Чёрно-Белый квадрат
Про «Чёрный квадрат» ( К.Малевича):
-ни бельмеса не смыслившего;
-самое известное (даже полным невеждам);
-первооснова всех форм в мире;
-чёрная дыра…первичная форма будущего;
-символ нового взгляда на мир;
-не квадрат, а неправильный прямоугольник;
-и не чёрный…,не отражающий свет;
-был концом развития искусства живописи …и началом нового…и.т.д.
Иван Ботхисатхва.
1.История. («Чёрного Квадрата»)
Пейзажисты, маринисты, портретисты
Не нашли в шахте сюжетов для своих картин.
Там вотчина модернистов, сюрреалистов, авангардистов
И простор – для фантазии их.
Малость «подшофе», бродя по горным отводам,
Набрели на заброшенный шурф.
Соображать стали – что за чушь такая?
Дыра чёрная в теле Земли!?
- Это, Пуп, не затянувшийся после родов?
- Скорее, Преисподняя или Дырявый Пень.
Третий подошёл, понюхал – тянет сероводородом…*
-Эврика! Это ж «хвостовая» часть Матушки Земли!
Достали мольберты, краски и кисти,
Фантазии дали простор.
-Зафиксируем в стиле постмодерна,
«Труднодоступное» место Земли!
Сальвадор Дали в поте лица трудился,
Чудные картины и фигуры создал.
В конце посмотрел на свои «недоразумения»
И «Мэтром» сюрреализма себя обозвал.
(«Недоразумение – лучшая форма общения»
Сказал Дали, чтоб затуманить мозги).
Пабло Пикассо неделю мучился,
Странные 347 картин написал.
Очень хотелось ему отличиться,
Но пока что его мало кто признал.
(«Начинающего художника понимают
лишь несколько человек.
Знаменитого – ещё меньше».
Сказал Пикассо тяжело вздохнув.
-Настоящего – все, пришлось добавить мне,
Несказанные им, его мысли вслух).
Ну а наш – Казимир, который – Малевич,
С похмелья случайно краски пролил.
Его мольберт стал – квадратом чёрным,
Не расстроился он, слезу не уронил.
Тряпкой смахнул с мольберта краски,
Запендюрил его под куст ногой.
- Подумаешь, дыра чёрная, кого удивишь-то?
У афро- американцев она почерней!
Спокойно допил свою бормотуху,
На лоне природы отлично поспал.
А утром подсохнувшую «картину»,
Усмехнувшись… на аукцион послал!
Голова трещало, внутри горело,
Но «сопроводиловку» всё ж сочинил.
В конце сочинения скромненько
Лимончик выслать к чаю просил.
Что там творилось! – не описать словами,
Всемирный Аукцион на ушах стоял!
Кто рыдал от счастья, кто бился в истерике,
Кто головою стены ломал!
Разорваны в клочья «Мадонны» Рафаэля,
Осквернён и выброшен сам Рембрант.
Втоптаны в грязь Микеланджело, Леонардо,
На вершину искусства воздвигнут «Квадрат»!
- Кончилась ваша эпоха Ренессанса!
- «Квадрат» - «дыра чёрная» в неизведанный Мир!
- Гениальный Казимир – который Малевич,
Наш единственный величайший кумир!!
Наконец, настала их золотая эпоха,
Псевдоискусства, нравов, надежд.
Не совсем традиционной ориентации,
«Убеждённых», «всезнающих» невежд.
Вынырнув из толпы, толстосум-деляга,
Небрежно свой кОшел на «Квадрат» положил.
Чтоб удовлетворить просьбу Казимира,
«Лимончик зелёных» ему отвалил.
Что ты знаешь о шахте, если в шахте ты не был,
Если ходишь под солнцем с утра.
Чтоб чуток ощутить эту «прелесть»,
Влезь на время в шкуру горняка.
Напяль на себя каску, сапоги и робу,
Навесь спасатель, аккумулятор, затяни ремень.
Не забудь фляжку, «забутовку», да лопату
И спустись хотя бы в « погреб» на день.
Надышись пылью, метаном, сероводородом,
Недостаток кислорода ощути.
Вытянув в струну сухожилия,
От натуги пуп не надорви.
Разомнись с кайлом, поковыряйся ломом,
Кувалдой «чемоданы» подолби.
Сразу ощутишь, как « приятно» становится телу
И как душа от « счастья» рвётся изнутри.
Находясь в этом «Квадрате» смену,
Ты почернеешь словно чёрт.
Не ищи там никакого блага,
Ничего там хорошего нет.
Поднявшись на - гора, прищурив глазки,
На Белый Свет и Восход посмотри.
Надышись вдоволь воздухом свежим
И только потом закури.
Не забудь сказать спасибо Богу,
Что остался сегодня живой.
Спеши домой к семье, детям,
Позабудь работу – отдохни душой.
Выходя «на- гора» по ходку людскому,
Я вижу впереди « Белый квадрат».
Я обязательно его нарисую,
Выбросив к чёрту его чёрный собрат.
Каждый раз, находясь в этой преисподней,
Надеюсь вернуться в «Белый квадрат».
Чтоб иногда на заре, на лоне природы,
С детьми и друзьями встречать рассвет!
Л.М.Кузьмич. 16. 03.2013г.
(Как я не старался – ничего не получается -
Квадрат в прямоугольник не превращается!
И в «Дыру чёрную» - тоже сопротивляется.
Покажите, как это у Вас получается?!
Моя твоя совсем не понимает:
Что означает слово «бельмес»?.
Если это –« не понимающий» ,
Тогда что же будет «не бельмес»?)
2.В поисках «истины».
Восхитившись глубокомыслием философских суждений,
Узрев Ваш гениальный математический талант,
Чтоб ощутить возвышенные чувства,
Захотелось «нырнуть» в «Чёрный квадрат».
Чтоб, за образовавшейся «дырой чёрной»,
Увидеть первым иные Миры.
Где никогда не бывают реформы,
Кризисов в мозгах, и вечной борьбы.
Где нет лукавства, искушений, обмана,
Нет грызни, убийств, делёжа добра.
Где истинная свобода и равенство,
Где счастье и любовь у всех - навсегда.
Вспомнив совет про «японский язык»,
Надолго засел за мудрые книжки.
Усердно ночами грыз гранит наук,
Не евши, не пивши – до отрыжки.
И вот теперь я - «бельмес» по Вашим меркам,
Вооружившись лопатой да кайлом,
«Порвав» сапогами «Квадрат чёрный»,
Шагаю по чёрной дыре напролом.
Скажу вам сразу - дыра не простая,
Не похожа она на трубу.
Там каждый сантиметр дороги
Надо пробивать самому.
Завалы, обвалы, взрывы, пожары,
Выбросы газа и горных пород,
В любую минуту, за доли секунды,
Могут уничтожить всё подряд.
Чтоб добраться до конечной цели,
Десятки лет там пришлось пробыть.
Кайлом и лопатой, грудью и зубами,
Грыз песчаник, колчедан, алевролит.
Заглянул попутно я в Преисподнюю –
Да Вань, это действительно Ад.
Там, в кочегарке, вместе с чертями
Трудятся рабочие КМК* и закрытых шахт.
-Тебе интересно, кто на сковороде – то?
«Безгрешные» в Миру – элита, бомонд.
Сковорода просторная, чугун КМКовская,**
По краям решётки из брони военных лет,
(Таких посудин на Белом Свете Вань нет).
Не прилично же пройти мимо дьявола,
Кайло за ремень и нырнул в логово.
Устроился он там здорово,
Ремонт – евро, «упакован» клёво.
Рога спилил, шерсть сбрил,
Костюм, панама, чёрный бант,
Ботинки на высоких каблуках.
На побегушках девочки - в чёрных передничках,
Очи – темнее безлунной ночи,
На лицо – как у негров цыганочки.
На стене ультро - инфрокрасный монитор –
Всё царство Аида – в три-Д обзор.
Челюсть отвисла, «шары» на лоб полезли,
Язык не знаю, сунул он куда.
За тысячи лет не видел такого чуда,
Чтоб человек сам пришёл сюда!
Пришлось отлить «Абусэмбл» из фляжки,
Чтоб с ним не случилась беда.
Ведь без него не станет и Ада,
А куда деваться грешникам тогда?
Ну вот, всё путём - он очухался,
Глаза на месте, челюсть подобрал.
Спросил: - откуда ты взялся?!
Неужто от Белого Света устал?
Или Бог мне смену прислал?
- Не волнуйся, ты - незаменимый,
Да и дело не в том - устал…, не устал…
Просто один чудик до печёнок достал.
Говорит: - В мире нет больше картин-
Лучше, чем «Чёрный квадрат» один!
Вы же «ни бельмеса не смыслите в искусстве»,
«Квадрат» этот и есть «чёрная дыра»!
«Первооснова всех форм»…, «живого организма»…,
Выслушав его, я чуть не сошёл с ума!
Не осталось у меня ни капли терпенья,
Чтоб « раздавить» все черви сомнения-
Дай, думаю, сам на всё погляжу,
По выходу на-гора, ему всю правду расскажу.
-Чую, твой Ваня парень вовсе не простой-
У него наш – бесово - чертовский настрой.
Когда он уйдёт на заслуженный «покой»,
Обязательно должен встретиться со мной.
Я устрою ему сверх горячий прием-
Пусть они с нашим Казимиром вдвоём,
Вечно малюют чёрные картинки
В тёмном царстве моём.
Я тебя понял, хватит об этом,
Поговорим о жизни там и тут
За тысячи лет что у вас изменилось?
И какие там реформы идут?
- В двух словах – всё по- прежнему,
Формы реформ меняем каждый день.
Видишь, уши мои уже отвисли,
От спагетти, что вешают на них.
Нас «убеждают» по «ящику» с утра,
Что «завтра будем жить лучше, чем послезавтра»
И посему мы не кричим ура,
Ведь в кармане давно «чёрная дыра».
-У вас же необъятные просторы природы,
Россия богатейшая в мире страна!
Куда вы деваете сокровища недр,
Чем наделил вас Господь сполна?
-Откуда нам знать? Но Ваня и тут «дока»,
Говорит, что всё вылетает в «чёрную дыру»-
Имея в виду трубопроводы и терминалы,
На всех границах, а также в тылу.
-Да…, правда, что Россию умом не понять,
И аршином наверное не измерить.
Налей-ка лучше своё вино,
И поговорим о жизни этой.
Девочки накрыли тут же «поляну»:
На чёрном хлебе - чёрная икра,
Закопчённые балыки с черносливом,
Букет чёрных роз посреди стола.
Посидели мы с ним изрядно,
Пить я правда и есть не стал.
Всё- таки опасался подвоха,
Ведь душой- то он вовсе не кристалл.
Да, скажу вам, пил он умело и даже красиво,
Не спеша «Абусэмблом» глотку ласкал.
А когда уж плохо стал он вязать лыко,
Как на исповеди мне всё рассказал:
-Я был в здравом уме и рассудке,
Когда покушался на Божий престол.
Только не верил, что он Всемогущий-
Хитрый мой замысел легко разгадал.
Стал я первым Ангелом - падшим,
Во всей Вселенной и Царстве Небес.
Соблазнившись безмерной властью и богатством,
Совершил я тягчайший в мире грех.
За тысячи лет в этой темнице,
Я к чёрному цвету так и не привык.
Меня тянет к Белому Свету-
От него я ещё вовсе не отвык.
А ты оставайся – вари мне «Абусэмбл»,
Утоплю я в нём грехи свои.
Я изнемогаю от тяжести печали,
Не уж-то жаль тебе «бальзам для души»?
Только прекрати нести чушь несусветную,
Про «Чёрный квадрат» - я ж со смеха помру.
«Первоосно-о-о-ва», «символ конца и нача-а-а-ла»…
Скажи, кто из них лазил в эту « дыру»?!
Если б впереди было будущее,
Неужто сидел бы я в этой дыре?
За тысячи лет я всё обследовал,
Какие там к чёрту - «Иные миры»?!
Разве могут цвести сады Рая
Там, где нет Солнца восход?
Кому ты веришь? – ведь это Истина:
Вечный Рай там – где нет Солнца заход!
Все знают мой упрямый, скверный характер,
Я «достал» им многих сполна.
Если уж что втемяшил в голову,
Рвану с ходу хоть к чёрту на рога.
Так оно и вышло – «попёр» я дальше,
«Проткнул» наконец «шарик» Земли…
Кругом цветы…, зелень…, лазурное небо...,
Поглазеть на меня кенгуру пришли.
Отдышался малость…, дымком запахло…,
Похож на Рай, весь этот уют.
Под пальмой у костра сидят аборигены
И грустную песню про Кука поют!
Увидев меня, с радостным улюлюканьем,
Подняв каменья и копья бегут…
Меня как будто ветром сдуло,
И не помню, как очутился снова тут!
Чтоб раскрыть глаза затуманенные, грешным,
Как Мессии, не легкий путь пришлось пройти самому.
Посему мой сказ – высшая истина,
Списан с натуры, в масштабе один к одному!
Объясняю популярно, для всезнающих невежд,
Да, он чёрный словно уголь, когда в шахту ты идёшь,
Но становится он Белым, даже режет вам глаза,
Когда уставший, но счастливый следуешь на-гора.
Как на духу говорю тебе, Ваня:
«Чёрный квадрат» - das ist Pluskuamрerfekt.
Эксперимент Казимира Малевича
Лишь на «избранных» производит эффект!
Сообщу лишь тебе по секрету-
Таких квадратов в шахте не перечесть,
В каждой выработке по два экземпляра
Доски замера воздуха есть.***
Да, если «заложить» за воротник изрядно,
Упёршись взглядом в этот квадрат-
Черти навяжутся в друзья «закадычные»,
Дьявол станет дороже чем брат.
Узнав истину – не печалься, а радуйся Ваня,
Тот «шедевр» псевдоискусства не ты же купил.
Пусть чешет затылок толстосум – деляга,
Который свой кОшел на «Квадрат» положил.
А ты всмотрись, «засверлись»- в «Квадрат Белый»
Там - Вселенная! Там – наша Жизнь!!
Что может быть важнее, краше и милее,
Чем созданный Творцом реальный Мир?!
Кто умеет – пишет Картины,
Не умеющий – « пудрит» мозги.
Кто не может ни писать, ни «пудрить»,
Тот - «знаток искусства» в глубине души.
Если кто мне и сейчас не поверит –
Специи в руки и - в «добрый» путь!
Иначе – на берегах далёкой Австралии,
Его, как Кука, без соли и лука сожрут.
С меня, в мои годы, уже довольно,
В «Чёрный квадрат» я больше не ходок.
Вершина моей мечты теперь направлена
На восход Солнца – в «Белый квадрат»!
*В составе исходящих струй рудничного воздуха кроме азота и кислорода присутствуют и другие газы – углекислый газ, метан, сероводород и т.д.
**КМК - легендарный Кузнецкий Металлургический Комбинат.
***На входящих и исходящих струях воздуха в горных выработках устанавливаются черные доски, куда мелом заносятся данные по составу, количеству, скорости движения воздуха. Они
один – в один соответствуют по всем параметрам «Чёрному квадрату» Малевича, описанному уважаемым Ваней.
Послесловие:
Все убедились, что после Чёрного квадрата мир не перевернулся, не настал конец развития изобразительного искусства. Это голое сплетение пустого, ничем не обоснованного, не доказуемого словоблудия определённого круга лиц, старающихся примкнуть к действительно высокому прекрасному миру искусства, каким он должен быть. Но тем, кто не дотягивает до этого уровня замудрёными, высокопарными, и даже научно - философскими умозаключениями не поможешь.
(К примеру, ещё больше можно «наплести», нафантазировать, о картине, случайно задетом корвьим хвостом мольберта, после жидкого стула.)
Малевич своевременно закинул «удочку в среду, где псевдоискусство пустило корни. Им, чтоб возвысить своё « творчество», надо было найти что-то экстровагантное, что-то сложное, необычное в очень простом и раструбить на весь мир об этом, чтоб привлечь к себеподобным всеобщее внимание. Вот Черный квадрат и стал их идолом, кумиром, символом. В этом он преуспел, как свой среди своих и его последователи сумели многим в последствии успешно загадить мозги, « протолкнув» им псевдонаживку.
На приведённых картинках изображены вход и выход из шахты прообразы «Чёрного» и «Белого» квадратов.
Л.М.Кузьмич. 2013г.
Свидетельство о публикации №115111908594