Лучший друг юности. Дали и Лорка

5 ноября 2015 года в Центральной библиотеке на Вишневского состоялся вечер испанской поэзии: Федерико Гариа Лорка (1998-1936).
С ним связаны имена выдающихся деятелей культуры ХХ века.

***

…Лучший друг моей сумасшедшей юности…
 Сальвадор Дали. «Тайная жизнь»

В 1921 году начался студенческий период Сальвадора Дали (он поступил в мадридскую Специальную школу изящных искусств). Это было время, которое сам он впоследствии назвал сумасшедшей юностью, время, когда он мог работать по несколько дней подряд, забыв о том, что надо есть и спать. Оно подарило ему новых друзей — будущего талантливого режиссера Луиса Бунюэля и уже стоящего на пороге мировой известности мятежного поэта Федерико Гарсиа Лорку.

Новые товарищи Дали с удивлением обнаружили, что их застенчивый скромный и весьма чудаковатый знакомый — талантливый художник, рисующий в кубистской манере. А Сальвадор тем временем открывал для себя личный магнетизм предводителя компании, Лорки, и его лучезарные, полные безрассудства произведения.

Лорка — друг

Передо мною явились, как поэтическое чудо, его чистота и его грубость, его плоть и его прах…
 Сальвадор Дали

Судьбы Лорки и Дали пересеклись в то время, когда оба только начинали чувствовать себя хозяевами мира. Обоим нравилось раскрывать друг перед другом свое величие, и казалось, что истина мироздания открыта только им. Их дружба развивалась на фоне становления личностей, когда и того, и другого переполняли жизненные силы, а души рвались от метаний, крайностей и тяги к страданиям.

Поначалу отношения не были равными: Лорка лидировал в компании, и его влияние на окружающих было очевидным. Но Дали был в числе немногих, кто мог противостоять магнетизму начинающего поэта. Со свойственной ему простоватой невинностью молодой художник всеми силами отгораживался от друга, стараясь с помощью отчужденности защитить свое собственное, такое ранимое и чувствительное «я». Кто знает, быть может именно эта застенчивость и стремление ее преодолеть и стали причиной того, что Дали постепенно всецело завладел вниманием Лорки.


О, оливы Кадакеса, о, как вы чудесны...
 Федерико Гарсиа Лорка

Новый виток отношений Дали и Лорки пришелся на 1922 год, когда художник, успешно выставивший восемь работ на выставке в Барселоне, решил, что профессора академии не могут научить его ничему новому, и отправился в родной Фигерас, а затем — в рыбацкий поселок Кадакес.

К этому времени отношения с Лоркой стали равными и настолько глубокими, что Дали приглашает друга поехать с ним. Начался плодотворный для художника период, который позже биографы назовут годами Лорки.


Поэт Федерико Гарсиа Лорка: биография

 Произведения

 Проза
Impresiones y paisajes (Впечатления и пейзажи, 1918)

 Стихотворные сборники
Libro de poemas (Книга стихов, 1921)
Poema del cante jondo (Поэма о канте хондо, 1921, изд. 1931)
Primeras canciones (Первые песни, 1921—1922, изд. 1936)
Canciones (Песни, 1921—1924, изд. 1927)
Oda a Salvador Dal? (Ода Сальвадору Дали, 1926)
Romancero gitano (Цыганский романсеро, изд. 1928)
Poeta en Nueva York (Поэт в Нью-Йорке, 1929—1930, изд. 1940)
Llanto por Ignacio S?nchez Mej?as (Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу, 1935)
Seis poemas gallegos (Шесть стихотворений по-галисийски, изд. 1935)
Div?n del Tamarit (Диван Тамарит, 1936, изд. 1938)
Sonetos del amor oscuro (Сонеты о смутной любви, 1936, изд. 1984)

 Пьесы
Mariana Pineda (Мариана Пинеда, 1927)
La zapatera prodigiosa (Чудесная башмачница, 1930)
Retablillo de Don Crist?bal (Балаганчик дона Кристобаля)
El p?blico (Публика, 1930)
As? que pasen cinco a?os (Пять лет спустя, 1930)
Amor de don Perlimpl?n con Belisa en su jard?n (Любовь дона Перлимплина, 1933)
Bodas de sangre (Кровавая свадьба, 1933)
Yerma (Йерма, 1934)
Do?a Rosita la soltera o el lenguaje de las flores (Донья Росита, девица, или Язык цветов), 1935)
La casa de Bernarda Alba (Дом Бернарды Альбы, 1936)

 Лорка в культуре

С 2003 года в Гранаде ежегодно вручается Международная поэтическая премия имени Федерико Гарсиа Лорки.
В Испании был снят биографический минисериал «Лорка, смерть поэта».
Участники российской хеви-метал группы Ария в 1986 году, чтобы облегчить официальную сдачу программы худсовету, приписали текст песни «Тореро» (на тему корриды), в действительности написанный Маргаритой Пушкиной, перу Гарсия Лорки.
В 2003 году по одноимённой книге Фернандо Мориаса снят фильм «Божественный свет», получивший награду московского кинофестиваля. Он рассказывает о Лорке-нищем, проживающим в наши дни в окрестностях Гранады и страдающем от амнезии.
В 2005 году стихотворение Гарсиа Лорки «De profundis» было нанесено на стену одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды). Оно стало последним в серии из ста одного аналогичного памятника всемирно известным поэтам в рамках культурного проекта «Wall poems».
В 2008 году реж. Пол Моррисон (Paul Morrison) снял фильм, посвященный отношениям Ф.Гарсиа Лорки и С.Дали — «Отголоски прошлого» («Сальвадор Дали: Любовь. Искусство. Предательство»).



Следующие несколько лет Лорка становится главной моделью Дали (заменив на полотнах сестру художника, Анну Марию), который пишет много портретов друга и использует его образ на других полотнах. Несомненно, двух молодых людей связывала не только дружба. Но если со стороны Дали любовь была лишь духовной, то Лорку снедали отнюдь не платонические страсти. Он был влюблен в Дали и чувствовал себя так, будто очутился в раю. Позже он напишет, что Кадакес стал его идеальным воспоминанием о путешествии в Каталонию. 

Однако и Лорку, и Дали беспокоила неудовлетворенность отношений. В конце концов, устав от гнета поэта и поняв, что их взгляды на творчество и будущее слишком разнятся, Дали решился на разрыв. В 1926 году, после того как Лорка опубликовал свою «Оду к Сальвадору Дали», художник начинает планировать поездку в Париж. Оттуда, по его мнению, должна начаться дорога к успеху. И эту дорогу Дали решил пройти самостоятельно, избавившись от старомодного, как он считал, влияния Лорки. В 1928 году Лорка получил от Дали письмо довольно оскорбительного содержания и окончательно понял, что близость с Дали утрачена.

Сам Лорка тяжело переживал разрыв. Его письма Дали полны горечи, любви и раскаяния: «Я вел себя как неприличный осёл, с тобой — лучшим, что у меня есть. С каждой минутой я понимаю это все яснее и очень обо всем жалею».

Лорка — память

"Погиб, расстрелянный в Гранаде, певец недоброй смерти, Федерико Гарсиа Лорка! Ole!"
 Сальвадор Дали

Несмотря на разрыв и почти семилетнюю разлуку, Дали всегда отдавал должное таланту поэта и надолго сохранил его в своей памяти, называя лучшим другом сумасшедшей юности.

После расставания с Дали, Лорка путешествовал по миру, провел некоторое время в Нью-Йорке, а затем вернулся в Мадрид. Время от времени он слал письма Сальвадору, их переписка — ясное свидетельство того, что духовная связь, возникшая в начале 20-х годов, осталась неразрывной. Некоторые письма Дали обрывал на полуфразе, так, как это бывает в диалоге между двумя близкими друзьями, понимающими друг друга без слов.

В июне 1936 года, обеспокоенный конфликтами, раздирающими Испанию в преддверии гражданской войны, Лорка принимает решение вернуться в родную Гранаду. Это путешествие оказалось последним в его жизни. Он знал, что поездка опасна: пришедшие к власти жестоко расправлялись с представителями интеллигенции. 16 августа 1936 года Лорку арестовали, а через 3 дня расстреляли. Точное место захоронения Лорки неизвестно, но, говорят, что он похоронен у источника Айданамар. В 1936 году там росла большая олива.

Почитатели таланта Лорки не верили в смерть поэта. Существует предположение, что ему удалось избежать смерти и перебраться в Аргентину. По еще одной версии Лорка действительно был расстрелян в 1936 году, но не по политическим мотивам...

Узнав о его гибели в августе 1936 года, Дали испытал сильное потрясение. Позже, когда недовольство образом жизни Лорки уступило место воспоминаниям о странной, чистой и порочной одновременно красоте, излучаемой Лоркой, Дали напишет: «Всякий раз, когда я взываю из глубин моего одиночества к моему мозгу, и в нем восстает гениальная идея, к моей кисти, и она, подобно архангелу, творит чудо, делая мазок, я всегда слышу голос, хриплый и сладостно задыхающийся,— голос Лорки, который возглашает мне:"Ole".

(Из Интернета)


Рецензии