Сплав по Большому Зеленчуку

К вечеру наш автобус заехал в долину Зеленчука. Взгляды туристов то и дело метались по окрестным сказочным горам, по глубокому ущелью, где проходил сплавной маршрут, и по далеким ледниковым вершинам Кавказского хребта. Зрелище было неописуемое, поэтому описывать не буду…
Высадились мы за поселком Ахрыз – в пограничной зоне. Лил небольшой дождик, вершины гор были  в облачности, но ток реки бодрил.
На следующий день немного разведрилось, то и дело открывались ближние вершины и снова пропадали в клубах тумана. Высота наша – 1500 м. над морем, а высота окрестных гор под 3000.
Уже к обеду мы собрали шестиместный катамаран и встали на воду. Я с Маратом сел на носу – на главной линии управления. Уже первая стремнинка бросила нас на галечную косу, команда была после зимы несработанная, управление танком (так у туристов зовется кат – шестиместка) давалось с трудом. Кат был достаточно инерционен, а народ привык к матрасным сплавам по равнинным рекам.
А эта река то и дело двоилась, открывала правые и левые рукава, манила в слепые протоки, где были завалы деревьев и камней. Чуть погодя появились обливные шиверки и хорошенькие сливы, которые взбадривали команду и обливали водой из горных ледников. Река явно показывала твердый четверочный нрав и не собиралась  нам уступать (напомню, что кавказская четверка – это карельская пятерка).
Под токами ветров в небе появлялись лазурные оконца, через них  открывались оснеженные накаты хребтов и высокогорных лесов. Ярко загорались солнечные лучи, а потом снова все пропадало в ненастье, но дождя не было. Мы старались держаться в стремнине, обходили обливняки и разбои, однако настоящие пороги были впереди.
Сверкающий огненный луч вспорол тучевину, и перед нами открылся левобережный хребет. Он был в огненно-солнечном сиянии как в чистом золоте, казалось, что все это чудо рядом и близко, но тем не менее недосягаемо далеко. Мы на минутку расслабились и заскочили на скоростной струе в резкий правый поворот.
Сразу за поворотом был мощный короткий слив, а в середине его стоял камень размером в пол-тролейбуса. Мы резко рванули вправо от него, дружно заработали веслами, но инерция ката сделала свое дело – нос удалось отвернуть от удара, а кормовая часть зацепила камень. Раздался треск лаги, стон баллона, а судно резко крутануло в сторону удара. Сразу после этого нас  быстро понесло по скоростной шиверке с мощными валами. С кормы раздались крики, что надо срочно причаливать, так как ударом вырвало заднюю лагу и порвало заднюю левую крепежную петлю на левом баллоне.
Такое было первое серьезное испытание нашего нового ката, когда мы проходили Первый взрывной порог. Мы причалились после шиверки на левый берег. Да, удар был сильный: поперечную лагу вырвало из крепежного ушка, немного смяло. А баллонная петля была разодрана окончательно. При этом сидушка левого кормового гребца едва держалась, поскольку каркас ката стал менее жестким. Это был первый урок на горной речке – НЕ ЗЕВАТЬ !!!  Кавказ шутить не любит.
Стоящие на берегу туристы из Питера сказали, что впереди еще более сложный порог – Второй взрывной, где за узкими воротами сразу идет  мощный слив с бочкой, а в центре его струи стоит камень-зуб, который может поломать или пропороть кат, препятствие оценивалось на твердое «3», поэтому мы решили разведать его. Тем более, выяснилось, что крепежка лагов в каркасе оставляет желать лучшего, почему-то их закрутили слабо. Решили все довести до ума.
Пока часть команды ремонтировало судно, мы направились к Второму порогу. Порог был короткий, за правым поворотом реки узкое горло между камней, немного косой слив с небольшой бочкой, камень-зуб, после него снова слив с бочкой, еще несколько подводных камней, валы и далее скоростная шиверка. Чтобы не повторить прошлой ошибки решили обдумать лоцию и договорились, что в горловине проходим как можно ближе к правому краю, а после слива  резко уходим направо, оставляя опасный зуб слева, а каменную гряду справа. Так и договорились со всей командой.
Когда все подкрутили и закрепили, то смело пошли на порог. Но все оказалось гораздо сложнее, чем мы представляли. Первый слив прошли более-менее удачно, однако он немного косил влево, из-за чего резкий уход вправо стал затруднителен. Мы отчаянно стали выгребать вправо, чтобы обойти зуб, но мощный ток воды, инерционность ката и короткое время маневра не дали нам сделать это. Все получилось как нельзя хуже – кат почти боком вынесло на камень, ударило, крутануло, сбросило боком в слив и выкинуло на шиверы. Только благодаря массивности мы не кильнулись, поскольку напор воды очень стремителен. Этот напор и сорвал нас с камня. Кат видимо испытал огромные механические перегрузки, а команда испытала моральные…
В том и дело, что мы не смогли учесть направление слива и ход ката.
Таким образом, мы выходили из порога задом, ладно с берегу никто не видел нашего позора. Тут же мы причалили и понеслась разборка полета, винить приходилось только самих себя. Чайники они и в Африке чайники. Если мы с детальной разведкой не можем пройти короткого троечного порога, то как же пойдем в четверочный следующий порог???  Какие шансы у нас, настроение было неважнецкое, команде  явно не хватало мастерства, первый день сплава должен посвящаться обкатке. А тут мы с разбега гребем 3 порога, последний из которых уровнем – 4 к.с., порога такой сложности в нашей истории еще не было.
Третий порог – ПУШКА, был уже недалеко, мы решили провести детальную разведку, а заодно снова посмотреть кат. Порог лежал в глубоком ущелье и был завален валунами от взрывных работ на дороге, но большая вода позволяла беспрепятственно пройти по руслу, обходя обливняки. При этом облегчалось все тем, что фарватер был хорошо виден с воды, это позволяло заранее намечать путь и выгребать из опасных мест. Конец порога и был концом нашего сегодняшнего маршрута, там стояла бортовая машина, которая отвозила суда к лагерю в верховья реки. После осмотра порога было  решено идти в центре стремнины, поскольку препятствия были в основном по краям, а сливы и бочки для шестерки  не очень опасны – тут масса наша играла положительную роль. Стояла только общая задача, чтобы кат не повернуло боком.
После двух неудач на предыдущих порогах команды была уже более собранней, и серьезней подошла к делу – опасность была почти рядом, менее чем через 1 км.
Мы сделали по глотку коньяка, попросили  помощи у Небес, и рванули в клокочущую пучину. Порог начинался с длинной скоростной шиверки с постоянно нарастающими валами. После сумасшедшей 400-метровой гонки по валам, начинало казаться, что порог начался, однако он был еще впереди.
Обливало почти беспрерывно, причем весь кат, шивера почти перешла в гигантские валы со сливами и бочками, скорость движения была просто неописуемая по сравнению не только с марийскими, но и с уральскими реками. Уровень адреналина в крови подступал к  наивысшей отметки. Река повернула вправо – тут и началась настоящая головомойка, эпицентр порога ПУШКА.
Валы через подводные камни и плиты выросли за 2 метра, внизу под сливами пенились и клокотали уже не бочки, а настоящие котлы, которые запросто могли поглотить пару каякеров, кат-двойку или четверку. Наша шестерка же имела положительную скорость, да и хороший напор воды давал нам возможность пробивать валы и выходить из бочек.
Команда прекрасно справлялась с управлением ката – шутки и матрасничество остались позади, кат ни разу не повернуло, препятствия задолго примечались и правильно обходились. Судно метало в пучину как щепку, водная стихия явно показывало свою власть над  нами – смертными, говоря, о ничтожности человеческих сил перед Природой. Мы с Маратом, носовые, были с ног до головы в воде, когда нос уходил в слив, все, вплоть до касок заливала бушующая пена Зеленчука, а на очередном подъеме нас вздымало, как на океанской волне вверх. Все наши пройденные пороги до этого, вместе взятые, не имели такой силы и напора, как данный порог.
Из-за бочек скорость ката немного упала, были бортовые косые струи, что возникали из-за облива течением боковых камней. Однако управление катамараном было на «хорошо», в целом  мы держались правильно. В конце порога река  разошлась на 2 рукава, мы зашли в левый, нас стало прижимать к камням, пришлось выруливать к середине, шла постоянная работа на веслах, работа с упреждением, борьба с течением.
Ток воды ослаб, но русло замелело и расширилось, ПУШКА была позади, в этот момент Марат обернулся и закричал радостно, что порог взят, однако в эту секунду весло зацепило подводный камень, и у Марата не хватило сил удержать его в руке. Потеря носового весла – это потеря управляемости хода  на 50%, пришлось брать весло у среднего справа и проходить по руслу до места стоянки возле каменной лестницы. Там было спокойное улово, где мы причалились и начали в потоке воды высматривать потерянное весло.  Наконец оно появилось, но ближе к другому берегу – мы резко отчалились и бросились вдогонку. Но при этом сразу попали в центральную струю и резко обогнали весло, как правило, скорость ката всегда больше чем у плывущего предмета – это мы уже поняли по опыту, так что необходимо пропускать весло, а потом догонять его. Команда подгребла к правому берегу и развернулась, чтобы пойти против течения или хотя бы немного остановиться, чтобы подождать весло. Однако река в этом месте снова начала делиться на 2 протоки, и нас занесло в правую с хорошим током воды. Остановиться не удалось, и мы снова задом выскочили на шиверку. Следовало срочно развернуться, чтобы причалиться и подождать весло.
Тем более, что недалеко за ПУШКОЙ начинался Третий взрывной порог. А заскакивать туда задом и без разведки, да на 5 веслах – почти самоубийственное дело, точнее неприемлемый риск. Из-за суматохи на судне  пришлось потратить время на разворот, после чего нас вынесло на серединный галечник, и мы встали на мель. Глупо так хорошо пройти порог и в конце нелепо потерять весло, и делать дурацкие выкрутасы. Пришлось остаться на мели, дождаться, пока весло пронесет течением, а потом  догонять его, к счастью, тут обошлось без экцессов.
После чего мы ушли с шиверки и причалились к левому берегу метров за 600 до стоянки. Пока мы так телились - машина с судами ушла на базу, а нам пришлось кат на руках нести на полянку и там ждать следующей машины. Однако день все же получился удачный – был взят четверочный порог, команда более-менее сработалась, обстрелялась. Да день  прояснился, вышло солнышко, так что успех закрепили тем, что допили коньяк из Андреевской фляжки. Потом уже сидели на береговых склонах и любовались бурливой рекой и узкой горной долиной Зеленчука.
Когда нас с катами везли в кузове машины, то нам открылись самые яркие панорамы Кавказских гор, небо достаточно прояснилось, и было видно лучше, чем накануне из окна автобуса. От лагеря до Главного Кавказского хребта было около 30 км. Там и пролегала граница с Грузией, то и дело рядом по дороге проходили наряды вооруженных погранцов с собаками. Они предупреждали нас - не заходить далеко в горы, ибо там уже нет точной границы,  в тех местах бродят вооруженные чабаны, которых не поймешь: чабаны они или боевики. И тем более нет никакого закона.
С дороги открывались виды на вершины – четырехтысячники, в полуденных лучах они сверкали каким-то неестественным блеском, завораживали взгляд, были подобны постоянно горящей молнии, что жила в чреве горы и жгла ее изнутри. Не даром слова Алатырь и Эльбрус чем-то схожи между собой – горящая гора-камень!!!
В районе Реки Б.Зеленчук стоит огромный радиотелескоп – самый большой в мире, диаметром 300 метров, построенный еще в советское время, а в горах – обсерватория астрономов. Воздух тут удивительно свеж и чист, особенно по утрам – это и облегчает наблюдение за небом.
Таков был наш первый день сплава по кавказской реке.


Рецензии
Тёзка, чувствуется, что любишь природу и путешествия... Слегка пробежался по стихам - неплохо вещаешь...
**********************************

Осенний сплав.

Ночь уходит, … зыбь рассвета
Зябко тронула тайгу,
Осень первым мокрым снегом
Сыпет мягко на зарю.

Убегая с горизонта,
Ночь предутренней пургой
Завивает над тайгою,
Растворяясь сизой мглой.

Снег осенний, мокрый, ранний,
Завалил все берега,
И заметно просветлела
От него и вся тайга.

Лагерь наш походный сладко
Спит, ютясь в речном мысу,
Снег, кружась, ложится ровно
На палатки и хвою…

Над костром чуть дым струится...
Тишина... Тайга в красе, -
Принаряженной девицей
Смотрит в реку на заре…

Ели в дрёме, будто свечки,
Вкруг поляны, вдоль реки,
Всплеск волны в камнях на речке
Всхлипнет вдруг среди тиши…
……………….
Дрогнул полог у палатки,
Бородатый капитан,
Снег стряхнув, шагнул к кострищу, -
Ожил "огненный шайтан".

Потянулся величаво,
Подтолкнул дрова к костру,
Бересту он для начала
В угли сунул - быть огню…

Дым столбом и пламя пляшет,
«Эй, братва, вставай, подъём»,
Лагерь Ожил, говор, кашель,
Снег хрустит под сапогом...

Над котлами пар клубится,
В тишине весёлый смех,
И на всё, на всё ложится
В крупных хлопьях мокрый снег…

Каша вкусно–духмяная
И сухарики вприкус,
Чай с дымком, сгущенка тает
На губах - приятный вкус…

Жар костра теплом ласкает,
Мягкий шорох по тайге,
Снег, кружа, в ветвях порхает,
Тает в струях на реке…

Звук команды, словно выстрел,
Капитан наш – старый волк,
Он в походной этой жизни
Знает смысл и знает толк…

Сборы быстры и недолги,
Над плотом уж поднят флаг,
Под команды капитана
Отплывает наш «Варяг»…

Валит снег и плот, качаясь,
Плавно тронул по волнам,
А тайга, красой играясь,
Нас встречает по мысам…

Кедры слева, ели справа,
То берёзы без листвы,
То осинник полинялый,
Бор заснеженный вдали…

Сыпет снег, река петляет,
В берегах краса тайги,
Воды бег свой убыстряют,
Шум, какой-то впереди…

Камни слева, камни справа,
В пене пляшет перекат,
Плот уходит влево, вправо,
«Навались дружней-ка, брат!».

Слив за сливом убыстряет
Бег свой горная река,
Камни, струи разбивая,
Кажут мокрые бока.

Перекат, … а вот и плёсо,
А за ним уже порог,
Волны бьются об откосы,
Шум в реке - не шепоток…

Камни слева, скалы справа,
В пене камни впереди,
Капитан наш парень бравый,
С ним не спорь, вперёд смотри…

Веет флаг и плот, качаясь,
Между скал идёт в струю,
«Подтабань сильнее правой,
Левой – гребани струю!»…

Скалы слева, скалы справа,
Пляшет пенная волна,
Плот кидает влево, вправо,
«Навались дружней, братва!»

Капитан фарватер зорко
Уже высмотреть успел,
Сыпет бранной шуткой бойко:
«Это, братцы, не предел»…

Слив за сливом убыстряет
Бег свой горная река,
Скалы струи разбивая,
Кажут острые бока…

«Навались,… поддай сильнее,
Нагреби волну веслом!», -
Капитан, он всё умеет,
Даже шутит с огоньком.

Скалы слева, камни справа,
В пене тёмная вода,
Плот в порог вписался плавно,
Эх-х-х! Хор-р-р-о-о-ошая река!…

Первый снег метёт метелью,
Осень ткёт узор нежней,
Красота неимоверной
Сказкой стелет вслед за ней…

Серёга-тайга...

Серж Белов   03.11.2018 21:00     Заявить о нарушении
Ура! славный стих!

Сергей Карпеев 3   04.01.2019 19:58   Заявить о нарушении