Пророчество Блока-Тютчева

По Блоку – панмонголизм,
Иль было раньше слово, лучше, -
Спасёт державу панславизм,
Как и пророчил Тютчев!

Двойных стандартов фарисейских
Отбросив, вспомните Завет
Хотя бы из времён библейских,
Чтобы увидеть наш рассвет...

Россия вышла за пределы?!
А может быть, вошла в предел?!
Где царства русского напевы
Всевышний слышать повелел.

Когда же грянет правды час -
Всё зло кровавое падёт!
Христос воскреснет вновь для нас
И царь наш, с миром, щит прибьёт!..

18 ноября 2015 года

Из пророчеств в русской поэзии:

Из стихотворения А.А. Блока"Скифы":

"Панмонголизм! Хоть имя дико,
Но нам ласкает слух оно....
(Как бы предвестием великой
Судьбины божией полно…)"
/Владимир Соловьёв/

"Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
держали щит меж двух враждебных рас -
Монголов и Европы!
..............................
Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
Вот - срок настал. Крылами бьёт беда,
И каждый день обиды множит,
И день придёт - не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!
О старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!..
Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь чёрной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..
..............................
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...

Мы помним всё - парижских улиц ад,
..............................
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи, Мы станем - братья!
А если нет, - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века - вас будет проклинать
Больное, позднее потомство!
..............................
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжёлых, нежных наших лапах?
..............................
Но сами мы - отныне -  вам - не щит,
Отныне в бой не вступим сами!
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами!
Не сдвинемся, когда свирепый Гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..
В последний раз - опомнись старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз - на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!"

30 января 1918 года. (написано сразу после поэмы «Двенадцать», когда стало известно о срыве мирных переговоров в Брест-Литовске советской делегации с немцами возобновившие наступление на фронте и является последним произведением поэта — более до своей смерти в 1921 году он ничего не публиковал; стихотворению предшествует эпиграф из стихотворения 1894 года Владимира Сергеевича Соловьева – русского мыслителя, который рисовал апокалипсическую картину нового натиска монгольских орд, несущих гибель христианскому Западу. Поскольку Запад погряз в грехах, изменил божественной правде, Соловьев видел в „желтых“ бессознательное „орудие божьей кары“ и приветствовал грядущее испытание, в котором перед Западом открылся бы путь очищения и духовного возрождения. России в той „последней борьбе“ предназначалась, по Соловьеву, особо ответственная роль: она — „Восток Христа“ — должна была принять на себя нравственно обязательную миссию спасения христианского мира от „низших стихий“, идущих на него с „Востока Дракона“. Так — в обретенной гармонии всечеловеческих начал добра, любви, права и разума — решалась историческая задача примирения Запада и Востока).

/Прим.: Пестум (лат.), первоначально Посейдония (др.-греч.) — греческая (сибарийская) колония, основанная в конце VII века до н. э в западной части области Лукания (35 км юго-восточнее нынешнего Салерно - южная Италия). Около 400 г. Посейдония была завоёвана луканами, что привело к смешению греческой и местной (протоитальянской) культурных традиций. В 274 г. до н. э. город был колонизирован римлянами, которые назвали его Paestum. В конце IX века Пестум был разорен сарацинами, в XI в. — норманнами.
Эдип - был избран царём Фив в Древней Греции, избавив от Сфинкса, разгадав его загадку /«Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость/после чего чудовище кинулось с вершины горы в пропасть.
Га;ллы — племена кельтской группы, жившие на территории Галлии (нынешней Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии) с начала V в. до н. э. до римского периода, часть французской историографии считает галлов предками современных французов
Гу;нны — кочевой народ (по гипотезе из китайских источников происходит от центрально-азиатского народа хунну, язык относился к тюркской семье), вторгшийся в 70-х годах IV века из Азии в Восточную Европу; Вторжение гуннов, которое, как и миграция сарматов в предыдущий период, было обусловлено этническими сдвигами в средней Евразии, имело далеко идущие исторические последствия для дальнейшего развития как западной Евразии, так и собственно Европы и положило начало «Великому переселению народов». В правление Аттилы (434—453) гуннское объединение с центром в Паннонии достигло максимальной экспансии, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна. После смерти Аттилы Гуннская держава распалась, и гунны были поглощены новыми группами прибывавших с востока кочевников. Аланы (ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье) были первыми, испытавшими последствия натиска гуннов, а за ними вскоре последовали древнегерманские племена: герулы, бургунды и готы. Отступление этих народов перед наступающими гуннами вылилось, в свою очередь, в движение других германских племён с их собственных мест и все они в то или иное время надвинулись на границы Римской империи. Вандалы (древнегерманский союз племён, близкий готам) и аланы, расположившись по дунайской границе, вторглись сначала в южную Галлию и затем в Испанию, откуда вандалы в конечном счёте проникли в Африку и поселились у древнего Карфагена.
Следуя по стопам германцев, гунны расположились в Паннонии на среднем Дунае. Кампании Аттилы ударили как по Риму, так и по германцам. В этом водовороте большинство западных провинций Римской империи было постепенно поглощено различными германскими племенами, и в конце концов герул Одоакр захватил контроль над самим Римом (476 г.)— начальник отряда наёмников-варваров в римской армии, с сентября 476 по 15 марта 493 года — король Италии, сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа, что традиционно считается её фактическим концом. Теперь новый Рим, то есть Константинополь, по-славянски — Царьград, стал столицей империи, или же того, что от неё осталось (фактически выжила лишь её восточная часть, и из латинской она превратилась в греко-византийскую), тем не менее сохранив свой престиж как имперский город на многие столетия/.

Из стихотворений Ф.И.Тютчева:

"Семь внутренних морей и семь великих рек...
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...
Вот царство Русское....и не прейдёт вовек,
Как то провидел Дух, и Даниил предрек..."

"Русская география", 1848 г. (Даниил предрёк - библейское пророчество о царстве, которое "вовеки не разрушится" - "Книга пророка Даниила".II.44)

"Не даром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
..........................
Славянское самососзнанье,
Как божья кара, их страшит!
..........................
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них - закон и равноправность,
Для нас - насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как как наследие славян.
..........................
Опально - мировое племя,
Когда же будешь как народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждём и верим провиденью -
Ему известны день и час...
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не цмрёт груди,
Хоть много жертв и горя много
Ещё мы видим впереди...
Он жив - верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово царь-осовбодитель
За русский выступит предел...

("Славянам", май 1867г.)

/Прим.:  Фарисеи: религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одна из трёх древнееврейских философских школ, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.); слово возникло от корня с иврита и означает «отделившиеся» и изначально было прозвищем в смысле «отступники», «еретики», которое они получили от своих противников саддукеев, но затем оно приобрело уважительный оттенок. Лозунгом фарисеев было: «закон для народа, а не народ для закона». Эта цель ясно указана самим Моисеем: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив»  (Левит. 18:5 - третья книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии; в талмудической литературе именуется «Торат коханим» - «священнический устав» и посвящена религиозной стороне жизни народа Израиля). При этом фарисеи прибавляли: «… будет жив ими, а не умрёт из-за них»/.

" I

Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес!

Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат Боги снах!

II

"Аллах! пролей на нас твой свет!
Краса и сила правоверных!
Гроза гяуров лицемерных!
Пророк твой Магомед!"

"О наша крепость и оплот,
Великий Бог, веди нас ныне,
Как некогда ты вёл в пустыне
Свой избранный народ!.."

III

Глухая полночь? всё молчит!
Вдруг из-за туч луна сверкнула
И над воротами Истамбула
Зажгла Олегов щит!.."

("Видение", 1829г., или "Олегов щит" в редакции 1854 года, написано в Мюнхене, где Тютчев служил в русской дипломатической миссии или в Италии, где он находился летом1829 года, в связи с русско-турецкой войной 1829-1829 гг. и исправленное с началом Крымской войны 1853-1856 гг., как в одноименном сочинении А.С.Пушкина использовано летописное сказание о щите, прибитом киевским князем Олегом на городских воротах Константинополя как символ мира.
Из стихотворения А.С.Пушкина, 1829г., "Олегов щит":
"Когда ко граду Константина
С тобой, воинственный варяг,
Пришла славянская дружина
И развила победы стяг,
Тогда во славу Руси ратной,
Строптиву греку в стыд и страх,
Ты пригвоздил свой щит булатный
На цареградских воротах.
Настали дни вражды кровавой;
Твой путь мы снова обрели.
Но днесь, когда мы вновь со славой
К Стамбулу грозно притекли,
Твой холм потрясся с бранным гулом,
Твой стон ревнивый нас смутил,
И нашу рать перед Стамбулом
Твой старый щит остановил").
/Прим.: Атлас, или Атлант (греч. миф.) - гигант, держащий на своих плечах небесный свод; Живая колесница мирозданья - планета Земля (античная перифраза, свойственная и поэтике классицизма; ср. "колесница дня" - солнце, "колесница ночи" - луна)/.

"И своды древние Софии,
В возобновлённой Византии,
Вновь осенят Христов алтарь.
Пади пред ним, о царь России, -
И встань как всеславянский царь!"

("Пророчество", 1 марта 1850г.)

"Не верь в Святую Русь кто хочет,
Лишь верь она себе самой, -
И Бог победы не отсрочит
в угоду трусости людской."

(май 1850г.)

"Был день, когда господней правды молот
Громил, дробил ветхозаветный храм,
И, собственным мечом своим заколот,
В нем издыхал первосвященник сам.
Еще страшней, еще неумолимей
И в наши дни — дни божьего суда —
Свершится казнь в отступническом Риме
Над лженаместником Христа.
Столетья шли, ему прощалось много,
Кривые толки, темные дела,
Но не простится правдой бога
Его последняя хула...
Не от меча погибнет он земного,
Мечом земным владевший столько лет, —
Его погубит роковое слово:
«Свобода совести есть бред!»

("Encyclica", 21 декабря 1864г.)

/Прим.: Энци;клика (лат., от греч.— окружной) — папское послание, основной папский документ по тем или иным важнейшим социально-политическим, религиозным и нравственным вопросам, адресованный верующим или епископам или архиепископам отдельной страны, и второй по важности после апостольской конституции/.

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней...

("Два единства", конец сентября 1870г.)


Из интернетновостей:
МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Причиной крушения российского самолета А321 над Синаем  стал теракт с помощью самодельного взрывного устройства мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте (31 октября 2015 года российский пассажирский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа", следовавший по маршруту Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, разбился в 100 км от Эль-Ариша в Египте. На борту было 217 пассажиров и семь членов экипажа). Об этом сообщил глава ФСБ Александр Бортников на совещании у президента РФ Владимира Путина. В свою очередь, Путин заявил: "Убийство наших людей на Синае - в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников"... («За предоставление сведений, способствующих задержанию преступников, будет выплачено /наибольшее в истории российских правоохранительных органов/ вознаграждение в размере $50 млн», — сообщил Центр общественных связей ФСБ РФ.rbc.ru/society/17/11/2015)… Россия вдвое увеличила интенсивность авиаударов по террористической группировке "Исламское государство" (ИГ) в Сирии, впервые бросив против боевиков стратегические бомбардировщики. Об этом доложил во вторник президенту Владимиру Путину министр обороны Сергей Шойгу... 19 ноября к берегам Сирии отправится французский атомный авианосец "Шарль де Голль". Путин поручил командиру ракетного крейсера "Москва", который уже находится в Средиземном море, наладить взаимодействие с французскими коллегами...(13-го ноября в пятницу 2015 г.: ...в результате серии терактов в столице Франции в ночь  на субботу 14 ноября, погибли 128 человек, еще 99 раненых находятся в критическом состоянии. Во Франции объявлен трехдневный общенациональный траур. Ранее Олланд ввел в стране чрезвычайное положение и распорядился закрыть границы... "То, что произошло вчера в Париже, является актом войны. И, глядя в лицо этой войны, страна должна принять соответствующие решения. Эти военные действия, совершенные террористической армией «Исламское государство» против ценностей, которые отстаивает Франция. Это акт абсолютного варварства», — цитирует президента Франции Фрасуа Олланд Le Figaro.rbc.ru/politics/14/11/2015)... Всего же с 30 сентября, когда началась операция против террористов, Воздушно-космические силы РФ выполнила почти 2,3 тысячи вылетов и нанесли более 4,1 тысячи ударов. "Уничтожено 562 пункта управления, 64 лагеря подготовки террористов, 54 завода по изготовлению вооружений и боеприпасов", - такие данные привел в докладе президенту начальник Генштаба Герасимов...российские авиаудары уже позволили сирийским правительственным силам вернуть контроль более чем над 500 квадратными километрами территории и освободить 80 населенных пунктов...такие успехи были достигнуты "впервые за четыре года".
"Выполняя боевые задачи по борьбе с терроризмом в Сирии, вы защищаете Россию и ее граждан, - подчеркнул в ответ Путин. - Хочу поблагодарить вас за службу и желаю удачи".
17 ноября в 17:20, в своём Twitter, глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков написал:  «Завтра Госдума обратится к парламентариям других стран с призывом приложить силы для создания антитеррористической коалиции наподобие антигитлеровской».

 

/иллюстрация из инета: фото встречи Путина и Обамы на саммите стран G20 в турецкой Анталии (15-19 ноября 2015г.) и картина В.Серова "Ходоки у Ленина"/.


Рецензии
Ещё раз познакомилась с материалом, спасибо!
Но иллюстрации подобраны - это что-то!!!

Замечательно.

С уважением

Людмила Похвалинская   18.02.2022 14:18     Заявить о нарушении
Это зарисовка современника, тобишь летопись.

Андрей Пущинский   18.02.2022 22:31   Заявить о нарушении
А картина "Ходоки" у нас дома в зале висела, потому, что один из них на моего прапрадеда похож.

Андрей Пущинский   18.02.2022 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.