Земное пространство эволюции

Здесь нам придется существенно расширить рамки обсуждаемой темы и даже на время отойти от уже привычного метода исследования. Теперь необходим уже не анализ, а самая широкая интеграция всей суммы человеческого знания; необходима абсолютная непредвзятость, честность и взвешенность суждений. Все стороны опыта должны быть наделены равными правами и быть признаны носителями собственной правды и истины, и каждая сторона должна быть признана НЕОБХОДИМОЙ, НО НЕДОСТАТОЧНОЙ…

ЭВОЛЮЦИЯ — термин достаточно новый, в то время как понимание сложности , многоплановости  и разделенности бытия присутствовало практически всегда. Признавалось также, что на каждом из планов этой «разделенной общности» идет разная жизнь и происходят разные процессы. Однако герметический принцип «ЧТО ВВЕРХУ, ТО И ВНИЗУ», — давал возможность хоть как-то объединить первое и второе, проследить их взаимосвязи и взаимодействия.

Мир сегодняшний не только не достиг объединения, но, похоже, разделился на множество уровней, на каждом из которых  происходят непрерывные эволюционные процессы, отнюдь не обладающие однонаправленным, линейным и поступательным движением . Скорее, это серии подъемов и спусков по спирали, а иногда и возвращение на прежние уровни.

В определенном смысле эволюция на доразумном этапе безлика; она движется лишь потому, что движение — ее закон и способ существования.  Она  не знает ни морали, ни этики, однако не лишена эстетического чувства;  ее приоритет —  прагматическая  целесообразность.

С появлением разума и ноосферных взаимоотношений ситуация значительно усложнилась. Эволюция теперь поддерживалась кармой. И для эволюции, и для кармы действие, поступок, мысль, эмоция продолжали оставаться лишь некой «флуктуацией» на психическом, ментальном, витальном и физическом планах, зато неизмеримо выросло влияние последствий.

Все это и определило нелинейность, открытость, неравновесность, непредсказуемость и некую хаотичность системы, непрерывно стремящейся к упорядочиванию и не имеющей  возможности ее достигнуть.

На первом, самом нижнем уровне мы имеем дело с человечеством как некой плохо организованной биологической массой, как системой, предельно открытой абсолютно для всего. Здесь преимущественно работают законы хаоса, а случайность является определяющим фактором. В то же время эта «случайность» жестко детерминирована, определяя и качество жизни, и ее ценность, и ее продолжительность, и ее самовоспроизводимость.

Суммарное знание скорее занято попытками «объяснить необъяснимое» и «объять необъятное»;  прямое воздействие на реалии настоящего идет по линии наименьшего сопротивления, являясь скорее технологическим, чем творческим, высокоразумным и осознанным. То же самое — и на уровне социальном, но с еще более низкими результатами.

Религиозное сознание испытывает постоянные колебания между верой и безверием; теистическое сменяется атеистическим или, скорее, языческим по своей внутренней сути. Понятие эволюционного восхождения ограничено либо религиозными догмами, либо грубым материалистическими рамками, отрицающими все, что выходит за пределы одной единственной жизни, либо слепо транслирует механистические, технологические и социальные реалии настоящего в будущее.

Однако в глубине этой биологической, первично разумной, технологизированной, низко культурной, условно религиозной и практически бездуховной массы отчетливо прослеживается некий эволюционный резерв, скрытая, но весьма сильная потенциальность, либо готовая к реализации, либо осознающая ее возможность.

Здесь нет какого-либо единообразия, монолитности, схожести — все еще разъединено, разноязычно и «разномысленно». На этом поле можно найти и религиозных иерархов, и истинно верующих, и духовных лидеров, и представителей философской мысли, и служителей искусства, культуры и науки, и умелых организаторов, и просто хороших и достойных людей. Это огромное пространство для роста, взросления и практически любой реализации; это основа всех будущих проявлений; школа, переоценить значение которой невозможно.

Эволюция работает внутри этой реальной земной системы и имеет горизонтальный характер, лишь иногда делая попытки подняться над собой и осознать иные перспективы. Например, возможность построения высокоразумного, нравственного, свободного, справедливого мира в этой реальности или реальности альтернативной, к которой относится и «жизнь  после смерти». Очень многое здесь определяет вера как вид ментальной интуиции, еще не подтвержденной однозначным и неопровержимым знанием.

Однако и вера бывает разной; например утверждение: «Я не верю ни в какое посмертное существование и жизнь после жизни», — УЖЕ содержит в себе ВЕРУ, но с противоположным знаком. И чем крепче эта последняя, тем реальней воплощение именно такого сценария для утверждающего.

Но пока мы не разберемся с тем, что есть жизнь земная, зачем она, почему и  откуда взялась, куда идет и чего от нас ожидает, думать «о другом способе существования» явно преждевременно. Однако и думаем, и пытаемся понять,  объяснить и собрать воедино все, о чем говорят религия, философия, наука, искусство, культура по этому поводу…

Похоже на то, что мы неожиданно (или наоборот, очень ожидаемо и очень остро) почувствовали  некий выход из тупика, открыли почти бесконечное и свободное пространство, не ограниченное религиозными, психологическими либо научными запретами. Сегодня  огромное количество косвенных данных, вполне обоснованных научных гипотез и убедительных свидетельств позволяют нам предположить существование  некого «психического мира», являющегося зеркальным отражением нашего и живущего по очень сходным законам.

Хотя «зеркальность» эта особого рода; она отражает и то, что «под», и то, что «над». Именно поэтому на этом самом первом уровне неизбежно присутствуют представители куда более высоких планов бытия. Кстати, в полном соответствии с положениями синергетики, ноосферной теории, данными исследования феноменов клинической смерти и регрессивного гипноза, откровений древней Каббалы и многих религий.

Что мы приобретаем и что теряем, отказавшись от прежних ада, рая и чистилища в пользу пространства психического мира? Реальный, надежный, действенный ли это эволюционный путь или его видимость, сложная, многомерная и чрезвычайно привлекательная иллюзия?

Ведь и мир «посмертного существования» — лишь временное пристанище, короткая остановка; здесь тоже существуют и угасание, и погружение в небытие, и полная утрата памяти о прошлых воплощениях... По крайней мере,  это так для абсолютного большинства. Кое-что мы выигрываем, но лишь за счет получения «дополнительной петли временного существования» в пределах Колеса Сансары.

Однако вернемся к весьма интересным событиям, происходящим на земном эволюционном поле. Для попадания на нижние уровни системы «тонких миров»
(если мы признаем их существование хотя бы в принципе) не нужна какая-то особая реализация и тем более трансформация. Все происходит автоматически и как бы само собой.

Приходящий с низших уровней земного существования  «материал» настолько неразвит, тяжел и загрязнен, что может быть использован лишь для строительства грубой физической материи и ее бесконечного воспроизводства. Здесь нет ничего такого, что имело бы эволюционную ценность; ничего такого, что послужило бы точкой опоры.

Здесь те, кто не мог определиться ни в чем важном; те, кто существовали, но не жили, не сделав ни малейшей попытки понять прошлое, осознать настоящее и задуматься над будущим. Это те, о которых в Библии сказано: «А не слушающий или слушающий, но не исполняющий, подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас разрушился, и разрушение дома сего было великое». Стоит напомнить, что библейское понимания «Дома» куда шире и глубже нашего; это и жилище, и человек, и закон, и Земля, и «Дом Отца Моего».

А что же происходит в сравнительно малочисленной группе людей, уже покинувших первоначальные уровни и  готовых к следующему этапу эволюции? Очень и очень многое… Появляется потребность не только «ЗНАТЬ», но и  «СТАТЬ», заменившая прежнюю попытку «казаться». Само же ЗНАТЬ теперь предполагает истинное, высокое знание, а не его видимость; СТАТЬ — практику, ориентированную на избранный идеал.

Последний окончательно разрывает свои отношения с прошлым, где кумиром были алчность, обогащение, насилие, стремление к власти над всем и всеми, самоутверждение любой ценой, ложь и царство самых грубых, примитивных животных инстинктов. Желание трансформируется в стремление; свобода — в полную управляемость в процессе постепенного освобождения; удовольствие и наслаждение — в простую и чистую радость бытия; материальная избыточность — в разумную достаточность. Приходит ясное понимание того, что значит ЖИТЬ ПО—ЧЕЛОВЕЧЕСКИ…

Это крайне тяжелый, длительный и мучительный этап. Человек еще включен в земные реалии со всеми их несовершенствами, печалями и болями, страданиями и страхами; он не видит выхода из тяжелейших противоречий между идеальным и реальным; он не может изменить мир, но и не может в нем оставаться; он готов изменить и его, и себя, но не знает, как это сделать.

Реализации (или посвящения)  здесь, как правило, носят социальный характер и являют образец  сознательного  служения — пока лишь обществу и государству, но не человечеству. И, чем выше реализация, тем труднее само служение, ибо и общество, и государство в целом  находятся на значительно более низких уровнях эволюции.

Еще одно направление — это прогрессорство, или подвижничество — поле работы архетипического мученика, солдата, стоика, героя, целителя (бывшего доктора и врачевателя), мудреца, пассионария.

Пассионарность — (франц. "passion" — "страсть", "passionaire" — "страстный") —  термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла развития человечества.)

Очень близкими являются «учительские» реализации, продолжающие традиции первых двух и неразрывно с ними связанные. Здесь размах тоже  велик — от простого сельского учителя до просветителя самого высокого уровня. Согласно юнгианской психологии, архетип Учителя — один из самых древних и значимых двигателей всеобщего развития; отсюда:

«Отец Мой доныне делает, и Я делаю», — т.е. Отец мой — лучший  Учитель… В восточной традиции тоже  есть подобная  фигура — Джагат Гуру — УЧИТЕЛЬ МИРА, УЧИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ.

Нормальными и эволюционно оправданными являются реализации в политике, системах управления, экономических, производственных, научных и даже силовых структурах. «Бог» и «Божественное» не вмешиваются в эти процессы, сохраняя позицию наблюдателей и вдохновителей, поощряя и поддерживая  каждое движение в правильном направлении. Иное дело, что пока большинство этих «движений» именно неправильны. Не стоит отчаиваться по этому поводу; ведь девиз: «Не боги горшки обжигают», — один из древнейших…

Следует напомнить еще об одной из реализаций, крайне важной, но постоянно забываемой. Иногда ее именуют Хранительской, а их реализаторов —  Хранителями. Речь идет о мужском и женском начале как принципе единства, равновесия и гармонии; о великой сути материнства и отцовства. Подруга, сестра, жена, мать, бабушка; у мужчин — друг, брат, супруг, отец, дед. Именно эти линии осуществляют связь времен и поколений, именно от них во многом  зависит судьба детей и внуков, а также их общего  Дома. У опустившегося, безкультурного, бездуховного, безграмотного и беспамятного настоящего будет и такое же будущее… 

Одной из самых трудных и сложных является высокая  реализация в культуре и искусстве, т.к. последние являются  незавершенными, неопределенными и многомерными понятиям, типичными представителями нелинейных, неравновесных и открытых систем. Именно здесь огромную роль играет образное мышление, творческое воображение, способность к переживанию и сопереживанию, культура слова, мысли и чувства. Высокое искусство находится на грани земного и небесного, осуществляя синтез культурного, религиозного и духовного. Еще раз приведу слова Шри  Ауробиндо:

«Когда кто-то живет в физическом уме, единственный способ спастись от него  — это воображение. Кстати, именно поэтому поэзия, живопись, музыка имеют такую сильную власть. Но эти фантазии часто реально являются тенями надмирного переживания либо гостями из супрафизических миров, и, когда барьер физического ума сломан или же в нем проделано небольшое отверстие, туда приходят сами переживания, если темперамент тому благоприятствует. Отсюда рождаются видения и другие подобные вещи – все, что неверно называется психическими феноменами».

А вот из Фридриха  Ницше:

«Искусство дано нам для того, чтобы не умереть от истины».

«Любишь  бездны — имей крылья».

«Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх».

«Чтобы на жизнь было интересно смотреть, нужно, чтобы игра ее была хорошо сыграна, а для этого требуются хорошие актеры».

Обратите внимание: «поэзия, живопись , фантазия и т.д.» оказались сопряженными с реалиями совсем иного рода —  «надмирным переживанием, гостями из супрафизических миров, видениями и другии подобными вещами». Об этом же говорит и Ницше…

Но ведь сегодня немало тех, для кого эти феномены являются не только умозрительной конструкцией, не просто фантазией и воображением. Это те, которые сумели пересечь барьер физического ума — нашего самого первого, жесткого и беспощадного цензора — и выйти за пределы реальности общепринятого пространста- времени (согласно картографии С.Грофа).  Туда, где творческие состояния и прометеев комплекс ведут нас к встречам с духами животных, встречам с духовными Учителями и сверхчеловеческими существами, посещению других Вселенных и встречам с их обитателями, переживаниям мифологических и сказочных сюжетов, встречам с божествами, переживанием универсальных архетипов.

Это уже реализация совсем иного рода, реализация вертикали и восхождения — то самое «падение вверх», о котором говорил известный немецкий философ. Эти и подобные ей реализации прямо ведут к трансформации и преображению. Бесполезно спорить с человеком, испытавшим все это, имевшим возможность долго и успешно сотрудничать с  духовными Учителями и быть участником множества странных и необъяснимых событий. Да и не станет он спорить с вами из-за полной бесполезности подобного предприятия…

Остается лишь сказать, что все вышеизложенное  происходит далеко не сразу, не со всеми, никогда не дается легко, да и сама эта реализация долго и тщательно готовится . Есть и непонимание, и упорное сопротивление, и сомнение, и желание бросить все и вернуться в обычную земную жизнь...

Не  передать,  не  отменить,  не  уклониться…
Зачем  давать  тому,  кто  лишь  берёт?
Зачем  мне  свет,  когда  в  своей  темнице
Давно  ослеп  я — ни  к  чему  полёт

Тяжёлому… Не  ангел  и  не  птица,
Он  не  взлетит!  Он  рухнет!  Не  поймёт,
Что  происходит,  скажет: “Это  снится”…
В  нём  всё  нарушится,  и  бывший  плавным  ход

Времён,  событий,  мыслей   и  решений
Пойдёт  вразнос,  наотмашь,  и  уже
ДВА  МИРА — просветлений  и  сомнений — 
Живут  совместно,  и  стоит  на  рубеже

Угрюмый  Страж,  и  корка  хлеба
Дороже  яств,  и  больше  не  забыть
Слепому  чуда:  он  впервые  видел  небо! —
И  ничего  теперь  не  изменить…

Подобных откровений в поэзии всех времен и народов великое множество, как,  впрочем, и в религиозном, и философском пространстве. Никто не знает, ведет ли таких людей судьба или они сами избирают ее? Никто не ответит, почему именно с этим человеком, именно здесь и сейчас произошло то, что произошло. Как не в силах ответить апостол Павел, бывший  Савл, бывший одним из самых жестоких и беспощадных преследователей христианства.

Что же касается Игры и Актеров… Это тоже весьма сложная и часто трагическая реализация. Трагедия исчезает из нее лишь тогда, когда она начинает понимать свое истинное предназначение и становится  ЛИЛОЙ — Божественной  Игрой. И здесь хорошие актеры на вес золота. Да и сама Игра… Шри Ауробиндо сказал об этом так:

«Если бы вся человеческая история с ее экстазами, трагедиями и драмами, кровавыми слезами, взлетами и падениями имела такой жалкий и бесславный конец, как окончательная смерть или угасание  в безликой  Нирване, она никогда бы не началась.»

Человек действительно способен достичь очень и очень многого, однако каждая реализация имеет свой предел, за которым следует новое начинание. Трансформация же беспредельна и бесконечна; рано или поздно идущий  должен выйти за пределы земного притяжения и юрисдикции Кармы, но это удел единиц.

Пока перед нами множество путей, и все они важны и необходимы. Никто не может заставить вас избрать для себя духовный путь, да и не вступите вы на него, пока не достигнете  ПОЛНОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. 

Многое из того, что вы посчитаете духовной реализацией, будет лишь иллюзией и профанацией. Да и сама духовность не есть нечто навсегда данное, единообразное и застывшее в собственном типе и способе существования. Поэтому есть смысл серьезно задуматься над следующими словами:

"Есть разные духовные люди. Одни ищут святости и праведности, другие стремятся к раскрытию души и духа; одни живут в Космическом сознании, другие выше всего ставят духовные переживания; эти — аскеты, а эти полны радости жизни; одни мечтают овладеть супрафизическими силами, другие позволяют силам разного рода проходить через них. Но исключительно мало тех, чьим идеалом становится обретение полного духовного опыта."

Каковы критерии духовности? Духовность включает в себя множество основополагающих категорий, и не только религиозных.  Она представляет собой триединство, в которое входит  Любовь (в том числе Вера в Любовь); Мудрость и Творчество (активность, действие).

Любовь — фундаментальное, присущее лишь человеку отношение ко всему многообразию мира, к отдельному человеку и всему человечеству; идеальная  ценность всех великих гуманистических религий  и философий, прошедших через четыре тысячелетия  истории Запада и Востока.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые
материальные и духовные ценности; практика, открывающая новые смыслы, идеи и  самого человека как творца.

Мудрость — это ум, знания, опыт, наполненные любовью. Как сказал В. Даль: «Мудрость — это соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины; мудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт».

Таким образом, вечные критерии — любовь, мудрость и творчество, в их правильном понимании, — позволяют определить степень духовности любой сферы деятельности человека. Духовность также можно охарактеризовать  как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека» .

Духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека. Новое понимание духовности , предлагаемое супраментальной йогой, во многом отличается от традиционного, что позволяет отнести ее к важнейшим эволюционным факторам.

«Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или к аскетизму; это не религиозность или страстный эмоциональный подъем духа, даже не смесь этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозному или этическому предписанию — это не духовные достижения и не духовный опыт. Все это представляет большую ценность для ментального сознания и жизни, а также и для самой духовной эволюции, но только как подготовительные действия для дисциплины и очищения человеческой природы.

Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа — нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; войти в контакт с высшей действительностью, имманентной космосу или существующей вне космоса, а также нашему существу; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта и соединения, преобразить, все наше существо, превращая в новое существо, в новую личность, в новую природу».

Таким образом, духовность неизбежно предполагает мудрость — т.е. высшее,
целостное, духовно-ориентированное практическое знание, направленное на постижение абсолютного смысла бытия; редкое и с трудом достигаемое
соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить  взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире.

Быть мудрым есть высшая добродетель. Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовывать с нею свои действия, вопрошать  природу для того  и  получать правильные ответы.

В этом смысле и духовность, и мудрость, и творчество (в особенности поэзия), суть отражение  внутреннего света души, огонь и горение, ее материализация в физическом мире. Об этом прекрасно сказано в  Библии:

"Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой.

Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной.

Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.»

Теперь нам предстоит сделать очередной шаг и обратиться к теории и практике супраментальной эволюции как завершающему этапу духовного поиска…

***

Иллюстрация из Интернета


Рецензии