Лекция Прабхупады Отношение преданного к смерти

 
         
        До сих пор мы читали о том, как Махараджа Парикшит выражал свои чувства по поводу ожидающей его смерти. Он выражает настроение, отличное от настроения, которое выражает обыкновенный человек в преддверии смерти. Обычный человек паникует и находится в глубоком горе. Он будет сильно беспокоиться о том, как он сможет все оставить. Так или иначе, он хочет просто продолжать жизнь и не умирать.
Шрила Прабхупада рассказывал о своем собственном опыте. Когда он был молод, однажды по делам бизнеса он путешествовал в поезде. В одном купе с ним ехал один пожилой бизнесмен. Во время этого путешествия у пожилого бизнесмена случился сердечный приступ. Он пытался бороться за жизнь. Шрила Прабхупада побежал искать в поезде врача. Врач вошел в купе и пытался помочь этому умирающему человеку выжить. Бизнесмен так не хотел умирать, он сказал врачу: "Пожалуйста, спаси меня, мне необходимо еще 4 года. У меня столько планов, которые я должен воплотить в жизнь, но для этого мне нужно 4 года. Если ты спасешь меня, я дам тебе миллион долларов". Врач так вдохновился. У него есть возможность получить миллион долларов ни за что. Он пытался изо всех сил спасти его, но, к сожалению, они были в поезде, и у врача ничего не было под рукой. И хотя он так старался спасти бизнесмена и получить свой миллион долларов, он не смог этого сделать. Шрила Прабхупада объясняет, как он сам видел борьбу материалиста за жизнь.

          Но мы видим, что Махараджа Парикшит ведет себя иначе. Как только он узнал, что умрет через 7 дней, он немедленно оставил все. Хотя он не был стар, и впереди его ожидало хорошее, с материальной точки зрения, будущее. Махараджа Парикшит был великим царем всей планеты, и потому в его распоряжении находились все ее ресурсы. У него были прекрасные члены семьи: красивая жена - чистая преданная, дети - также чистые преданные Господа. Таким образом, и с материальной и с духовной точки зрения он находился в выгодном положении.
Тем не менее, когда он узнал, что умрет через 7 дней, он немедленно все оставил. Он не сокрушался и никто не устраивал прощальный вечер, не было последних объятий и искренних слов напутствия. Он просто ушел.
        В "Шримад-Бхагаватам" приводится пример с Махараджей Бхаратой. Он точно также покинул дом, совершенно неожиданно. Он был царем всего мира, имел семью и мог наслаждаться чем угодно. Но "Шримад-Бхагаватам" описывает, что когда он решил, что настал момент покинуть дом, то просто встал и ушел. Он оставил семью, дом, свое могущество, подобно тому, как человек покидает туалет, после того, как опорожнился. Никто не прощается со своими испражнениями: "До свидания! Приятно было познакомиться".
Есть одна маленькая шутка. Самоса смотрела на испражнения и говорила: "Ну вы только посмотрите, какая грязь! Посмотрите на меня, я - самоса". Испражнения ответили: "Да ты не гордись-то особо. Несколько часов назад я тоже была самосой и твоей подругой".
Махараджа Бхарата оставил дом именно так. Он не подходил ни к кому и не говорил: "Спасибо за все! Приятно было познакомиться! Ты мне сильно помог, но сейчас я должен уйти, мне очень жаль ". Он просто встал и ушел. Его родственники заметили, что его нет. Вначале они подумали, что, возможно, он пошел прогуляться или пошел к кому-то в гости, но им ничего не сказал. Но после они поняли, что он оставил их.
В этом стихе мудрецы отмечают высокую квалификацию Махараджа Парикшита. Без всякой задней мысли, ради достижения высшей цели он все оставил. Они прославляли его: "Пример отречения, который ты продемонстрировал, соответствует членам твоей семьи. Ты из этой же династии, что и Господь Кришна. Все другие цари этой династии поступали точно также. Они были царями, и можно было ожидать, что они материалистичны. Но за всей этой внешней мишурой, могуществом находились сердца истинных святых. Поэтому, когда приходило время, все остальные цари этой династии поступали также". Это проявление великого отречения, которому мы можем поучиться у этих святых.
Таким образом, эти великие святые были так отрешены и привязаны к Кришне, что покидали дом, не думая о том: "Как мои родственники? Все ли у них хорошо без меня?". Они просто забывали о прошлом и шли к лотосным стопам Господа Кришны. Женщины этой династии также святые. Когда подходило время, они с легкостью могли войти в погребальный костер своего мужа. Это не было для них ужасной аскезой: "Я должна войти в огонь и умереть". Чувство разлуки с мужем было сильнее, чем обжигающий огонь. Ожоги огня они воспринимали, как облегчение.
          Итак, здесь в комментарии Шрила Прабхупада спрашивает: "Где же теперь такие цари?". Политические лидеры держаться за свои посты до самой смерти. Например, Ельцин - предыдущий президент был таким. Он не оставлял пост. Политические лидеры не оставляют пост, либо пока не умрут, либо пока их не положат в гроб. Или же их выгоняют с этого поста с помощью силы. Где же эти святые лидеры сегодня? И где же эти святые женщины, которые по собственной воли оставляли жизни, входя в погребальный костер мужа. Как матаджи смотрят на это? Можно снова ввести? Конечно, муж должен этого стоить. Если муж - обычный глупец, то он того не стоит.
          Махараджа Парикшит является возвышенной личностью. Ему не составляет труда оставить все. И в действительности он был счастлив это сделать. Когда он вышел за пределы дворца, то вздохнул с облегчением: "Наконец-то я оставил эти проблемы".
Итак, Шрила Прабхупада здесь цитирует несколько стихов, произнесенных Прахладой Махараджем. Прахлада Махарадж - еще один святой царь. И в этих стихах он выражает свои чувства по поводу того, что положение царя со всеми его деньгами, могуществом не привлекает его. Он говорит: "Я имею плохой опыт. Единственное, что я хочу, найти прибежище Твоих лотосных стоп, вернуться к Тебе, оставив все это. Это действительно опасность в моей жизни. Возникает столько проблем: деньги, люди, которые хотят их и пытаются выгнать меня с этого поста". Многие люди думают, что здорово быть могущественным, богатым и успешным. Прахлада Махарадж: "Но, что касается меня, то это подобно
водовороту, когда тебя постоянно бросает из стороны в сторону, вверх, вниз. Нет умиротворения и покоя". Он молит: "Пожалуйста, защити меня от материального образа жизни".
           В 5-й песне "Шримад-Бхагаватам" есть важный стих, который произнес Прахлада Махарадж. Ом намо бхагавате нрисимхайа... Это знаменитая мула-мантра. Она означает: "Мой дорогой Господь Нрисимха, своими клыками и когтями уничтожь демонов моих желаний к кармической деятельности. Избавь меня от невежества, чтобы я был бесстрашен в борьбе за существование в этом мире".
Интересно, что в этой молитве Прахлада Махарадж не молит Господа, чтобы Он защитил его от врагов, от Хираньякашипу. "Защити мои богатства от тех, кто хочет их украсть, а если кто-то попытается, убей их". Нет, он говорит: "Своими клыками и когтями разорви на части мои материальные желания. Убей мое материальное сознание и изгони невежество".
Когда мы касаемся примера с Прахладой Махараджей, то понимаем важность этой молитвы. Его демонический отец Хираньякашипу преследовал его. Хираньякашипу пытался убить его много раз, но найдем ли мы молитвы Прахлада Махараджа, где бы он молился: "Мой дорогой Господь, защити меня от моего отца". Вы встречали такие молитвы в 7-й песне "Шримад-Бхагаватам"?
            "Мой отец хочет убить меня, а я не хочу умирать, поэтому, пожалуйста, спаси меня". Таких молитв вы там не найдете. Но вы можете найти такую молитву: "Пожалуйста, уничтожь мои материальные желания и изгони невежество". Это и есть настоящая опасность, а не так называемые материальные враги. Что эти враги могут сделать? В худшем случае, они могут убить тело. Но мы знаем первый урок Бхагавад-Гиты: "Мы не есть это тело, но вечные души". Поэтому, не важно находимся ли мы в этом теле или переходим в другое. Если вы обладаете Сознанием Кришны, то это даже хорошо, т.к. вы отправитесь в духовный мир.
В "Брахма-вайварта" Пуране приводится пример с Дхенукасурой. Это пример из прошлой кальпы. В этом случае он был убит не Баларамой, а Кришной. В соответствии с Пураной, Дхенукасура был преданным, но получил проклятие стать демоном. Так или иначе, ему удалось вымолить смягчение. Ему сказали: "Ты будешь демоном-ослом, но в конце жизни тебя убьет Кришна". Итак, он стал Дхенукасурой - страшным демоном-ослом. В конце концов, Кришна пришел, и состоялась большая битва. Но поскольку он в прошлой жизни был преданным, как только он увидел Кришну, когда они сражались, его дремлющее сознание Кришны пробудилось. В разгар битвы Дхенукасура перестал сражаться и предался Кришне, предложил свои поклоны и чудесные молитвы. А по их окончании сказал: "Убей меня, я хочу вернуться в духовный мир и избавиться от тела осла. Просто убей меня".
- Я не могу убить тебя, ты - преданный.
- Не беспокойся, просто убей меня, и я вернусь в духовный мир.
- Я не могу. Ты - преданный. Я не могу убить преданного.
Возникла проблема. Дхенукасура был расстроен. Тогда Кришна покрыл Дхенукасуру майей и Дхенукасура вновь стал демоном и тогда Кришна убил его.
Суть в том, что для преданного оставить тело и вернуться в духовный мир здорово.
Как Бхактивинод Тхакур молился Харидасу Тхакуру: "Неверно считать, что Вайшнав умирает. Он продолжает жить в звуке. Вайшнав умирает, чтобы жить". Что же означает "умирает, чтобы жить"? Это означает, что у него есть материальное тело, присутствие которого он должен терпеть со всеми его проблемами.
          Но когда он оставляет это тело и возвращается в духовный мир, то получает духовное тело. И он может находиться рядом с Кришной. Нет больше материального тела, материальных людей, материального мира. Поэтому Бхактивинод Тхакур говорит: "Вайшнав умирает, чтобы жить". Продвинутый преданный не боится смерти материального тела. И если кто-то пытается убить его, он не беспокоится.
Как-то у Шрилы Прабхупады брали интервью. В то время шла Индо-Пакистанская война. В это время над ними начали пролетать пакистанские самолеты. Журналист сказал: "Эти пакистанцы ужасны. Из этих самолетов на нас могут посыпаться бомбы. Неужели это хорошо?". Шрила Прабхупада: "Если преданный увидит бомбу, которая летит ему на голову, он подумает:" Это летит Кришна в форме бомбы, и он пришел, чтобы забрать меня"". Таким образом, преданный не слишком озабочен защитой тела. Пока он находится в материальном теле, его сознание с Кришной. Когда тело умирает, он отправляется к Кришне в полном сознании Кришны. Поэтому большой разницы нет.
          Но чего боится преданный, чего боялся Прахлада Махарадж, стать одержимым материальными желаниями. "Если меня захватят материальные желания, я могу пасть в Майю, забыть о Кришне и вновь начать материальное существование. Тогда я вновь буду страдать миллионы жизней. Это гораздо хуже, нежели убийство тела". Поэтому Прахлада Махарадж молит: "Своими клыками и когтями разорви демона моих желаний и изгони невежество". Продвинутый преданный беспокоится об этом, а получить защиту материального тела не так важно.
Махараджа Парикшит показал такой тип сознания: "Кришна пришел в форме этого проклятия. Он пришел, чтобы забрать меня". Так исполненный блаженства он вышел, чтобы встретить свою смерть.
          Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает смерть продвинутого преданного. Он говорит, что преданный, находящийся на уровне Кришна-премы, хотя находится в этом теле, его сознание всегда с Кришной. Он разговаривает с Кришной, танцует с Ним. У него есть непосредственные личные отношения с Ним, несмотря на то, что находится в материальном мире.
Итак, как говорит Вишванатха Чакраварти Тхакур: "Чистый преданный настолько погружен в любовный взаимообмен с Кришной, что забывает о своем материальном теле". И хотя он вроде как находится в материальном мире, его сознание не присутствует здесь. И, в конце концов, неожиданно для себя, он обнаруживает, что его материального тела уже нет. Что случилось? Где мое тело? Тело умерло, но он настолько трансцендентен, что даже не заметил этого. Это не было так: когда смерть пришла, ценой огромных усилий, он как-то сумел помнить о Кришне в момент смерти и ушел в духовный мир. Нет. Он даже не заметил этого. Так или иначе, это очень высокий уровень и я не думаю, что кто-то из нас находится на этом уровне. Но мы можем вдохновляться примером великих преданных. Как Махараджа Парикшит был так привязан к Кришне, что у него не осталось никаких других привязанностей. Он мог все оставить, и его абсолютно не волновало, что в какой-то момент прилетит змей, укусит его и его материальное тело умрет. Он просто попросил преданных, которые окружали его воспевать славу Кришны, заниматься Кришна-катхой. Таким образом, мы можем вдохновляться примером великих преданных и следовать по их стопам. Харе Кришна!
 


Рецензии
дорогой прабхупада спасиба за лекцию Хари Кришна

Станислав Тарашкевич   29.07.2021 21:35     Заявить о нарушении