Бог Великого Молчания Торк-Ангх

Торк-Ангх

Я с ликом ужасным валы воздвигаю,
Мне чужды веселья, чужда мне и робость!
Я в тайне молчу, охраняя всю строгость,
А Мыслью своей я лишь к Предкам взываю.

Страшится меня все живое на Свете,
К чертогам никто подступиться не смеет.
Вокруг, лишь погибель и все цепенеет,
И Боги Златые трепещут в ответе!

Но я, не чета им! Я – выше, древнее,
И обликом Смерти их рай омрачаю,
Ведь я, от отрогов своих подмечаю
И часто над землями Вестником рею.

Я, Гриф! Я, Посланник, войну приносящий,
Великий и грозный, как Призрак затмений.
Я Вечный Молчальник! Я Страж Поколений!
Туманный хранитель и в гневе разящий!

В полетах бесстрастны все ангелы-грифы,
Не скрыться от взоров их, видящих время,
Они уменьшают все тленное бремя,
И страждущих души проносят сквозь рифы!

Пустынные башни расскажут об этом,
Их камни седые пропитаны кровью;
Во Мраке приникших главой к изголовью,
Я тайно встречаю предсмертным рассветом!   

2015.

Акварель автора: "Торк Ангх"

Примечание



Одним из самых мрачных Богов дохристианской Армении, является Бог Торк Ангх. Происхождение этого Бога седой древности до сих пор не совсем известно. Однако о связи Торк Ангха с Царством Мертвых намекает сама Библия, где в армянском переводе Бог Нергал (Марс) переведен, как Торк Ангх. Дар Грифа, так переводится имя этого Божества с армянского языка. Примечательно, что в древности этого Бога связывали именно с Царством Мертвых, на что указывает само название Ангх.

Согласно древним преданиям, грифы освобождали Тонкие тела от бренной плоти, а сразу после смерти человека, сопровождали бессмертную триаду: Дух, Душу и Мысль в Загробный Мир. Та же традиция была и в Египте, где гриф почитался за одного из вестников Солнца-Духа. Несмотря на тот факт, что вышеупомянутые птицы были священны, к ним, как и к людям, отводившим тело на дахму (неспасаларам), применялся особый статус неприкасаемых (в буквальном смысле). Данный статус был распространен и на самого Торка Ангха, который описан во всех преданиях о нем, как великан одиночка, сторонящийся и Богов и людей. Бог этот, по сути, не был ни положительным, ни отрицательным, но вернее, нейтральным и к Добру, и ко Злу, и был Богом великого Молчания; так же назывались и дахмы в Иране – башни Молчания – киш или хуш (армянское слово <hуш> - <память>, возможно, происходит от этого корня-слова). Торк Ангх, однако, «требовал» к себе особого почитания и уважения, за неисполнения коих, как гласят предания, он страшно карал. 
Только после принятия христианства Торк Ангх, как и многие другие Боги, преобразился в «исторического потомка» Хайка. По всей видимости, в силу того, что за Хайком было «сохранено» олицетворение Солнца, несмотря на то, что Хайк представлял собой Солнечную Арийскую Династию в широком аспекте. Рядом исследователям все чаще признается древнехурритское и древнехеттское происхождение образа Торка Ангха; сопоставляют миттанийского или хеттского Бога Торку с Торком Ангхом [Абегян, ст. 23-25, указ. труда; МНМ, т.2, стр. 520]. Согласно другой версии, образ этого загадочного Бога в Армении возник при слиянии двух божественных имен Турк или Торк и Ангеха или Ангеха [Абегян, там же, со ссылкой на Адонца, ук. тр.].

Э. А. Мирзоян. Выдержка из монографии "Мистерии Древней Армении"


Рецензии