Реквием по эпохе

Реквием по эпохе

Сегодня узнала, что умерла моя мама. Узнала по краткому письму, присланному из Украины через… Канаду.

Интересно, что близкие родственницы с юга Украины не смогли сообщить о том в течение пяти дней, пока племянница из Торонто не написала несколько слов моему сыну.

Вот такой дальней оказалась теперь для нас Украина! Или до такой степени там уж поокаменели сердца у сородичей?

Я даже не удивлюсь, если окажется, что моя мать, всю жизнь проработавшая (как лошадь) в Украине – померла там от голода или холода.

Кому нужно – те поймут, о чём я говорю.

Да будет ей земля пухом. Рада, что смогла помочь в 2011-м вернуть ей зрение, чтобы последние годы прожила, всё ж видя белый свет.

…С 1928 года рождения, она, конечно, представляла собой целую эпоху 20-го столетия. Вспоминаю её немногие краткие рассказы о прошлом – постоянно горе, беды: то голод, то война, то гибель отца, то предательство родной матери…

То безрадостная жизнь с негодяем-мужем, то непосильная работа на Украине; то грабёж сбережений в 90-е, а позднее - украденная госчиновниками пенсия (ополовиненная в силу бюрократических причин)…

Под конец жизни она всё же догадалась о главном: - Меня всю жизнь дурили, - сказала однажды мне.

Я пожалела её и не уточнила самое главное: - В первую очередь тебя дурил твой родненький ленинизм…

Дочь большевика, воспитанная старшим братом погибшего отца, то есть своим дядей, ещё более старым, дореволюционным большевиком, и не рядовым в советской реальности, она всю жизнь была уверена, что живёт в справедливейшем государстве, где всегда можно отстоять свою правоту и честь.

Бедная матушка! Как мне жаль, что никогда ты не хотела прислушаться к моим словам, и не сменила в своё время свою каторжную работу, да и во многом – саму свою тёмную инертную жизнь.

Да пребудет с тобой Царствие Небесное хотя бы теперь, когда тебя нет среди нас, когда ты там, где, быть может, воссоединилась с единственно любимым тобой человеком – твоим сыном, нелепо, безвинно погибшим в среде жалких людей-земляков.

…Никто из сестёр так и не сообщил мне о твоей смерти. Ладно бы, опасались за наследство. Но и такового нет. Просто, ты одна ещё была и оставалась человеком среди прочих окаменелых. Но некоторые из них сделали всё, чтобы ты ушла ранее, чем позволяли твоё здоровье и силы.

Могу лишь сказать: - Прости, что не была рядом.
18.11.2015. В.Л.


Рецензии