Казахское ханство в хv - хviii века

Жулдыз КАЛИЕВА -

                Казахское Ханство в ХV-ХVIII века.

    В источниках ХIV-ХVШ вв. государства Могулистан, Ак Орда, Ногайская Орда, ханство Абулхаира по традиции называют улусами, как ранее называли владения чингизидов,в составе Монгольской  Империи.
Улус приобрело значение государства. Так самостоятельными государствами стали улусы  Джучи, Джагатая. В ХIII-ХIV веках владения Джучидов в Дешт-и-Кыпчаке именовались «Улус Бату»,
« Улус Узбека ». Ак-Орда во второй половине ХIV века назывались по имени хана « Улусом Урус хана » - основополагателя династии казахских ханств. Урус правил в те времена, когда казахи не назывались казахами. Он правил узбеками.
      Лишь после откочевки Керея и Жанибека слово « казах » становится этнонимом. В этом качестве этот термин распространяется на огромных просторах  Дешт-и-Кыпчаке и Семиречья. Правление и реальная власть хана также почти всегда зависели от воли аристократии - многочисленных Чингизидов и родоплеменной верхушки. Так в  « Тарих-и-Рашида » упоминается совещания и советы со знатью Абулхаир хана, Урус хана и других правителей. Правители улусов, племенных объединений находились в вассальном подчинении по отношению к хану, как к главе государства. Управляя от имени хана, они должны были выставлять  определенное число воинов племени в виде ополчения,отдавать хану часть взимавшихся ими с подвластного населения налогов.
    С 1428 года политическая власть в руки в Дешт-и-Кыпчаке Абулхаир хану. Непосредственным толчком к образованию Казахского ханства , явилась откочевка из-под власти Абулхаирхана в конце 50-60-х г.г. ХV века части  родов и племен Центрального и Южного Казахстана в Западном Семиречье. Откочевавших казахов, возглавили султаны – чингизиды Жанибек и Керей, противники Абулхаира. В Семиречье казахские султаны вступили в союзные отношения с ханом Моголистан, Есен-Буге. После смерти его в 1462 году, политическая ситуация,факт безвластия, способствовала созданию казахскими султанами на занимаемой ими территории в Семиречье, самостоятельного политического объединения.
     Началом  правления казахских ханов автор « Тарих -и- Рашида »  Мухаммед Хайдар Дулати называет ( 1465-1466 гг.)- год 470. Хиджры. Казахское ханство в первое время  занимало территории Западного Семиречья-долины Чу и Талас. Оно объединило как  местные, так и переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена.
     После смерти Абулхаира в 1468 году  Жанибек хан и Керей хан вступили  в борьбу с султанами Джучидов с разных линий  за власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке. Обладая значительными военными силами , и имея прочный тыл в Семиречье, казахский народ занимая  большую часть территории Дешт-и- Кыпчака ( ныне Узбекистана)  Жанибек  хан и его сподвижники способствовали созданию прочной государственности  казахов с независимой политическим и экономическим  развитием.После смерти Керея к началу 1470 году был вторым ханом казахского ханства Жанибек хан - потомок хана Уруса, младший сын хана Барака. Ему удалось укрепить свою власть на значительной части территории расселения казахских родов и племен на Сарысу и Сырдарье, Приаралье и предгорьях Каратау. Осколки узбекских племен постепенно в ходе событий ослабления Ногайской Орды, мангытской вошли в  этнический состав казахов Западного Казахстана. Из них образовался Младший  жуз. Это событие произошло в середине ХVI века. Таким образом этноним
     “ Казах “ находится в тесной связи с самим образом жизни Казахстана. По свидетельству Касим хана,с именем которого связан период наивысшего политического влияния Казахского ханства,
казахи в средневековую эпоху представляют собой достаточно однородный, культурно-этнический тип: “ Мы,жители степи,у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров- главное наше богатство состоит в лошадях: мясо и кожа служат  нам лучшею пищей и одеждой, а приятный напиток для нас молоко их и то, что из него приготовляется, в земле нашей нет ни садов, ни зданий, место наших развлечений-пастбище скота и табуны коней, и мы ходим к табунам любоваться зрелищам коней.”
      Возникновение и развитие жуза должно восприниматься как одно из особенностей кочевого образа жизни.Одним из первых о происхождении жузов высказал свое мнение Чокан Валиханов. На основе серъезного изучения и анализа устного творчества казахов, сказок , эпосов , легенд  попытался определить время разделения на  3 жуза. Он то полагал,что « казахские жузы в ХV-ХVI в.в. были созданы по образцу монгольских улусов».
Одним из видных казахских ханов при котором шел процесс «собирания земель» был Касым хан (с1511г.), сын одного из основателей Казахского Ханства, Жанибека. Основной линией внешней политики Касым хана была борьба за овладение Присырдарьинскими городами. Успешно вел войну на юге Казахстана с Мухаммедом-Шайбани ханом, который неоднократно предпринимал набеги и походы на казахские земли, стремясь не допустить усиления Казахского Ханства. «Не дай Бог, - рассуждали узбеки – лицезрение всей этой благодати, толкнет казахов на путь войны и распри. И они, казахи в стремлении завоевать эти владения, и заполучить эти украшения, и вкусные явства, вытащат мечи из ножен». Указ Шайбани хана, предписывая населению Туркестана, не иметь никаких торговых сделок с казахами. Касым хан выгодно использовал политическую ситуацию в Средней Азии, подчинил своей власти часть Ногайской (Мангытских родов). Поражение Мухаммеда-Шайбани хана привело к расширению Казахского Ханства. Границы Казахского Ханства на юге проходили по побережью Сырдарьи и включали большую часть городов Туркестана (в 1513 год в подчинении К.-Х. перешел гор. Сайрам, на юго-востоке охватывали предгорье и долины Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе Улытауских гор и озера Балхаш).
Истории известно несколько войн, произошедших между Шайбани ханом и владетелями казахов, Бурундуком (третьим ханом), Касымом (1503,1508,1509,1510). Историки Востока во всех случаях рядом с именем Бурундук хана ставят имя Касым султана как известного человека среди казахских султанов «прославленного временем и единственным воителем». Согласно казахским историческим преданиям, мавзолей Касым хана в гор.Сарайчике,т.е. в малой столице Золотой Орды.
Ранее было уже уделено тому, что реальная власть хана зависели от воли аристократии и родоплеменной верхушки. «Совещания и советы» со знатью – и не случайно в период правления Касым хана был создан свод законов - Адата «Касым ханнын каска жолы», основанным на законах «Яргу», (на современном казахском языке – Жаргы – справедливость, истина, правда существовали в средние века в кипчакских, чагатайских улусах). Другое значение тюрского слова «Яргу» - не перевесить, не склонить ни в одну сторону, характеризуется древним выражениям (ара), а «жарган», т.е разрезающий тонкий волос вдоль на две ровные половины. Историческое значение законов «Яргу» и «К.х. к.ж.», т.е «Светлый путь Касым хана» в том, что Касым поднял значение его, обновил и систематизировал, созданный на почве повседневной жизни и быта населения. Был одобрительно воспринят народом. «;асым ханы; ;ас;а жолы» - ("Светлый путь Касым хана")
 состоял из 5 разделов:
1. Имущественный закон (в него входили положения о решении споров о земле, скоте, имуществе).
2. Уголовный закон.
3. Военный закон.
4. Посольский обычай.
5. Закон общественности (ж;ртшылык).
    Положения «К.х. к.ж.» без особого изменения дошли до ХVIIв. и в период правления хана Есима (1598-1645г№г.) еще более укрепившего его, получили название «Есим ханы; сал;ан ескі жолы» - ("Есим хана исконный путь"). Основное положение «Жаргы» знали бии, султаны – правители, находившиеся у власти в ХVIII-ХIХ вв. ( прим: Аблай, Жангир, Ахмет Жантурин, Кунанбай, Муса Шорманов). Брат Абая Халиулла Ускенбаев со слов отца записал «К.х. к.ж.», «Есима исконный путь». В начале ХIХв. участвовали в работе комиссии М.М Сперанского по созданию «Устава о Сибирских киргизах (казахах) 1882 года ».
Внутриполитическое положение казахского ханства в 17 веке характеризуется усилением феодальных усобиц. Отдельные могущественные становились фактически независимыми. Постепенно в каждом из трех жузов утверждаются самостоятельные ханы.
    Господство натурального хозяйства, почти полное отсутствие внутреннего рынка, упадок городов на юге Казахстана –все это еще более ослабляло ханство.
В начале 18 века большую угрозу для Казахстана представляла военно-феодальная Джунгария. Наиболее энергичными казахскими правителями, в частности ханом Тауке, предпринимались попытки организовать отпор . В 1710 году в Каракумах состоялся съезд представителей жузов для организации борьбы с джунгарскими феодалами.
    Объединенным казахским силам, удалось нанести поражение джунгарским войском. Однако жузы оставились как и ранее , оторванными друг от друга, попытки же объединения их предпринимавшимися отдельными ханами не были эффективными. Особенно слабы были связи младшего и среднего жузов со старшим.
Борьба между казахскими и джунгарскими владетелями продолжались более столетия. В основе ее лежало соперничество из-за пастбищ. Кроме пастбищных территорий, джунгарские феодалы стремились овладеть Южным Казахстаном, территории по которой проходили важные торговые пути ,и где находились значительные торговые центры. Воспользовавшись политической раздробленностью казахских ханств, и основательно подготовшись к предстоящей войне , джунгарские владетели в 1723 году двинули свои войска в  пределы Казахстан. Этот год и считается годом начала «Великого бедствия», в устных казахских преданиях ,именуемый «Актабан шубырынды».
    Успех первоначального натиска джунгарских феодалов был обеспечен его внезапностью и многочисленностью  войск, а также наличием у джунгарской армии винтовок и пушек. К тому же джунгарские военноначальники выбрали удобный момент для удара, когда казахские аулы находились на зимних стоянках. Не желавших подчиняться,  истребляли физически. «Такая же участь ожидала всех остальных киргиз-кайсаков. Стесненные и преследеумые с трех сторон, они могли б почти истреблены, если бы не удалились на юг»,-писал А.И. Левшин.
В этой чрезвычайно тяжелой внешней и внутренней политической обстановке, казахские ханы и султаны оказались неспособными организовать отпор джунгарским феодалам. Борьбу за независимость возглавили представители знати «черной кости», народные батыры.  Среди них такие батыры, как Олжабай, Богенбай, Тайлак, Сауран, Малайсары, Жанибек и другие.  Они призвали народ к освобождению родной страны от иноземных захватчиков .
Так было положено начало, объединенным действиям народных ополчений. Народные ополчения возглавили батыры трех жузов: младшего- Тайлак, среднего-Богенбай и старшего- Сауран, ставшие героями борьбы в годы « Актабан шубырынды».             Организованный отпор захватчикам казахи начали с 1726 года, когда ополченцы всех трех жузов стали действовать сообща. На юге-восточной части Тургайской степи, на берегах рек Булайты и Белеуты, в местности Кара-Сиыр, получившей впоследствии название «;алма; ;ырыл;ан» (место гибели калмаков) произошла крупная битва казахских ополченцев с джунгарскими феодалами. Это первая крупная победа над джунгарами. Она подняла настроение казахского народа , вдохновила на дальнейшую борьбу.
    В народе Баянауыльского района  существует предание о славных сынах казахского народа, боровшихся за национальную независимость Олжабая батыра и Жасыбая батыра. В 1741 году, когда хан Аблай - глава Среднего жуза , находился в плену у джунгарского владыки Галден-Церена, джунгары пытались захватить Каркаралинск и Баянаульские степи со стороны Иртыша, устраивали частые  вылазки и набеги на аулы, угоняли скот, грабили, сжигали жилища мирных казахов. Но Олжабай Толыбайулы со своими отважным племянником Жасыбаем, родным братом Орманом, троюродными братьями Едыге и Жауке батыром, сыновьями Казбек бия, срочно организовал боевые отряды для отпора врагу. Во главе одного из отрядов встал батыр Жасыбай.
В живописной долине Жанбак  Олжабай созвал на совет богатырей Едыге, Жасыбая, Жауке, Алпыса, Жекебатыра, Жанибека, Жалантоса и Дулата ( Дулат и Жалантос –сыновья Олжабая). Зимовки их потомков находились у оз. Шоиндыколь.
«Не щадя жизни, изгнать захватчиков с родной земли » - решили богатыри. Первыми встретили врага войска Жасыбая. Его отряд, находясь в засаде, подпустил противника почти вплотную и кинулся на него с пиками и стрелами. Враги обратились в позорное бегство и пришли в себя только у оз.Сабындыкуль. Решили пуститься на хитрость. Каждый всадник привязал повод лошади к ноге и сел задом наперед, чтобы создать видимость отступление, уменьшить бдительность обороны и застать их врасплох.
« Ого! Они только опомнились, привели себя в порядок, - воскликнул дозорный. А теперь уходят. Смотрите!»  Жасыбай взял даурын –баранью лопатку, пригляделся через глазок, в ней и разгадал вражескую хитрость. И снова нанес им поражение. Однако отдых после боя для храброго батыра оказался роковым. Он был убит стрелой из вражеского мергена.
Когда гонец привез эту печальную весть Олжабаю , тот поднял своих бойцов, и бросился догонять отступавших. Они убегали, оставив свое пристанище на оз. Сабындыколе. Большинство джунгар на быстрых конях скрывались за дальними холмами, расположенными юго-восточнее Баянаульских гор, в Приитышской равнине Олжабай нанес джунгарам последний, сокрушительный удар. И с тех пор эти горы называютя «Калмак-кырган», а оз. Шоиндыколь в память о молодом казахском батыре, смело вставшем на защиту Родины , народ переименовал в оз. Джасыбай. Его именем стали называть и перевал между озером и Баянауылом, где он держал оборону и был похоронен.
    Не забыта баянаульцами и имя главного предводителя борьбы в этих местах Олжабая Толыбайулы. Много из песен акына-композитора Жаяу-Мусы Байжанова, в эпической поэме «Олжабай батыр», об Олжабае знает народ. За храбрость и подвиги, проявленные в битвах при освобождении от джунгар долин Семиречья и Сырдарьи, он был признан Отважным Олжабаем ( Ер-Олжабай). Ханом Абильмамбетом за освобождение Туркестана ему была преподнесена сабля с золотой рукоятью. В качестве посла Олжабай представлял интересы хана Аблая в России . В память об Олжабае в горах Ереймен названы перевал и вершина. Его подвиги воспеты также казахскими поэтами Котешом, Сакау.
    В «Олжабай-батыре»- казахском героическом эпосе ХYIII века, прославляется подвиг казахского батыра и сарбазов, воспевается их ненависть к врагу, стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Лейтмотив «Олжабай-батыра» - объединение народа против нашествия захватчиков.
Собиратели эпоса Машхур Жусупа Копеев зафиксировал 5 легенд, Байжанов-3, вариант Кульмариева состоит из 9 глав. Сопоставительный анализ всех вариантов и исторических документов говорит, об имевшим в действительности событиях.


Рецензии