Тициан. Динарий Кесаря

 
«И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево - кесарю, а Божие - Богу. И дивились Ему»

/Евангелие от  Марка  12:13 -17 /

В   1-м   веке   нашей  эры   евреи      были    вассалами    Римской  империи.   Они  жили  в  нескольких  крошечных  государствах,  имевших  самостоятельное  правление:   
в  Иудеи,  Самарии,   Галилеи  и   Переи  /Заиорданье/.               
При   земной  жизни  Господа   усилилось  стремление  еврейского  народа  к  независимости.  Все  ждали  приход  Мессии, который,  по  мнению  иудеев,  должен  был  возглавить  их  борьбу  за  независимость.   Саботаж  римских   законов,  в  том  числе  и  уклонение  от  уплаты  налогов,  считалось  формой  борьбы  с  завоевателями.

По  мнению  исследователей,   взгляды  фарисеев,  в  отдельные  моменты  не  противоречат  учению  Господа.  Так  же  как  Он,  фарисеи   говорили  о  бессмертии  души  и  воскресении  из  мёртвых.   
Существенным отличием  является    взгляд  фарисеев  на  земные  блага,  которые,  по  их  мнению,  даются  людям   БОГОМ  за  их  праведность.   Большинство  фарисеев  были   людьми  знатными  и  богатыми.
По  мнению  фарисеев,   главным  показателем  праведности  человека  является  строгое  выполнение  всех  религиозных  догматов.
Господь,  принесший  нам  Слово    Отца  Небесного,  постоянно  доказывал,  что  Богу,  который  даёт  человеку  всё,  менее  важно  состояние  его  амбаров,  чем  состояние  души.  Менее  важна  демонстрация  любви  к  БОГУ,  чем  сама  любовь,  которая  проявляется  в  горячем  стремлении  жить  по  Заповедям  Творца.  Многие  фарисеи,  демонстрировавшие  свою    набожность  в  соблюдении  обрядов,  не  отличались  истинным  человеколюбием  и   благотворительностью.  Поэтому  слово  фарисей  и    приобрело  значение  -  «лицемер».
Фарисеи  и  «книжники»,  -  толкователи иудейских  религиозных  писаний,-  присвоили  себе  преимущественное  право  говорить  с  народом  от  имени  БОГА.  Потому   с  такой  неприязнью  они  восприняли  проповедническую  деятельность  сначала  Иоанна  Крестителя,  а  потом  и  самого  Господа.    Фарисеи  пользовались  огромным    авторитетом  в  народе,  но  им  не  хватало  доказательств,  чтобы  опорочить  Иисуса,  и  они  постоянно  искали  эти  доказательства.
Коварство  вопроса  фарисея  о  налогах  кесарю    состояло  в  том,  что   фарисеи  могли  опорочить  Иисуса  при  любом  ответе.  При  положительном -  натравить  на  Него  народ,  при  отрицательном  -   власти.
Ответ  Господа  не  дал  им  такую  возможность.

 Философа  талант  не  многим  дан,
С  проникновенной  глубиною  мысли.
О  вечном  говорил  нам  Тициан
При  помощи  своей  волшебной  кисти.
Есть  откровенье  и  в  картине  сей,
Хотя  и   кажется   простою  многим:
К  Христу  коварный  лезет    фарисей
С  вопросом:  «Есть  ли  смысл  платить  налоги?»
С  ухмылкой  затаённой  ждёт  ответ,-
Самодоволен  в  собственном  коварстве:
«Коль  Назорей  ему  ответит:  «Нет!»,
То  можно  обвинить  его  в    бунтарстве!»

Уверены    Израиля  сыны
В  приходе  долгожданного     Мессии,
Что  поведёт  их  по  тропе  войны,
Бойцов  отважных,  преумножив    силы.
И  план  у  фарисея  не  простой,
Пропитаны  змеиным  ядом  мысли:
«Страна  давно  под  вражеской  пятой,-
Кто  с  Римом  - те  народу  ненавистны!
И  если  Иисус  ответит :  «Да!»
И  призовёт,  чтоб  был  народ  покорен,
Закатится  тогда  его  звезда,-
Он  будет  опорочен!  Опозорен!»

Господь  на  полотне  во  всей  красе:
Любви  Источник  и  духовной  силы!..
Коричнево – землистый  фарисей
Похож  на  прах,   восставший  из  могилы.
У  Тициана  главный  интерес
К  Христу, - Ему  посвящена  картина.
А  фарисей  едва  в  неё  пролез,
С  трудом  протиснув тела  половину.
Ему  отвёл  маэстро    план  второй,-
Везде  такие  мы  встречаем  лица,-
Сыграл  свою  посредственную  роль
И  в новь  в  толпе  подобных  растворится.

Всего  на  5  минут  возник  из  тьмы,
В своём   безумстве    искушая  БОГА,
Но  с  ужасом  осознаём  вдруг  мы,
Что  он  из  тех,  которых  всюду  много!
Таких,  как  он,  полно  и  в наши  дни.
Отравленные  фарисейской  ложью
Вопят,  зверея,   палачу:  «Распни!»
И  попирают  человечность  Божью!
Глаза  чуть-чуть  у  Господа  грустны
Ему  понятны  помыслы  все  наши.
Он  видит,  как  под  дудку  сатаны
Коварная  душа  злодея   пляшет.

О  нас    безумных  у  Него  печаль.
Через  века  его  ответ  мы  слышим:
«Всё  кесарю,  где  кесаря  печать!
Всё  Божее,  что  людям  дал  Всевышний!»
Господь  и  фарисей  -  носитель  зла
На  полотне  одном,  в  единой  раме
Но,  кажется,  что  пропасть  пролегла
 Между  двумя  различными  мирами.
От  Господа  струится  дивный  Свет,-
И  Светом  наполняется    картина.
В  том   Мире   Света  фарисея  нет,-
Безумца  мгла  почти  что  поглотила.


Промчалось  5   веков  уже  с  тех пор,-
Для  вечности  500  не  слишком много...
Картина  эта  нам  теперь укор,
Ведь  больше  фарисея  в  нас, чем  БОГА
С  Тобою  быть  я,   Господи  хочу
Ты  всех  земных  мне  кесарей  дороже.
Налоги  честно  кесарям  плачу,
Но  дух  свой  возношу  к  Тебе  лишь  Боже!
Стараюсь  не  уйти  душой   во  тьму!
Ты  дал  мне  счастье в  жизни  быть  поэтом!
Душа  Тебе  лишь  служит  одному,
Себя  наполнив  радостью  и  Светом!
………………………………………

Картина  «Динарий  кесаря»   была  написана  маэстро  Вечеллио  Тицианом   ровно  500  лет    назад    по  заказу  герцога  итальянской  провинции    Феррара,  Альфонсо  д` Эсте.
Ранее  Феррара входила  в  состав  папских  владений,  но  была  выкуплена  итальянскими  аристократами  и  превращена  в  маленькую  сказочную  страну.
Времена  рыцарей  уже  сходили  в  Европе  на  нет,  а  в  Ферраре идеи  благородного  рыцарства  лежали  в  основе  духовной  жизни   герцогства.  Постоянно  устраивались  рыцарские  турниры  и    балы,  на  которых  блистали  нарядами  прекрасные  дамы, читались  стихи  и  звучали  баллады,  воспевающие  женскую  красоту  и  мужскую  доблесть.
Церковные  власти  пытались  вмешаться  в  весёлую  жизнь  Феррары  и  прекратить  «творившиеся  там  безобразия».
Заказав  Тициану  картину,  герцог  д`  Эста  как  бы  дал  церковным  властям  ответ,  используя  Евангельскую  мудрость  Господа:  «БОГУ - Божее!  Кесарю – кесарево!»
     Однако  мастер  не  ограничился  формальным  исполнением  заказа.  Он  вложил  в  свой  труд   всю  глубину  своей  веры:
«  Не  лукавьте  с  БОГОМ!   БОГ  видит  и  знает  всё!   Ему  не  угодно  циничное  фарисейство,  ограничивающее  себя  лишь  демонстрацией  веры  в  БОГА.    Ему  важно  то,  что  несём  мы  Ему  в  своей  душе!» 


Рецензии
Безусловно, яркая и вдохновенная аналитическая работа, на самом
высоком уровне изложенная. Здоровья! С Уважением,

Евгений Прохоров 6   01.12.2019 21:17     Заявить о нарушении
Спасибо тебе, дорогой друг!
У нас был такой предмет "Аналитическое чтение", учивший понимать не только слова, но и мысли и находить связь и закономерность событий.
....................
С уважением.

Владимир Гусев Тульский   05.12.2019 21:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.