Сонет к другому
«Недоступный, гордый, чистый, злой».
(А.Блок)
За зеркалом – там человек другой.
Он перевернут хаосом событий,
не только оптикой. Его ты видишь,
но не меня. Я скрыт. В себе. Собой.
Кто недоступный, гордый, чистый, злой?
Кого из нас, в стихах, в помпезной свите
небесных муз, ты обожаешь, выйдя
венчать и славить веткой золотой?
Не отраженье в зеркале мое,
как низагам или как текрамрепус, –
а там другой, другое существо.
И для меня загадка он и ребус.
И кто из нас живое естество,
а кто фантомный дух земле и небу?
Свидетельство о публикации №115111908148
Прежде всего поздравляю Вас с Зимой! Явилась Она-таки, не заставила себя
ждать! И хотя у нас сейчас опять в районе нуля, но вчера сыпал такой Настоящий,
пушистый, искристый, серебристый, чистый снег! Сердце радовалось! И, если смотреть
на небо, или на разодетые в нарядные белоснежные платья деревья, или... ну, хотя бы
на крыши, то сразу всплывает Пастернак, и хочется, чтобы "кроме крыш и снега, Никого!"
Но, не всё, конечно, происходит, как мы того желаем, и тут надо включать воображение,
чтобы одолеть всё мешающее радоваться и вдохновляться.
Пусть Зима вдохновляет на новые стихи и на всё удивительное и прекрасное, ведь в Ней
не меньше прелести, чем в других временах года, одни только Рождественские Праздники
чего стоят! А близлежащие?!) В общем, будем жить с наслаждением и благодарностью за всё Это!
Сонет Ваш удивителен! И не только потому, что То, что скрыто за гранью зеркала, всегда
удивляет, когда-то приятно, а когда-то и не очень), всегда таинственно и неразгаданно,
но постоянно пытается быть постигнутым, интригуя нас извечными философскими вопросами -
а Что Там? Кто я? Где реальность? и проч. Но удивителен он ещё и потому, что каждый человек,
прочитав его, невольно задумается над этими вопросами и признается сам себе в своём
сокровенном, никому другому не ведомом, как бы лишний раз исповедуется перед Тем,
Единственным, кто его всегда видит и слышит.
Вот за Это я и благодарю Вас в первую очередь! И, конечно, за блестящий слог!) Спасибо!
Но, чтобы закончить всё не так занудно, а развеселить Вас в связи с Праздником пришествия
Зимы, вот, что я насочиняла, стараясь соблюдать канонические формы сонета.)
Не судите строго! А то опять три года расстрела. Как жить, Николай, после таких Приговоров?!)
Смотрелись в зеркало слова,
Переворачивая смыслы,
А в голове кружились мысли -
Что значит слово АБЫРВАЛГ?
И так трещала голова
И было так на сердце кисло,
От этих тягостных бессмыслиц
Проникших в зеркала овал,
Что я за помощью воззвал
К Создателю в Небесной выси!
...Но видно жалок я и мал,
К достойным смертным не причислен,
Что сути слов не разобрал
На амальгаме серебристой.(
С поклоном, Лара.
Лара Осенева 01.12.2015 20:56 Заявить о нарушении
Но ценно мне еще и то, что своими катренами Вы отчетливо показали понимание моего сонета. Булгаковский зеркальный "абырвалг" - ключ к моим "низагам и текрамрепус". И потому, Лара, мои поклоны Вам, мои поклоны...
И интригующая таинственность и неразгаданность зазеркалья выводит именно на вопрос "Кто там? Я или не я? И кто из них я?" Или скажу лучше про отражение так: "Кто этот Джон Голт?" (мем) Но суть в том, что смысл Джон Голт обретает исключительно в вопросе "Кто этот Джон Голт?" И имя его возникает в сознании только тогда, когда отчаянно задаешься вопросом: "Who Is John Galt?"
Или это, быть может, тот самый "Undercover Man", что возник когда-то в воображении Питера Хэммилла, и вот уже сорок лет мучает меня своей непознанностью, неразгаданностью? А я годами слушаю и слушаю его надрывное пение и не могу дойти до разгадки. http://www.youtube.com/watch?v=LfPUfdUI81I
Но пусть вопросы остаются открытыми - так интересней жить и размышлять.
А пробный снежок, Лара, и у нас прошел. Это было такое медлительное и нежное вальсирование свежих ярких снежинок, таких редких и пушистых, на фоне обескровленной поздней осенью городской черноты, что я тотчас кинулся писать стихи, сразу же придумав к ним название "Снежное адажио". Это было именно адажио! Но снежинки, не долетая до асфальта, быстро растаяли, и после нескольких написанных строф стихотворение забуксовало и было отложено до лучших времен. Не хотелось дописывать его по воображению - хотелось только с натуры. Но эта волшебная картинка еще вернется. И в этом я тоже уверен.
Спасибо, Лара! Я очень доволен Вашим отзывом.
Николай Левитов 01.12.2015 22:30 Заявить о нарушении
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище..."
Николай! Я Вам очень благодарна за урок по написанию сонета!
Теперь попробую всё это переделать в тот самый пятистопный
(если бы я знала ещё Что Это Такое?))) Но буду ориентироваться
на слух, внимательнее читая Ваш.)
Ещё, конечно, признательна Вам за знакомство с музыкантом-философом
Питтером Хэммиллом. Разве я без Вашего на то указания смогла бы
прислушаться к этим вещим текстам? Да, ни за что! Вы же знаете,
что от такой вот Музыки, у меня болит голова. Но иногда полезно,
чтобы она поболела слегка от мыслей.) За что и благодарю Вас!)
Я тут подумала грешным делом - вот, Вы слушаете уже этого Хэммилла
сорок лет, а не взяться ли Вам за перевод этих мудрых притчей?
КАК бы Это классно получилось!
А Ваш этот Зеркальный сонет как бы срезюмировал вкратце То, о чём
так долго поёт рок-гений Питтер.
Но его мысли, конечно, сонетом не переведёшь, тут целые баллады или...
в общем, Вам, конечно же виднее.)
Было бы ужасно интересно познать Суть, или хотя бы приоткрыть Её,
приоткрыв двери в Зазеркалье. А то что-то мрачновато пишут о его
думах те, кто пытается перевести, ну, просто безысходно, фатально!
С этим нельзя жить. А умирать, так, вообще, противопоказано.)
Но, если учесть, что почти каждая его фраза имеет двоякий смысл,
то можно выйти через этот мрак к Свету! В этом, возможно, главная Цель -
найти Выход, а не прийти в тупик. Подумайте, Николай! А?)
Ещё я, конечно же, благодарю Вас за новые Знания! Господи!
Ну, Что бы я без Вас делала, Николай?! Ведь с Вашей лёгкой руки я уже
узнала про второй мем!) И Кто этот Джон Голт?
Уж не отражение ли это менталитета всего поколения?
Значит то, что я иногда вижу в зеркале и есть..?) КАК Вы меня утешили,
слава богу!)А я-то думаю, Какой Там Кошмар! Кошмар, Карл!
Моя дремучесть потихонечку просветляется Вашим озарением.)
Насчёт Адажио, так Это просто восхитительно! Именно в этом темпе
и с этой, раскрывающей сердце для Нежности, а мысли для постижения,
Музыкой, я и воспринимаю падение снега! "Снег идёт, снег идёт, снег
идёт и ВСЁ в смятеньи, всё пускается в полёт!.."
И это не Альбинони! Нет! Там слишком много слёз, трагизма!
А здесь невесомость, прозрачность-призрачность, мерцание.
полусон-полуявь, Волшебство, что-то похожее на Танец Феи Драже.)
Пусть же поскорее "засыпет снег дороги, завалит скаты крыш",
чтобы Его колдоваство овладело Вами и вылилось прекрасными
стихами на бумагу!)))
http://www.youtube.com/watch?v=if5YSXrHP3s
P.S. А это исправленный вариант. Как? Подходит?
Сквозь мрак смотрелись в зеркало слова,
Перевернув с ног на голову смыслы,
А в голове, как вихрь, кружились мысли -
Что значит это слово - АБЫРВАЛГ?
И так трещала болью голова,
И так на сердце было кисло-кисло
От постиженья тягостных бессмыслиц,
Проникших тайно в зеркала овал,
Что я в тоске за помощью воззвал
К Создателю в Небесной синей выси!
...Но видно слишком жалок я и мал,
К достойным смертным рангом не причислен,
Что сути мудрых слов не разобрал
В холодной амальгаме серебристой.
Жду Вашего ответа.
С благодарной улыбкой, Лара.)
Лара Осенева 02.12.2015 02:32 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=vovYiufFidY
Лара Осенева 02.12.2015 02:42 Заявить о нарушении
Относительно переводов текстов Хэммилла. У него ни поэзия, и ни песни. А именно экспрессивные тексты-размышления, тексты-загадки (разгадки ему и самому неведомы), которые он исполняет до сих пор, и которые сложно переводить, да и не нужно. В те же мои "зеленые" годы я, помнится, взялся за перевод его "Arrow". Но потом понял, что текст либо нужно адаптировать к поэзии (а это уже будет не Хэммилл), либо попросту делать внятный подстрочник. Но зачем? Подстрочник - это не произведение искусства.
А то, что у Вас от такой музыки болит голова, это Вы сочиняете, Лара (смеюсь!) Хэммилловский "Van der graaf generator" способен расширять сознание, но не голову! В 70-е, когда массово слушали "ABBA" и "Boney M", интеллектуалы черпали вдохновение (помимо классики, конечно) именно из "Van der graaf generator", "Emerson, Lake and Palmer", "Yes" Джона Андерсона, "Pink Floyd", "Genesis". И это существенно обогащало, скажу я Вам. Именно расширяло сознание.
А упоминание Альбинони к новому моему стиху "Снежное адажио" - в самую точку, лара! Adagio Albinoni in G Minor Ремо Джадзотто! И никакой ассоциации с трагизмом. Это лишь нежность медленно падающего снега и нежность смотрящих на это чудо глаз, больше ничего.
Николай Левитов 02.12.2015 21:01 Заявить о нарушении
Вот уже вторая попытка, вернее второй сонет благодаря Вам написан. Ура!)))
Первый, правда, записан в таком же порядке, но по образцу Вашего ("К поездке на юг",
если помните). Там тоже всего 2 рифмы. Может, когда меня озарит третий), то добавлю
это cdc dcd, но до этого надо дожить.)
А пока радуюсь беспредельно Вашим щедрым поощрительным минимумам.)
Что же касается Хэммилла, то раз к поэзии его нельзя адаптировать, то бог с ним, конечно же
писать подстрочники ВАМ этому Хэммиллу... Перебьётся! Пусть себе пророчествует, если кто это
понимает. Если бы не Вы, я бы про него ничего и не узнала."ABBу" и "Bony M", конечно, слушала
запоем в начале 70х, но всё остальное, перечисленное Вами, никогда на понимала, может потому,
что там надо понимать текст, отстраняясь от звуков музыки, если это можно назвать музыкой).
Дочка приносила кассеты, я их ставила, пока квартиру убирала, обеды готовила, гладила, но
никакого кайфа не ловила,увы(.
В общем, всё это лишь ещё раз подтверждает мне осознание того, что я в отличие от Вас никогда
не была (и не быть мне!) интеллектуалом. Я тот самый персонаж Рыбчинского со шваброй из "Танго".)
В общем - не моё. И тогда всё больше романсы любила, не говоря о классике, ей я жила, варилась
в ней ежедневно. Ещё был джаз. Ещё Рэй Коннифф, да много всего было.)
Но сознание моё оставалось не расширенным, и только теперь, благодаря сайту Стихи ру, и прежде
всего главному для меня Автору этого сайта, то бишь Вам, Николай, моё "мидийное" сознание начинает
расширяться.) Может доживу до светлых времён, вырвусь из мрака, выплыву со дна, дабы не уподобиться
герою своего же сонета, постигну всё-таки...ну, хоть Что-Нибудь!) Как Вы думаете, есть надежда?)
Эх! Смеюсь!
И всё-таки Альбинони.., там, скорее, ночной снегопад... Николай! Я всё думала про это
Снежное Адажио, вспоминала многие из великих, и всё время возвращалась к Этому, как-то
мне видится так: сначала фортепианное соло - это падают редкие снежинки. Безветрие. Где-то
полдень. Светло. Тихо. Умиротворённо...
С вступлением оркестра снега прибавляется, уже сыпятся хлопья, всё в кружении и... "снег идёт
густой-густой!"). Позже опять соло ф-но. Тут уже ветер спал и опять тихо и светло, солнце озарило
снега и всё искрится... А где-то ребятишки играют в снежки), почти Брейгель...
Не сердитесь, Николай!) Я не навязываю своё видение, но мне, почему-то Моцарт услышался, он светлее,
хотя со снегом, скорее, ассоциируется Бах. Но в Бахе больше Космоса, стремления к непостижимому,
Вселенская необъятность, а у Моцарта больше привязанности к земной красоте, и грусть по неизбежному
расставанию с ней. Но всё это субъективно, конечно). Просто попробуйте послушать, когда в окошке
появится снег.)
http://www.youtube.com/watch?v=Sd3CrCbH0q8
С превеликой благодарностью к Вам, Лара.)
Лара Осенева 02.12.2015 22:31 Заявить о нарушении
Потом я этот же вопрос напрямую задал Игорю Стравинскому. Но, можете себе представить, Стравинский мне ничего не ответил. Т.е. совсем промолчал. Это потому что к моменту выхода хэммилловского диска он уже умер и ни о Хэммилле, ни обо мне понятия не имел. Тогда мне пришлось решать самому - есть ли там та самая гармония, которая делает музыку - Музыкой. И чем больше я слушал (еще и еще), тем больше находил не просто гармонию, но сверхгармонию и сверхценность этого произведения. Есть музыка (как и любое другое произведение искусства), которая хватает душу сразу же. А есть та, которая открывает свои глубины постепенно. Конечно, под пылесос и жарящуюся на сковороде рыбу слушать Хэммилла не рекомендуется. В этом случае скорее обнаружится гармония тандема пылесоса и сковороды.
Ни за что не хочу верить, Лара, что Вы тот самый персонаж Рыбчинского - девушка с веслом, т.е. со шваброй. Вас становится безумно-безумно жалко. Да и швабру тоже. Ей-то за что? Это Вы сгоряча сказали, Лара. Это явная неправда. Одумайтесь! Швабры в сторону! Т.е. шутки в сторону. Там где царит и властвует божественная и глубоко философская музыка, никаких пылесосов, швабр и пахнущих жареной рыбой сковородок нет и быть не может. Им просто неоткуда взяться в раю.
А насчет "23-го фортепианного" Моцарта я подумаю. Несомненно, что-то снежное, воздушное и первозданное в нем присутствует. Да-да, несомненно.
Николай Левитов 03.12.2015 00:06 Заявить о нарушении
Просто Вы забыли его телефон или перепутали и попали в клиннику к его однофамильцу-профессору, который, действительно не так давно, ста лет
ещё не прошло, как умер. Царство ему небесное! А свой вопрос по поводу сверхгармонии и сверхценности творений Хэммилла Вы бы просто задали Иогану
Себастьяну, к примеру, он бы наверняка Вас услышал и растолковал
всё логически идеально. Можно, конечно, и у Хиндемита спросить, я попробую,
если Вы позволите. Завтра же ему позвоню.
Вот пропылесошу всё, рыбу пожарю, вытру потолок, а потом полы, окна протру, коридор общий вымою (кто-то должен это делать?), сбегаю в "Пятёрочку",
попрошу у них взвесить 100 граммов еды, а они мне скажу: "Приносите, взвесим." Нет! Это меня занесло уже куда-то), что-то всплыло из лихих девяностых,
недавно прочитанное в одном чудесном романе, знаете ли.) Мда...
Так на чём бишь я остановилась?.. Ах, да! Куплю 7-8 кило всякого съедобного товару и потащу всё это домой. Хоть бы лифт не сломался!
А лифтам нашим, Николай, уже 29 лет.( Мне-то немного больше, как Вам известно,
и ничего, жива пока, сонеты вот пишу.))) Ой! Расхохоталась!
Да, Николай! Я понимаю Ваше разочарование, но лучше горькая правда!
Вряд ли мне хватит терпения слушать гениального Хэммилла, чтобы расширять
своё узкое сознание.( Жизни у меня такой не осталось, времени надо слишком
много, чтобы постичь его Андеркаверзного мэна.) И рыбы столько я не пережарю,
просто потому даже, что пенсии на рыбу не хватит.) Убирать-то всегда
что-нибудь найдётся, но я не стану оскорблять этим действом великого
нашего Хэммелла (он уже икает, я слышу!))). Я просто поставлю себе
Шопена, Моцарта, Рахманинова, Малера на худой конец, и возьму швабру.
Да, да, Николай! Вы заглянули в моё зазеркалье, а там самый настоящий
Who Is этот Джон Голт? Джон, Карл! Или нет - Голт, Карл! В общем Вы
поняли, что один из них Карл, а он и есть я!)
И не жалейте мою швабру, Николай! Я её стираю после каждого использования.
И сковорода моя не пахнет рыбой, и вообще ничем не пахнет, просто я её
нормально мою после использования.) А музыка в моём доме звучит всегда,
кроме того времени, когда спит Марусенька, и всё больше классика, но и
джаз тоже, да и всё то, о чём я уже Вам много раз говорила. Слушая
всё это, руки сами по инерции делают какие-то вечные дела, а душа
наслаждается, иначе я лишу себя стольких часов духовного наслаждения.
Вот и йогой занимаюсь под музыку, и пишу Вам, и всем, и читаю под музыку.
Но всегда на mP, не громче. Вот, послушайте Моцарта в джазовой аранжировке.
А заодно и Шопена, и Баха, и Баха-Гуно) У меня сегодня джазовое настроение.)
http://www.youtube.com/watch?v=h-070bzUTSI
http://www.youtube.com/watch?v=zVTR-9HyjPA
http://www.youtube.com/watch?v=0QAhvx_EFz8
http://www.youtube.com/watch?v=q71LjwZ4XXs
http://www.youtube.com/watch?v=tco45J8lxuU
Ну, а когда я попаду в рай...) там, наверное, не будет швабр, и пылесосов не будет,
потому что, возможно, пыли не будет, вот тогда-то я и начну постигать Хэммилла от
делать нечего) и давать ответы на его неразгаданные вопросы).
А пока... буду довольствоваться вышеперечисленными Товарищами.)
И тем не менее, Николай, моё сознание слегка расширилось по сравнению с
временем до речевого бытия, я уже выползаю с илистого дна, вижу Свет Юпитера.
Не зря же Моцарт посвятил Вам свою 41-ю симфонию, честное слово.)
Радуюсь этому свету! И благодарю за него!)
Мидия Ваша.)
Лара Осенева 03.12.2015 02:47 Заявить о нарушении
своего детства, всё же жил не в нищенских условиях, и полы сам
не мыл, кто-то делал это за него.) Правда, и вкалывал, как лошадь...
Не знаю, как бы я жила без его музыки? Это всё равно...ну, как
без Ваших стихов! Нет! Это совершенно невозможно!..
Только что позвонила Хиндемиту, спросила его - что он думает по поводу
сверхгармонии и сверхценности творений Хэммилла. Так знаете, Что он мне
ответил? Он сказал, что знать не знает кто такой этот Ваш, наш, понимаете ли,
Питер, и что всё, Что можно причислить к таким Высшим категориям в Музыке,
уже выразил Он сам, лично. А далее (голос его дрожал от возмущения) он уже
стал выражаться не совсем литературно, и я поспешила закончить разговор,
передав ему привет от Вас. Тут он немного успокоился и передавал Вам
взаимный привет, попросив слушать Вас истинные ценности (его слова, Николай),
а не расширять сознание до гидроцефалии.
Напоследок он выслал Вам свою "Гармонию Мира".
Сказал, что именно через Эту Музыку, сознание человеческое просветляется.)
http://www.youtube.com/watch?v=GQx1kc1GXdc
Каждый гений прав по своему.)
С благодарной улыбкой, Лара)))
Лара Осенева 03.12.2015 20:30 Заявить о нарушении
Спасибо, что рассказали о детстве Густава Малера. Это его положительно характеризует. Только я, простите, другое имел в виду. Поясню шепотом. После упоминания Вами его имени я не увидел запятой, и идущие следом вводные слова в контексте обрели иной, весьма курьезный, должен сказать, смысл. Ох, я продолжаю смеяться. Простите. Дорогая Лара, если эти мои замечания смущают Вас, ради бога, удалите их. Оставляю на Ваше усмотрение.
Николай Левитов 03.12.2015 21:39 Заявить о нарушении
Николай! Вы думаете обо мне лучше, чем я есть, смутить
меня нелегко.) Но, если честно, то я, конечно, не знаю таких...
тонких подробностей о Густаве, хотя даже если это было бы так,
как Вы себе представили...)))) то это отнюдь не умоляет
его музыкальной гениальности, и мне лично (ой! хохочу!),
это совершенно не мешает воспринимать его Музыку так..,
как положено (да простит меня "бедный" наш Густав! я ведь
не со зла! В нём столько Океана!!!)
Что же касается спора между Хиндемитом и Хэммеллом
(заметьте, Николай, они одной буквой помечены, да
и имена у них на одну букву),то я всё-таки склоняюсь
в сторону Хиндемита.
Но только Бог им обоим Судья!
Интересно, а хорошо ли известен Хэммелу Хиндемит, уж коль
этот самый Хиндемит не хочет его знать. Тут что-то
неладно. Конкуренция, наверное. Ох, уж эти мне, Гении!
Что им делить?) У всех свои почитатели.)
Но, по Вашему мудрому настоянию, я прослушала этого
Андеркаверзного мэна. Нет! Он (Питер) ни в чём не виноват,
ей богу!) Это только инструменты, очень много электроники,
вот от этого, в основном, болит моя несчастная голова.
И от ударных. Из ударных я предпочитаю щёточки, колокольчики,
кастаньеты, в общем, всё лёгкое, не шумное, шёпот.)
А с головой, так это просто такая индивидуальная особенность,
что делать, у каждого своя болевая точка - у Малера одна,
у меня другая, у... кого-нибудь ещё третья.) Все мы
не без изъяна, Николай.)
Спасибо за музыкальные сюрпризы, расширяющие сознание!),
Всегда внемлющая Вам, Лара.)
Лара Осенева 03.12.2015 23:12 Заявить о нарушении