковного вина,
И вдруг само собою выйдет,
Что больше прежнего ясна
Стезя его – насквозь, до дна.
Однако так в начале было.
Потом покрепче стала страсть.
Она и ум его убила
И память – в пору в грязь упасть.
И он не мог уже ни часа
Прожить без крепкого вина,
И даже утром образ Спаса
С трудом припоминал спьяна.
Куда уж тут! Но вдруг припомнил,
Что жил в Меркушино святой.
Вот он его бы, точно, понял
С его смертельною бедой.
И он усердно стал молиться:
«О, Симионе, помоги…»
И вот, когда уже ни зги,
А в храме продолжал светиться
Свечной огарок,  иерей
Увидел вдруг в беде своей,
Как изъявил ему явиться
Святой: «Кто может поручиться
За воскрешение твоё?
Что грязное житьё-бытьё,
Которому дано случиться,
Делами, без ненужных слов,
Ты переменишь?» – «Крест Христов!»
«Готов ли ты перекреститься?» –
«Готов, отец родной, готов!»
И он перекрестился.
Утром,
Уже не страшном и не смутном,
Он ощутил, как сердцем чист.
«О, Боже мой! Как будто лист,
Грозою свежею умытый!»
И ожил он, грехом убитый,
И разом на колени пал,
И снова праведником стал.

Идёт к могилке Симеона
И местный, и приезжий люд.
Крестясь, с молитвой и поклоном,
Паломники сюда несут
Свои болезни и печали,
Всё, что они перестрадали.
Несут надежды, что святой
Их от лихой беды избавит,
Болезни отступить заставит,
Вернёт здоровье и покой.
К могилке подошла старуха.
Недавно ливень был. Не сухо.
Но старая к сырой земле
Прижалась и лежит недвижно.
«Эй, бабушка! Тебя не слышно.
Ты хоть жива?» – «Жива, сынок». –
«Большое горе испытала?» –
«Не горе – радость». – «Видит Бог,
Ты путь не малый прошагала». –
«Иду из Шадринска. Без ног
Была, да вот с ногами стала.
Сын Симеоновой воды
Привёз отсюда. И беды
Как будто сроду не бывало».

Теперь на этом месте храм,
С пятью главами золотыми,
На радость сердцу и глазам
Над чащами береговыми,
Над говорливою водой,
С кругами вечными своими,
Над запроточными, хмельными,
В июльской дымке золотой
Лугами, бурною весной
В своих низинах – заливными.
Теперь на этом месте храм
На радость сердцу и глазам.
А в храме ровные ступени
На глубину, где гроб лежал.
И полусвет, и полутени.
На гроб похожий пьедестал
С изображеньем Симеона.
Под ним струится монотонно
Вода целебная. Икона
Святого тут же на стене
И текст молитвы благодатной,
Необъяснимой и понятной
Живому духу в тишине.

Здесь буду завтра я.
А нынче
В гостинице, почти столичной,
Я мирно номер обживал.
Едва ли где-нибудь приличней
В других местах я ночевал.
Холодный принял душ. Да в чайной
Уютной комнате чаёк
Подзаварил. Да неслучайно
Здесь оказался сахарок.
А после житие святого,
Вернувшись в тихий номер свой,
Приметил я. До полвторого
Читал в постели. Боже мой,
Блаженства редкого какого
Коснулась смутная душа!
Да, – жизнь и вправду хороша...

Но я, увы, на новом месте
Заснуть и часа не могу.
Вот за рекою на рассвете
Петух на заливном лугу
Пропел в усадьбе чьей-то сонной.
Народец птичий, в мир влюблённый,
Округу пеньем оживил.
И вдруг кукушка из лесочка
Закуковала звонко, сочно
На всю катушку птичьих сил.
О, я такого кукованья
Уже лет двадцать не слыхал!
Скорей – с кукушкой на свиданье.
Волнуясь, вышел на крыльцо.
И всей природы ликованье
Плеснуло радостно в лицо.
Вот мимо птица пролетела,
В тополью гущу забралась,
Да вдруг кукушкой и запела,
Меня ни капли не боясь.

А я уже спешу на берег
Огнём играющей реки.
Где были спуск, причал, теперь их
От глаза скрыли ивняки
Да величавые деревья.
Другою стала и деревня
С домами в пержних два ряда.
И только храмы, как всегда,
Но восстановленные, правда,
На прежнем месте, где гряда
Камней огромных – словно стадо
Овец столпилось у воды.
Стоять бы вечно здесь. Да надо
Мои духовные труды
Продолжить.
К храму Симеона
Иду тропинкой вдоль Туры.
В годах монахиня с поклоном,
В тиши стоявший до поры,
Открыла храм. Молюсь иконам,
Кресту. Святую воду пью.
И давнюю мечту мою
Спешу исполнить.
По ступеням
В гробницу, где и свет, и тени,
И облик на стене святой,
Спускаюсь. Трепетно, с боязнью,
Как осуждённый перед казнью,
Пытаюсь молча говорить:
«О чем хочу тебя просить,
Ты знаешь. Лет пятнадцать кряду
Мой затянувшийся недуг
Не мог духовную ограду
Преодолеть. Да только вдруг
Нашёл коварную дорожку
По злобной воле сатаны.
Мои минуты сочтены,
И напоследок мне оплошку
Никак бы не хотелось дать.
Твои деяния, я знаю,
Сильны – им ни конца, ни краю.
Позволь сквитаться с сатаной.
Помилуй, сжалься надо мной».

Я малую иконку в храме
Купил в тот день. Перед глазами
Она была все эти дни.
И я молился, как в гробнице,
Надеясь – чудо совершится.
Но, как обманные огни,
Мои мольбы бесследно гасли.
Родившись, видимо, напрасно,
Звучали попусту они.
Болезнь пристала и пристала.
И вдруг, как зимний снег весной,
Она прошла, как не бывало.
Сам не заметил, в день какой.

3.08.13 г.,
преподобного Симеона,
Христа ради юродивого
и Иоанна, спостника его (ок. 590);
5.08.13 г.,
Почаевской иконы Божией Матери.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»;

8.08.13 г.,
преподобномученицы Параскевы


Рецензии