Антара и Абла

На конкурс ТМ «Гуси-Лебеди» - «Архаизмы»
http://www.stihi.ru/2015/10/09/5230

(Газели Бамбар Бияк Ир-гуду Аль-Кадим Ас-Сакалиба)

                «Алеппо ли ны, Башар Хафез Аль-Асад,
                Начати старыми словесы «Сират Антара ибн Шаддад»?...»*
                Из арабско-персидского эпоса.

Насиб Антара.

Занемог от любви, но к табибу стучаться не стану!
Зелья нет у него, что излечит сердечную рану.

От любви стал неистов, забыл и друзей, и родню,
Сочиняя стихи, сам не свой я брожу по бархану.

Пусть блажен, пусть я глуп, как дитя, но поклясться готов -
Никогда от остуды к тебе в худобе я не кану.

Если ты не ответишь на чувства, прогонишь меня,
Разорвусь от тоски на куски я подобно вулкану!

Васиф Гайлама.

Опустел наш Гайлам, только ветер витает, ликуя
Обметает дувалы и в ставни стучится впустую,

Засыпает песком развалившийся домик Аблы,
Только нет в нем ее, и уносится ветер, тоскуя.

Вольный ветер, мой брат, ты с богами свой делишь простор,
Неужели навеки лишен я ее поцелуя?

Нет, не верю! Абла не забыла Антары любовь!
До свиданья, Гайлам, проводи друга в землю чужую.

Рахиль Антара.

Чем я так оскорбил досточтимого старца Махрама,
Чтобы сердце моё он увез из родного Гайлама?

Как же долго скитался я в поисках лады в пустыне,
Но ее каждый раз увозили куда-то овамо…

Сколько горьких стихов, сколько строчек, зовущих Аблу,
От Шираза до Кум на бумагу стекало с калама!

Но однажды в Тебризе, на рынке, мне дервиш сказал,
Что в Джайве я найду, что искал, не спросив ни дирхама.

Касд Абле.

Я готов лобызать весь песок Аравийской пустыни,
По которому ты проходила попреж и доныне.

О, Абла! Как прекрасны ланиты и перси твои,
А твоим волосам позавидуют даже богини!

Облаками светило укрыло стыдливо свой лик,
Не решаясь бесплотным лучом прикоснуться к святыне.

Я во взгляде твоем утону, не пытаясь спастись -
Эти очи Аблы океанской подобны пучине!

Фахр Антара.

Пусть магрибский колдун ударяет о шуйцу десницей:
«Мутабор!», отомстить за разор мне пытаясь сторицей,

Нет мне равных в бою, десять царств я уже покорил,
И рабы в халифат бесконечной текут вереницей.

Сто вождей каждый день мне приносят и дань, и дары -
Мне не нужно деянья свои восхвалять небылицей.

Только всё, что имел, я без жалости всякой отдам
За одну лишь улыбку простую Аблы нежнолицей!
***


*Антара ибн Шаддад (полное имя Антара ибн Шаддад ибн Амр ибн Муавия аль-Абси) — великий арабский поэт-воин доисламской эпохи (ок. 550-600 г.).
          Известен как автор одной из 7 знаменитых муаллак. В своих стихах воспевал преимущественно свою возлюбленную Аблу и описывал многочисленные битвы, в которых принимал участие.
          За военный дух стихи Антара высоко ценились арабами. Полностью дошел до нас лишь один муаллак. Вокруг личности Антара ибн Шаддада сложился цикл легенд. Ему посвящен народный роман «Деяния Антара» («Сират Антара ибн Шаддад»), первая редакция которого восходит ко времени крестовых походов (конец XII в.). «Деяния Антара» написаны рифмованной прозой, в которую включено более 10 тысяч стихов. В романе сохранилось много персидских легенд, мифов и преданий.
          По версии компиляционного романа «Сират Антара» в своих многочисленных походах Антара ибн Шаддад проходит путь, подобный пути крестоносцев (но в обратном направлении): из Аравии он попадает в Сирию, из Сирии в Иран и Византию, а затем во главе византийского войска вторгается в земли франков, описание которых носит полуфантастический характер.
          Описание похода Антары в Андалусию также носит достаточно фантастический характер: Антара вторгается во владения испанского царя Джантйядала (Сантьяго?) во главе византийского войска, вступает в единоборство с Джантйядалом, который почему-то выезжает на поединок на слоне, а после победы над Джантйядалом, Антара и Ираклий (византийский принц) покоряют Испанию и «прекращают» ее, как самостоятельное государство.
          Свой поход в Европу Антара завершает покорением Туниса и Верхнего Египта, правители которых — Матрус, Кардус, Гермес, Мукавкас, Кандариус — в конце концов, после ряда сражений подчиняются Антаре и обязуются платить ему дань.
          Будучи оскорблён некоторыми фарисами (наездниками) из племени Силаман, он решил отомстить, и поклялся умертвить лично сто фарисов из этого племени. Он уложил их уже девяносто девять, как попал в руки превосходящих сил противника: отрубленная голова его подверглась их поруганиям.
          Французский исследователь рыцарского эпоса Э. Делеклюз даже высказал предположение о том, что «Сират Антара» и «Шахнаме» явились тем источником, откуда Европа могла почерпнуть внешние черты рыцарства, а сам роман, написанный в стихотворной форме, стал основой всей европейской рыцарской литературы: романов и куртуазной поэзии - альба, кансона, пастурель, баллада, плач, тенсона, сирвентес.
          Однако это подвергается сомнению, т.к. роман «Сират Антара» стал фрагментарно известен в Европе только в 1819 г., а полностью – в 1868 г.

          Но тут мне почему-то приходит на ум русский князь Святослав Игоревич (внук Рюрика Новгородского, основателя Русского государства), который в 964-971 г.г. покорил вятичей и Булгарию, «обнулил» Хазарию, победил ясов и косогов, присоединил к Руси Тьмутараканское княжество, не победил, но заставил гордую Византию принять все его условия и выплатить своеобразную контрибуцию в виде довольствия на 22 тысячи воинов.
          Погиб Святослав Игоревич в 972 году при нападении превосходящих сил печенегов, которые выказали ему сомнительную честь, сделав из его черепа драгоценную чащу.
          Кстати, известия о Святославе Игоревиче появляются в западноевропейских, византийских и арабских хрониках, начиная с 944 года.
          И кто после этого первый реальный великий рыцарь Европы?

          Но есть еще одно странное совпадение: великий арабский поэт Антара был сыном племенного аравийского вождя и невольницы-эфиопки!
Ну, как тут не вспомнить «наше всё»?!

          А если припомнить еще и Шекспира, который множество своих великолепных сонетов посвятил некой смуглолицей красавице с жесткими, как щетка волосами, то градус изумления и почтительного уважения к Эфиопии неизмеримо повышается!

Маленький словарик:

Зелье – лекарство;
Неистов - иступленный, сумасшедший;
Остуда - охлаждение в чувствах одного к другому;
Худоба - ничтожность;
Витать – летать;
Лада – милая, возлюбленная;
Овамо – другое место;
Любызать – целовать;
Попреж – раньше;
Доныне – до этого дня, момента;
Ланиты – щеки;
Перси – грудь;
Лик – лицо;
Очи – глаза;
Шуйца – левая рука;
Десница – правая рука;
Разор – разорение.

Схема рифмовки газели: аа, bа, са, da, …

Темы:

Насиб – лирическая часть;
Васиф - описание чего-либо;
Рахиль - путешествие поэта;
Касд – восхваление;
Фахр – самовосхваление. Может переходить в «фатх-наме» - триумф.


Бамбар Бияк Ир-гуду Аль-Кадим Ас-Сакалиба:
Бамбарбия киргуду – в фильме «Кавказская пленница» Фрунзик Мкртчан охарактеризовал это бессмысленное выражение, как «шутка», а герой Никулина подтвердил его мнение;
Аль-кадим – (араб.) древний;
Ас-Сакалиба – (араб.) так средневековые арабы называли славян;
Вместе получается – «древнеславянская шутка» )))


Рецензии
ДОРОГОЙ ЧЕСЛАВ! С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!

тортик здесь - http://www.stihi.ru/2016/07/06/8200

........(░(¯`:´¯)░)░░░░░(¯`:´¯)░)
......(░(¯ `·.\|/.·´¯)░) (¯ `·.\|/.·´¯)░)
....(░(¯ `·.(█).·´¯)░░(¯`:´¯)█ .·´¯)░)
......(░(_.·´/|\`·._)(¯ `·.\|/.·´¯)░)_)░)
.........(░(_.:._).░(¯ `·.(█).·´¯)░)
........(░(¯`:´¯)░)...(░(¯`:´¯)░)
....(░(¯ `·.\|/.·´¯)░░(¯ `·.\|/.·´¯)░)
...(░(¯ `·.(█).·´¯)░(¯ `·.(█).·´¯)░)
....(░(_.·´/|\`·._)░░(_.·´/|\`·._)░)
.......(░(_.:._)░)...(░░(_.:._)░)
.........(♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥)
..........(♥░░░░░░░░░░░♥)
...........(░░░░░░░░░░░)
.............(░░░░░░░░░░)
..............(░░░░░░░░░)

с теплом, Лана Сноу и Ко)))))))))

Тм Гуси-Лебеди   07.07.2016 19:26     Заявить о нарушении
С днём рождения, Чеслав!!!

http://www.stihi.ru/2017/07/06/3508

с улыбкой, Лань))

Тм Гуси-Лебеди   07.07.2017 00:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.