Сплав по Аксауту - Кавказ

В переводе с карачаевского Аксаут – это белая вода.
Кто более-менее знаком с татарским сразу заметит тут два слова:
«Ак»  и «саут», ак – белый, а саут – очень похоже на су – вода.
При разговоре с местными жителями явно чувствуется, что карачаевский  из тюркских языков, а черкесский – совсем не похож на него и не ясно какой языковой группы.
Выгрузились мы на небольшую полянку в горах уже в сумерках. Река текла внизу – под неплохим обрывом – яром по-нашему. Все говорили, что вода уже спадает и сплав будет немного затруднен. Дело в том, что на Северном Кавказе два раза в году происходит повышения уровня воды: весной  при таянье снега и  летом – при таянье ледников в горах. Так что считается сплав в летнее время – самое удовольствие, только бы солнышко не напекло.
Утром после завтрака и подготовки нас уже ждала бортовая машина. Мы загрузились и с удивлением наблюдали с обрывистой горной дороги на маленький (как нам казалось) ручеек, что бежал и гремел в ущельях, на перекатах и в каньонах. В русле была куча камней (чемоданов, обливняков и троллейбусов – градация камней у водников). Да предстоит немало погрести на таком сложном фарватере, тут уж была строгая четверка.
В долине реки было полно дикой груши – леса и скаты гор пенились белой кипенью. Так же много было бука, чья древесина еле пилилась для дров. Выше в горы уходили сосны, а еще выше – стоял голый нераспустившийся кустарник – там еще ранняя весна. У нас же было почти начало лета. Пекло так, что гидру и спасы одевали только перед посадкой на воду – под + 25 гр.
Речка же была  меньше Зеленчука и более быстрая и резвая, как горная коза – все брыкалась на галечниках и шиверках. Попробуй поймай!!!
Мы загрузились и пошли. Река не давала ни  секунды сидеть спокойно, сразу же началось лаврирование между камнями, прижимчиками, глухими протоками, расческами и отмелями. Воды и в самом деле было маловато, тем более для нашего шестерочного ката – танка. Там где двойки и четверки проходили легко и непринужденно, буквально одним гребком весла – там нам приходилось проявлять чудеса мастерства и ловкости, чтобы не налететь на очередной «кулак».
Но как слажено не работала команда – река буквально через 20 минут показала свой коварный нрав. Выскакиваем мы за поворот: русло делится на два рукава, выбираем  левый, только стали заходить – видим, что впереди незамеченный завал. Срочно даем команду на табанку и правый разворот (на носу Марата заменил Сергей, поскольку у первого была травма ноги на Зеленчуке при чалке к берегу). И не успеваем вывернуть – скорость течения и инерция сделали свое подлое дело. Аксаут тем и сложен, что русло просматривается недалеко из-за извилистого берега и препятствий, а плесовых участков на реке в верхнем течении почти нет, в отличии от Зеленчука. Так что времени на принятие решения очень мало, иногда совсем нет, полагаешься на интуицию.
Нас с разгона выносит на саму стрелку галечной отмели (Разбоя), крутит на 180 градусов и отбрасывает в левое русло к берегу, где мы сразу попадаем под расческу. Все  живо пригнулись, ветки и сучья дробно ударили по каскам и спасжилетам, гулко откликнулись баллоны, послышался треск дерева и крепкое словцо кого-то из команды. Кто-то из правого борта успел саммортизировать веслом об берег. Течение не дало перевести дух -  нас снова рвануло, прокрутило на пол-оборота.
Наконец выруливаем в улово – спокойное место за камнями, и чалимся к берегу.
Переводим дух, смотрим по сторонам – жизнь хороша!
Кавказ – это сила!


Рецензии