Ликбез по восприятию стиха

    Для восприятия стиха, чтобы мне было понятно, что это такое, заглянула в зеркало мировой поэзии и получила ответ великого мудреца и поэта Востока Джалаледдина Руми (1207- 1273гг.), с которым познакомил Радий Геннадьевич Фиш своим биографическим романом-исследования жизни поэта.

   Ответ был таков-

-  Научить никого ничему нельзя. Можно только указать путь. Пройти его должен каждый сам.

-  Знание как хлеб. Десять лепёшек нести легко, а вот съесть не просто.

-   Во времена поэта придворные ломали голову над рифмой, над оригинальным  сравнением, жаловались на нехватку рифм и слов. Джалаледдин Руми  говорил: "А надо бы сетовать на нехватку мыслей".

-  Удовлетвориться добытом - это и есть духовная смерть, а жить - значит меняться вместе со временем. (Что великий поэт и делал всю свою мудрую жизнь).

     И для себя делаю заключение - Надо работать!

     Когда к начинающему поэту приходит мысль в написании первой стопы, потом появляется вторая, ещё более гениальная, Всё! считается, Бог "послал кусочек сыра" - держимся, и рьяно защищаем первую попавшую мысль, далее думать неохото или действительно мысли  на исходе.
   
   Так, что если Бог наградил, может быть, талантом, то надо помогать появившемуся таланту, чтобы  не остаться в одиночестве, не быть изгоем в литературно-поэтическом мире.

    Мне очень понравилось, как  Радий Фиш доходчиво, поэтично описал, как
Джалаледдин Руми, мудрый стихотворец читал свои стихи:

- Поэт обычно произносил вслух ритм, звучавший в них, который обладал неодолимой силой. Он подчинялся ей, прислушивался, склонив голочу к правому плечу, затем неспешно, кскбы сопротивляясь,поднимался на ноги.
Подобрав полу халата, делал первый шаг, и, откинув левую руку, медленно поворачивался на месте. (Друзья мои, а Вы представьте этот танец в уме.Это ведь идёт чтение стиха.....)

Перед его духовным взором возникла гармония вселенной с её вечным кружением: планет вокруг Солнца, семи сфер неба вокруг Земли. Эта  гармония завладевала всем его существом. Тогда он вскидывал правую руку, начинал кружиться в пляске. Сперва,  не торопясь, затем всё быстрее, быстрее, покуда не забывался  в радостном слиянии с ритмом, разлитом в мироздании, ритмом, чьей бледной тенью были музыка стиха и пение ребаба. Это  был его любимый  струнный музыкальный инструмент (род лютни).

    Можно сказать, и порадоваться, что наши современные одарённые поэты теперь читают стихи под музыку, правда, не пляшут. (Они ведь не шаманы).
 
    Когда неофитам напоминают, что поэзия есть ремесло.К каждому ремеслу надо подходить с любовью.

    Так Джалаледдин Руми, поэт Востока, считал - любовь единственное средство познания истины.( И теперь, дорогой друг, вдумайся в эти слова).

- Любовь - это полное растворение друг в друге, таком слиянии в любви, когда не существует более отдельных друг от друга "Я" и "Ты".
Любовь ювелира к своему делу, ремеслу ведёт мастера к познанию истиных качеств металла, или, к познанию скрывающихся в нём тайн, а следовательно, и к овладению приёмами и способами его обработки.
Современное мастерство, то есть, познание абсолютной истины, предполагает полное слияние субъекта с объектом, растворения мастера в материале, отождествляя себя с ним.  ( Понятно? Это относится и к стихосложению).

   Так и поэзия требует к себе любви и уважания. Это целый мир, основанный не только на таланте, но и на трудолюбие.

   Теперь можно вспомнить В.Г.Белинского, замечательного русского литературного критика, как он понимал поэзию:

- Поэзия есть высший род искусства.
   Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно ВЫГОВОРЕННОЕ представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств.
И мастерство писателя, поэта состоит в том, чтобы из множества сходных или одинаковых по значению слов выбрать то, которое наиболее точно передаёт именно данный оттенок смысла, отвечает уровню языковой культуры персонажа, отражает его склад мысли, настроение.

   Вот, друзья мои, теперь  то и надо обратить внимание - на сбой ритма, на плавающие ударения, разрыв причино-следственных связей, вообщем, на всё, чтоб можно было и спеть стих в пляске в гармонии души и виденного.

И, когда всё это получится, то подтвердим слова нашего любимого В.И.Даля -

- Кочка видна по дороге издали , мечется в глаза поневоле и досаждает всякому; а по  гладкой дороге  пройдёшь - и не спохватишься, что пришёл.

 Замечательно!  Так за работу, говорю я себе,  и неофитам тоже!

   Х. 2015 г.

          Неофит, -а, м,(книж.).Новый последователь какой-н.религии, новый сторонник какого-н, учения..Словарь русского языка,С.И.Ожегов




   Современное восприятие стиха-
   Мастер классМастер-класс
   Бард, стихи, гитара, сцена.
   Тонких пальцев переборы
   Серебристых струн и стана
   Музыкального грифона
   И слова стиха вплетались
   В вихорь звуков поднебесных.
   Песнь вздохнула, полетела
   Птицей-вещей без рабора:
   В душу, на сердце ложилась.
   Под созвучие гитары,
   Поэтического слова
   И поэта  вдохновенью
   Сердце зрителя внимало;
   Вариаций лёгкокрылых
   Всей гармонией созвучных
   Ритму слова, перелива
   Звука музы говорящей-
   Душу наполняла страстью.
   Миг дарил так Мастер класса
   С чувством барда и поэта -
   Под названием Боян.
12.2015
 (боян - певец на Руси,  с гитарой - современный Боян)

  Фуркат (1858-1909)  Узбекский поэт -(из стихотворения "В концертном зале)
...О музыке  поговорить хочу,
Напевов  сладость восхвалить хочу.
......Но музыку, приходится признать,
Ещё мы не умеем изучать.
До совершенства коль она дойдёт,
То птицы остановят свой полёт.
Заслушаются ею ветерки,
Забудут прогуляться у  реки.
И соловья и горлинку в саду
В смятенье  эти звуки приведут.


Рецензии
Как много слов… Особенно меня умилил В.Г.Белинский…
«Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно ВЫГОВОРЕННОЕ представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств.
И мастерство писателя, поэта состоит в том, чтобы из множества сходных или одинаковых по значению слов выбрать то, которое наиболее точно передаёт именно данный оттенок смысла, отвечает уровню языковой культуры персонажа, отражает его склад мысли, настроение».

Ну, что взять с человека 19-го века?.. Ну вы-то, Галина, живёте чай в 21-м веке, или я ошибаюсь… ))

«Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?»

Ну, что тут скажешь про «ясно ВЫГОВОРЕННОЕ представление», а уж тем более про «данный оттенок смысла»… : ))))

Геннадий Наварский   14.11.2015 21:18     Заявить о нарушении
Геннадий,Белинский и Маяковский,Вы не путайте-это разные люди, время другое.А чем Вам не нравится "выговоренное" слово? Это, когда человек может высказать
свою мысль чётко выраженную, о чём он хотел сказать,пусть под финал.
С уважением,

Галина Александровна Белякова   14.11.2015 23:24   Заявить о нарушении
И какую же чётко выраженную мысль под финал Маяковский выразил в своём стихотворении?..
Ну, просто жутко интересно!.. : ))))

Геннадий Наварский   15.11.2015 00:11   Заявить о нарушении
так Вы же сами вопрос Маяковского выписали, вот он и выговорил, что хотел
сказать,вернее спросить.
Что-то Вы полезли в дебри, оставим это

Галина Александровна Белякова   15.11.2015 10:39   Заявить о нарушении
Вопрос и мысль, как говорят в Одесе: «Две большие разницы…» ))
Поэты и писатели зачастую задают вопросы или создают вымышленные миры, сами до конца не понимая, а зачем собственно они это делают…

Давно, помню, написал…

Поэт особым даром наделён – почти, как существо другого вида…
В капле дождя он видит буйство волн, а аварии – крушение Атлантиды,
А в пламени сгорающей свечи поэту чудится пожар великой Трои!
Не надо слов, приятель, помолчим… Рецензии и мнения – пустое… ))

Геннадий Наварский   15.11.2015 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.