148. Юмор

Когда Пушкин смеётся, у него даже кишки видны.
Карл Брюллов.

148.1 – 148.14: Вечно угрюмые постники. – Известное настроение духа. – Оживить речь юмором. – Бесценный инструмент. – Должно употреблять с умеренностью. – Шутки хороши не остывшими. – Уста вооружив сатирой. – Несовпадения характера и творчества. – На небесах юмора нет. – Шутка оружие обоюдоострое. – Смех рождает бодрость. – Сила смеха велика. – Вечное и неразрывное единство. – Насмешник существо поверхностное.


148.1. Вечно угрюмые постники…

Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе. Людвиг Фейербах. // Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку. Фёдор Достоевский. // Не понимает человек шутки, – пиши пропало! И знай: это уже ненастоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу. Антон Чехов. // Ведь выдумать и уметь сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается». Иван Бунин. // Нельзя быть по-настоящему сильным, если не видишь забавной стороны вещей. Потерять способность смеяться – значит потерять точку опоры. Кен Кизи. // Юмор приводит в действие механизм мысли. Марк Твен. // Не бывает истинно здравого рассудка без чувства юмора. Самуэль Кольридж. // Неуменье шутку понимать – свойство дурака. Убейд Закани. // Ничего нет утомительнее невесёлого ума. Иван Тургенев. // Одно худое видеть – хуже, чем ничего не видеть. Фёдор Достоевский. // От человека, которого невозможно развеселить, добрых дел ждать не приходится. Самуэль Джонсон. // Грубость – остроумие дураков. Андре Моруа. // Весёлый человек – всегда славный человек. Подлецы редко бывают весёлыми людьми. Максим Горький. // Вечно угрюмые постники мне всегда подозрительны; если они не притворяются, у них или ум или желудок расстроены. Александр Герцен. // Читатель, смейся: верх земных утех из-за угла смеяться надо всеми. Александр Пушкин. // У каждого глупца достанет глупости для уныния, и лишь мудрец раздирает смехом завесу бытия. Исаак Бабель. // Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. Джордж Галифакс. // Если в твоём даре это есть – чувствовать и понимать юмор, это замечательное свойство, а если нет, то искусственно его привить нельзя. Фазиль Искандер. // Остроумие – как талант: лучше не иметь его вовсе, чем иметь недостаточно. Мадемуазель де Соммери. // Изящно шутить и занимательно рассказывать о пустяках умеет лишь тот, кто сочетает в себе изысканность и непринуждённость с богатым воображением. Сыпать весёлыми остротами – это значить создавать нечто из ничего, то есть творить. Жан Лабрюйер.


148.2. Известное настроение духа…

Самый дорогой дар природы – весёлый, насмешливый и добрый ум. Василий Ключевский. // Весёлость человека – это выдающаяся черта человека. Фёдор Достоевский. // Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино. Аристотель. // Юмор – талант произвольно приходить в хорошее расположение духа. Иммануил Кант. // Истинное остроумие свойственно простым людям, а не образованным. Уильям Гэзлитт. // Зачаточным умением каламбурить наделены, в сущности, все, только у обычных людей эти ростки остроумия сдерживаются логикой и здравым смыслом, а у человека талантливого они дают пышные всходы. Джозеф Аддисон. // Человек, наделённый чувством юмора, видит обычную жизнь, даже самую невыразительную, в новом – весёлом и нежном – свете; для него всё сущее имеет обаяние и смысл. Томас Карлейль. // Народ, отличающийся весёлым нравом, – самый лучший из народов. Жозеф Ренан. // Без юмора русского таланта не бывает. Мы идём тяжёлой дорогой, и если бы не посмеивались, что бы из нас было? Влас Дорошевич. // Мы, русские, народ насмешливый. Николай Страхов. // И смешная же она, Русь-то, не глядя на весь трагизм её жизни. Максим Горький. // Настоящий русский юмор – это удивительное явление. Его важной отличительной чертой является самоирония. Русский юмор в большей степени направлен на себя, а не на окружающих. Владимир Меньшов. // В наших нравах есть какое-то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться: Лафонтен и Крылов – представители духа обоих народов. Александр Пушкин. // Юмор – слово английское. Означает известное настроение духа, при котором человеку кажется всё в более смешном виде, чем другим. Алексей Писемский. // Состояние души, её трудно определимая одарённость, которая придаёт насмешливую остроту всему, что она в себя впитывает повседневно и ежечасно. Самуэль Кольридж. // Человек с чувством юмора – это тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки. Аристотель. // Смеяться над жизнью полезно, а порой и прекрасно – только бы жить. Гюстав Флобер. // Юмора не теряй. Для человека он то же, что аромат для розы. Джон Голсуорси. // Чувство юмора – великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор. Генри Бичер.


148.3. Оживить речь юмором…

Всякое поистине интеллектуальное произведение является юмористическим. Бернард Шоу. // «Дон Кихот» – эпическая шутка. Виктор Гюго. // Сочинил повесть в юмористическом духе. Дмитрий Григорович. // Сюжетцы были всё больше юмористического характера. Антон Чехов. // Набросав план, я принимаюсь писать. Уже первые строчки смешат меня. Я смеюсь. Смеюсь всё громче и громче. Наконец хохочу так, что карандаш и блокнот падают из моих рук. Снова пишу. И снова смех сотрясает моё тело. Нет, в дальнейшем, переписывая рассказ, я уже не буду так смеяться. Но первая запись меня всегда невероятно смешит. От смеха я чувствую боль в животе. Через двадцать минут рассказ написан. Мне жаль, что так быстро я его написал. Я подхожу к письменному столу и переписываю рассказ ровным, красивым почерком. Переписывая, я продолжаю тихонько смеяться. А завтра, когда буду читать этот рассказ в редакции, я уже смеяться не буду. Буду хмуро и даже угрюмо читать. Михаил Зощенко. // Часто, пока я пишу, я смеюсь. Смеюсь. Во всю мощь. Генри Миллер. // Писать лучше, смеясь, чем со слезами, ибо смех – особенная примета человека. Франсуа Рабле. // Жизнь серьёзна, искусство весело. Людвиг Витгенштейн. // На дне искусства, как гнездо брожения, лежит весёлость. Виктор Шкловский. // Смех есть весёлость ума, улыбка – весёлость сердца. Эдмон Гонкур. // Ты как никто шутил. Анна Ахматова,  в стихе на смерть Михаила Булгакова. // Подобно тому, как звёзды в ясные ночи служат украшением неба и цветы весной – украшением зелёных лугов, так блёстки остроумия украшают честные собрания и приятные беседы. Джованни Боккаччо. // Оживить речь юмором. Цицерон. // Я – лирик, но я – и ироник. Игорь Северянин. // Все мои «трагические» темы перемешаны с юмором, – на мой взгляд, это делает вещь жизненной и правдивой. Вячеслав Шишков. Шутейные рассказы. // Сущность рассказов, основа их печальна, а часто трагична, однако внешность искренно смешна. Какая-то тайна смеющихся слов, которыми в совершенстве владеет Тэффи.  Михаил Зощенко.


148.4. Бесценный инструмент…

Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела. Аристотель. // Когда-то у меня была «аллергия» на юмор. Я наивно считал, что серьёзная литература несовместима с улыбкой, что если я планирую касаться серьезных проблем – социальных, политических, культурных, – юмор мне повредит. Если я буду шутить, читатели сочтут мои вещи легковесными, подумают, что это просто развлекательное чтиво. Но в один прекрасный день, работая над романом «Капитан Панталеон и рота добрых услуг», я обнаружил: юмор – бесценный инструмент. Без него невозможно изобразить определённые стороны жизни. Варгас Льоса. // Подлинно умная мысль всегда иронична. Бернард Шоу. // Кто мешает, смеясь, говорить правду? Гораций. // Много правды говорится в шутку. Джонатан Свифт. // Есть вещи настолько сложные, что о них можно говорить лишь шутя. Нильс Бор. // Фрейд доказал, что наши шутки также глубоки, как и серьёзные высказывания, может быть, даже глубже: они выражают истинные мысли и чувства, которые мы не желаем открывать миру. Ван Брукс. // Юмор – инструмент познания жизни: если ты исследуешь какое-то явление, то найди, что в нём смешного, – и явление раскроется тебе во всей полноте. Сергей Довлатов. // Смешное есть отрицательная сторона мысли. Владимир Одоевский. // Что мелко в серьёзной форме, то может быть глубоко в остроумной. Георг Лихтенберг. // Остроумие – способ выразить новую мысль, острословие – просто языковая гимнастика. Дороти Паркер. // Нет ничего глупее глупого смеха. Катулл. // Острословие само по себе ничего не стоит, если в нём нет сердцевины – мудрости. Марк Твен. // Серьёзным может быть всякий, но чтобы забавлять, нужен ум. Сирил Паркинсон. // Юмор – это, в конце концов, разум. Жюль Ренар. // Смех – это физиономия ума. Эдмон Гонкур. // Искусство смешить труднее искусства трогать. Виссарион Белинский. // Я твёрдо знаю: то, что говорится в шутку, очень часто бывает серьёзнее того, что говорится всерьёз. И живёт в веках комедия дольше, чем драма. Жив ещё Фонвизин, живы Грибоедов и Гоголь, даже Шаховской ещё идёт на наших сценах, а современные им драмы мертвы. Комедия полнее вбирает в себя правду своего времени. Парадокс? А ты подумай!.. Всеволод Мейерхольд. // Серьёзность моих мыслей заставляет меня улыбаться. Евгений Ханкин. // Самые лучшие идеи появляются в облике шутки. Заставь себя мыслить как можно забавнее. Дэйвид Огилви. // Говорят, что во всех нас заложены семена наших будущих деяний, но мне всегда казалось, что у тех, кто умеет шутить, этот посев прикрыт лучшей почвой и более щедро удобрён. Эрнест Хемингуэй.


148.5. Должно употреблять с умеренностью…

Юмор – это пространство, оставленное между словом и словом, между словом и вещью и заполняемое произвольно. Шутка не исключается ничем, кроме глупости или абсолютных истин. Лидия Гинзбург. // Остроумие – это дерзость, получившая образование. Аристотель. // У афористов мысли длинны, да шутки коротки. Илья Герчиков. // Самые удачные остроты помещаются в одной строчке. Дебора Уотерхаус. // Шутники пишут коротко. Дело в том, что шутка настолько точно выражает любую мысль, что к меткой фразе и добавить нечего. Курт Воннегут. // Остроумие – далеко не то, что ум. Ум отличается изобретательностью, остроумие же – только находчивостью. Карл Вебер. // Острота – это неожиданное бракосочетание двух идей, которые до свадьбы даже не были знакомы. Марк Твен. // Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму – основательность и медлительность. Мишель Монтень. // Кто гонится за остротой, большей частью в состоянии поймать лишь глупость. Шарль Монтескьё. // Остроумие часто граничит с полной глупостью. Эмиль Золя. // С остроумием дело обстоит, как с музыкой: чем больше слушаешь, тем более тонких созвучий желаешь. Георг Лихтенберг. // Недостаточно быть остроумным. Надо ещё, чтобы хватило ума не переусердствовать в своём остроумии. Андре Моруа. // Чувство юмора – это чувство соразмерности. Халиль Джебран. // Нужно быть умеренным в шутках. Цицерон. // Юмор в больших дозах утомителен. Наиболее сильные дозы юмора – гомеопатические, но они нужны и употреблять их следует гомеопатическими способами – размеренно, постоянно. Без юмора нет ума. Дмитрий Лихачёв. // Тонкий юмор в больших дозах теряет вкус. Рефат Шакир-Алиев. // Остроумие – это соль беседы, а не пища. Уильям Хэзлитт. // Легко устать даже от одной страницы, где каждая фраза блещет остротами, и от произведения, непрестанно исторгающего слёзы из глаз автора или читателя. Уильям Теккерей. // Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью. Пифагор. // Остроумен тот, кто шутит со вкусом. Аристотель. // Остроумие в мышлении – то же, что пряность в питании: она делает вкусной пищу, но портит и вкус, и пищеварение. Василий Ключевский. // Остерегайся шутить в ущерб здравому смыслу. Никола Буало. // Бесконечная комедия – скучнейшее из развлечений. Кристоф Виланд. // Шутка у философов столь умеренна, что её не отличишь от серьёзного рассуждения. Люк Вовенарг. // Выучить и понимать оттенки: для этого нет лучше Диккенса – настоящий учитель литературного языка. Лев Толстой. // Подано не скучно и остроумно, ибо в меру смешно. Даниил Хармс. // Диккенсу приходилось быть смешным, чтобы стать правдивым. Гилберт Честертон. // Остроты хороши, когда покоятся на серьёзной основе. Юмор, как плющ, вьётся вокруг дерева. Без ствола он никуда не годен. Генрих Гейне. // Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды. Марк Твен.


148.6. Шутки хороши не остывшими…

Сила настоящего искусства – в мощном воздействии на чувства людей. Вызвать у зрителя смех не так уж сложно, много труднее – заставить его плакать. Сергей Михалков. // Смехотворная форма – это самое то для тех, кому серьёзные жанры ещё портить рано. Агния Барто. // Это неплохо – суметь у читателя рот разулыбить, но, чтобы слыть настоящим писателем, этого мало. Гораций. // Желание писать о смешном свидетельствует о том, что чувство юмора у тебя утрачено безвозвратно. Бернард Шоу. // Юрий Олеша был остёр на язык. Но этот свой сатирический дар он и близко не подпускал к своим произведениям. Он считал этот жанр низменным. Его влекло на философские высоты и в поэтическом, и в интеллектуальном смысле. Бешеное своё остроумие и зоркую бытовую наблюдательность он оставлял для житейской болтовни, для товарищеского трёпа, для множества забавных устных сценок, импровизированных застольных скетчей. Лев Славин. // Юмор я презирал. Не литература. Низкий жанр. Не искусство. Хохмить не трудно. Тут точное слово не требуется. Ироничный язык – не блеск стиля. Кружева и словесная развязность. Тоже мне умение. Михаил Веллер. // Великая прямота похожа на кривизну, великое остроумие похоже на глупость. Лао-Цзы. // Остроумие, такое очаровательное для того, кто его чувствует, живёт недолго. Как зрелый персик портится через несколько дней, так и остроумие пропадает через двести лет и даже значительно раньше в том случае, если при распределении власти и в отношении между различными классами общества происходят большие изменения. Впрочем, надо быть снисходительным к остроумию того времени. Стендаль. // Остроумие схоже с карандашом. Его постоянно надо оттачивать, чтобы оно не притупилось. Шарль Сент-Бёв. // Шутки хороши только тогда, когда их преподносят ещё не остывшими. Франсуа Вольтер. // Остротами и причудами следует пользоваться так же осторожно, как и всеми вещами, способными ржаветь. Георг Лихтенберг. // Ничто не увядает так быстро, как остроты. Андре Жид. // Острота, использованная многократно, теряет свою силу и превращается в пошлость. Николай Старшинов. // Остроумие наших произведений со временем выдыхается. Лишь их сути, их подлинному крепкому ядру суждена долгая жизнь. Жозеф Жубер. // Увы, самое замечательное качество покойной Тэффи – её блестящее, несравненное остроумие – принадлежит к качествам, наиболее легко забываемым в литературе, становящимся непонятными вне своего времени и среды. Быть может, о Тэффи будет жить легенда как об одной из остроумнейших женщин нашего времени тогда, когда забудутся её словечки, очерки и фельетоны. Михаил Цетлин. // Быстро портятся юмор и слава, сохраняется в сердце отрава. Григорий Гаш. // Древние остроты следует классифицировать по геологическим периодам. Юморист, желающий, чтобы его книги получили бессмертие, должен и проповедовать, и учить, а юмор – это аромат, украшение. Марк Твен.


148.7. Уста вооружив сатирой…

Если шутка прячется за серьёзное – это ирония; если серьёзное за шутку – юмор. Артур Шопенгауэр. // Сатира есть манера письма, предполагающая серьёзность в содержании и юмор в форме изложения. Цель в том, чтобы преподнести истину весело. Лоуренс Дж.Питер. // Смешное обладает одним, может быть, скромным, но бесспорным достоинством: оно всегда правдиво. Более того, смешное потому и смешно, что оно правдиво. Иначе говоря, не всё правдивое смешно, но всё смешное правдиво. Фазиль Искандер. // Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее. Бернард Шоу. // Сатира не может развиваться под всеобщие аплодисменты: кому-нибудь обязательно должна не понравиться, задеть за живое, обидеть, обозлить. В этом её назначение. Однако писатель-сатирик должен быть как минёр уверен, что заряд сработал точно, на «мине» подорвался тот, против кого была поставлена. В противном случае он рискует подорваться сам. Сергей Михалков. // Сатира всегда палка о двух концах. Это умение превращать пошлое в остроумное. Рефат Шакир-Алиев. // Как нож столовый от секиры, отличен юмор от сатиры. Григорий Гаш. // Беззубая сатира смехотворна. Илья Герчиков. // Это опасное ремесло. Любая сатира кого-нибудь да задевает. Величайшим сатириком был Аристофан. Генрих Гейне. // Трудно сатир не писать. Ювенал. // Нет ничего более похожего на оригинал, чем удачная карикатура. Братья Гонкур. // Художественной вершиной сатиры в русской литературе был Михаил Салтыков-Щедрин. // Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой. Саша Чёрный. // Настороженность человека к сатире можно понять. Сатира всегда бесчестна, ибо является выражением ненависти ко всему тому, что безотчётно нами любимо. Макс Бирбом. // Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, – чтобы нас не трогали. Михаил Светлов. // Настоящую сатиру никто не принимает на свой счёт. Сатира – своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрится в него, видит любое лицо, кроме собственного. Джонатан Свифт. // Сатира как фейерверк, искрится, но не обжигает. Даже в тупой мелодраме читатель находит больше личного, чем в остроумной сатире. Рефат Шакир-Алиев. // Полезен обществу сатирик беспристрастный; дыша любовию к согражданам своим, на их дурачества он жалуется им: то, укоризнами восстав на злодеянье, его приводит он в благое содроганье, то едкой силою забавного словца смиряет попыхи надутого глупца; он нравов опекун и вместе правды воин. Евгений Баратынский. // Куда не досягает меч законов, туда достаёт бич сатиры. Поэт!.. Вооружись сатиры жалом… рази, осмеивай смешное,  и, если можешь, нас исправь. Александр Пушкин. // Умная и справедливая сатира сплошь и рядом оказывается сильнее, чем закон. Бернард Шоу. // Забавность, смехотворность, потеха сами по себе не могут являться смыслом сатирического произведения: нужна ещё исторически истинная мысль и, скажем прямо, просвечивание идеала или намерения сатирика сквозь кажущуюся суету анекдотических пустяков. Андрей Платонов. // В глубине холодного смеха могут отыскаться горячие искры вечной могучей любви. Николай Гоголь.


148.8. Несовпадения характера и творчества…

Чувство юмора предполагает наличие некоего минимального оптимизма и печали одновременно. Генрих Бёлль. // Улыбки создают каналы для будущих слёз. Джордж Байрон. // Как известно, юмор и печаль движутся параллельно. Практически для всех русских юмористов, которых мы чтим, смех сквозь слёзы это обычное состояние. Наверное, печаль и улыбка сопутствуют друг другу. Сергей Довлатов. // Трагичное всегда идёт рядом со смешным. Эрих Ремарк. // Уж эти мне смехи, смешанные со слезами! Иван Тургенев. // Разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит от одной свистящей согласной. Владимир Набоков. // Весёлое мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним. Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слёзы. Николай Гоголь. // Не всякий, кто смеётся, весел. Василий Ключевский. // У людей, обладающих чувством юмора, как правило, очень грустные лица. Юнна Мориц. // Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать. Пьер Бомарше. // Буало называл Мольера «человеком созерцательным». Люди, которые заставляют свет смеяться, сами смеются всех менее. Исаак Дизраэли. // Такого рода удивительные несовпадения характера и творчества довольно часто встречаются. Ведь самым весёлым писателем и самым грустным человеком среди нас был, например, Михаил Зощенко. Евгений Долматовский. // Замечено, что мрачные люди, меланхолики, пишут всегда весело, а жизнерадостные своими писаниями нагоняют тоску. Антон Чехов. // Зощенко был писателем-юмористом, но в личной жизни этот смехач был тяжёлым депрессивным меланхоликом. Григорий Климов. // Можно смеяться и быть притом очень серьёзным. Готхольд Лессинг. // Истинный юмор умеет сохранить серьёзную мину, тогда как все вокруг покатываются со смеху; фальшивый же, напротив, смешлив – зато серьёзны те, кто ему внимает. Джозеф Аддисон. // Когда шутник смеётся своей остроте, она теряет цену. Фридрих Шиллер. // Смех умного виден, а не слышен. Пьер Буаст. // Только гениальные сатирики да, пожалуй, ещё клоуны, могут позволить себе роскошь быть всегда серьёзными. Владимир Руссь. // Гоголь, Успенский, Щедрин, Чехов. Этими именами почти исчерпывается ряд выдающихся русских писателей с сильно выраженным юмористическим темпераментом. Двое из них кончили прямо острой меланхолией, двое других беспросветной тоской. Пушкин называл Гоголя «весёлым меланхоликом», и это меткое определение одинаково относимо ко всем перечисленным. Неужели в русском смехе есть в самом деле что-то роковое? Неужели реакция прирождённого юмора на русскую действительность – употребляя терминологию химиков – неизбежно даёт ядовитый осадок, разрушающий всего сильнее тот сосуд, в котором она совершается, то есть душу писателя?.. Владимир Короленко. // Людям – радость, себе – всё остальное. Завет комических актёров. // Говорят, юмор жизнь продлевает. Это тем, кто смеётся, а тем, кто острит, – укорачивает. Григорий  Горин. // Кто употребляет всё своё старание на то, чтобы веселиться, тот рискует долго скучать. Пьер Буаст. // Только решётка отделяет юмор от дома умалишённых. Генрих Гейне. // Комики в целом глубже, в чём-то даже ближе к началам жизни и страдают больше, чем трагики, которым по крайней мере воздаётся за их профессиональную серьёзность. Артур Миллер. // Я родилась в Петербурге весной, а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идёт дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее. Надежда Тэффи.


148.9. На небесах юмора нет…

Истинно остроумный человек – диковина, и к тому же ему нелегко поддерживать свою репутацию: люди редко уважают того, кто умеет их смешить. Жан Лабрюйер. // Серьёзные писатели говорили: «Чужой он нам, потому что смеётся! Как можно смеяться в наше время?» Антон Чехов (Чехонте). // Горе вам, смеющиеся ныне. Евангельское высказывание. // Фраза, услышанная мною случайно: «В такое время юмор надо держать на привязи». Надо ли? Вера Инбер. 1943. // Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой на войне одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой. Александр Твардовский. // Острослова все хвалят за удовольствие, которое он доставляет, но редко уважают за те качества, которыми он наделён. Сидни Смит. // Наиболее остроумные авторы вызывают наименее заметную улыбку. Фридрих Ницше. // Истинное остроумие – качество столь редкое, что многие им восхищаются, большинство к нему стремится, все его боятся, а если ценят, так только в себе самом. Филипп Честерфилд. // Чужое остроумие быстро прискучивает. Люк Вовенарг. // Юмор – один из первоэлементов гения, но как только он начинает первенствовать – лишь суррогат последнего; он сопутствует упадочному искусству, разрушает и в конце концов уничтожает его. Иоганн Гёте. // Юмора в современном понимании не было у древних авторов. Самуэль Кольридж. // Только то прекрасно, что серьёзно. Антон Чехов. // Красивое никогда не бывает смешным. Михаил Зощенко. // Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть. Фёдор Достоевский. // Стриндберг принадлежал к тем высоким душам, что начисто лишены чувства юмора. Томас Манн. // …писатель, самым жесточайшим манером обделённый чувством юмора, вдруг не даёт мне покоя. Сергей Довлатов – о Кафке. // …у Гончарова, как у Толстого, почти отсутствует юмор. Изображая жизнь, он, конечно, не мог не отмечать вызывающих улыбку или смех людей, встречавшихся ему на жизненном пути и им перевоплощаемых в своих произведениях. Но это лишь плод тонкой наблюдательности. Анатолий Кони. // Писал много. И без сатиры. Какое-то внутреннее чувство сильно говорит против сатиры. Мне даже неприятно описывать дурные стороны целого класса людей, не только личности. Лев Толстой. // Сокровенный источник юмора не в радости, а в грусти; на небесах юмора нет. Марк Твен. // Уж не потому ли русские романы так небогаты типами, что им поразительно недостаёт юмора. Юмор Достоевского – это юмор трактирного завсегдатая, привязывающего чайник к собачьему хвосту. Сомерсет Моэм. // У русского народа смех был не больно в чести, ведь он от беса, а слёзы святы. Христос никогда не улыбался. Юрий Нагибин. // Можно представить себе Христа молчащим, скорбящим, беседующим, негодующим, улыбающимся, но нельзя – хохочущим. Смех (а он  может быть ерническим, издевательским, глумливым) и в самом деле вовсе не так безобиден, как может показаться. Владимир Солоухин. // Смех Вольтера разрушил больше плача Руссо. Александр Герцен. // Развлечения и увеселения – признак ожесточения общества. Чем ожесточённее общество, тем больше юмора. Валерий Гаврилин. // Иногда ужас умножается, когда выражается смехом. Сцена тени в «Гамлете» вся писана шутливым слогом, даже низким, но волос становится дыбом от Гамлетовских шуток. Александр Пушкин. // Я не понимаю, как может человек развитой смеяться. Бертель Торвальдсен. // То, что исходит из сердца, никогда не бывает смешным. Фернан Кабальеро. // Абсолютное отсутствие юмора в Библии – уникальный феномен во всей мировой литературе. Альфред Уайтхед. // Серьёзность – путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти. Серьёзные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам. «Дхаммапада».


148.10. Шутка – оружие обоюдоострое…

Серьёзное разрушается смехом, смех – серьёзным. Аристотель. // Шутки особ значительных всегда смешны. Уильям Шекспир. // В Америке и в Англии под юмором понимают не одно и то же. Когда нам, англичанам, не нравятся шутки американцев, те говорят, что мы слишком чопорны и не способны их понять; когда же они не понимают нашего, английского юмора, они говорят, что это вообще не юмор. Оуэн Симэн. // С шуткой обращайся осторожно. Ты, возможно, будешь понят ложно. Бион. // Прежде чем затеешь шутку, надо знать предел терпения у того, над кем хочешь подшутить. Бальтасар Грасиан. // Даже самую невинную шутку можно позволить себе только с людьми вежливыми и умными. Жан Лабрюйер. // Смешное пробуждает в нас чувство собственного достоинства. Николай Чернышевский. // Шутка есть оружие обоюдоострое. Никогда не шути иначе, как с умными людьми. Пьер Буаст. // Проницательность ума – это совесть остроумия. Жан Поль. // Остроумие надо использовать, как щит, а не как меч, чтобы ранить других. Томас Фуллер. // Самый весёлый смех – это смеяться над теми, кто смеётся над тобой. Василий Ключевский. // Смех – такая же защитная реакция, как слёзы, а то и лучше, поскольку от смеха меньше сырости. Курт Воннегут. // В уме нечутком не место шуткам. Уильям Шекспир. // Если ты направляешь в чей-либо адрес остроту, ты должен быть готов принять её и в свой адрес. Джонатан Свифт. // Шутки шути, да оглядывайся. Русская пословица. // Проявлять остроумие некстати – очень неостроумно. В остроумии, как и в игре, нужно уметь вовремя остановиться. Андре Моруа. // Плоха та шутка, от которой кости болят. Мигель Сервантес. // Смеяться над собою, а не над другими – черта подлинного величия и благородства. Белла Ахмадулина. // Тот, кто никогда не смеётся над собой, упускает множество отличных случаев посмеяться. Сара Дункан. // Если сам собой осмеян, то ничей не страшен смех. Вадим Шефнер. // Те, кто страшится шуток, не верят в собственные силы. Это Гераклы, которые боятся щекотки. Поль Валери.


148.11. Смех рождает бодрость…

Смех есть радость, а посему сам по себе есть благо. Бенедикт Спиноза. // Бог научил людей улыбаться, потому что создал их для счастливой жизни. Немецкая поговорка. // На любом рынке один смех стоит сотни стонов. Чарльз Лэм. // Люди держатся бодро до тех пор, пока они веселы. Джон Леббок. // Юмор переносит душу через пропасть и учит её играть со своим горем. Людвиг Фейербах. // Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица. Виктор Гюго. // Весёлое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире. Иммануил Кант. // Смех рождает бодрость. Лев Толстой. // Наиболее впустую прожитый день – это день без смеха. Эдуард Каммингс. // Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа. Мишель Монтень. // Приятно иногда и подурачиться. Сенека. // Когда смешное хлещет в уши, само бессмертье хлещет в души, как виноградное вино, и в передышке всё забыто: короткий век, угрюмство быта, и всё трагичное – смешно! Юнна Мориц. // Пока шутится – шути! Илья Герчиков. // Если верить нашим философам, человек отличается от других живых существ умением смеяться. Джозеф Аддисон. // Из животных лишь гиена способна издавать звуки, близко напоминающие наш смех. Элиас Канетти. // Из всех животных только человек способен смеяться. Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она – отдых. Аристотель. // Из всех живых существ способность смеяться дана только человеку в компенсацию за страдания. Фридрих Ницше. // Юмор как отдых человека на тяжёлом пути его к истинной правде. Михаил Пришвин. // Если хочешь рассмотреть человека и узнать его душу, то вникай не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет… а смотри на него лучше, когда он смеётся. Фёдор Достоевский.


148.12. Сила смеха велика…

Смех – это сила, которой вынуждены покоряться великие мира сего. Эмиль Золя. // Только смех беззлобно казнит дурное и укрепляет добрые отношения, не распуская слюней. Бернард Шоу. // Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех. Михаил Салтыков-Щедрин.// Смех – великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный как связанный заяц. Боясь смеха, человек удержится от того, отчего бы не удержала его никакая сила. Николай Гоголь. // Смех бьёт чувствительнее учёных исканий. Юрий Тынянов. // Где бессилен гнев, там остаётся ещё насмешка. Стефан Цвейг. // Насмешка – хорошее испытание для самолюбия. Чашечка кофе после обеда – и наше самоуважение возрастает; точно также достаточно порою небольшой шутки, чтобы сбить большую спесь. Люк Вовенарг. // У человечества имеется только одно по-настоящему эффективное оружие, и это оружие – смех. Марк Твен. // Что сделалось смешным, не может быть опасным. Франсуа Вольтер. // Смехом исправляют нравы. Оноре Бальзак. // Фельетон – это камень, который даёт широкие, далеко расходящиеся круги по воде. Михаил Кольцов. // Остроумно написанный памфлет точно отравленная стрела, которая не только наносит рану, но и делает её неизлечимой. Джозеф Аддисон. // Остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом. Зигмунд Фрейд. // Сатира и юмор – мои меч и щит. Николай Векшин. // Сарказм – могучее оружие. Но, как всякое оружие, оно слепо. И вопрос, против кого и против чего направляет его владеющий им, разом определяет физиономию владельца. Скажи мне, как ты пользуешься смехом, и я скажу, кто ты. Александр Серафимович. // Если сила смеха так велика, что её боятся, стало быть, её не следует тратить по-пустому. Николай Гоголь. 


148.13. Вечное и неразрывное единство…

Не тот юмор плох, который просят разъяснить, а тот, который можно разъяснить. Рефат Шакир-Алиев. // Объяснённая шутка перестаёт быть шуткой, а толкователь острот сам не способен острить. Франсуа Вольтер. // Анализировать юмор – то же, что препарировать лягушку. Процедура эта мало кому интересна, а лягушка от неё умирает. Элвин Уайт. // Юмор с трудом поддаётся определению, ведь только отсутствием юмора можно объяснить попытки определить его. Гилберт Честертон. // Глубокая основа того, что принято называть юмором, видна только тем немногим, кто сознательно задумывался над его природой. Юмор народов мира, в его лучших образцах, – величайшее создание цивилизации. Речь не о пароксизмах смеха, вызываемых кривлянием обсыпанного мукой клоуна, а о подлинно великом юморе, освещающем и возвышающем нашу литературу в лучшем случае раз или, много, два в столетие. Этот юмор создаётся не пустыми шутками и дешёвой игрой слов, он исходит из глубоких контрастов самой жизни. И тогда смешное (в его широком смысле) сливается с патетическим, образуя то вечное и неразрывное единство слёз и смеха, которое и есть наш удел в земной юдоли. Стивен Ликок. // Смеётся хорошо тот, кто знает цену слезам. Вера Фигнер. // Умение легко перейти от шутки к серьёзному и от серьёзного к шутке требует большего таланта, чем обыкновенно думают. Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без её помощи. Френсис Бэкон. // Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи. Виссарион Белинский. // Истина в смехе. Дельфина Жирарден. // Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьёзное и глубокое изучение. В важных вопросах часто язвительный смех надёжнее в цель попадает. Гораций. // Как это часто случалось в творчестве, он прибегнул к пародии, как к своего рода подкидной доске, позволяющей взлетать в высшие сферы серьезных эмоций. Владимир Набоков. // Юмор есть остроумие глубокого чувства. Фёдор Достоевский. // Чем важнее предмет, тем веселее надо рассуждать о нём. Генрих Гейне. // Послание особенно пронзительно тогда, когда о самых серьёзных вещах удаётся сказать с помощью каламбура. Хулио Кортасар. // Ни один вид ложного остроумия не получал такого распространения на протяжении всех времён, как тот, который состоит в игре слов и понимается под общим названием «каламбур». Джозеф Аддисон. // Каламбур – это помёт парящего в высоте разума. Виктор Гюго.


148.14. Насмешник – существо поверхностное…

Выставить в смешном свете то, что не подлежит осмеянию, – в каком-то смысле всё равно что обратить добро во зло. Жозеф Жубер. // Несложно быть весёлым, находясь на службе у порока. Джозеф Аддисон. // Илья Ильф, например, подмечает главным образом смешное. То, что осталось от старого общества, то дурное, пошлое, затхлое, что ещё не выветрилось окончательно. Вера Инбер. // Со времён Вольтера мы все хихикаем, а не смеёмся. Жозеф Ру. // Ирония есть не что иное, как насмешка. Франсуа Вольтер. // Насмешка бывает часто признаком скудости ума: она является на помощь, когда недостаёт хороших доводов. Франсуа Ларошфуко. // Насмешник всегда существо поверхностное. Оноре Бальзак. // Привычка находить во всём только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности. Аристотель. // Остроумие годится на всё, но ничему не удовлетворяет. Десять остряков не стоят одного талантливого человека, точно так же, как десяти талантам не заменить гения. Анри Амиель. // Склонность к осмеиванию говорит порой о скудости ума. Жан Лабрюйер. // Шутник может здорово надоесть, особенно если шутки его начинают повторяться. Эрнест Хемингуэй. // Изрядный острослов – дрянной человек. Блез Паскаль. // В человеке, который вечно всё высмеивает, есть что-то нечистоплотное. Этель Войнич. // У нас шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на глупого острослова: куда ни глянь, везде ползают эти насекомые. Жан Лабрюйер. // Шутить! И век шутить! Как вас на это станет? Александр Грибоедов. // Многие любят шутить больше, чем думать. Максим Горький. // Злословие и насмешка – вот что пользуется у публики неизменным спросом. Лица, достигшие наивысшего совершенства в осмеянии других, – это как раз те, кто, сами не совершив ничего выдающегося, чрезвычайно проницательны и остры в раскрытии недостатков у других. Человек, который наделён даром насмешки, имеет обыкновение придираться ко всему, что даёт ему возможность продемонстрировать свой талант. Джозеф Аддисон. // Есть особая порода людей, которые специально занимаются тем, что вышучивают каждое явление жизни; они не могут пройти даже мимо голодного или самоубийцы без того, чтобы не сказать пошлости. Антон Чехов. // Беседовать с остряком – то же, что пытаться ходить в ногу с обезьяной: нежданно-негаданно она оказывается уцепившейся за карниз какого-нибудь окна или повисшей на дереве. Бертольд Авербах. // И вообще мне уже лет с двенадцати стало не смешно то, что очень смешит всех моих современников. Венедикт Ерофеев. // Шутим, шутим, а тоска всё растёт, растёт. Марина Цветаева. // Комедии я больше не напишу, весёлость моя исчезла. Александр Грибоедов. ///


Рецензии
Замечательный труд, Анатолий!
Прекрасная пища для размышлений, которая
съедобна порционностью. Браво! Буду неоднократно
обращаться, как к пособию, где возможно отыскать
в смехотворном по величине смехотворное по содержанию.

Евгений Ханкин   31.07.2017 00:04     Заявить о нарушении
"...в смехотворном по величине смехотворное по содержанию".
Благодарю Вас за добрый отзыв, уважаемый Евгений! Рад быть полезен.

Анатолий Шуклецов   31.07.2017 00:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.