Марк Дробинский и filarmonica квартет

Марк Дробинский, виолончель (Франция)
FILARMONICA–квартет
13 ноября 2015 года
Камерный зал филармонии


Лауреат Всесоюзного конкурса Filarmonica–квартет
художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка
Илья Тарасенко, альт
Станислав Овчинников, виолончель

Ирина Большакова, альт
Марк Дробинский, виолончель 


     «Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух».
     Д.Д. Шостакович


     Порой, чтобы прийти к осознанию ценности человеческой жизни, необходимо пройти долгий и длинный путь, преодолев все перипетии играющей судьбы, ее призрачные иллюзии и воздушные замки, коллизии любви и одиночества, славы и небытия. Но, оказавшись однажды в нужную минуту, день и час там, где мы бываем при случае, слишком редко, мы вдруг можем стать свидетелем самого необыкновенного и поразительного доказательства ценности этой жизни – доказательства высокого искусства. Когда вокруг и внутри тебя все замирает, в предвкушении этого чуда, и время теряет счет, у него больше нет ни века, ни месяца, ни числа. Так рождается бесконечность, так рождается Музыка. Что и случилось этим вечером. Вечером пятницы 13-го, вечером струнных, «божественных длиннот».

     Программа этого концерта, составленная из двух совершенно разноплановых творений Моцарта и Шуберта, оказалась очень яркой и насыщенной, тематически духовно, временно да и географически – они очень сближены, несмотря на столь непохожие друг на друга способы выражения гениями земных чувств в звуках. Здесь моцартовская легкость, неподдельность эмоций и поэтическая лиричность соразмерно гармонировала с глубоким шубертовским трагизмом и скорбью, с философией и, возможно смиренным, одиночеством.

     Ми-бемоль-мажорный секстет, а, вернее, симфония Concertante Вольфганга Амадея Моцарта – произведение своей формой граничащее между симфонией (если рассматривать оркестр, как усиленный струнный квартет с добавлением духовых инструментов, в гораздо меньшей степени самостоятельных) и инструментальным концертом. Секстет, сияющий своей лучезарностью и многоцветьем, неисчерпаемым мелодическим богатством и хрустальной, бриллиантово-небесной чистотой и ясностью фактуры, сочетающейся с контрастной выразительностью каждого голоса. И здесь снова уместно вспомнить слова Шостаковича: «Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

     Рельефное, полное оркестрового благородства звучания Allegro maestoso; говорящая, чаще вопрошающая, немного остинатная, напряженная вторая часть Andante – рафинированная фантазия мысли и ее воздвижения над сокровенным, над романтическими мечтами, не страшащихся в то же время и драматического пафоса; Presto – лаконичность выражения в неповторимости этого прекрасного, мечтательного далека, и свобода, в тающем послезвучии, на мгновение зависающим над залом и растворяющимся в нем. Техническое совершенство исполнения, энергетика музыкантов и, почти на грани сверхъестественного, ощущение единства и слаженности игры артистов, столь гармоничного – в современной (в значении «настоящей», но сохранившей классические, эталонные традиции исполнения) конгениальной интерпретации, где каждый инструмент играет свою важную роль и о каждом хочется сказать:
     Первая скрипка – чарующая искренностью каждого солирующего изречения в безусловном мастерстве;
     Вторая скрипка – расцвеченная многогранной палитрой, всегда готовая вступить в диалог с тем или иным инструментом;
     Первый альт – заложенная глубина высказывания, априори талантливого, через индивидуальную природу инструмента;
     Второй альт – ювелирная точность и восприимчивость в полном согласии со всеми;
     Первая виолончель – задающий импульс искусно выверенным движением в динамике дыхания музыкального полотна;
     Вторая виолончель – балансирующая мужественная стать между страстной откровенностью и тайной, еще не высказанной вслух.
     И все это – в раскрывающемся, переплетающемся, извивающемся многоголосии, поражающим монолитностью осмысления и консонансным звучанием.

     Четырехчастный до-мажорный струнный квинтет ор. 163 (1828 г.) с двумя виолончелями – венчает философское направление в музыке Франца Шуберта. Его многогранные образы охватывают широчайший круг душевных состояний — от вдохновенно-сосредоточенного размышления до трагической мрачности и ликования. Героико-эпические тенденции, проявившиеся в этом произведении, находят свое выражение в неожиданных для Шуберта масштабах, приводят к необычайной трактовке традиционных частей цикла. Струнный квинтет, наряду с Девятой симфонией, свидетельствует о том, что Шуберт в своем творчестве приближался к новому, значительному рубежу.
     Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального. Но не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий. В этом – главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности. Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в том числе и судьбу самого композитора, свой короткий творческий путь он прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба. Здесь с Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления.

     Исполненной Filarmonica–квартетом и Марком Дробинским музыкой Шуберта хочется любоваться бесконечно, она выходит за пределы человеческого и, приобретая совершенно иные краски, становится Вселенской, Музыкой еще не открытого наукой внекосмического пространства и масштаба. Allegro ma non troppo – тревожное ожидание, манящее и в то же время смелое и неустрашимое, отважное перед ликом фатумной судьбы, Adagio – одно  из редких, поистине драматичных, с ужасающей внутренней пустотой, сводящее с ума и заставляющее прыгать во всепоглощающую пропасть с обрыва, в черную дыру, окунаться с головой в огненный омут звуков, – адажио, бросающее в жар, перекрывающее дыхание и душащее слезами  во взрывной кульминации; Scherzo - Trio – финальное Allegretto – высочайшая радость откровения – счастье, каким бы оно могло быть, если бы действительно существовало где-то еще кроме музыки, Танец Жизни в марше с венгерским колоритом –  всепобеждающий, сносящий и перечеркивающий слово «конец».

     Такой яркой кульминационной точкой были отмечены три, почти «фестивальных» вечера концертных программ юбилейного сезона Filarmonica–квартета в сотворчестве с Маэстро Марком Дробинским, увенчанных восторженными овациями и абсолютно заслуженными аплодисментами зала.


М. Мендель. Ноябрь, 2015 г.




Использованная литература:


1. Г. Моисеев / Струнный квартет. Из истории жанра
2. В. Конен / Шуберт. Камерно-инструментальное творчество


Рецензии