историю пишут победители...

Вчера по теле смотрел фильм "Великая". Всё общеизвестно- придурок наследник
Пётр Фёдорович и его в героических мучениях юная и умная немка, старавшаяся
закрепиться при престоле. Всё снято, разумеется, в разрезе неплохого сценария- не без способностей впоследствии литератора на престоле- написавшей  для потомства душераздирающие "воспоминания" отвергнутой жены, поневоле сблизившейся с любвиобилильной гвардией.
Жизнь балдеющих от безделья гвардейцев, забавы двора. В общем, смотрится, как
вполне исторический фильм.
Есть и явная отсебячина операторов фильма - кисет с 10 тысячами рублей от императрицы Кате- на "булавки", который она великодушно отдаёт проигравшемуся в карты супругу.
Авторы, очевиддно, понятия не имели, что знает любой нумизмат- любитель. Даже императоры не делали таких ставок- серебряый рубль весил почти 26 грамм, а максимальный номинал золотыых 10 рублей весил свыше 16 грамм.
Несложно сообразить: 1000х16= 16 кг- этот пуд такой же ляпсус, как и истории, которые пишут победители, вешая "лапшу на уши" потомкам...



ИЗ ИНТЕРНЕТА
...............

21 февраля 1728 года родился Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, более известный нам как император Всероссийский Пётр III. Его судьба сложилась исключительно несчастливо, и он является трагической и вместе с тем фарсовой фигурой в русской истории. При этом о том, чем он реально занимался на российском престоле, помнят немногие.

Пётр III: Ложь против императора
Журнал: Загадки истории, №44 — ноябрь 2014 года
Рубрика: Дворцовые тайны
Автор: Глеб Сташков

Репутацию Петра III погубили с помощью «чёрного пиара»

Петру III не повезло при жизни и не везёт после смерти. Его упорно считают недоразумением на троне, этаким царственным дегенератом. Он — «самое неприятное из всего неприятного, что оставила после себя императрица Елизавета», как писал историк Ключевский. Вероятный наследник шведского и русского престолов, «он по своим способностям не годился и для своего собственного маленького трона». Под собственным троном имеется в виду голштинский.
Ведь по происхождению Карл Петер Ульрих был владетельным герцогом Гольштейна. А на русском престоле, где усидел всего полгода, оказался первым представителем Гольштейн-Готторпской ветви династии Романовых.

Клевета от жены?
Все давно уже привыкли считать, что Пётр Фёдорович был вспыльчив, лжив, жесток, невежественен и непомерно глуп. Кроме того, с десятилетнего возраста он пристрастился к выпивке и редко дотягивал до вечера трезвым. Он был не способен даже к супружеской жизни, поскольку отстал в развитии. Вместо исполнения супружеского долга он предпочитал играть в куклы. «Вся кровать была полна куклами и игрушками», «великий князь играл до часу или двух ночи», — вспоминала об этом Екатерина II.
Она же поведала нам знаменитую историю про крысу. Заходит, мол, она в комнату супруга и видит повешенную крысу. А супруг, значит, объясняет, что крыса повешена, потому что совершила тягчайшее преступление. Она перелезла через вал картонной крепости, которая стояла на столе, и съела двух крахмальных часовых на карауле. Собака поймала крысу, и злодейка была предана военному суду, который и приговорил её к смертной казни через повешение.
Ну, в общем, дебил дебилом. Недаром императрица Елизавета Петровна, сама не блиставшая умом, сокрушалась по поводу племянника, ругала его последними словами и даже подумывала, как бы выслать такого наследничка из России, передав трон его сыну Павлу. Который, правда, и не факт, что действительно был его сыном.
Это, конечно, замечательно и очень смешно. Но возникает один вопрос. Обо всем этом мы знаем исключительно со слов Екатерины II. Той самой Екатерины, которая своего законного супруга Петра Фёдоровича свергла и убила, захватив власть. А что ещё, собственно, она могла о нём написать? Замечательный, мол, был человек? Зачем же тогда ты его свергла? Вроде как ясно, что доверять её свидетельским показаниям особых оснований нет. А что мы имеем в виде фактов?

Странные претензии
Пётр III и правда не любил русских обычаев и преклонялся перед прусским королём Фридрихом Великим. Но император Пётр, который проходит под номером один и под прозванием Великий, тоже не любил русских обычаев. И тоже, заметим, пристрастился к выпивке с молодых лет. А перед Фридрихом Великим преклонялся даже просветитель Вольтер. Так что ничего удивительного или постыдного в таких наклонностях Петра III не обнаруживается.
Пётр отдавал предпочтение своей голштинской гвардии, а русских гвардейцев называл «янычарами». Но ведь они и были самыми что ни на есть янычарами. Возьмём кумиров тогдашней гвардейской молодёжи — братьев Орловых. Они прославились тем, что устраивали кулачные бои насмерть. Честно говоря, лучше уж крыс вешать. Гвардейцы давно потеряли всякое представление о дисциплине, зато уверовали в то, что именно они решают судьбу трона: кого захотят, того на него возведут, а кого не захотят — свергнут. Точь-в-точь как янычары в определённый момент времени. Для янычар это кончилось плачевно — султан Махмуд II их просто уничтожил. А Пётр III — на свою беду — всего лишь пытался установить среди русских янычар дисциплину. Одно из самых известных событий, вменяемых Петру III в вину, состоит в том, что он вывел Россию из Семилетней войны, заключив мир с Пруссией. И правильно сделал! Эта война была России совершенно не нужна. Борьба между Австрией и Пруссией не затрагивала никаких российских интересов, а тысячи рекрутированных мужиков гибли по прихоти российской императрицы. Да, Пётр III решил начать новую войну — с Данией. Это было глупо. Но, в любом случае, он всего-навсего заменил одну бесполезную войну другой. Так что претензия такая же надуманная, как и предыдущие.

Лучший друг дворян
Обратимся теперь к внутренним делам. Пётр III издал «Манифест о вольности дворянства». Плохой манифест, сложно спорить. Он освобождал дворянство от обязательной службы и превращал его в паразитическое сословие. Но вроде бы не дворянству на это жаловаться. Что же они так невзлюбили императора?
Остальные мероприятия Петра III и вовсе поражают либерализмом. Он ликвидировал Тайную канцелярию, которая внушала страх всем российским подданным. Ввёл религиозную свободу, прекратил преследовать раскольников и освободил монастырских крестьян, передав им принадлежавшую монастырям землю.
Дворяне получили право свободно выезжать за границу. При этом убийство помещиками крестьян рассматривалось как «тиранское мучение» и влекло за собой пожизненную ссылку. Пётр III запретил подносить чиновникам подарки крепостными крестьянами и землями. Выдающийся, между прочим, шаг в борьбе с коррупцией — без всякой иронии.
И всё это — всего за полгода царствования. Ни один российский император не проводил столько реформ за столь короткое время. Говорят, что сам Пётр Фёдорович не имел к этим указам никакого отношения. Советники ему подсовывали, а он подписывал. Но разве это имеет значение? Так уж повелось, что чем более великий правитель доставался России, тем хуже жилось российскому народу. Впору призадуматься.

Чемпион по самозванцам
Интересно, что при той дурной славе, которой окружено имя Петра III, именно он является абсолютным рекордсменом среди русских царей по количеству самозванцев, выдававших себя за него. Статистика, прямо скажем, странная — зачем же выдавать себя за царя-дегенерата? Как можно собрать под свои знамёна людей, если они считают тебя недоразвитым идиотом?
Сначала Петра похоронили без почестей в Александро-Невской лавре. Торжественное перезахоронение устроил Павел I спустя 34 года.
Самым известным Лжепетром был, разумеется, Емельян Пугачёв, наводивший ужас на всё Поволжье и Урал в 1773-1775 годах. Известно, что Екатерина II страшно ненавидела этого мужика, осмелившегося воскресить тень её нелюбимого мужа. Известно также, что после пленения Пугачёва императрица проявляла большой интерес к ходу следствия. А после того как предводитель восстания был четвертован на Болотной площади, уделяла особое внимание искоренению памяти обо всем,связанном с «пугачевщиной». Для описания двухлетней масштабной войны позволялось использовать лишь гладкую и безликую формулировку «известное народное замешательство». Всего же Лжепетров насчитывается около сорока. И Емельян Пугачёв был среди них далеко не первым. Ещё в 1764 году (спустя менее двух лет после смерти императора) некий разорившийся купец Антон Асланбеков пытался заявить, что он — чудом спасшийся Пётр Фёдорович. Таким образом он пытался избежать ареста за пользование фальшивым паспортом. Но поднять народ на свою защиту ему не удалось. Самозванцы, выдававшие себя то за самого «спасшегося императора», то за его доверенных людей, появлялись буквально каждый год. В 1773 году некий казак-самозванец был арестован в Астраханской губернии и заключён под стражу в Царицыне. Вскоре арестант, настоящего имени которого история не сохранила, умер. Чтобы избежать волнений среди людей, поверивших в то, что это государь-император, он был объявлен «бесследно исчезнувшим». Этой историей впоследствии и воспользовался Пугачёв, который выдавал себя именно за бежавшего из Царицына Петра Фёдоровича.
Даже казнь Пугачёва не повлияла на популярность Петра III среди самозванцев. Причём они встречались не только в России. За Петра Фёдоровича выдавал себя Стефан Малый, с 1767 по 1773 год бывший вполне легитимным (и даже весьма неплохим) царём Черногории. В 1773 году стал известен другой Лжепётр, который активно путешествовал по Европе, переписывался с Вольтером и Руссо, но в 1785 году был арестован и покончил с собой. В России же последняя попытка выдать себя за Петра III была зафиксирована в 1797


Рецензии