Я леплю из пластилина.
Я пока ещё ребёнок…
Мне позволено не мешкать:
Брать – и делать. Брать и брать…
И лиха моя усмешка,
Но пока ещё невинна.
Я слеплю из пластилина
Всё, во что хочу сыграть!
И хочу, хочу, хочу я!..
Я ведь - неостановима,
Я сама – земля и глина,
(Можно мять и мять и мять…)
И замешивать в лавину,
И закручивать в пучину
Я сама себе причина:
Мать и мать, и снова мать!
Я леплю тобой, волшебник,
Я – ловка, а ты – блаженен,
Мы из разных положений
Мир до неба создаём.
Ни конца тебе, ни сносу…
Ты ответ на все вопросы!
Мы летим с тобой с откоса…
Что ж мы завтра запоём?
А на завтра всё сначала…
Но тоска во мне крепчала.
И всё горло прокричала,
Я у запертой двери:
- Я - ребёнок! Я невинна!..
Мой удел – земля, да глина…
Да коробка пластилина.
- Наигралась! Забери!
Интересно, это аукалка с Новеллой Матвеевой (отсылочка, может, и невольная) или, так, случайное совпадение первых строк в Вашем и её стихе, если про её стих Вы не знаете, в чём я весьма сомневаюсь, - знаете обязательно. Если всё-таки это аллюзия, поэтому, поскольку стих для широкой публики не на слуху, может, стоило бы строчку вывести в эпиграф и указать первичность Матвеевой в её принадлежности. По Вашему же тексту это выглядит, как абсолютно Ваша строка. Уточнение отсылки ничего не убавит ни от Вас, ни от этого Вашего стиха. Он мне тоже очень понравился. Маленькая девочка и взрослая женщина в одном флаконе - так ярко, выразительно, проникновенно, с детским капризом и взрослой женской горчинкой, пожалуй, узнаваемо для каждой женщины, и одновременно мудрая подсказка достойного выхода из знакомой коллизии (если есть такие, кто в неё не попадал, это редкая удача, или просто ещё дело не дошло до дела, то бишь до такого горького опыта). Для мужчин тоже полезно. И построен стих так же, как и у Новеллы. Точно-точно, это не случайность, и это совсем не плохо, но всё же есть одна опасность: тот, кто знает песенку на стих Новеллы Матвеевой из фильма про чудачку Илларию Павловну, соскакивает невольно с первой строчки Вашего стиха в стих Новеллы, и возникает ощущение вторичности читаемого у Вас, тем более тот же строй, хотя содержательно, я уже отметила, Ваш стих тоже стоил своего написания. Эпиграфом, на мой взгляд, это снимается. Есть какой авторитетный редактор в Вашем окружении - спросите. Хочу от Вас только совершенства - Ваши стихи программируют на такое ожидание, вызывая досаду, где есть неловкие моменты. Как всегда, с удовольствием хожу по Вашей поэтической страничке. Увы, сейчас мало времени, чтобы смотреть не только чужие, но и свои тексты. Но - стараюсь сыскать минуток. Вижу, Ваше творчество не пересохнет, даже если ничего больше не впадёт, оно сильн/о/ своим истоком - рыбкам хватит пронырнуть до моря. Читатель-рыба. :)))
О, Анна! И всё так я надеюсь , что в эту речку ещё что-то да впадёт, с Божьей помощью. Хотя, гормоны на исходе. Но есть ведь их заменители. А подземные родники - таинственные создания. Новеллину песню про "Назову её дурёха" конечно же я знаю наизусть с детства. Но сама строчка: "Я леплю из пластилина" - настолько естественная, что мне и в голову не приходило, что она может кому-то принадлежать. Это как: "Я дышу воздухом", или "Я моюсь мылом" - проистекает из такой же естественной потребности, что даже если бы я первой на планете написала бы эту строчку, то претендовать на её авторство не додумалась. Ведь это не метафора, не сравнение, не гипербола, а словосочетание произносимое каждым ребёнком, и литературной ценности вне контекста не представляет, поэтому не думаю, что может стать эпиграфом. К чему он в этом случае? Чтобы показать, что я знаю песню Новэллы? Думаю, и до Новеллы, в разных стихах было это предложение, особенно в детских. Эта строка не тянет на эпиграф. У меня стихотворение не детское, и контекст метафоричен, поэтому я не боюсь вторичности. Да и вообще я её не боюсь, потому что у настоящих стихов, (т. е. выношенных и рождённых изнутри) "вторичности" не бывает, они все вне конкуренции.
Да, замечательная песенка для деток. Но ещё более она замечательна для взрослых, среди которых, увы, редко кто доходит до такого понимания себя и других, а до такого отношения (что потруднее) - ещё реже. Конечная абсолютно бытовушная фразочка. Но именно Новелла так расширила и углубила её (входишь в него как в пространство, которое всюду), превратив сущую безделинку в духовное усилие. А гениальность как раз в том и есть, что через самую простую у каждого ребёнка на язычке фразочку и как из пальчиком в носу за козюлькой в... - ой, а оно воно как! Восторг собственного открытия (можно и наоборот :))) ). Новелла его дарит - всем! Ведь каждый же так - всего-то, я леплю из пластилина. - Да нет же, нет - ого, вот это я леплю из пластилина - ой, что-то будет. Говорят, что все дети - гении, только потом это как-то забывается. А раз это тебе открыла Новелла, поэтому в поэзии это именно её фраза. У неё иная высота. Похоже, мы говорим про одну фразу, но с разных колоколен. Однако, скажу Вам, Ваша колокольня тоже убедительна. Конечно можно думать и так. Меня просто сильно цапанула, так ещё и когда под 50 уже было, представляете - целая жизнь непонимания, что между леплю и леплю есть-таки разница! Люблю Ваше слово, движение в нём мысли и чувства! Люблю!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.