Воображение

ПРЕДИСЛОВИЕ.

ЭВОЛЮЦИЯ в широком смысле, т.е. эволюция как процесс  развития, сумма необратимых изменений в живой и неживой природе, а также в социальных
системах, вот уже более ста лет привлекает самое пристальное внимание человечества. Особенно важным стало понимание ее законов и принципов на рубеже ХХ-Х1 в.в., когда ускорение стало объективной реальностью и  превратилось в плохо управляемый и непредсказуемый фактор.

Сегодня принято говорить об эволюции всей суммы жизненных проявлений на  Земле, причем она может быть как прогрессивной, ведущей к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации и эффективности, так и к регрессу, упадку, стагнации. Особо важной представляется эволюция производительных сил, производственных и социальных отношений, эволюция наших представлений в научной, геополитической, гуманитарной, религиозной и духовных сферах, а также культуре, истории и искусстве.

Отдельным и чрезвычайно сложным предстает противоречивое сочетание и взаимосвязь эволюции человека и человечества, личности и общества, прошлого, настоящего и будущего. Здесь надо начинать с малого — с казалось бы, простых и известных всем вещах, внутренние связи которых не так просты и однозначны, как это кажется на первый взгляд.

В предлагаемой читателю подборке сделана попытка сведения ряда сложных процессов воедино и прочтение их через призму современного эволюционного подхода. Надеюсь,что она будет интересной для интересующегося этими проблемами читателя.

***

ВООБРАЖЕНИЕ.

Предполагается, что это нечто искусственное, мифическое, "выдуманное", что это детские фантазии, грезы, сон разума, нечто, не имеющее ничего общего с реальностью. На самом деле все намного сложнее. Вот то, что мы знаем и в чем уверены. 

ВООБРАЖЕНИЕ есть  способность сознания создавать образы, представления,
идеи и манипулировать ими; это моделирование, планирование, творчество,  игра, человеческая  память. В широком смысле воображение — это всякий процесс, протекающий в образах.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего ориентироваться в возникшей ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов. Разновидность творческого воображения — фантазия.

Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как познавательного процесса, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации и  мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение.

В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Использование того или иного процесса диктуется прежде всего ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования образами.

Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия. Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения.

Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции.

Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе, в центре или на периферии. Всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Поэтому воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения.

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области и их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества обстоятельствами.

В активном воображении мало мечтательности и беспочвенной фантазии. Оно  направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств).

Активное воображение направлено больше вовне, человек занят, в основном, средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

*** 

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Мысленный эксперимент не сводится к оперированию понятиями, но представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационального познания.

Мысленный эксперимент — это вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется здесь деятельность воображения, что и дает основание называть данную процедуру воображаемым экспериментом.

Мысленный эксперимент — деятельность, осуществляемая в идеальном плане, способствующая появлению у познающего субъекта новых эвристических возможностей как в логико-понятийном, так и в чувственно-образном отображении действительности.

Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, например, косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию там, где это затруднительно или невозможно. Кроме того, мысленный эксперимент позволяет исследовать ситуации, не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.

Мысленный эксперимент, таким образом, отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей, так сказать, идеальностью, а с другой —  присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций. Именно логическая оппозиция конкурирующих теорий образует контекст, в котором вполне допустимыми оказываются недопустимые (с какой-либо
из конкурирующих позиций) предположения и «сумасшедшие» гипотезы. Короче, допустимым оказывается воображение во всех смыслах этого слова.

При всем многообразии видов воображения, для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего, идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения — стимулирующая и планирующая.

Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт.

Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти.

Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами или операциями воображения являются анализ и синтез. Посредством анализа предметы или представления о них разделяются на составные части, а с помощью синтеза заново строится целостный образ предмета. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.

*** 

Теперь подведем некоторые итоги. Итак: воображение это:

— образы, идеи, манипулирование, модулирование и планирование;

— творчество, игра, память;

— способность формулировать и решать задачи без применения практического (прагматического)  действия;

— процесс познания, опережающее отражение, одна из форм психического отражения и организации мира;

— работа активного творческого познания при явной неопределенности ситуации и выбора;

— особая реальность, не противопоставляющая себя действительности;

— прозрение, способное создавать иные реальности, опирающиеся на  реальности прежние; 

— знание, еще не прошедшее стадию логической категории, но уже объединившее всеобщее и частное на чувственном уровне;

— диалектика чувства, знания и предвидения;

— закон реальности чувств: "Все наши фантастические и вроде бы нереальные прозрения и переживания протекают на совершенно реальной , объективной эмоциональной основе";

— активность, направленная в будущее; способность трансформировать пространство-время и управлять им; 

— преобразующее влияние не только на настоящее и будущее, но и на прошлое;

— предвидение; способность увидеть мысленным взором то, что произойдет с человеком, другими людьми и всем миром в будущем; у людей пожилых —  такая же способность к прозрению прошлого.

Странно, непривычно и слегка пугающе, не правда ли? Может быть, правы те, кто ничего не знает об этом, да и не желает знать?  И не впадаем ли мы в тягостное заблуждение, подменяя жесткий и неумолимый закон и способ  существования на некую "иллюзию правопорядка"?  Как понимать слова одного из основателей современной синергетики И. Пригожина:

"Объект всегда богаче модели, действительность всегда отклоняется как от плана, так и нашего представления о плане, а контроль (следовательно, и свобода выбора) — лишь видимость, он частичен и неполон".

Как жить в неопределенности, нелинейности и нелогичности? Как жить во времени, о котором говорится: "Бытие настоящего организуется из небытия прошлого и за счет небытия будущего как основной движущей силы". (М. С.Каган, современный философ, культуролог, основатель теории ценности).

Что тогда такое НЕБЫТИЕ? Или речь идет о так называемой "обратной стреле времени"? Или о "закольцованной петле времени", символом которой является лежащая на боку восьмерка — печать бесконечности? Не лучше ли обратиться к понятному, предсказуемому и логичному существованию, оставив "воображение" людям творческих профессий — поэтам, художникам, писателям-фантастам, сказочникам и т.д.? Ведь  ЛОГИКА  всегда была и будет основой любого знания?

Однако вот какая беда — здесь придется столкнуться с весьма обескураживающим высказыванием человека, которого уж никак нельзя обвинить ни в нелогичности, ни в мистичности, ни в излишнем воображении: «Чисто логическое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов. Всё познание реального мира исходит из опыта и завершается им. Полученные чисто логическим путем положения ничего не говорят о действительности».(А.Эйнштейн).

Тогда выходит, что опыт и только опыт может быть надежным фундаментом и единственной опорой познания? Однако опыт — настолько сложная, неопределенная и не замкнутая на себя категория, что здесь мы вправе говорить лишь об одной его разновидности — опыте научном, основанном на достаточно условном и произвольном "научном методе познания". Куда тогда мы должны поместить воображение, творчество, мечту, культуру, этику и эстетику, искусство? Что они способны предложить нам? 

Вот что говорит об этом знаменитый физик  Нильс  Бор: "Причина, по какой искусство может обогатить нас, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недоступных системному анализу". Однако и искусство, и само понятие исскуства суть динамическая и непрерывно изменяющаяся реальность особого рода. Вот что пишет об этом С.Т.Махлина, российский культуролог, семиотик, художественный критик, доктор философских наук:

"Художественная культура, несмотря на то, что является составным элементом культуры, в то же время оказывается зеркалом, миросозерцанием, моделью культуры. Поэтому она отражает все те явления, которые происходят в целом в культуре.

За время существования человечества художественная культура сформировалась как система элементов, ведущую роль в которых играет искусство. Но само искусство также многоэлементно. Постепенно, вырастая из единого синкретичного целого, из искусства стали выделяться отдельные виды.

Каждая новая эпоха рождала, с одной стороны, становление и выделение новых видов искусства, их трансформацию, углубление, расширение выразительных средств, языка искусства, а с другой — их слияние, взаимодействие и взаимовлияние.

В переходные этапы активизировался поиск новых средств, нащупывание новых путей развития искусства. Сопутствующее развитию культуры развитие техники также обогащало искусство, определенным образом воздействуя на выразительные возможности искусства.

Так, усовершенствование строительной техники способствовало переходу от романского стиля к готике в архитектуре; появление проекционного фонаря породило такие новые виды искусства, как кино, фотография. Примеры можно продолжать.

Таким переломным, переходным этапом был рубеж XIX — XX вв., когда художественное творчество обогатило свой язык, расширило возможности каждого отдельного вида искусства, сформировало новые формы синтеза искусств. Нечто подобное наблюдается столетие спустя. Современная эпоха в развитии художественной культуры отличается всеми чертами переходности. Искусство (или то, что выдается за него) теряет основные свои характеристики.

Довольно часто нивелируется в современном искусстве понятие авторства, на передний план выносится понятие «текст» художественного произведения, в котором равнозначную роль играют как автор, так и воспринимающий.. И не всегда они оказываются именно тем художественным образом, который может возбудить креативные способности личности, в лучшем случае пробуждая лишь политическую активность (независимо от того, с положительным или отрицательным знаком она провоцируется).

Довольно часто умозрительная идея, как правило, поверхностная, выдается за философское осмысление мира. Современные художники, оперируя лишь неглубоко воспринятыми понятиями современной философской теории, жонглируя ими, представляют свои произведения, снабжая их малознакомыми терминами, тем самым вызывая представление о новой кодировке, якобы присущей новому искусству, хотя нового, как правило, в них нет.

Вербализация становится ведущей, вразрез с тем, что современная культура непрерывно визуализируется. Вместе с тем, в современной художественной культуре, где элемент игры становится доминирующим, есть и серьезные достижения. Характерно это для всех видов искусства, взаимовлияющих друг на друга.

Компьютерные технологии делают этот процесс более интенсивным. Так, изобразительное искусство теряет черты пространственной определенности, в различного рода акции вторгается динамический, временной элемент.

Постепенно визуализация пластических искусств испытывает воздействие аудиальных средств. То же можно наблюдать во всех видах искусства. В музыке характерно стремление к визуализации, преодолению пространственной ограниченности и т.д. При этом часто новые формы, претендующие на художественность, являются лишь средством социализации тех или иных авторов.

И все же, несомненно, сегодня активно идет процесс формирования новых средств выразительности, кристаллизация которых будет характерна для следующего периода истории искусства..."

И снова: "новые выразительные средства" — это "необходимо, но недостаточно". Нужно еще что-то иное... Как можно представить себе процесс рождения художественного произведения? В синергетике, например, это выглядит  так:

В качестве движителя творческой активности, создания нового, избирается противоречие — необходимое условие творческого процесса. Именно на этом базируется «эталонная экспликация творчества»: весь процесс представляется как осознание противоречия (его максимальное заострение) и затем  разрешение. Таким образом, этическое моделирование (модель действительности через призму творчества) состоит из двух этапов:

1. обнаружение  противоречия, его заострение  (постановка проблемы);

2. нахождение общей (унифицирующей) точки зрения, трансформация позиций в комплементарность — взаимосоответствие дополняющих друг друга структур,систем, идей  (решение проблемы).

3. субъективизация (impression) — изначально личностное восприятие реальности (проблемной ситуации) через художественный образ;

4. препарация (анализ, разбор на составляющие) - корректировка содержания каждой части;

5. синтез и интеграция;

6. объективизация (адаптация, expression) — выдача  некого проектного  образа, модели, вероятности, могущей при определенных условиях быть воплощенной в действительности.

Это весьма непростая задача. На пути ее решения (в любой сфере человеческого знания и деятельности) всегда возникает проблема антитетичности — особого способа восприятия мира через признание непримиримых противоположностей, двух взаимоотрицающих начал.

Рациональное мышление признает парадокс, но не разрешает его, останавливаясь на плоской рассудочности, расколотости, расщепленности, невозможности принять однозначное решение. Противоречия представляются не существующими одно без другого и реализующие себя только  через другого.

Здесь необходимо иное — логика медиации, особого посредничества через призму синтеза и интеграции. Неизбежно появляется и медиатор — посредник между частью и целым, частями и целым, частями по отдельности. Это может быть социоисторический, социокультурный или духовный феномен; отдельный человек либо группа людей; в более широком смысле — пророк, аватара, духовный  учитель, адепт; третья  сила, связующая мир людей и богов, мир живых и мертвых, "плотные" и "тонкие" планы универсального бытия. Наконец, это может быть некий синтетический, обобщенный образ, порожденный искусством и реализуемым через искусство.

Итак, мы снова вернулись к воображению, творчеству, художественному восприятию мира и его способности серьезно изменять способ человеческого существования. Некоторые, только с виду "поэтические", произведения обладают колоссальной и вневременной силой воздействия.

Соприкасаясь с ними, читатель уже не может ориентироваться на традиционные критерии и оценки , ибо это нечто такое, которое обращено в первую очередь к нему, хотя предназначено для многих. И ведет оно не в "пространство светлых миров" и не в счастливые обители "жизни после смерти", а в то, что  рождено вечностью и бесконечностью либо скрывается за ними. Оно всегда доверительно и исповедально одновременно; человек, прикоснувшийся к подобному, претерпевает неизбежную трансформацию, как когда-то претерпел ее и сам автор.

Мы отчетливо понимаем, что перед нами не поэзия, не проза, не картина, не художественное произведение, а нечто куда большее... Что рождено оно не  "воображением" в его банальном и примитивном смысле, а проникновением в "гармонии, недоступные системному анализу"...

То, что поначалу казалось "чужим", оказывается не только "общечеловеческим", но и моим, личным... Более того, надчеловеческим, космическим... Даже мечта здесь — не греза, а мощнейший мотивирующий фактор творческого поиска. Она обращена не в "никуда", а к более или менее отдаленному  будущему; она по своему терпелива и не предполагает немедленной реализации или полного совпадения с образом желаемого...

Понять это могут лишь немногие, и еще меньше тех, кто способен использовать эту силу для собственной трансформации и во благо мира... Есть и еще один аспект, обойтись без упоминания которого невозможно. Все, о чем вы прочитали в плане воображения, в основном, психологический и философский  продукт западного ума, западного сознания и западной же интерпретации. На Востоке все вышеизложенное заключено в одном, но чрезвычайно емком понятии — виджняна.
 
ВИДЖНЯНА — это совершенный разум, свободный духовный интеллект; идея, лежащая в основании причины; гнозис; широкое всеохватное сознание, вбирающее в себя все истины, идеи, объекты познания, видящее одновременно как их суть, так и все частные проявления и аспекты каждого из них.

Вы скажете: "И все же то, о чем вы говорите, не более чем игра расширенного  эго либо компьютерная, виртуальная реальность, но никак не сама жизнь". И снова ошибетесь, поскольку понятие виртуальности появилось куда раньше компьютерной эры и организации киберпространства.

Понятия «виртуальный»и «виртуальная реальность» восходит к разграничению, сформулированному в средневековой  Европе. Английский логик Дунс Скотт (1266 — 1308) придал коннотации (т. е. термину, выражающему отношение между смыслом (коннотат), именем (обозначением) и символом (внутренней сутью), ставшим  традиционным; латинское «virtus» было главным пунктом его теории реальности.

Он настаивал на том, что понятие вещи содержит в себе эмпирические атрибуты не формально (как если бы вещь существовала отдельно от эмпирических наблюдений), но виртуально, хотя для понимания свойств вещи нам может понадобиться углубиться в наш опыт. Сама реальная вещь уже содержит в своем единстве множество эмпирических качеств, но содержит виртуально. В противном случае все они не закрепились бы как качества этой вещи. Термин «виртуальный» Скотт использовал для того, чтобы преодолеть пропасть между формально единой реальностью (предполагаемой нашими концептуальными ожиданиями) и нашим неупорядоченно-разнообразным опытом.

Виртуальность означает также свойство скрытого присутствия — нечто не существует в эмпирической реальности, но может там появиться при особых условиях. При этом предполагается наличие не одной, а нескольких реальностей, одна из которых является для человека или группы людей базовой и определяющей. 

Исторически понятие «виртуальный» появилось в ранневизантийской философии IV века. Например, работу Василия Великого «Беседы на шестоднев» можно истолковать следующим образом: некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сводиться к законам порождающей реальности, то есть, виртуальность понималась в значении потенции, сущности, причины.

С онтологической точки зрения виртуальность подразумевает наличие некоторых причин или начал, обусловливающих определенное возможное состояние бытия, не реализованное в проявлении. В религиозной философии термин виртуальность известен с XIII века. Утверждается, что человек является единством тела и души («После разрушения сочетания души и тела потенции второго рода, составляющие начало отправлений чувственной и вегетативной частей души, не могут сохраняться, но остаются в душе виртуально, как в своем первоначале или корне»).

Еще проще сказал об этом французский писатель Марсель Пруст: "Мы чувствуем в одном мире, а думаем, действуем и даем имена в другом. Мы можем создать систему ссылок между ними, но не в силах заполнить сам разрыв."

Таким образом компьютерная виртуальная  реальность есть реальность искусственная, дополнительная, искаженная, никак не "тонкая", но истинная. Именно этой искаженной реальности (причем искаженной благодаря, в первую очередь, стараниями СМИ) мы обязаны тотальному поглупению, утрате тонкого различения, профанации гуманистических, этических и эстетических ценностей, абсолютному отрицанию воспитательной и просветительной функции искусства.

Все происходит именно так, как пишет о том С.Т.Махлина. Бездумность, мелкотемье, уродливый облик и корявое звучание, намеренная вивисекция языковых форм, хаотичное скольжение по поверхности, маниакальное стремление к немедленной реализации на бумаге, нотном листе или холсте всего, что приходит (именно приходит!!!) в голову и потом выдается за поэзию, философию,психологию, даже науку... "Что видим, о том и поем"...

К счастью, есть еще люди с неиспорченным, тонким и истинным восприятием. Для них воображение не замыкается само на себя, не существует лишь ради себя, а ведет на новую ступень роста и познания к ПЕРЕЖИВАНИЮ — категории не мене сложной, чем воображение...

(По материалам Интернета)

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии