Лингам или лингва? Часть 4

  Не обошла и догонов тяга к таинственным обществам: с культом предков связано у них мужское общество масок Ава, при посвящении в которое (9-12 лет) совершается обрезание. Женщинам туда путь закрыт, за исключением немногочисленных жриц-вазигини (язигини). Да и то, выполняют они только хозяйственные функции. А в ритуальных танцах женщин, если нужно, изображают мужчины. Но при этом выступают они на ходулях: таким образом,   подчёркивается высокий статус женщины!

    Поскольку объяснения происхождения названия «Ава» не даётся, попробую нащупать сама. И первое, что приходит на ум: «Аве!».

    Аве ( Ave или  Aue) — латинская фраза, которую использовали римляне, в качестве приветствия. В переводе с латыни означает «здравствуй». Был такой лекарь известный - Авиценна. На самом деле: Абу Сина.

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина (16 августа 980 года — 18 июня 1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма.  Кстати, "ибн" означает "сын". А вот Абу - арабское имя, "папа, отец ребенка, родитель, отец того- то": Абугали - отец Гали, Абулькадиб - отец Кадира и так далее. Поэтому Авиценна, отец "высочайшего" (Али) Хусейна, выводит свой род от Сина. А это не просто имя. Это семитское божество, отождествлявшееся с шумерским богом луны Наннаром, сыном Энлиля.

Его изображали в образе старца с длинной голубой бородой, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье. Армия злых духов с помощью Шамаша (Солнца), Иштар (Венеры) и Адада (молнии) пыталась его затмить, чтобы ночью свет Сина не мешал им осуществлять их вероломные замыслы. Но за Сина заступился Мардук, которому удалось сорвать заговор и сохранить серебристый свет этого бога. Будучи очень старым, Син стал прототипом бога-мудреца, и по этой же причине ему приписывали функции управления временем (соответствует как египетскому Ра, так и египетскому Тоту).

Голову сломаешь с этим мифотворчеством! Шумерский Нанна (Син)- сын Энлиля. Адад (Ишкур) - сын либо Ану, либо Энлиля сына Ану. Мардук - сын Эйя брата Энлиля. Вопрос: почему Мардук помогал Сину, а не способствовал возвышению своего отца? С Шамашем ситуация ещё интересней: у аккадцев Шамаш (Уту-солнце) - мужчина и сын Сина, в мифах сирийского Угарита Шапаш - женщина и дочь Ану. У египтян помошницей Исиды (уг. Анат, ак. Иштар) выступает Нефтида. Вобщем, в этой "божественной" заварушке" у меня пазлы пока не сошлись.

    В той же латыни есть ещё одно интересное слово – Avis (птица). Учитывая легенды догонов о людях-птицах Балако, очень даже актуальное значение. От «птицы» произошло современное «авиа» (воздушные перевозки).

    На «авиа» очень похоже слово «авто». Но у него, как ни странно, происхождение греческое: др.-греч. autоs «сам, он». А вот «автор» - это уже латынь: происходит от ст.-франц. auctor «автор», далее из лат. auctor «создатель, творец», далее из augere «умножать, увеличивать», далее из праиндоевр. *aug-«увеличивать». На мой взгляд, «автор» - это и есть «сам, он», не так ли? А вот «аукаться» - это уже от дядюшки Ау повелось… Остаётся только констатировать факт: и в греческом, и в латыни есть слово, имеющее сходные написание и значение, и оно явно связано с проявлением божественного начала. Есть ли что-нибудь поподробней?

    Авель  (с иврита букв. «пар»; др.-греч. Abel; др.-евр. Hebel — букв. «лёгкое дуновение»; араб. Хабиль Hаbil) — мужское имя еврейского происхождения. Действительно ли еврейское происхождение? Пар, лёгкое дуновение… Это разве не «авиа»?

    Коротко история Авеля: Второй сын Адама и Евы. Был пастухом овец. Убит своим братом Каином после того, как жертвоприношение Авеля было принято Богом более благосклонно.

    И опять латынь. Ещё одно интересное слово: oves - овца; англ. ewe; литовское avis; галисий. ovella. У русского слова "овца" тоже очень древние праславянские корни: *оvьса из *оvьkа (овь-ка "как Ови"). Сравните с санскритом: овца - ави и mеsah (меша). А вот эстонцы вместе с финнами овец почему-то называют lammas. Интересно, к ведьмам ламиям это имеет какое-то отношение? Вот в Риме, например, были авгуры.

    Авгуры (лат. augures) — члены почётной римской жреческой коллегии, выполнявшие официальные государственные гадания для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков и поведению животных.  Авгуры появились уже при Ромуле.

    Ав-гур... "Ав" - овца, а "гур" что? Возможно, подсказка здесь?

    Гаруспик (лат. haruspex, от hirae (этрусск. harus) — кишки, внутренности и лат. specio — наблюдаю) — жрец в Древней Этрурии, позже — в Древнем Риме, гадавший по внутренностям жертвенных животных, особенно часто — печени. Наиболее важным жертвенным животным была овца.


    Конечно, Авель – это ещё не «творец». Да и еврейский Хебель, и арабский Хабиль – это тоже заимствование. Знакомьтесь:

    Гибил — в Шумерской мифологии бог огня, сын бога грозы Ишкура и богини плодородия Шалы. Иногда как бог очищающего огня именуется Очистителем. Гибил был кузнечных дел мастером и обладал мудростью, которой «ни один бог не мог превысить». В греко-римской мифологии ему соответствует Гефест — Вулкан, в египетской — Птах. Кстати, наши «птица» и «птаха» откуда? А вот в мифах Угарита есть бог-мастеровой Катар-ва-Хасис - Гибил?

    А ещё в русском языке есть слово «гибель». Происходит от праслав. *gyb-, от кот. в числе прочего произошли: рус. гибнуть, гинуть, болг. гина, чешск. Hynouti… Праслав. *gyb- «гибнуть» и *gyb- «гнуть» едины в этимологическом отношении…  Интересный вывод! Мне почему-то кажется, что «гибель» произошла от Гибила, а «гинуть, сгинуть» от «гинна, Геена огненная, Агни-огонь».  Просто сам Гибил очень тесно связан с огнём! Потому и путаница. Кстати, греческое kupto;  «горбиться, гнуться» чем-то мне о коптах-египтянах напомнило.

    Итак, что-то случилось с Гибилом… Однако, библейская история Авеля и Каина ответа не даст, поскольку это очень поздняя перепевка. Искать будем в мифологии шумеров. Кстати, о птичках… Гилгул (гильгуль) — понятие в каббале и иудаизме — переселение души умершего в живое тело, иногда многократное; реинкарнация; перевоплощение; метемпсихоз. Интересно, случайно ли Дух Святой часто изображается в образе белоснежного голубя? А мы их так и подзываем: гули-гули… Вот только в исламе гули (оборотни) считаются одним из подвидов джиннов и порождением Иблиса (Сатаны). Конечно, трудно поверить, что в основе Авеля и Иблиса лежит одно и то же имя - Гибил.

    Как обещала, шумерская мифология… Ищем пастуха.

    Думузи(д) по прозвищу «пастух» — последний из трёх известных мифических царей  города-государства древнего Шумера Бад-Тибира. Кстати, Тибр (итал. Tevere, лат. Tiberis) – река, на левом берегу которой будет основан Рим. Италийское название реки более интересно, поскольку напоминает о лат. avere - «здравствовать» и о Таврских горах в Турции (греч. Tаvrou, лат. Taurus). Написание, конечно, немного различается, но Тавр – это «бык». Напомню, что Золотому Тельцу поклонялась вся Передняя Азия (в том числе, иудеи до того, как заключили договор с ЙХВХ). Вот, кстати, Тверь – тоже очень интересное название…
 

    Ещё один Думузи: Думузи (dDUMU.ZI шумер. «Истинный сын», от DUMU — «ребенок, сын» + ZI(D), «верно, истинно») — полулегендарный правитель шумерского города Урука, правивший в XXVII веке до н. э. Первоначально был рыбаком. Его родным городом был Кубари (или Шубари, поселение в окрестностях Эреду).

    Третий Думузи – супруг богини Инанны, главный персонаж  шумерского «обряда священного брака» и мифа об «умирающем боге». Причём, в этом третьем слились представления о двух предыдущих.

    Теперь будем искать земледельца:

    Миф «Думузи и Энкимду».

    …По красоте богине Инанне не было равных, и полюбили ее одновременно божественный пастух Думузи и божественный земледелец Энкимду. Оба они посватались к прелестной деве, но та колебалась и тянула с ответом. Ее брат, солнечный бог Уту, всячески уговаривал ее обратить свои взоры на кроткого Думузи… Но Инанна, похоже, влюблена в земледельца Энкимду.

    Тогда к Инанне приходит сам отвергнутый жених Думузи и в своей страстной речи ему удается доказать превосходство своего имущества по сравнению с имуществом соперника. На богиню его слова производят должное впечатление, и она приглашает пастуха на следующий день в дом ее матери Нингаль, чтобы получить ее согласие на брак.

    Счастливый жених гуляет по берегу реки и неожиданно встречает Энкимду. Думузи взволнован и настроен очень решительно. Он готов драться с соперником, но добродушный землепашец отвечает, что если Инанна предпочла пастуха, то это ее право и он не намерен вмешиваться. Он предлагает Думузи дружбу, которую тот радостно принимает.

    На следующий день Нингаль дала согласие на брак своей дочери Инанны и пастуха Думузи… (Так что у шумеров история соперничества пастуха с земледельцем – это совершенно другая история!)

    Существует ещё одна версия женитьбы Думузи («Сватовство Думузи»), в которой Энкимду и вовсе отсутствует. В любом случае, «умирающе-воскрешающимя» Думузи станет по воле Инанны, отдавшей супруга в качестве выкупа за своё освобождение из подземного мира. Но, поскольку, Думузи оказался божеством плодородия, половину времени за него в царстве мёртвых пребывает сестра Гештианна. Только в более поздней, аккадской, версии Иштар благородно отправится спасать своего супруга Таммуза.

    Кстати, имя греческого Адониса происходит от финикийского adoni «мой господин». Вот вам и Дон… По Гесиоду, он сын Феникса. Существует рассказ о том, что Афродита передала младенца Адониса на воспитание Персефоне, которая не пожелала потом с ним расстаться. Афродита и Персефона судились из-за Адониса, и Каллиопа рассудила, что они должны владеть им по половине года. Этот сюжет изображён на одном из этрусских зеркал.


    У финикиян Адонис (Адон в финикийской мифологии) — юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. Ему посвящён город Библ (тот самый, из которого - Библия).

    У греков получилось даже два божества из одного. Потому что Думузи, Таммуз в греч. передаче - Даозос, Даоннос.  А это уже Дионис.

    По преданию догонов, начало культу предков было положено конфликтом между группой молодых людей и прародителем Дионгу Серу. Причём сам Дионгу испустил дух. Раз в 60 лет изготавливается особая маска Имина на, в которой теперь и обитает дух-защитник деревни.

    Похоже, в Дионгу Серу также воплощены два божества: на удивление, не финикийский, а греческий Дионис и египетский Осирис. Хотя, возможно, следует учитывать шумерское DINGIR, DIGIR со значением «божество». В диалекте эмесаль этот знак читался как dimer, что очень близко к Думу(зи).

    Название главной маски также наводит на размышления. Имина на… Амен… «Амен» родственно слову «эмуна» (вера). Рабби Ханина, мудрец эпохи Талмуда, отметил, что слово «амен» является акростихом фразы «Эль мелех нээман», «Б-г — верный Царь», а значит, произносящий его удостоится доли в грядущем мире.

    Каждая маска у догонов имеет свое собственное имя. Меня же заинтересовали слова "имя" и "именины". Имя. Происходит от праслав. *jьmе, от кот. в числе прочего произошли: русск. имя, укр. iм;я, iмени, болг. име, чешск. jmеno, в.-луж. mjeno, словацк. mеnо, полабск. jeimа. Не ошибусь, предположив, что это слово восходит к Йамму (ведийский Ям - прародитель людей), догонский Амму. Викисловарь: праслав. *jьmе, *jьmene — из *ьnmen-... Что я и говорила: Небесный Муж.

    А вот слово "именины" почему-то упорно выводят из «тезоименитство», хотя понятно, что "тезо+именитство" - сложносоставное. "Именины" - тоже от "имени" Йамму. И не нужно сюда религиозное происхождение термина "клеить"! Это же псевдонаучно, сами оцените: "Именины — это день памяти какого-нибудь святого, праздник для человека, который при крещении назван по имени этого святого. Этимология слова именины восходит к словам «теза» (имеющий такое же имя), «тезоименитство»..."

    Интересно, связана ли как-нибудь с таинственным Ава прекрасная страна Авалон? Так она звучит на латыни. Ирландцы говорят abal, валлийцы -  afal. Кельты говорили Эмайн Аблах. Опять же, это напоминает название сирийского города Эбла, имевшего тесную связь с Шумером. Покровителем города был Даган. А вот на Авалоне жила фея Моргана,  и захоронен легендарный король Артур.

    Вот Вавилон (шум. Кадингирра) к Ави, на первый взгляд, не подходит, потому что название города происходит от более древней формы babil(a). В старовавилонский период встречалось смешанное написание: Ba-ab-DINGIR.KI. Вот здесь второй слог уже интересен. Учитывая, что слабое древне-греческое "б" имело склонность переходить в "в", то можно выйти и на "Ав", Ави. Только получается, что на мировоззрение догонов влияние оказывалось либо в греческой, либо в близкой к ней традиции... Можно только добавить, что в санскрите "баба" - это отец. А вот такие слова как "бобыль" и "боб" до сих пор не имеют удовлетворительной этимологии...

    Раз уж вспомнила про санскрит...

Авидья (санскр. «отсутствие знания», «неведение») — в индийской философии — незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия». Не потому ли у догонов общество Ава является тайным? Наверное, как и в любом религиозном обществе, в любом знании - есть своя сокровенная часть... По идее, термин должен происходить от а + ведать (видеть); но ведь "а" в качестве "отсутствие" - это ближе к "греци шо" (да и разбивка будет: Ави-Дьяус); в русском языке, не смотря на его близость санскриту, говорится "неведение" (Нево, Нюйва?). Это так, к размышлению... Думается мне, что такое разночтение от слоговости древнейшего  праязыка получается. Да и что скрыто под мягким знаком? Видение... Ведун... Дон? Дун? День? Ан?



    А закончить эту часть я хотела бы славянскими богами. Это Авсень, песни которому, практически,  не отличаются от колядок. И прибалтийский Усиньш. В мифах об Усиньше говорится, что он — сын бога Диеваса (небо), у него есть два сына-близнеца; одного из них он посылает в ночное, а другого — в поле с сохою. Усиньш возрождается каждую весну на холме. Он также связан с огнём и считается его «зажигателем»…

    Вот ведь как получается, влияние на догонов семитов было бы понятно, потому как рядом живут. Но ведь и с нами, оказывается, немало общего можно найти. Про ежегодный праздник Дес Масквес я уже писала. Осталось про самый главный праздник рассказать. Продолжение следует…


Рецензии