Что боярин, что холоп...

Две тысячи лет назад древние греки создали множество
удивительных мифов, воспевающих могучую благодать земли.
Как же примитивно и кощунственно на фоне этого мировоз-
зрения выглядят наши современные рассуждения о том, что
человек — царь природы.
Древние славяне, например, относились к природе как к но-
сительнице жизни. Что же, нам можно удивляться прозорливости
наших «неграмотных» предков. Им так же, как и нам, приходилось
воздействовать на природу, но они не вторгались в нее, не наси-
ловали. Во время вспашки, сева и периода вызревания урожая
наши предки взывали к вегетационной мощи земли, обращались к
различным растениям, священным деревьям, водным источникам
и полям. Такое обращение к природе-матери имело огромное зна-
чение хотя бы по той причине, что любое неразумное обращение
считалось святотатством.
Уважительное отношение к природе, покоившееся на рели-
гиозном веровании, впоследствии отразилось на многих законах
государства Российского.
Статья 220-я Уложения царя Алексея Михайловича предус-
матривала штрафы за порубку деревьев: «А будет кто помещик
или вотчинник в чьем угодье насильством посечет лес и в том на
него будут челобитники, и с суда сыщется прото до пряжа, что он
такие насильства учении и на нем велети истцу за посеченный лес
доправити деньги по указанной цене». То же Уложение запрещало
строить мельницы, если после их строительства будут затоплены
луга и пашни «выше по течи». Не предполагал царь-батюшка
Алексей Михайлович, что ослушаются его неразумные потомки,
пренебрегут его Уложением и столько бед натворят.
Во времена Петра I законы об охране природных ресурсов стали
еще строже. Например, массовая самовольная «посечка хорошего
леса» каралась вплоть до смертной казни.
И в более отдаленные времена, оказывается, существовали
законы, охраняющие природу. Задолго до монголо-татарского
нашествия на Руси в Уставе Ярославичей были предусмотрены
статьи об ответственности за различного рода непозволительные
действия по отношению к земле, лесам, диким животным. И перед
теми законами были все равны: что боярин, что холоп.


Рецензии
Мирон! Я признательна Вам за расширение моего познания,а так же единомыслие.С уважением,Ирина Горст.

Ирина Горст   22.12.2015 17:47     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Ирина, за визит и отзыв...)))

Мирон Веклюк   23.12.2015 10:58   Заявить о нарушении