Мои размышления о духовном наследии А. И. Цветаево

Жулдыз Ануаркызы Калиева

Мои размышления  о духовном наследии А.И. Цветаевой-
по рукописи «О чудесах и чудесном ».


«Самое прекрасное, что мы можем
переживать, это таинственность.
Это основное чувство, которое стоит
у колыбели истинного искусства и науки»
/А. Эйнштейн /.

      История России, в которой постоянно присутствуют предсказания, пророчества, предзнания будущего, не могла не воздействовать на формирование национального сознания народа. Свидетельства о пророчествах и предсказаниях рассеяны по страницам российской истории.
      Доказательством всему послужит, к примеру, сборник  «Жития святых» («Четьи-минеи» – грандиозный по своим масштабам труд в 12-ти томах, по количеству месяцев в году), автором которого является Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, имевший исключительное образование, склонность к научному труду, незаурядное литературное дарование, прославился не только как выдающийся архиерей Русской Церкви, но и как плодотворный автор проповедей, драм, стихов, просветитель и миссионер, историк и философ.  Обратите внимание  в содержание его проповедях… И вот, подобно тому, как поклонение иконе требует надлежащего молитвенного настроения и благоговения, так и чтение жития святого возможно лишь очами Веры. Во-первых: Жития святых понимаемы и воспринимаемы только в Церкви, тогда они несут духовную пользу читающему. Во-вторых: Жития святых – маяк для нашего церковного благочестия. Святые украшены всеми добродетелями и всеми дарами, явленными в них во всякое время и на всяком месте: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор.12: 8-11).
      Известно, что парапсихологические явления всегда поражали воображение людей и казались таинственными и необъяснимыми. Необычайность этих явлений во все времена привлекала к ним внимание людей и вызывала многочисленные споры и дискуссии  о  их существовании и сущности. Иногда это случаи удивительных предчувствий, сбывшихся примет или вещих снов. Нередко – случаи прямых предсказаний, сделанных людьми, наделенными даром  видения будущего.
      Одни из спорящих упорно доказывали реальность пси-явлений и принадлежность их к особому «потустороннему миру», другие с такой же настойчивостью доказывали отсутствие пси-явлений, считая их игрой воображения, жульничеством, шарлатанством или просто болезненным состоянием психики человека… Этот класс людей, переживший и красный  террор и, сталинскую эпоху, и глухие гонения брежневских лет -  неотъемлемый элемент русской национальной культуры.    
      И вот настало время нам поразмышлять об этой книге  «О чудесах и чудесном», о чем в своих рассказах, назовем их маленькими новеллами, пишет Анастасия Ивановна Цветаева (прим: младшая сестра величайшего поэта двадцатого века Марины Цветаевой, чья судьба соприкоснулась с историей Казахстана, с нашим  городом Павлодар (с 1957-1959 г.г.), приехавшей сюда после ссылки в деревне Пихтовки Новосибирской области.  Итак, само название их, подтверждает тот факт, не чудо ли, что рукопись ею была создана как писательницей, которой без нескольких лет - 100 лет. Не чудо ли, что в этом возрасте писательский талант не только не иссяк, а продолжает блистать все новыми гранями понимания мира.
      Да, она прошла годы испытаний - бедностью, тюрьмами, лагерями, ссылкой. Но она не теряла веры и воли… Именно волевое начало сохранило в ней ту духовную пламенность, которая была свойственна и ее сестре Марине, чье поэтическое наследие стало достоянием мировой литературы. Волевое начало сохранило в ней творческую неиссякаемость.
      Приблизившись к теме о чудесном, замечу и то,  что даже многих цветаеведов приводит к удивлению, когда говорят о таком психологическом близнецовости: одним и тем же голосом, одними словами, одновременно - в унисон сестры отвечали на обращенный  к ним вопрос. Несмотря на разницу характеров сестер, сходно-выращенный мир души. 
       Наконец, будучи излагая  по- сути содержания каждого рассказа «О чудесном и чудесах», считаю их продолжением, ранее начатого автобиографического  романа «Воспоминание», в которой человек в духовной борьбе одолевает на своем пути собственное несовершенство, и внутренняя высота позволяет ей видеть с расстояния пройденного пути, все происходящее в иных масштабах, а что такое наш один день и час в сравнении с Вечностью…  Именно, сегодня,  называя    этот праздник по праву Христианским «День Славянской письменности», хочется мне напомнить один из священных Заветов Христа: «Будьте как дети и вам откроется Царствие Небесное». Добавлю к сказанному, сколько не было чудес в мире, самое ценное чудо- человек в его духовном  порыве -  из узкого мирка своего «Я»  - в любовь к людям, к природе, к  малому и великому. Бог и есть Любовь.  Любовью грустной, несколько болезненной -  к прошлому полны были сестры Цветаевы в детстве.   В ее новеллах «вечные» черты цветаевского отношения к жизни, они – прежде всего – В Правде Целого, в том, что в них явь духовна - тонка, словно по хрустальной лестнице сна, можно войти в семью Цветаевых, посетить начало века. Перемещаясь во времени, догадываемся, что Детство продолжается в глубине человеческого существа всю жизнь, что оно по-своему «вечно». Точным описанием которых служат каждая из ее новелл:  «О Марине, сестре моей», «Елка» и другие семейные легенды. Что, именно удивляет нас, как Анастасия Ивановна сохранила такую емкую память о детстве, детского видения.  Разве наши сны - не продолжение «игры».  Может быть и  таинственное качество – видеть одни и те же сны – от матери ясновидящей?  Да, Мария Александровна действительно была ясновидящей, видела вещие сны, в которых преодолевала время и расстояния.  От Марии Александровны в сестрах - особая чувствительность,  разветвлено - чуткой души.
      Детство - это время еще неполной победы нашего сознания над сказочными глубинами и подсознания, где ждет наше истинное, чистое, детское первозданное «Я», которого знают лишь гении планеты и те, кому  открывалось во вдохновении, в творчестве. Истинное, чистое «Я» можно еще назвать «искрой Божьей». За ним следует «Сверх - Я», которое зовется «Маяком Вечности».  Писатели, художники - стремятся к этому бессознательно. Вот так шаг за шагом и наша писательница бессознательно вначале, а затем осознанно стремилась к этим отблескам неизреченного Света, к Вечному Маяку…   
      Говоря о чудесном, в жизни Анастасии Ивановны Цветаевой, нельзя не упомянуть имя археолога, скульптора, поэта-импровизатора Бориса Михайловича Зубакина, который в ее судьбе сыграл роль Духовного  Учителя. На протяжении семи лет она записывала за Зубакиным философские  лекции отвлеченного, тонко-метафизического характера. Б.М. Зубакин был еще оккультистом, ведь он потомок старинного ирландского рода, в котором из поколения в поколение переходили мистические традиции.  Интеллигенция любила Зубакина, круг московской профессуры был для него открыт, и все же лекции читались для узкого круга людей, в котором была подруга Ней Мещерская и Л.Ф. Шевелев и немногие др.  Записывая все лекции, однако ж  А.И. Цветаева не была пристрастна к сеансам гипнотического плана, выхода мысли из тела по волнам воли, которые устраивал он для своих друзей. Зубакин говорил, что ценит в своей подруге, именно, нелюбопытность  ко внешним проявлениям  чудесного, а углубленность, напротив, в христианское осознание мира как чуда творения Божьего.  Мне кажется, именно данный мотив возобладал и в отношении к Б. Зубакину и А. Цветаевой, которые оба были религиозны и не подходили к материалистическому «светлому завтра». Конечно, его имя упомянуто  в новелле «Статуя», вошедшей в книгу «О чудесах и чудесном». О необычайном происшествии, который  запечатлился в памяти Анастасии Ивановны, неизменно имеет художественный смысл, что существует запредельный мир, о котором в гностическом Евангелии сказано, что он «Вне нас и внутри нас»… Главное же, что всегда вызывало интерес к снам, это вера в пророческий смысл, присутствующий в них.  Кроме творчества «измененным состояниям сознания» можно соотнести, очевидно, и некоторые фазы сна.  Как и в реальности высшего плана, о которой говорят мистики, сцены и люди, которых мы видим во сне, пребывают как бы в не времени. В некоем неразрывном «сейчас» соседствуют живые и умершие, те, что с нами сегодня, и из далекого и прошлого.  Случаи такого прозрения во время сна,  нашли свое отражение в рассказах «Зайка» и «Вещунья». Еще о запредельных явлениях –  прямо из  под пера Анастасии  Ивановны - новелла «Вера Молчановская». Опять подтверждение того, что существует не только жизнь, но и бытие, что и  смерть-  это лишь порог, за которым-  nova vita – как сказал Данте - новая жизнь. Сходной, но иной природы случай описан в новелле «Девочка», «Воспоминаниях о мощах Иосафа Белгородского( Горленко)». Говоря о чудесах, перед нами такой пример исцеления от «порчи», другими словами - отрицательного внушения. Такова  природа,  когда обладающий развитым комплексом парапсихологических качеств, «посылом» слов направляет деструктивный ритм на физическое тело девочки, что за этим -  более слабого  психически существо искажается. Однако он был выбит словами молитвы, которые тоже  ритм - но ритм святой воды из церкви, связанный с высочайшими сферами Универсума. Ритм отрицательный побежден, замысел злой старухи побежден, девочка выздоровела.  Что касается святых мощей  Иосафа Белгородского, которые в эпоху «воинствующего атеизма» выставили в музее, куда приходили люди исцеляться от своих болезней тайком, веря в святость усопшего, что излучение положительной энергии может исцелять болезни живых. И это верно, духовный склад человека святого остается долгое время отпечатком на покинутом теле, и тело не подвергается разрушению.  Оттого и не вышло никакого  доказательства «ложности» святости, ложности  канонов религии. 
И еще другие рассказы, все они - свидетельства духовные, вестники возрождающей веры, на котором  как на стержне зыждится Жизнь в самом высшем смысле этого чудесного и таинственного слова.
      Анастасия Ивановна Цветаева- младшая к живому, истинному, от души идущему религиозному чувству, стремилась и пришла, у которой были когда-то сомнения в молодости, а теперь с достижением зрелых лет сомнения рассеялись, религиозность победила. Хочется закончить свое выступление словами  поэтессы О. Н. Григорьевой  «Белый ангел»:

Все временно, зыбко, тленно…
Но, радуясь чуду дня,
Я счастлива совершенно:
Мой ангел хранит меня.
Прохожему крикну: «Здрасьте!»,
В ладони поймаю дождь.
Не стыдно, признаться в счастье,
А нужно, пока живешь!
А если несчастен – либо
Считаешь, что счастья нет,
То все же скажи «Спасибо»;
Мы видели этот Свет.


Рецензии
Уважаемая Жулдыз! Очень умно и профессионально изложен материал! Я просто в восхищении Вашей эрудицией и богатством словесного запаса! Вы просто молодец! С уважением!

Константин Лунин   15.03.2021 14:12     Заявить о нарушении