VS. Нелюбителю глагольных рифм

(записки из жизни форума СТК)

«О чём, прозаик, ты хлопочешь?
 Давай мне мысль какую хочешь:
 Её с конца я завострю,
 Летучей рифмой оперю,

 Взложу на тетиву тугую,
 Послушный лук согну в дугу,
 А там пошлю наудалую,
 И горе нашему врагу!»

                А.С. Пушкин

    «Зачем  Блок  писал  длинные  письма или вел  долгие  разговоры со мной,
желторотым подростком, с вечными вопросами о технике  поэзии на языке? Время
от времени какой-нибудь такой вопрос с моего языка срывался.
     – Александр Александрович,  нужна  ли кода  к  сонету? – спросил я
как-то.  К  моему изумлению, Блок,  знаменитый "мэтр", вообще  не  знал, что
такое кода...
     В дневнике Блока 1909 г. есть запись:  "говорил  с Георгием  Ивановым о
Платоне. Он  ушел от  меня  другим человеком". В  этой записи,  быть  может,
объяснение и писем и разговоров. Должно быть, Блок не замечал моего возраста
и не слушал моих наивных реплик. Должно быть, он говорил не столько со мной,
сколько  с  самим собой.  Случай – я был перед ним, в  его орбите, – и он
посылал мне свои туманные лучи, почти не видя меня.»

                Георгий Иванов «Петербургские зимы»

    «Когда вместе собираются критики, они говорят о Теме, Композиции и Идее.
Когда вместе собираются художники, они говорят о том, где купить дешёвый скипидар.»

                Пабло Пикассо (С. Макконнелл «Совершенный код»)

    «Теперь мы ручаемся, что он ко многому уже равнодушен, особенно к стихам своим, к коим равнодушие его, относительно их красоты или недостатков, не изменялось и не изменится. И как быть иначе? Он никогда не принадлежал ни к какому литературному цеху. Правда, он был поэтом, но поэтом не по рифмам и стопам, а по чувству; по мнению некоторых — воображением, рассказами и разговорами; по мнению других — по залету и отважности его военных действий. Что касается до упражнения его в стихотворстве, то он часто говаривал нам, что это упражнение или, лучше сказать, порывы оного утешали его, как бутылка шампанского, как наслаждение, без коего он мог обойтись, но которым упиваясь, он упивался уже с полным чувством эгоизма и без желания уделить кому-нибудь хотя бы малейшую каплю своего наслаждения.»
               
                «Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова»

«Мне ни к чему одические рати
 И прелесть элегических затей.
 По мне, в стихах все быть должно некстати,
 Не так, как у людей.

 Когда б вы знали, из какого сора
 Растут стихи, не ведая стыда,
 Как желтый одуванчик у забора,
 Как лопухи и лебеда.

 Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
 Таинственная плесень на стене...
 И стих уже звучит, задорен, нежен,
 На радость вам и мне.»

                А.А. Ахматова



Один товарищ озадачил меня вдруг…
Знакомый просто – не подумайте, что друг.
Стихи мои ему – тут пишет – не по нраву…
А критику навёл, скажите – по какому праву?

Глагольны рифмы, вишь, не нравятся ему,
Ну… это ж прямо скажем – как кому…

По Пушкину прошёлся – дескать, не поэт…
Ну что тут скажешь… Набрала, как водится,
Всё что хотела… И отправила с дворняжестою «at»…

Нет, в этом деле критики не признаю не из гордыни,
Её я не имела никогда, не завела и ныне,
Но может ли всегда – не расспросив поэта –
Знать всякий – для чего писалась та строфа иль эта?

Да и при современных технологиях – любая рифма – «бедна» –
Что прилагательным, а что наречьям – вариантов – бездна,
Я ж – от души пою, коль в голову придёт,
И мысль лишь донести занятнее хочу, а не веду слогам учёт!

Поэт – известно – гражданин, а не конструктор,
Трибун событий он, а коль посовременней – репродуктор,
Удел потомков – на запчасти его перлы разбирать
И бирки вешать, и в недоумении сгорать:

Ну, как он мог, как голова его варила,
Что без iPada всё уже в ней было,
Чтобы из реплики обычной вышел стих,
И слушатель в благоговении затих…

Ещё момент есть – в восприятии мужском и женском,
И первого состав искать чудно, как облик кресла в стуле венском –
Мужчине – кратче стих, информативней,
А женщинам – пусть и длинней, но ассоциациативней…

Конечно, если кто кичится тем, что он стихи ваяет,
То критик с пользою для всех ему пусть наваляет!
А коли без претензии и так, без гонорара –
Дарёный конь – нет с давних пор для критики неблагодарнее товара ;)

Тут так – коль хочешь – пользуй, коль не хочешь – не бери,
А лучше сам поди-попробуй – подари!
Получится ль звучней иль аппетитней,
По всем канонам и мощнее, и солидней?

Когда получится – поздравить буду рада,
Безотносительно – кто автор – завсегда удачный стих – услада,
Пусть он своим примером, отвечая, вдруг заставит покраснеть –
Всегда остерегаться буду супротив него стиши иметь.

Мне нравятся слова: "чем темноту ругать –
Не лучше ли лампады возжигать?"
Всегда хулить нам проще, сложно бой принять,
Себя частицу за идею в том бою отдать.

Ещё Льюиса памятен завет:
Писать не для кого-то, для себя – успеха в том секрет,
Коль воплотил мечту свою в творении – души частица
И до другого сердца непременно достучится!

И ошибаться – то удел трудяг – известно,
А потому, не потрудившись самому, хулить их труд нечестно,
И дальний путь осилит лишь идущий,
Так будем же наперекор всему мы к цели устремляться ещё пуще! =)

19.02.2011

Источник иллюстрации: кадр из м/ф «Рапунцель. Запутанная история»


Рецензии