Вечер чешского квартета
Концерт квартета FILARMONICA
23 октября 2015 года
Лауреат Всесоюзного конкурса Filarmonica–квартет
художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка
Лауреат международных конкурсов Илья Тарасенко, альт
Лауреат международных конкурсов Станислав Овчинников, виолончель
Директор – почетный работник культуры Новосибирской области Галина Борк
Всякая жизнь творит собственную судьбу.
Анри Амьель
23 октября в Камерном зале Новосибирской филармонии состоялся второй концерт абонемента юбилейного сезона Filarmonica–квартета. Сколько бы раз мне ни доводилось слушать этот замечательный коллектив, они всегда ищут и находят новое даже в «хорошо забытом старом», поражая каждый раз неожиданной и неизменно любопытной, на высочайшем уровне стилистической культуры, оригинальной интерпретацией, драматичностью, идейной масштабностью исполнения, обилием эмоциональных контрастных линий и невероятной силой художественного воздействия проживаемого на сцене произведения. Уверена, что каждая встреча с Filarmonica–квартетом не только для меня, но и для сотен слушателей – всегда открытие, необыкновенные знакомства, свежий заряд энергии и эмоций, а также незабываемых впечатлений.
Программа этого вечера была представлена творениями чешской национальной школы: струнным ми-минорным квартетом № 1 «Из моей жизни» Бедржиха Сметаны, напоминающего своей композицией симфоническую поэму и наиболее исполняемым произведением Антонина Дворжака в области камерной музыки – фа-мажорным квартетом №12 под названием «Американский».
Оба квартета очевидным образом соприкасаются и дополняют друг друга в программе, несмотря на контрастность размаха их замыслов и полыхающей стихийной чувственности, внутреннего нагнетаемого напряжения и светлой мажорной фактуры.
Вообще, камерная музыка в 1870-е годы предстала полем, не только объединяющим различные тенденции, неодинаково демонстрирующие связь с классической традицией (прежде всего ; в квартете), но также и вносящими нечто новое. За одно десятилетие (1871;1880) были созданы все квартеты Брамса и Чайковского, значительная часть квартетов Дворжака и Рубинштейна, первый квартет Сметаны (1876), Верди (1873), Грига (1879), Бородина (1879). Проникновение программности в квартет ; тоже примета времени, хотя в целом классическая ориентация жанра не способствовала этому. Именно во второй половине века интимно-биографический тон в соединении с программностью ярко обнаруживает себя в квартете Бедржиха Сметаны «Из моей жизни» (1876). Интересно, что с этим сочинением вновь возникает идея «дружеской беседы»: в письме к Йозефу Дербна от 12 апреля 1878 года Сметана пишет о «личной природе сочинения, сознательно написанного для четырех инструментов, которые должны в тесном дружеском кругу говорить между собой о том, что так меня угнетает» (цит. по: Finscher 1998: 1927).
Сметана сочетал традиции национальной музыкальной культуры с лучшими достижениями мирового музыкального искусства, в свою музыку он внес краски радостного, светлого восприятия мира, оптимизм, веру в человека и его счастье, и только тяжелая нервная болезнь композитора и потеря слуха (1874) привели его к трагическому осмыслению прожитой жизни. Недуг XIX века, прозванный «французской болезнью», поразил невероятное количество гениальных людей: Ф.Ницше и Н.Языков, Э.Мане и С.Малларме, Э.Гонкур и Ш.Бодлер, М.Глинка и А.Доде, Ф.Гойя и А. де Мюссе, П.Гоген и Г.Гейне, Мопассан и Стендаль, К.Брюллов и М.Врубель, А.Блок и Г.Малер, Э.Т.А.Гофман и А. де Тулуз-Лотрек, Н.Некрасов и Г.Флобер, П.Федотов и Х.Вольф... и Бедржих Сметана, увы, не стал исключением.
Квартет «Из моей жизни» — рассказ о собственной судьбе, неотделимой от судьбы чешского искусства. Каждая часть квартета имеет программное пояснение автора. Полная надежд молодость, готовность «к бою в жизни», воспоминания о веселых днях, танцах и музыкальных импровизациях в салонах, поэтическое чувство первой любви и, наконец, «радость при взгляде на путь, пройденный в национальном искусстве». Один из финальных эпизодов квартета включает в себя пронзительно высокий ля-бемоль-мажорный секст-аккорд 4-й октавы, который оглохший композитор «слышал» в моменты ухудшения своего состояния. Стоит отметить, что сначала Пражским обществом камерной музыки исполнение этого квартета было признано технически невозможным. «Никто не может себе представить, как мучителен этот вечный шум в моей голове... когда я сочиняю, он превращается в адский грохот, в воющий рев, и при этом появляется множество этих ревущих чудовищ с разинутыми пастями, они приближаются ко мне, грозят мне, я не могу отогнать их и должен бросать работу... Я испытываю страх перед безумием. У меня так тяжело на душе, что я сижу часами и не могу ни о чем думать, кроме своей беды», - писал Сметана.
Сложно описать словами, насколько убедительно и самоотверженно было исполнено это произведение Filarmonica–квартетом. Насколько точно передано то мучительное, сложное душевное состояние, от которого нигде нельзя укрыться, как нельзя убежать от самого себя или от рока собственной судьбы, – это и отдаленная иллюзия безмятежности, леденящая душу, и страсть, подобная демоническому вихрю, сносящему все на своем пути, и неумолимость отчаяния, и пленительная радость, дарующая надежду. И вся эта дышащая музыкальная материя – в филигранном обрамлении, полном виртуозности и мастерства, сыгранная по-оркестровому мощно и по-камерному беспредельно тонко и чувственно.
Струнный квартет F-dur op. 96 Антонина Дворжака, наоборот, отличается особой прозрачностью музыкальной ткани, ясностью и лаконизмом формы, в нем нет драматизма, это скорее «картина настроения». «Американский» квартет, как и многие камерные произведения композитора любимы исполнителями и слушателями, они регулярно звучат в концертных залах.
Проводя параллели между камерно-инструментальным творчеством Сметаны и Дворжака, следует отметить, что формально первое камерное сочинение Сметаны (трио) датируется 1855 годом — то есть шестью годами ранее первого опыта Дворжака, однако затем Сметана надолго оставил этот жанр, в то время как Дворжак интенсивно его осваивал и непрерывно развивал. Фа-мажорный квартет, благодаря своей светлой пасторальности и интонационной свежести, приобрел большую популярность. Камерно-инструментальные произведения Дворжака всегда и много исполнялись, имея большой успех, о чем свидетельствуют его современники, в том числе и Эдвард Григ в статье, посвященной памяти композитора: «Дворжак сочинял оперы, симфонии, симфонические поэмы, увертюры, крупные произведения церковной музыки и многое другое. ... Его струнные квартеты и квинтеты — шедевры, которые надолго переживут своего автора».
Filarmonica–квартет этим вечером вновь даровал звучащую жизнь этому сочинению Дворжака, наделив его удивительно красивым благозвучием с янтарно-гармоническим отблеском и элегическим окрылением, обаятельно и упоительно-утонченно, нисколько не противореча композиторскому ходу.
Таким, совершенно изумительным и поразительным, трогающим до глубины души предстал пред нами камерный концерт струнной музыки.
Хочется поблагодарить музыкантов за преданность самому высокому из искусств, за невероятную атмосферу вечера, полного восторга, восхищения и слушательского ликования, за радость рукоплесканий этой встречи и неповторимость каждого прожитого вместе с ними прекрасного мгновения.
М. Мендель. Октябрь, 2015 г.
Использованная литература:
1. Г. Моисеев / Струнный квартет. Из истории жанра (XIX век)
2. Н. Симакова / Чешская музыка
3. И. Якушев / Статья «Глубокое погружение» от 3 июля 2009г.
4. К. Зенкин / Bed;ich Smetana
5. О. Левашева / Э. Григ. Избранные статьи и письма
6. М. Сударева / Камерно-инструментальное творчество А. Дворжака
Фото: Alena Bolkvadze
Свидетельство о публикации №115102405529