Аполлон и Дафна, 3

Rene-Antoine Houasse: Аполлон и Дафна, 1677, Версальский дворец

Как волк, Бог гонится за нею;
Взмолилась девица к отцу,
К речному божеству, Пенею,
И кровь прихлынула к лицу:
«Отец, спаси меня от зверя,
Невинности грозит потеря!
Скорее спрячь меня в тени
Или мой облик измени!». *
И сжалились над Дафной боги,
Она преобразилась вдруг:
В ней вырос лавр из пальцев рук,
Затем деревенели ноги…
В Версале преподнёс для нас
Метаморфоз R.-A. Houasse! (Р.-А. Уасс)
               
* - Метаморфозы Овидия (начало I-го века, I, 452-567) «… И она взмолилась отцу Пенею о помощи: - Отец! Помоги дочери! Спрячь меня или измени мой облик, чтобы меня не коснулся этот зверь! - Едва прозвучали эти слова, как Дафна почувствовала, что ноги ее деревенеют и уходят в землю по лодыжки. Складки влажной от пота одежды превращаются в кору, руки вытягиваются в ветви: боги превратили Дафну в лавровое дерево (греч. "дафне" – волчеягодник, лавр). От горя сделал Аполлон отныне его своим излюбленным и священным растением и украсил голову венком…»

Таким образом, благодаря «Метаморфозам» Овидия и его рассказу «Аполлон и Дафна», написанному в стихах на латыни, мы все двадцать веков с глубочайшим уважением относимся к лавровой ветви как символу триумфа: победителей первых Олимпийских Игр венчали лавровым веком, на гербе Греции схематически изображены лавровые ветви, победителей конкурсов, премий и т.д. называют словом «лауреат», что в периоде с латыни означает «увенчанный лавровым венком». С другой стороны, лавр это довольно невзрачное растение, которое годится только что в суп, в качестве приправы, но никак не подходит для украшения…Дело Овидия живёт и побеждает!


Рецензии