Паломники в Мекку с Павлодарского Прииртышья. ХХ в

 Жулдыз Калиева


       
        «Паломники в Мекку с Павлодарского Прииртышья. ХХ век.»
 
     Человеческая личность не будет поражена заразой проклятого раскола, и никогда не произойдет столкновения человеческой природы с природой Вселенной, т. к.  религия Аллаха дает полное и исчерпывающее толкование бытия, и его отношения с Великим Творцом места человека в этом бытии, цели его человеческого бытия.
   ИСЛАМ- последнее полное Послание всему человечеству, гласящее о человеческом благоразумии, включающее всеобъемлющее толкование, на котором основывается уклад человеческой жизни, выводящий людей из невежества к божественности, а их реальную жизнь - к шариату* Аллаха, их совесть к богобоязненности.
     Итак, религия от Аллаха дает человечеству основу идеологического представления, на котором зиждется уклад всей жизни: духовной и мирской: на 5 столпах аркян*, как то:
1. Вера- свидетельствование о том, что нет бога*, кроме Аллаха и что Мухаммад- Посланник Аллаха, является образцом для мусульман.
2. Совершение предписанной молитвы салят*. Молитва как дань Господу-необходимо совершать 5 раз в день. Они усиливают веру в Бога и вдохновляют человека на праведные дела. Они очищают сердце и предотвращают искушение.
3. Соблюдение поста в месяц Рамадан*.
4. Уплата благотворительной подати   очищения закят*.
5. Совершение паломничества хаджжа -к Дому Аллаха, к святым местам Ислама в Мекке и Медине, хотя бы раз в жизни, т.е. к аль- Каабе* в благословенной Мекке.
    Религия пришла, чтобы вернуть человечество к своему Господу, обратить его на единственно истинный путь, чтобы наступили согласие и гармония совести людей и их реальных действий, сознания их и поступков, их движения и Вселенских Законов. Но она не должна была оставаться только в сфере сознания, замыкаться только в сфере их личной жизни.
   В этом смысле величайшим руководителем последним, окончательный пророк, после которого уже не было посланников и не будет. Поистине, Мухаммад ( да благословит его Аллах и приветствует ) принес в этот мир учение Аллаха и его руководство :
 «И послали Мы пророка не иначе, как чтобы оказывалось ему                повиновение по повелению Аллаха.»                ( Ан-Ниса: 64).
    Он возвестил тем, кто совершает добрые дела, об успехе и спасении, поэтому он- Благовеститель.
   Он призывал к благоразумию обеспеченных, заставил слушать глухих, предостерегая грешников от адского огня, предупреждая притеснителей, пробуждал спящих ,
поэтому он - Увещатель.
  Он призывал всех к Аллаху, не давая сбиться с Его пути, поэтому он- Призывающий .
   Он - свет, освещающий дорогу ко Дню Воскресения из мертвых; факел, с его помощью находят путь в сгустившейся тьме, поэтому он - Светильник. Эти качества не у всех Посланников проявились одинаково.

 *Шариат- нравственный, религиозный и правовой Кодекс Ислама.
*Аркян- мн.ч..от рукн « Столп», «Базис», «Основы».
*Рамадан- 9-ый месяц лунного года.*Аль-Кааба-  (по араб. «куб»)- главное святилище Ислама; расположена в центре Главной мечети    Мекки. Ежегодное паломничество к ней-один из главных элементов хаджжа.*Закят- очистительный налог с мусульман от их доходов.
*Салят- обязательная уставная молитва

     Аллах послал его, чтобы завершить им длинную цепь пророков. Ему было дано последнее Послание, чтобы он довел его до всех людей.
    Он принес Совершенный Закон, имея который человечество уже не нуждалось ни в каких других. Поучениям Мухаммада( да благословит его Аллах и приветствует) суждено было стать вечным. Оно будет существовать до Судного Дня.
   Душа Мухаммада ( да благословит его Аллах и приветствует) вобрала в себя лучшие моральные качества; он был, чтобы стать образцом высокой нравственности:
     «О, пророк, Мы послали тебя свиделем, благовестителем и увещателем, призывающим к Аллах у с Его дозволения и светильником освещающим!»
                ( сура* «Сонмы», аяты* 45-46).
     О том, что Пророк Мухаммад( да благословит его Аллах и приветствует)  поистине был последним пророком говорит то, что Моисей и Иисус ( мир им) предсказывали более, чем в 40 местах Ветхого и Нового Заветов, приближение радостного дня на Землю.
     В течении 23 лет ( начало с 610 года)  в Мекке-в одном из главных религиозных центров Аравии, от начала своего пророчества, и главным чудом явится передача Священного Корана всем людям мира.
       КОРАН- речь Божья. Ни единая буква Небесной Книги никогда не была изменена. Коран дает руководство не только в вере и поклонению Богу, но и в политике, экономике, и социальной сфере потому, что это последнее Откровение Господа, которое будет верно всегда, для любого народа и в любом месте.
     Вы можете спросить: « Если Коран так совершенен, то почему все мусульмане  не примут его как закон своей жизни ?»
      Но ведь многие мусульмане доподлинно не знают Корана, либо не делают того, что в нем указано. Часть людей, не являющихся мусульманами ассоциируют с фанатизмом и терроризмом из-за преступлений, совершаемых невежественными мусульманами, но не этому учит Ислам.
      Эта религия проста и милосердна. Она учит, что человек должен верить во всех пророков божьих, которые выполняли определенную миссию, в определенное время:
    «И Мы открыли тебе Книгу, содержащую истину и подтверждающую то, что было открыто в Книге прежде, и для сохранению того. Посему, суди их согласно тому, что было открыто Аллахом, и не следуй их страстям, отвращаясь от истины, которая снизошла к тебе.  Для каждого из вас Мы предписали ясный шариат и путь. И если бы была на то воля Аллаха. Он сделал бы вас всех народом единым, но угодно Ему испытать вас тем, что Он даровал вам.
     Итак, соревнуйтесь же друг с другом в добрых делах. Все вы возвратитесь к Аллаху; и тогда возвестит Он вам то, в чем вы расходились …  Ищут ли правосудия времени невежества?
И кто превзойдет Аллаха, как судью для людей твердой веры?»
                ( Аль-Маида: 48-50.)
   Через Сказания о пророках и катастрофах Коран внушает людям картину закономерного, линейного развития человечества к определенному концу к Судному Дню.
     Коранические сказания занимают важное место в пророческом, неосознанном творчестве Мухаммада ( да благословит его Аллах и приветствует). Сказания Корана были обращены не только к слушателям Мухаммада ( да благословит его Аллах и приветствует), но и к нему самому. Его тоже они должны были убедить, уверить в истинности и успешности, возложенной на него Аллахом миссии.
К примеру, Аллах заявляет
     «Эти притчи Мы приводим людям, но разумеют их только сведущие.»               
                ( аят 29: 43.)    
   Итак, власть Святого Пророка- толковать Священный Коран. Его слово является окончательным при толковании Небесной Книги: интерпретировать и объяснять.
   Несмотря на то, что в своем большинстве арабы были неграмотны, они славились на весь мир своим красноречием, тем более Святая Книга, т.е. Откровение, ниспосланное Святому Пророку , которое было на их родном языке. Точный перевод аятов, их смысл не вызывали у них сомнение, но постичь все необходимые детали и выводы, которые Святой Пророк  через неизлагаемое Откровение , о чем есть в Коране ссылка:
    «Затем поистине, на Нас лежит его разъяснение.»  (аят 75: 19)
   Этот аят не нуждается в толковании необходимо дать изъяснение: какое бы объяснение Святой Пророк не давая аятам, оно основывается на повелениях самого Аллаха, т.е. толкование Корана перекрывает все возможные интерпретации ибо только он обладает всей необходимой для этого властью.
   Его слово здесь является последним. Вот один пример толкования Пророком: надо учесть одно, что данный пример покажет также, сколь неизмеримы будут потери, если игнорировать Сунну* Пророка. Повеление Священного Корана, касающегося Хаджжа, 5-ого столпа Ислама, заключено в следующих словах:
   «А у Аллаха- на людях обязательство Хаджжа к дому
для тех, кто в состоянии совершить путь  к нему.»      (аят3: 97)
    Однако здесь не открыто, сколько раз необходимо выполнять хаджж*
Святой Пророк объясняет, что это обязательство исполняется один раз за всю жизнь, и то при условии, что мусульмане физически и материально способен совершить паломничество.
     Если бы каждый сам определял, что считать праведным, а что греховным, то ни Коран, ни Посланник не понадобились.
   Таким образом, легкость понимания аятов, касающихся предметов первого типа, не исключает необходимости в Пророке, который может разъяснить законодательные и практические выводы повелений, содержащихся в Коране.
      Весной 628 года было объявлено, что мусульмане хотят совершить хаджж, соответственно- одной из главных религиозных и политических задач стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение аль-Каабы от языческих идолов и ритуалов. Мекканцы испугавшись к этому времени, окрепшей мусульманской общины-умма*, управлявшим по праву пророка Мухаммадом ( да благословит его Аллах и приветствует) -единственного человека, способного общаться с Аллахом, начали переговоры по поводу перемирия.
Сунна-пример, образец, жизнь и деяние Пророка Мухаммеда как высший образец образа жизни для каждого мусульманина и всего общества
*Хаджж- араб. Слово исходно означает «направление»-касд. В функции исламского термина оно обозначает направление( себя) к Священному Дому для совершения особого ритуала.
    Было заключено соглашение при Худайбии, в местечке на подходах к Мекке. Пророк Мухаммад.(да благословит его Аллах и приветствует) обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это курайшиты обязались на следующий  год на три дня покинуть Священный город и дать мусульманам  возможность спокойно совершить хаджж. Весной 629 года такое «малое паломничество» ( не в сезон) мусульман к аль-Каабе состоялось. Спустя некоторое время язычникам запретили совершать к ней паломничество. Через Коран были провозглашены новые, но восходящие к прежним правила Хаджжа. Мекканская знать,трезво  оценив обстановку, поняла неизбежность поражения. Смирилась и приняла ислам аль-Кааба. Из нее были выброшены языческие идолы. В начале 630 года подчинились  и остальные мекканцы. Из разных мест Аравии, прослышав о военных победах Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует), в Медину приезжали делегации. Столицей мусульманской общины продолжала оставаться Медина. Постепенно весь Аравийский полуостров в большей или меньшей степени подчинился Медине. Если он покидал Медину, отправляясь в поход или в хаджж, они всегда были с ним, чтобы не потерять ничего из подробностей его пророческого послания.
   Когда он завоевал Мекку, с ним было десять тысяч сподвижников. Они доверились ему и попросили рассудить их, когда разошлись во мнениях по поводу установки «черного камня»* на предназначенное ему место в аль-Каабе.
     Те, кто читал книги с жизнеописанием Пророка  Мухаммада( да благословит его Аллах и приветствует), знакомы и со многими другими фактами: с его посланиями к царям и правителям, в которых он призывал их принять религию Аллаха, религию мира и согласия; они знают, сколько усилий он затратил на пути истины, чтобы донести идею Ислама до людей; как он совершил Последний Хаджж.
     В тот год, весной 632 г. н э.  за несколько месяцев до смерти, когда он совершил прощальный хаджж-паломничество, вместе с ним одновременно было сто двадцать тысяч мусульман, которых называли сподвижниками. Все они стремились получать наставления своего Пророка( да благословит и приветствует его Аллах) или его указания, чтобы потом передавать другим. Он сам приказал им рассказывать обо всех его поступках и высказываниях.
.   «Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только -Посланником Аллаха и печатью пророков. Аллах знает про всякую вещь.»                ( сура Сонмы, аят 34-10)
   Этот аят обращен ко всему человечеству и предписывает ему верить в Святого Пророка. Никто не может заявить, что вера в Святого ограничивается временем его жизни. Все люди во все времена должны верить в его Пророчество.

*Хиждра- переселениеПророка Мухаммада из Мекки в Медину 16 июля 622 г. Р. Х.
*Кибла-направление на аль-Каабу, лицом к которой молится мусульманин.
* Умма-новое  (мусульманская община)-объединение людей, которое скрепляло не родство по крови, но вера в единого Бога.
*Черный камень- главный предмет поклонения в Каабе, символ могущества Аллаха, посланный на землю людям. Обычно Кааба покрыта сшитыми черными полотнищами (кисва), на которых золотом вышиты аяты из Корана.
 « И вот Мы устроили для Ибрахима место для Дома: «Не придавай мне в сотоварищи ничего и очисти дом Мой для обходящих его, и стоящих, и кланяющихся с преклонением. И возвести среди людей о хаджже: они прийдут к тебе пешком и на всяких тощих (животных), которые приходят из всякой глубокой расщелины (издалека), чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха
в определенные дни над дарованными им животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка! Потом пустьони покончат со своею неопрятностью, выполнят свои обеты и пусть обойдут кругом древнего Дома ».                (Хаджж, 22: 26-29)

                - первая половина  ХХ века. -
   
 …Кто на верблюдах , а кто и наполовину пешим долгими путями добирались они до Мекки и Мадины -двух святынь. Только истинная вера могла придать столь много сил, чтобы паломник мог прочувствовать однажды настоящее счастье.  Для мусульманина оказаться на этой земле-Родине Пророка Мухаммада( да благославит его Аллах и приветствует) превыше всех мирских благ, тяготеющего годами всей душой быть рядом с ним, возле  аль-Кааба, испить святую воду  исцеления души и тела (Зам-зам  су), и наконец совершить то, к чему стремился человек; просить прощения у Аллаха за все земные грехи, и быть прощенным наконец-то, прочувствовав искупления той ноши в себе, вновь обрести  те новые силы надежды на новую жизнь.
  …Лишь только правда в том, а как же труден путь обратно. Кому-же удалось добраться до своей Родины. Немногим удавалось возвратиться домой, порою смерть настигала в пути. О них говорили, что умер на Святой Земле, а если посчастливилось свидеться с родственниками -благое дело было честью рассказать  обо всем, что видели и слышали о святости и чистоты духа всем своим землякам, о тех прозрениях  как жить иначе, неся достойно тот пример- Учения Пророка для потомков.    
     Первые паломники начали свой путь с осени 1900 года, несмотря на то, что к тому времени Российская империя запретила совершать паломничество в Мекку своим гражданам-мусульманам, они под предлогом торгово-промысловых поездок, пересекая границы России и Польши (получили свои визы в Москве, Варшаве), и только  к  лету 1901 года добрались в  Священную Мекку .
    После Указа царской комиссии Министерство внутренних дел Российской империи, в 1900 году от 31 декабря во все губернии и области переслало постановление за № 2414(Кстати, данное постановление было отписано от Департамента здравоохранения, но за первой подписью министром внутренних дел ергемейстера Д. Спягиным.)
    В содержании данного документа отражается так: « До ныне нашим российским мусульманам из покон веков, исполнимым непременной обязанности: паломничество-хадж в Мекку, паломники имели различные преграды, и затем иными средствами совершая путь, достигали свою цель. В силу данного распоряжения, вышедшего по ряду этих предписаний сего постановления, отныне этот запрет снят…» Итак, излагая:
1. В целях государственных интересов и в защиту паломников в Мекку на  оздоровление, согласно данному постановлению в различные инстанции всех мусульманских религиозных центров уведомляет об этом.
2. Паломникам, перед тем, как совершать хадж в Мекку:  иметь при себе письменное разрешение о том, что он(она) прошел(ла) слушание о выполнении и сохранения всех санитарных предписаний на местах для прохождения и отправки с назначенного порта техники безопасности. В случае неисполнения всех условий, лично подлежат штрафным взысканиям. Распоряжения разослать губернаторам области и края за подписью с уведомлением.
3. Во всех государствах, а именно в портовых городах всем паломникам- хаджа до отправки в Мекку, предоставлять места отдыха, выдержанных санитарно-безопасных условиях и медицинскую обслугу там же.
      РS:  Следует отметить то, что за этим еще несколько пунктов особого характера предписаний для обязательства, выполнимых паломниками на пути достижений цели.
                (Госархив 44, фонд 16499, с. 44).
      Таким образом, благодаря этому постановлению департамент полиции царской России счел должным известить во все  области, губернии о разрешении российским мусульманам на свободный выезд совершению хаджжа. Отныне в этих целях выдается свидетельство, за подписью самого   со всеми ознакомлениями с содержанием и анкетных данных паломника:
      К примеру: «Мне, Сатбаю Шетикову за подписью, уроженцу Семипалатинской области, Павлодарского уезда –Аккелинской волости выдано свидетельство за № 6854 от 31 декабря 1900 года, с чем отправляясь в паломничество, данное письменное поручение вручаю канцелярии главного губернатора края, отправляясь через российские порта Черного моря, возвращаясь тем же путем в ту же империю, при этом останавливаюсь в Феодосии, беру на себя выполнение всех санитарных условий карантийного пункта. В случае неисполнения их, применять в отношении меня наказание по закону.»
                Поставлена подпись Акыкаем за Сатбая Шетикулы.
                (Там же;  фонд 64, дело 985, с 137.)
     Следуя предписанию, под особым контролем в соответствии постановления № 2414
от 31 декабря 1900 года, мусульмане-паломники в пределах Российской империи до 1 ноября 1914 года отправлялись в хадж в Мекку через Черное море, имея разрешение  на выезд с территории Османской империи.
      Следующие сведения о паломниках с Павлодарского Прииртышья были представлены из Центрального фонда Госархива РК:
  I.          Семипалатинская область. Павлодарский уезд-1901 г.
1.Абдильмажит Абилгазин,( Павлодарская волость)
2.Уят Куанбаев.             ( Павлодарская волость)
3.Нугыман Толендин    ( Павлодарская волость)
4.Сулеймен Тылеулир. ( Павлодарская волость)
5.Баймурын Титыков   ( Павлодарская волость)
6.Сыздык Отеубаев     ( Павлодарская волость)
7.Жанбакы Таныбеков ( Павлодарская волость)
8.Отыншы Асаубаев. ( Павлодарская волость)
9.Закир Нурсеитов-27 лет ( Павлодарской волость)
10.Мухаметкали Зарипов-( Баскудукской волость)
11.Смаил Куламаков-54 года (Маралдинская волость)
12.Сулеймен Ажибаев-28 лет ( Баскудыкская волость)
13.Азанбай Мананбаев-55 лет ( Аксуйская волость)
14.Бокыш Костанов-63 года (Кызылтауская волость)
15.Ыбраим Биржанов -70 лет ( Кызылтауская волость)
16.Жусипбек Ботбаев-31 год ( Кууская волость)
17.Стан Лекеров-31 год ( Едырейская волость)
18.Камар Мустафин-31 год (Кызылагашская волость)
19.Канапия Шынгысов-37 лет (Кызылагашская волость)
20.Мыка Аюпов-73 года (Кызылагашская волость)
21.Нурка Токтасов-32 года (Кызылагашская волость)
22.Кенжебай Бейсенбин-47 лет (Кызылагашская волость)
23.Жекен Садыков-51 год (Кызылагашская волость)
24.Мусала Бектасов-51 год (Кызылагашская волость)
25.Жанпеис Бектасов-55 лет (Кызылагашская волость)
26.Нурка Едыгин -63 год (Кызылагашская волость)
27.Шонжа Боранбаев-65 лет (Кызылагашская волость)
28.Бояубай Шошжин-30 лет (Кызылагашская волость)
29.Балык Боранбаев-80 лет (Кызылагашская волость)
30.Баймырза Шонбаев-57 лет (Кызылагашская волость)
31.Смак Токин-54 года (Кызылагашская волость)
32.Отемис Отеубаев-72 года (Кызылагашская волость)
33.Смагул Торекелдин-49лет (Кызылагашская волость)
34.Сыздык Каражигитов-67 лет (Кызылагашская волость)
35.Берды Аяпбергенов-57 лет (Кызылагашская волость)
36.Ешебай Наканов-72 года (Кызылагашская волость)
37.Тати Бейсенбин-42 года (Кызылагашская волость)
38.Жакып Суиндыков-36 лет (Аккольская волость)
39.Жумабай Шалкаров-60 лет (Аккольская волость)
40.Алтынбай Кульсарин-70 лет ( Кызылтауская волость)
41.Жусип Кисыков-59 лет ( Карамолинская волость
42.Иса Шорманов-75 лет ( Аккелинская волость)
43.Мухаметжан Рахметбердин-66 лет (Аккелинская волость)
44.Сатбай Шетиков-80 лет ( Аккелинская волость)
45.Мурсал Шокаев -39 лет ( Аккелинская волость)
46.Жумадилда Есентаев-33 года ( Аккелинская волость)
47.Гизатолла Досжанов-33 года ( Аккелинская волость      
48.Буке Дулатов-70 лет ( Аккелинская волость)
49.Алтыбасар Жылкыбаев-74 года ( Аккелинская волость)
50.Жолболды Карсенев -61 год ( Аккелинская волость)
51.Аскар Жетписов-38 лет ( Аккелинская волость)
52.Сулеймен Кулкибаев-55 лет ( Павлодарская волость)
53.Мендыбай Аманбаев-70 лет ( Павлодарская волость)
54.Кылышбек Аманбаев-78 лет ( Павлодарская волость)
55.Смаил Шонов-63 года ( Теренкольская волость)
56.Мысал Ботбаев-56 лет  ( Теренкольская волость)
57.Ахмет Бисенов-39 лет ( Теренкольская волость)
58.Жантемиров Айтуаров-45 лет ( Теренкольская волость)
59.Саганбай Иткулов-63 года ( Теренкольская волость)
60.Бокат Артыкбаев-73 года ( Теренкольская волость)
61.Али Жалпаков-53 года ( Теренкольская волость)..               
     В первый состав паломников в нач. ХХ века с Павлодарского Прииртышья, проложивших путь в Священную Мекку, и отдавших дань почтения, служению верой и правдой Учению своего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и  верности религии Аллаха- религии мира и согласия, влилось 61 человек, выполнивших  последний фард*( парыз)  в жизни каждого мусульманина.

   II . Семипалатинская область. Павлодарский уезд.-1902 год.
 
1. Алдакай Шокенин-57 лет ( Шакшанская волость).
2. Оспан Мухаметниязов-47 лет ( Шакшанская волость).
3. Молдабай Куйыкабаев-38 лет ( Атакозинская волость)
4. Куйыкабай Азербаев-82 лет ( Атакозинская волость)
5. Макажан Малкозин-43 года ( Атакозинская волость)
6. Жумагул Шынкожин-39 лет ( Атакозинская волость)
7. Курманбай Сатаев-59 лет ( Атакозинская волость)
8. Жуматай Акбанов-35 лет ( Атакозинская волость)
9. Байконак Жаркынбаев-75 лет ( Атакозинская волость)
10. с  женой Жанымжан-65 лет ( Атакозинская волость)
11. Кенжекара Бектемиров-65 лет ( Урыкская волость)
12. Макаш Пыштанов -55 лет ( Урыкская волость)
13. Мустахан Шакабутов-67 лет ( Урыкская волость)
14. Баубек Байдауов-51 год ( Урыкская волость)
15. Алдонгар Уйсынбаев-69 лет ( Теренкольская волость)
16. Ахмет Картанбаев- 39 лет ( Теренкольская волость)
17. Кенжебай Тайганин -53 года ( Теренкольская волость)
18. Абди Жанабердин-53 года ( Теренкольская волость)
19. Мака Абденов-51 год ( Теренкольская волость)
20. Есим Майкарин-61 год ( Теренкольская волость)
21. Амир Куттин-42 года ( Алкакольская волость)
22. Майсары Кокаев-72 года ( Алкакольская волость)
23. Жиенбай Мамбетов-64 года ( Алкакольская волость)
24. Абдолла Суттыбаев-66 лет ( Алкакольская волость)
25. Бекназар Айнабаев-62 года ( Алкакольская волость)
26. Иса Кунанов-59 лет ( Алкакольская волость)
27. Хафиз Имаканов-20 лет ( Алкакольская волость)
28. Койбак Балыкбаев-64 года ( Алкакольская волость)
29. Тусип Нуржанов-48 лет ( Алкакольская волость)
30. Тастанбек Тлеубаев-70 лет ( Алкакольская волость)
31. Исабай Бопаев-61 год ( Алкакольская волость)
32. Нуркожа Куанов-61 год ( Акбеттеуская волость)
33. Муса Жылкайдаров-55 лет ( Акбеттеуская волость)
34. Кенбай Шалабаев-56 лет ( Баянаульская волость)
35. Молдабек Жарылгапов-59 лет ( Баянаульская волость)
36.Оспан Сейфуллин-36 лет ( г. Павлодар)
37.Жанадил Саткожин-36 лет ( Кызылтауская волость)
38. Кулатай Найзабеков-48 лет ( Кызылтауская волость)
39.Каражигит Коржынбаев-63 года  ( Кызылтауская волость)
40. Жалбыр Шалбаев ( Аккольская волость)
41. Базарбай Ланбаев ( Аккольская волость)
42. Ауан Мойнаков ( Аккольская волость)
43. Жансадык Торбаков ( Аккольская волость)
44. Турлибай Жеркинбаев ( Аккольская волость)
45. Окил Кенебаев ( Аккольская волость)
46. Байжигит Абетов ( Аккольская волость)
47. Аманбай Мыктыбаев ( Аккольская волость)
48. Жанасбай Боштаев ( Аккольская волость)
49. Садык Ботин-39 лет ( Бестауская волость)
50. Аймакан Тогжанов-53 года ( Бестауская волость)
51. Сабдык Амантаев-53 года ( Бестауская волость)
52. Тлеулы Донентаев-66 лет ( Бестауская волость)
53. Далабай Кыстаубаев-56 лет ( Бестауская волость)
54. Жеуынбай Жапатаев-61 год ( Бестауская волость)
55. Тасыбай Бердалин-49 лет ( Кызылагашская волость)
56. Заки Нурсейитов ( г. Павлодар )
57. Акмырза Макенов ( Кызылагашская волость)
58. Муса Токабаев ( Кызылагашская волость)
59. Сулеймен Бейсекенов ( Кызылагашская волость)
60. Сабит Исин ( Кызылагашская волость)
     Фактически, в 1902 г. приняли участие в паломничестве-хадже в Священную Мекку  с Павлодарского уезда в количестве 60 мусульман.
    РS: Сведения о паломниках, совершивших хадж в Мекку с Акмолинской и Семипалатинской областях в центральном фонде Госархива РК недостаточны, чтобы дать полную информацию о них, охватывающий в период (с1903 по 1914 гг.) ХХ века, поскольку многие историко-архивные документы не сохранены.               
III  Семипалатинская область. Павлодарский уезд.- 1903 г.
1. Нурке Сокыров. (Караобинская волость)
2. Катарбай Торпаков-71 год. (Караобинская волость)
3. Ибат Туралин-24 года.  (Караобинская волость)
4. Момынали Кенжекеев-35 лет . (Караобинская волость)
5. Иманбай Тентекбаев-36 лет. (Караобинская волость)
6. Жанысбай Боштаев. (Аккольская волость)
7. Оспан Жанарбаев.. (Аккольская волость)
8. Ногар Тлеуов.. (Аккольская волость)
9. Нурбагаутдин Карибжанов. (Кызылагашская волость)
10. Сарман Багыманов. (Аккумская волость)
11. Жаутик Жекилдеков-67 лет (Урыкская волость)
12. Габрнахман Алтайбаев. (Урыкская волость)
13. Есмурат Желкилдеков-62 года (Урыкская волость)
14. Габбас Арыстанбаев. (Урыкская волость)
15. Султангазы Шомишбаев. (Урыкская волость)
16. Альжан Балуанов. (Маралдинская волость)
17. Оразбай Конысбаев (Малыбайская волость )
2 Мука Алин. (Малыбайская волость)
IV Семипалатиская область. Павлодарский уезд-1904 г.
3. Балпан Ержигитов. (Урыкская волость)
4. Калмагамбет Бекбауов (Урыкская волость)
5. Муханбет Саниязов (Урыкская волость)
6. Бакир Ултанов (Шакшанская волость)
7. Баязит Альжанов (Баскудукская волость)
8. Муса Кошкарбаев (Карамолинская волость)
9. Шокан абеев (Урыкская волость)
10. Иса Тасжанов (Урыкская волость) .
11. Шокыбас Латин (Урыкская волость)
 V  Семипалатинская область. Павлодарский уезд-
                1905-1906гг.
3. Омар Исин (Маралдинская волость).
4. Нурпейс Байтанатов (Урыкская волость)
2 Жакып Абишев. (Урыкская волость).
3 Мардан Аманжолов (Кызылагашская волость)
4 Кошербай Куттыбаев (Кызылагашская волость)
5 Хасан Суттыбаев (Кызылагашская волость)
6 Такау Есенбаев ( Кызылагашская волость)
7 Бектыбай Шакенов (Кызылагашская волость)
8 с женой Урлыкай (Кызылагашская волость)
9 Бекбау Айткулов (Аккольская волость)
10 Коки Корганбаев (Кызылагашская волость)
11 Акылбек Кыргызбаев (Кызылагашская волость)
12 Батан Каныбаев (Кызылагашская волость)
13 Тентекбай Есенбаев (Теренкольская волость)
14 Жантели Жапалаков (Кызылагашская волость)
15 Байгутты Кунтебаев (Кызылагашская волость)
16 Турганбай Байсымаков (Кызылагашская волость)
17 Имантай Козыбаев (Кызылагашская волость)
18 Конай Жолымбетов (Кызылагашская волость)
19 Кудайбергенов (Кызылагашская волость)
20 Тылемес Сандугин (Кызылагашская волость)
21 Жангозы Кылбаев (Кызылагашская волость)
22 Ужанбай Торекелдин (Кызылагашская волость)
23 Сагындык Коккозов (Кызылагашская волость)
24 Катия Мустафин (Кызылагашская волость)
25 Сеитбай Сайлаков (Кызылагашская волость)
26 Ахмет Кулбаев (Кызылагашская волость)
27 Кузенбай Сарсенов (Кызылагашская волость)
28 Рахмет Дуйсенов –55 лет (Алтыбайская волость)
29 Асарбай Атаганов –70 лет (Урыкская волость)
30 Сати Жаксыбаев –30 лет (Урыкская волость)
31 Жаксыбай Барсанов –70 лет (Урыкская волость)
32 Нургали Лекеров (Урыкская волость)
33 Макат Батесов (Бескудукская волость)
34 Турсынбай Айнакутов (Бескудукская волость)
35 Камысбай Кезегенов (Алтыбайская волость)
36 Конкашбай Жуманов (Акбеттауская волость)
37 Ыдрыс Айманов (Акбеттауская волость)
38 Кишкентай Ордабаев (Урыкская волость)
39 Шаймерден Байтилеуов (Бескудукская волость)
40 Шарип Шокпаров (Маралдинская волость)
41 Орман Жанкин (Маралдинская волость)
43 Муса Жуманов (Маралдинская волость
44 Муса Торебеков (Карамолинская волость)
45 Кудабай Жиенбаев (Карамолиская волость)
46 Колдыбай Толемисов (Карамолинская волость)
47 Мусабек Торпаков (Карамолинская волость)
48 Усе Туркин (Карамолинская волость)
49 Дуйсенби Бексеитов (Карамолинская волость)
50 Жунус Демесов (Карамолинская волость)
51 Жансакбай Мусирепов (Карамолинская волость)
52 Байыган Сыйкымов (Карамолинская волость)
53 Сагындык Нуржыкаев (Карамолинская волость)
54 Жумадилда Былкылдаков (Баскудукская волость)
55 Сыйкым Шабанбаев (Баскудукская волость)
56 Султан Торекелдин (Алтыбайская волость)
57 Ыбырай Кадырбеков (Алтыбайская волость)
58 Сарсенбай Жамантаев (Алтыбайская волость)
59 Жулдызбай Кимылов (Шакшанская волость)
60 Кундызбай Бектенов (Шакшанская волость)
61 Оскенбай Бекин (Атакозинская волость)
62 Ауельбай Балтабаев (Атакозинская волость)
63 Сарсен Каржаубаев (Атакозинская волость)
64 Анкаубай Шортанбаев (Атакозинская волость)
65 Бакенай Токтамысов (Бестауская волость)
66 Ыбырайым Карынбаев (Бестауская волость)
67 Бейсенби Отеев (Атакозинская волость)
68 Тыныштыкбай Сатаев (Атакозинская волость)
69 Жиенбай Назаров (Аккольская волость)
70 Балтабек Карсакбаев-48 лет (Шакшанская волость)
71 Калдыгат Кудабаев-55 лет (Аксуйская волость)
72 Мешитбай Тураков-(Аксуйская волость)
73 Ыдырыс Буркитбаев (Аксуйская волость)
74 Токтагул Жанибеков (Аксуйская волость)
75 Казыбек Омирзаков (Аксуйская волость0
76 Оте Бердыкулов (Аксуйская волость)
77 Ботебай Кулболдин (Аксуйская волость)
78 Кабыш Омаров (Аксуйская волость)
79 Ташмуханбет Тынышев (Баскудукская волость)
80 Мусарали Картабаев (Теренкольская волость)
81 Шарипзада Нышанов (Теренкольская волость)
82 Мамыш Текин (Теренкольская волость)
83 Оспан Токбасов (Теренкольская волость)
84 Тлепберды Жанбаев (Теренкольская волость)
85 Омар Токбасов (Теренкольская волость)
86 Катпа Казыбеков (Теренкольская волость)
87 Бейсенбай Балтабаев (Теренкольская волость)\
88 Амри  Кияков (Теренкольская волость)
89 Жунус Омаров (Теренкольская волость)
90 Аймаганбет Кендалин ( Аккелинская волость)
91 Айса Мусабеков ( Аккелинская волость)
92 Анте Шакин ( Аккелинская волость)
93 Жержунус Арпыков( Аккелинская волость)
94 Жалтай Кыдырбаев ( Аккелинская волость)
95 Шериздан Сарымсаков ( Аккелинская волость)
96 Зейнилгабиден Богенбаев ( Аккелинская волость)
97 Кудайберген Базарбеков (Далбинская волость)
98 Кожахмет Кошкаров (Далбинская волость)
99 Мусалим Жумабаев (Алкакольская волость)
100 Сулейменов Кеденов (Алкакольская волость)
101 Бейсенбай Шотанов (Алкакольская волость)
102 Торганбай Жанузаков (Алкакольская волость)
103 Шуленбай Иманов (Алкакольская волость)
104 Кали Отекеев ( Караобинская волость)
      Фактическое число паломников хаджа в Мекку за период 1903-1906 гг. оказалось 127 мусульман.
      РS: Сведений  о паломниках в Мекку  за 1907г. в центральном фонде Госархива  РК нет, т.к. они  не сохранены.
VI  Семипалатинская область. Павлодарский уезд-*1908 г.
1.Тулкибек Малгозин
2 Муса Койбагаров
3 Бельгибай Байдалин
4.Омирзак Косагалов
5 Сенбай Кешенбае-
6 Кожахмет Абдиресов
7 Кунжан Алатаев
 8  Жумадильда Кошаров
 9  Абдолла Лепев
10 Нурбай Болатов
11 Макай Сасыков
12 Тайлакбай Шокеев
13 Мамажан Мурынов
14 Абен Арынгазин
15 Жакия Сманов
16 Оспан Толемисов
17 Омар Исин-50 лет
18 с женой Разия-38 лет
19Даулетбай Найзабеков
20 Кула Бейсенбин
21 Мажикен Нуркин
22 Маден Кенжебаев
23 Алпысбай Бердыбаев
24 Ташен Жаркынбаев
25 Сальмен Бейсенбаев
26 Пайзолла Жолдыбаев
27 Гайса Сарин
28 Шарип Жанабаев
29 Сергазы Куниязов
30 Едике Саденов
31 Салимбай Боктазаров
32 Алимгазы Акмеров
33 Нурмуханбет Байшалов
34 Ыбырай Байтоков
35 Асаин Жарасов
36 Букпа Карашопаков
37 Жагипар Тилепалдин
38 Смагул Андабаев
39 Сейтказы Тленшин
40 Ахмет Маймаков
41 Жусуп Шапагатов
42 Ахмет Есиргепов
43 Едиге Конакбаев
44 Абдильда Клышбеков
42 Сарсен Битенбаев
43 Оскенбай Жолдыбаев
44 Сулеймен Кошкарбаев
45 Тулкибек Малгозин
46 Жансеит Кубин
47 Абен Коржантаев
48 Кален Жикасов
49 Сагидолла Туйтебеков
50 Жакып Жанкарин
51 Жуматай Акшин
52 Абен Узакбаев
53 Оспан Нурсеитов
54 Токтар Найманов
55 Ахмет Исин
56 Нурсеит Манеков
57 Сагымбай Туяков
58 Жумабек Батырбеков
59 Иманбай Мусрепов
60 Тлеулы Орысов
61 Куандык Койбагаров
62 Касымжан Каракожин
63 Нуркайдар Токин
64 Дана Балгабекова
65 Жазы Досанов
66 Адильбек Тлеукин
67 Каркен Атажанов
68 Оспан Касыков
69 Абилмажит Абылгазин
70 Макатай Асаинов
71 Альтан Сутемгенов
72 Ыгырбай Жундыбаев
73 Сейсенбай Мыктыбаев
74 Токсан Сейсенбаев
75 Есенбай Тлеулин
76 Райзабек Усенбаев
77 Ызбасты Усенбаев
78 Жумабай Жабагатов
79 Исмер Мыктыбаев
80 Сейтен Анаев
81 Естай Тотаев
82 Кутберды Жаманов
83 Иманбай Мыктыбаев
84 Келдибай Ебеев
85 Елеусиз Бакназаров
    Итак, по архивным данным с Павлодарского Прииртышья в 1908 г. побывало 88  паломников в Мекке, совершивших особый ритуал поклонения перед Аллахом, выполнив свой фард( парыз) мусульманина.
VII  Семипалатинская область. Павлодарский уезд-1909 г.
1. Айманбай Сарсенбаев
1 Бекиш Жусупов
5. Мукан Рахымов
6. Ырысбай Тебин
7. Кудайберген Жамансарин
8. Кылыбек Адильбеков
9. Омархан Мусарипов
10. Кыстаубай Жарасбаев-55 лет
11. Коккоз Шокин-55 лет
12. Дуйсенби Жаксин-67 лет
13. Абен Шабеков-60 лет -
14. Уса Туркин-66 лет
3 Дуйсенби Токбаев- 51 год
14 Елубай Шоканов-63 года
15 Еркебай Жармасин-58 лет
16 Жакып Абилев-65 лет
17 Смаил Тасыбаев-58 лет
18 Нуржаубай Бостеков-61 год
19 Азей Айнагутов-70 лет
20 Оразали Бекбаев-63 года
21 Аубакир Абдрахманов-33 года
22 Абик Куанышбаев-49 лет
23 Алгаз Беков-60 лет
24 Ахметбек Абдуллин-38 лет
25 Ырысбай Бабин-60 лет
26 Жусуп Кожакельдин-57 лет
27 Кененбай Тленалин-58 лет
28 Абдрахман Оралбаев-45 лет
29 Михан Рахимов-27 лет
30 Мусакай Алдабергенов-52 года
31 с женой Биби
32 Бейсенбай Шотанов-50 лет
33 Акмазан Койкельдин-52 год
34 Алимжан Даков-55 лет
35 Алколь Ырыкулов-47 лет
36 Рахмет Арыстанбеков-55 лет
37Жарыбай Тапенов-57 лет
38 Кельтебай Отаубаев-43 года
39 Маланбай Балгынбаев-44 года.
 40Касым Еркенбаев-47 лет
41Шарип Бегалин-52 года
42 Бекбау Акпанов-70 лет
43 Туяк Абенов-56 лет
44 Жиенали Кыдыров-58 лет
45 Досай Елубаев-55 лет
46 Абдильхак Борашев-65 лет
47Нургазы Байуаков-56 лет
48 Субыханкул Мусин-63 года
49 Сулеймен Балагозин-56 лет
50 Нургазы Сеитов-47 лет
51 Абдильгазиз Макатов-30 лет
52 Макат Батенов-73 года
53 Дуйсен Торгытов-72 года
54 Жантемир Айтуаров-52 года
55 Али Айсин-54 года
56 Смагул Торпаков-60 лет
57 Егизбай Каржасбаев-54 года
58 Сабит Аккозин-56 лет
59 с женой Жанкуним-54 года
60 Копжасар Жантелин-61 год
61 Абен Бекболатов-51 год
62 Салык Бараншин-47 лет
63 Мухаметжан Бейсенов-47 лет
64 Жанарыстан Карабаев
65 Тлеуберды Жайлаубаев-50 лет
66 Мукан Жолтанов-60 лет
67 Абиш Ермекбаев-56 лет
68 Аубакир Ултанов-60 лет
69 Шотай Зоров-76 лет
70 Нурахмет Отемисов
71 Дуйсен Тауыпбаев-44 года
72 Назар Айгырбаев-60 лет
73 Сальмен Бейсенбаев
74 Миша Сакаев
75 Рахмет Ерекин
76 Дуйсенби Байконов–59 лет
77 Букарбай Кушикбаев-45 лет
78 Балапан Тайматаев-75 лет
79 Жусуп Бекежанов- 48 лет
80 Оте Бердыкулов
81 Алпыс Оралбаев-65 лет
82 Хамза Елубаев-30 лет
83 Шайкым Шопанбаев-42 года
84 Сасай Карымсаков-
85 Жаксыбай Иманов
86 Мурсалим майлыбаев
87 Салимкожа Серикбаев
88 Нурлыбай Жаманбаев
89 Жакия Букабаев
90 Баймаганбет Алимбаев-60 лет
91 Нарбай Есмырзин-50 лет
     Итак, в 1909 г. 91 правоверных религии Аллаха, совершили хадж в Священную Мекку к Дому Всевышнего Господа миров, служа своим примером - оставили потомкам бесследное духовное наследие на пути совершенства человеческой жизни.
VIII.   Семипалатинская область. Павлодарский уезд-1910 г.
  1 Елубай Ботанов-55лет
2 Ахмет Каншинбаев-44 года
3 Тлеу Каратышканов-68 лет
  4 Нурке Едигин-72 года
  5 Байкожа Кенжебаев-53 года.
  6 Алдаш Жаксылыков+66 лет
  7 Мукатай Тлеуов-68 лет
  8 Сейсенбай Дандыбаев-31 год
  9 Имакай Аяпбергенов-6
10 Исабек Марденов-62 года
11 Каражан Тагынтаев-73 года
12 Ордабай Шентин-54 года
13 Керейбай Байгутанов-73 года
14 Бабен Козганбаев-66 лет
15 Курманбай Акиев-50 лет
16 Садуакас Байкожин-35 лет
17 Лекер Молдин-48 лет
18 Шопбай Манаров-51 год
19 Амир Алдамжаров-52 год
20 Сарсенбай Мырзалин-42 года
21 Есназар Шакшанбаев-63 года
22 Жамантай Тилегенов-51 год
23 Нурмуганбет Байшалов-60 лет
24 Смагул Жужанов-59 лет
     В год 1910 -ый с Павлодарского Прииртышья были отправлены в хадж -24 паломника, достигших своей мечты в столь трудное, смутное время , -                назревавших исторических ситуаций революционного характера для Российской империи в начале ХХ века.               
     PS:: Далее иных сведений за период 1911-1912 гг. о паломниках в Мекку, в составе с  2-х областей, а именно с Акмолинской и Семипалатинской нет, ввиду отсутствия документов в центральном фонде Госархива РК.
IX. Семипалатинская область. Павлодарский уезд-1913 г.
2. Адилше Тиналин-64 года
3. Смагул Едильбаев-58 лет
4. Исманкул Сарсенбаев-40 ле
5. Шабаро
6. Тырпанов
7. Тостиков
8. Шокенов
9. Мукатай Тлеуов
10. Хасен Абесинов-42 года
11. Темир Шолдаев-60 лет
12. Ахмет Жиенбаев-52 года
13. Ыскак Сулейменов-30 лет
14. Ерман Кишилев-70 лет
15. Омар Шокин-50 лет
16. Абиш Айтенов-61 год
17. Сыздык Байменатов-56 лет
18. Абайлда Жанибеков-63 года
19. Токтамыс Кушикбаев-61 год
20. Абен Арынгазин-54 года
21. Дуйсекей Мынжасаров-60 лет
22. Сатабай Туражанов-60 лет
23. Каршыга Жумабаев-69 лет
24. Смагул Андыбаев-55 лет
25. Калиолла Смаилов-40 лет
26. Жантемир Айтуаров-53 года
27. Абдрахман Беймбетов-60 лет
28. Жунус Сейподин-32 года
29. Макат Батин-50 лет
30. Карибай Тулебаев-58 лет
31. Моллагали Жанекеев-51 год
     Таким образом, 30  паломникам довелось осуществить свою цель, достигнув Священную Мекку-это были одни из последних российских мусульман, побывавших на територрии  Саудовской Аравии в первой четверти ХХ века. Но в истории 2-х стран не обошлось без черных пятен, так как Османская империя 01 ноября 1914 года объявила с Россией войну, с тех пор до 1991 года Договор в отношении выезда российских мусульман в Мекку через Черное море, с пересечением границ империй был расторгнут…

                -вторая половина ХХ века. –
   
  Лишь после распада СССР, на заре независимости нашего государства, и благодаря восстановленным дружеским отношениям РК с Турцией, были вновь открыты дороги в Священную Мекку; всем желающим морским путем, совершить долгожданное паломничество-хадж.

         Паломники  в Мекке из Республики Казахстан.
      Х.                Павлодарская область.

 1.    Анафин Каткен Жанахметулы-10 июня 1927 г.р., уроженец    
        Баянаульского района, к/за «Большевик», аула №3.
        В 1976 году после выхода на пенсию, отработав 46 лет               
        трудового стажа, в последней должности директором СОШ 
       «Большевик», совершил хадж в 1997 году, и выполнил как   
        мусульманин один из 5 фардов веры Ислам.
2. Абгужинов Совет Жангельдыулы-9 февраля 1940 г.р., уроженец      
       г. Иртышска. С 1972 года зав. отделом Екибастузского   
       районного комитета безопасности. В 1999 году (с 17 марта по 4   
       апреля) был паломником в Мекке. На данное время проживает в г. 
      Экибастузе.
3.   Бекберген Халел Хамметулы-16 апреля 1929 г.р., уроженец    
      Баянаульского р-на, аула №12. Является членом совета   
       Екибастузской   мечети. В 1969-1978 гг. был зам. председателя               
      горисполкома г. Екибастуза, ветеран ВОВ, персональный         
      пенсионер, является также членом совета ветеранов города.
      В 1999 году совершил паломничество к Дому Аллаха, выполнив
      свой долг правоверности мусульманина.               
4.  Гибатулы Сайлау- 1937 г.р., уроженец Павлодарского района, аула   
      Мойылды. В 1997 году вышел на пенсию, а в 2002 году совершил 
     хадж. 
2. Жумагельдин Ерлан Олжатайулы-6 апреля 1974 гр., уроженец         
      Баянаульского района, аула Кундыколь(с. Алексеевка). После   
      окончания Семипалатинского медакадемии в 1997 года работал   
      врачом -хирургом горбольницы №2. С 2001-2002 в г. Павлодаре 
      окончил медресе при центральной мечети. В 2002 году совершил   
      хадж в Мекку.   
3. Кожахметов Ахметолла Жандарбекулы-1 октября 1957 г.р.,
      уроженец Екибастузского района, ауыла Акколь. После окончания      
      пединститута, свой труд начинал с учителем. В последние годы
      посвятил себя духовности, На данное время является имамом
      Актогайской мечети им. Жандарбека. В 1998 году побывал в
      паломничестве Священной Мекке, отдав дань поклонения   
      Аллаху.
4. Таскараулы Сагиткожа-1927 г. р., у Кожанов Суюндук Кожанулы-9 
      мая 1932 г.р., уроженец Аксуйского района, аула Сарышыгынак.
     С детства получил от матери Дакен ( 1896-1964 гг.) духовное
      воспитание, правоверности исламу. С 1987 года пенсионер. С   
     1996 года в родном ауле является имамом мечети им. «Даулет
      кожа». Воспитал 8 детей. Выполнил 5 фард хаджа-   
     паломничества мусульманина.
8.   Сыздыков Актас Абуталипулы- 1934 г.р.,уроженец Актогайского
     района, аула Богенбай батыра. В 1997 году совершил 
     паломничество в Мекку.
9. Саптаева Бибану Аргынкызы- 12 апреля 1936 г.р., уроженка г.
     Павлодара. Трудовой путь начала при Майкаинском комбинате
    Торткудуского щебкарьера. С 1981 года в г. Екибастузе
     Продолжила вой трудовой путь, и в 1985 году ушла на пенсию.
     В 1998 году совершила хадж в Мекку.
12. Хасенов Мухаммедшарип-10 ноября 1936 г.р., уроженец г. Павлодара. С 1970 года работал на Химзаводе, здесь же  возглавил туристический клуб заводчан. В 1986 году с этой   работы ушел на пенсию. В 2002 году совершил хадж в Мекку, выполнив долг мусульманина.
      
     Таким образом, во второй половине ХХ века ( с 1991-2002 гг.) с Павлодарского Прииртышья совершили хадж-паломничество в Священную Мекку 10 истинных мусульман, выполнили один из последних фардов (парыз) совершения ритуала, приверженности к религии Аллаха-веры мира и согласия.

                « Всевышний отбирает и дает,
Но каждый лично ношу выбирает
И каждый сам свой путь определяет
Куда идти: назад или вперед.
И путь, что нам начертан небесами,
Мы познаем и украшаем сами…»
(  М. Сербин. )

     Накануне второго Всемирного съезда лидеров мировых традиционных религий и конфессий в г. Астане, состоялась  наша региональная научно-практическая конференция «Религиозные аспекты нравственно-духовного воспитания и современное казахстанское общество», проходившая в г.Экибастузе, под эгидой к празднованию 100-летия нашего земляка-Жандарбека кожа. Она имеет особое значение, т. к. проходит на волне патриотического воспитания, на волне духовности, объединившей в эти дни многих жителей области.
     В ней участвовали зам. акима Павлодарской области Р. М. Жумабекова, главный имам области Жумабай кажы Ыкылас, Благочинный церквей Павлодарской округа игумен Иосиф, младший сын Жандарбека кожа, имам Актогайской мечети Ахметолла кажы, ректор ПГУ им. С. Торайгырова Ерлан Арын и многие другие ученые, которые представили свои доклады к данной конференции.
     К теме конференции был вынесен основной вопрос о происхождении потомков кожа в Прииртышье, и в частности в местности Акколь.
      По определению одного из известнейших знатоков истории казахской народности, русского ученого А. И. Левшина ( 1797-1879 гг.): “ Кто такие хваджа? В переводе с персидского, так называемые в казахском народе «кожалар» –есть прямые потомки Пророка Мухаммада «да благославит его Аллах и приветствует».
      В этимологии данного понятия, мы найдем ответ в толковом словаре казахских терминов, вышедшем в 1978 году, равнозначный ему синоним «Ие» или «Еге», т.е. «путь, дорога».  На современном этапе обретает еще новый смысл  перевода, так например, в другом казахском словаре, мы находим следующее -  это «;;;;;;;» ил; «;; ;;;i”.
     Итак, представители субэтнического сословия “хваджа”  или “ходжа” стали носителями казахского ислама-симбиоза ислама или тенгрианства.               
     В местности Акколь, ранее относившейся к Куйбышевскому (ныне Актогайскому) району, появление представителей кожа связывают с именем Исабека ишан Хазрет
( ишан  значится с персидского языка «образованный, известный, авторитетный») – деда Жандарбека Кожахметова  и учителя Машхура Жусупа Копеева.
      В Прииртышье историю появления в урочище Акколь представителей кожа, до сих пор основательно не изучено. У частники конференции сошлись во мнении, что ученым еще предстоит всесторонне исследовать данный вопрос « о появлении и просхождении потомков кожа» в нашей области, и в частности в местности Акколь: сельской зоны Экибастуза, где в 1871 году Исабек ишан был похоронен, в 18 км от с. Акколь. К тому времени,  его ученику Машхур –Жусупу Копееву было всего 13 лет. Это к тому сказано, что ему именно, принадлежат 340 строк «Исабек ишанды  жоктау» -прощальной песни. Из этих строк, мы узнаем следующее:

««;;;; ;;;;-;;;; ;i;» ;;;;;i;-;;,
;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;i;-;;.
«;;;;;; ;;;;; ;;;; ;;;»  С;;i;;i;;;,
;i; ;;;;; ;;;i ;;;;;; ;;;;;i;-;;...»

 
    В плаче отражена невосполнимая утрата по человеку своего времени, оставившего свое духовное наследие- Учение Пророка потомкам, явившегося Духовным Учителем-образцом для всех.
     На земле Кызыл-Тау, в Баянаульском округе в первой половине 19 века, по словам Машхур-Жусупа:«;;;i;;i; ;;i;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;i»-  Исабек ишан.был образцом подражания во всех делах духовности всему роду Суюндук. Многие из тех, кто последовал за ним совершили хадж-паломничество еще в то время в Мекку к Священному Дому Аллаха, исполнивших свой долг истинного мусульманина.
    Остается признать, что такие люди как Исабек ишан Хазрет, которому был дан дар от Аллаха: сила духа, присуще уверовавшим своей вере Ислам, понимавших цель своей миссии-миссионерства(  распространение Учения Аллаха,  проповедуя Священный Коран, путем духовно-нравственного воспитания людей в вере Ислам) , дар целительства Божьим Словом, а также провидение -уметь прорицать будущее потомкам. Если к примеру, есть такая легенда в народе , как Исабек ишан, однажды читая молитвы, заземлил на землю, пролетавших мимо лебедей, то его ученик в последующем Машхур-Жусуп -аулие предсказал наперед год, когда покинет эту обетованную землю, и когда для Казахстана, год 2013 такой поговоркой «когда воробей на овце яйцо снесет », родится для нее век  удачи. Подобное духовное наследие надо было ценить и передавалось, конечно, только будущим потомкам.
     В нашем регионе, по-существу можно было и считать, что Жандарбек ата был одним из последних представителей кожа, если иметь ввиду его как у казахов в этом смысле  употребляется такое выражение «жеты атаны; ;рпа;ы».
    Впервые на подобном уровне общественность признала заслуги мудрого , скромного аксакала, который пользовался большим уважением и доверием всех, кто однажды видел и слышал его.
  Большому вниманию  гостей и  участников конференции была представлена выставка из фондов областного Госархива, на которой был отражен путь«Из истории Ислама» сборниками документов, среди которых вызвался интерес к старой похозяйственной книге Аккольского сельсовета от 1954 года, где были записаны сведения о составе семьи  Кожахметовых.
 
ХI.                Павлодарская область, Урочище Акколь.
 

               
                Акку ишан               
               
                Багдат ишан      
               
                Назар ишан               
               

           Досым кожа                Мурат кожа
               

                Смайыл             Мухамеднияз        Смагул     Исабек ишан
               
                Нурмухаммед( Магзум) (Кырыкбес)         


       Кожахмет     Шухмет кажы     Жакып кажы    Касым ата    Абсагит    Солтан ата     Сагит     Ашим               


Айдарбек     Жандарбек
               

              Канат     Сагидолла  Ахметолла кажы


     Однако Жандарбек кожа после смерти оставил на павлодарской земле о себе не только добрую славу, но и потомков: Каната, Сагидоллу и Ахметоллу кажы. Каждый из них с особой сыновней любовью чтит светлую память отца. Сейчас в Акколе остался только старший брат Ахметоллы и Сагидоллы-Канат, который работает директором средней школы. Со временем сыновья планируют открыть здесь дом-музей  Жандарбека кожа Кожахметова-прямого потомка Исабека ишан Хазрет.
     Число участников юбилейных празднеств во второй день увеличивалось в несколько раз. Всех павлодарцев, спешивших в урочище Акколь из разных уголков области, вместил праздничный аул. С самого утра они побывали на родовом кладбище Исабека ишана, где имам Жумабай кажы Ыкылас прочитал молитву в память об этих людях. сотни павлодарцев в этот день не раз обращали свои ладони к небу.
    Итак,  чуть позже мы услышим такие высказывания:«У казахов издревле каждое место имело своего «гения», свой дух, своих аруахов. Эта глубокая интеграция человека, религии, территории была столетиями- тем спасительным фильтром, который хранил душу моего народа. Для казахов толерантность нет академическое, а практическое понятие…», - так было отмечено в своем выступлении нашего Президента РК Н. А. Назарбаева на II Съезде лидеров мировых и традиционных религий.
       Казахстан в своей практической политике исходит из того, что только внутренняя свобода человека есть условие межконфессиональной толерантности. Именно поэтому, исторически являясь частью культурного материка ислама, не препятствует развитию всех мировых и традиционных религий в Казахстане.
      А именно: культурное и религиозное разнообразие мира - это реальность, которую нужно понять и принять как данность рода человеческого.
   


Используемая литература:
1.Мухаммад Юсуф-Ислам- цель этой жизни: Академия Дауа         
  Международный Исламский Университет, Исламад – Пакистан., Новосибирск,
  РАН №4, 1996.
2.Шейх Сейид Сулейман Ан-Надви-Послание Мухаммаду- Мадрасские лекции.,   
  Новосибирск, ЭКОР, 1996.
3.Ахмад ибн Зайн аль-Хабши-Основы Ислама.,Институт исламской цивилизации, 
  Куала–Лумпур-Москва, 1999.
4.Мухаммад Таки Усмани-Власть Сунны., ЭКОР. Новосибирск, 1996.
5.Томас Балантин Ирвинг, Хуршид Ахмад, Мухаммад Манзир Ахсан- Коран-основные 
  учения./ Антология избранных отрывков из Корана/. Академия Дауа-Всемирный   
  Исламский Университет. РАН №4, Новосибирск, 1994.
6.Пиотровский. М. Б.-Коранические Сказания, Москва:«НАУКА» Главная редакция восточной литературы, 1991.
7.Сейид Кутб.-Будущее принадлежит Исламу., Москва, 1993.
8.Бакытова А.- «Жандарбек кожа ата - 100 лет», «ЗП» от 12 сентября 2006.
9 Из Выступление президента РК Н.А. Назарбаева на II Съезде лидеров            
  мировых и традиционных религий - «ЗП», от 14  сентября, 2006.


Рецензии