Почему. Эссе о вопросах безответных
Но океан, как показывает опыт плавания, по-видимому многомерен или совершенно безмерен, и каждая капля его отражает какую-то часть. По возможности, допускаем и существование капли, которая отражает его мерность (безмерность), как в романах Р. Желязны, играя со вселенными в небезъобидные затеи.
Возьму и Вам поведаю о парадоксах некоторых капле видения и вопросов: Почему? и т.п. на которые нет ответа. Они, порой, и составляют канву особенностей плавания и исчезновения в различных его водах - в срок, до срока иль без срока, никто, пожалуй, из обитателей его, и не ведает о том, как и я.
Вот эпизод навскидку из архива, что памятью зовут. Почему в малолетстве, засыпая под влиянием дневных ли событий, то ли подчинясяь лунным или солнечным ритмам, аль вселенским. Вмиг один, перед погружением в сон, с мизинца на руке или ноге, уже неважно, нарастает теплота вплоть до жара. Она медленно распространяется по телу и оно начинает расти, расширяться до гигантских размеров. Потом, бац, исчезает и «ты» меж звезд и планет, и сам вселенная необъятная — накатывает волна восторга и вслед ужаса. Ай, ой и падение в пропасть с бездной в обнимку и тихий, как бы шепот луны — не бойся дурашка, давай поиграем с тобой в путешествие. И веришь, и играешь улыбаясь непонятно чем, и непонятно кому. Пынь — и уже утро, умывание и завтрак в неохотку, и улица или походы в выходной к тети, бабушке.
Вот у бабушки уж малолетку оставили и почему он, отпросившись у нее погулять, рвет неумело (два ему годика или три) весенние корзиночки акации с лепестками желтыми, вкусно пахнующими и, по наитию, отправляя их в рот, вкушает нектар сладкий. Еще пробует он их парочку- и вместе с ними в него вливается родная, вибрирующая субстанция, живая и чудесная. Он понимает, стоп-хватит, а то акация обидется на глупца. Благодарит ее и с чувством радости, и взаимности, и вприпрыжку - дальше.
Другое -почему- ждет его за калиткой. Там за парой домов собственных с огородами и картошкой растущей, яблонями, смородины кустами и малины, пасленом меж картошки сладким и забором, иногда, большим по периметру, стоит котлован заброшенный. Под фундамент строители выкопали и планы поменяли, как всегда. Он полон воды под самую завязку и его с криками окружила ребятня соседская. Два мальчугана постарше лет 8-10 под наблюдением трех принцесс схожего возраста катаются по котловану на двух сбитых досках по очереди. И малолетки понятно, почему-то сразу, — вся затея ради их: и эта бравада, и крики. Чтоб кому-то из них, герою немерянному, взять одну из них за руку и проводить до дому.
Но он в стороне от их забав, сидит у лужи и таращит во всю глаза под гипнозом мерного квакания лягушки в ней: ква, ква, ква. Минута, другая, третья уж и ребятни нет у котлована, и минует целая вечность, вечереет. Время для него исчезло и он сам эта лягушка: ква, ква, ква; уютно и тепло в луже. Мир распался на осколки звуков, прикосновений воды, ила, образов и красок. Чу! Очнулся. На его плече рука бабушки — "зову, зову, не откликаешься. Хорошо соседская девчонка подсказала где ты. Пошли чай пить"- зовет она. И он бредет, счастливый и усталый, денек то чудесный выдался. Штынь, штынь их шаги погружаются в вечернюю мглу, а луна с улыбкой внимает им очарованная, как и они,странствием в звездной россыпи и земли оборотами неприметными.
На следующий день, улучив момент и не спрашиваясь, он бежит под непреодолимым зовом к этому котловану, взбирается на те две доски. Вокруг, ни души и, отталкиваясь какой-то палкой, он доплывает до середины его. И понимает - дна не нащупать и глубина неизвестна. И как то умудряется, бросив палку, руками догребсти до берега и не упасть, и не утонуть под квакание другой или той же, вчерашней лягушки.
Мокрый от страха, смелости, глупости и гребли - все вперемежку, несется, сломя голову, к бабушке. Уловив на расстоянии ее хорошее настроение и уже за столом, и лопает пару печенек со сгущенкой по верху, и чаем, вприкуску с индийским (слоненки на пачке подняли хоботы, то ли трубят, то ли гордятся). Ощущение счастья еще колотится у него в груди — бум, бум, глухо сердце вторит наперегонки с приключением уже остывающим во времени. Если б взрослые узнали, наверняка, наказали, еще и сладости. Ура!
Еще один эпизод с этим почему, пристрастным и привиредливым, но уже из подросковой жизни. И все равно ответов нет, хоть есть варианы разные сценариев- как и почему.
Подростком двенадцатилетним стоишь на третьем этаже стандартной панельной четырехъэтажки и уткнувшись лбом в стекло лицезреишь улицы метаморфозы в восьмом часу вечера. То ли от скуки, то ли отсутствии ключа от твоей квартиры и ожидания прихода одного из родителей с работы. Лоб холодит стекло, мысли рыбками веселыми, грустными плавают в невесомости. Иногда, это фразы из прочитанных многочисленных книг, или идеи устроить отношения с соседкой по подьезду - пригласить ее в кино-малютку (автобус по выходным с киноаппаратом).
Все это сопровождает аккомпаниент музыки и танцев из квартиры на втором этаже. Вдруг, неожиданно дверь ее распахивается и двое, интуиция подсказывает, хозяйка квартиры миловидна и мужчина спускаются, уже на веселе, чуть ниже. Они закуривают и по подъезду начинает распространяться терпкий аромат женских сигарет с ментолом и мужских (Варна, кажется болгарская, чуток же пробовал), вперемежку с запахом хорошего, дорогого вина. Разговор приглушенный, негромкий их прерывается звуком редких поцелуев и просачивает по подъезду вверх вместе с ароматом духом французких (может шанель №5, а может рижские, также изысканые и нежные).
Затем, они подниаются к двери, и он, невольный свидетель слышит: «Валь,Валь, бросай, курить и пить. У тебя две дочки, подымать надо, выходи за меня.» И в ответ загадочное - «Извини, не брошу, как не брошу ****овать. Пускай знает. Расскажи ему, если хочешь.» И они исчезают за дверью, где музыка, танцы, звон рюмок и три, или четыре пары гостей.
Ты стоишь в растерянности. Что это, и почему ее уговаривает мужчина, кто он и кому должен рассказать о Вале, и что такое ****овать — что то запретное, глупое или радостное. Но слышатся шаги в подъезде и мигом подымаешься к себе на четвертый. Наконец, кто-то из родителей возвращается поздно с работы. Уже дома ужинаешь, пьешь чай, а в голове мотыльками кружат вопросы, всплывшие в подъездной сцене.
Пыташься тут же прояснить немного сюжет загадочный и суешься с вопросом неуместным к старшим- а, что такое ****овать? И удивленно, испуганное их - ты где набрался такого словечка. И, чтоб не вдаваться в подробности, увиливаешь- слышал от пацанов на улице. И не получив ответа толкового, уходишь спать недоуменный и расстерянный.
Дабы не утомлять Вас такими накатывающими, порой из ниоткуда, почему и, почти всегда безответными, или туманными намеками на ответ, или метафорами не слабыми, или событиями ударами в лоб. Еще об одном таком жизненном недоумении.
Почему, однажды во время моей учебы в универе уже на четвертом курсе одного факультета, ко мне подходит Бауржан, аспирант, без пяти минут выпусник физико-математического факультета. С Новым заветом в руке и спрашивает меня как я понимаю вот это место, такая то строка. Кажется, это было Евангиле от Матфея. Почти не помню, как и что ему ответил, но чувство удиления вошло в меня и клином застыло, где-то в глубине души. Немного был знаком с его семьей. Его жена Ирина, чудесная миниатюрная кореянка, улыбчивая и веселая, восстанавилась к нам на курс из академ отпуска. У них рос сын Темка, задорный и неунывающий пятилетний мальчуган, непоседа и смышленыш не погодам.
И вот, неделю или две спустя на восьмом этаже общаги праздничный день, к тому же выходной от занятий. И мы дружно отмечаем день рождения Иры. Тоже поздравил ее, купил три, вроде, гвоздики и открытку подписали вдвоем с одногрупницей со стихами пожеланиями. Отлучились затем из комнаты на пяток другой минут в холл этажа. Появляется в холле одногрупница с дрожащими руками, губами, бледная и еле, еле, как будто выталкивая их изо рта, словами: « Там, там...» Что там, так и не разобрали толком, рванули в комнату. Окно распахнуто, Ира в полу обмороке, запах валидола и тишина, белая и пронзительная висит смогом в комнате. Кое-кто у окна, кто то в коридоре. Подходим к окну и смотрим — внизу, дело к вечеру, силуэт на снегу с нелепо подвернутой ногой и рукой, худенький и беззащитный, в рубашке и джинсах с алым, растекающимся под ним пятном, Бауржан.
Долгая пауза-шок. Шепот из ниоткуда -скорую уже вызвали. Беготня по коридору и звук сирены за окном. Иру увели в комнату к себе ее подруги, вызвали врача, у нее, что то с сердцем было,оказывается,и раньше бывало. Потом, какие-то нелепые слухи о каком-то треугольнике любовном. И вопросы у меня, как звери в клетке, почему? Почему так? Почему нелепо и жестоко? Как теперь Ира и Темка?
Потом, стало известно из протокола бригады скорой помощи. Бауржан был жив еще минуты две как его погрузили в скорую. Не довезли. Медики сказали боли в это время он не чувствовал от шока.
Вот такие вопросы,безответные порой,сопровождают нас по жизни. У Вас ,наверное, как и у меня,ни один десяток их найдется -белыми, черными и разноцветными мазками разбросаны они тут и там. В провидении ли.
Океан, уж без названия, вероятно, знает или также догадки выстраивает об абсолютном и относительном в подлунном мире этом.
Свидетельство о публикации №115110203614