Зачем вы так?

                Мой друг, тебя
                заносят окровавленным,
                отряхивая валенки
                в углу. А я

                всё пью коньяк
                безумно, ошарашено,
                предвосхищая страшную
                беду. Но как,

                кто мог стрелять
                в поэта? Исковерканным
                завешенное зеркало
                хранит твой взгляд.

                Я здесь с тобой,
                поруган самодержцами,
                двустишиями дерзкими
                веду свой бой.

                Мой друг, гореть
                недолго неприкаянным.
                Перемешали Каины
                Любовь и Смерть.

                Что смерть? – Пустяк!
                В Аиде пересортица.
                С ожесточённых спросится:
                Зачем вы так?

                Зачем... вы... так..?

 
                _________
 
 
                Послоговая расшифровка строф по "рядам чисел Фибоначчи"
                восходящая / нисходящая.

                1.1.2.
                3.5.
                5.3.
                2.1.1.
               


Рецензии
Здравствуйте еще раз! Не хочу надоедать там, а вот здесь сказать хочется. Стихотворение понравилось своей нестандартностью. Только вот одно: во времена Пушкина валенок не было.Просмотрите " Капитанскую дочку": там ни один из героев валенки не носит. И в "Онегине" тоже. Сапоги утепленные были.

Татьяна Шорохова 3   14.11.2015 23:43     Заявить о нарушении
История вопроса:
.
"В России же валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и их могли себе позволить довольно зажиточные люди." (с)
.
Гибель Пушкина 1837 год.
Не на то вы обращаете внимание, к сожалению.
О

Гольгертс   14.11.2015 23:53   Заявить о нарушении
В детстве своем писатель( Толстой Лев. Его детство осознанное пришлось на начало тридцатых годов) застал начало валеночной эпопеи и должен был знать, что "это изобретение недавнее, не было валенок в войну 1812 года. Однако Толстой не так прост! Немного раньше он объяснил, что это за обувь: "Пончинин прислал подводу с вещами, и Пьеру достались валяные сапоги".

Сапоги - не валенки! Они сшиты и имеют хотя бы один шов. Толстой просто использовал новое слово "валенки", вторично упоминая обувь героя. Войлочные сапоги в 1812 году, конечно, были". Валенки приобрели огромную популярность во времена Шишкова. Кроме того, ни на одной иллюстрации дуэли нет ни намека на валенки.Так кто же был в валенках? Секундант Данзас? жил и умер в бедности, без семьи, и не только не оставил после смерти "благоприобретенного", но его даже и похоронить было не на что и казна приняла расходы на его похороны на свой счет:

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 00:19   Заявить о нарушении
А вы что видели картину на которой Пушкина вносят в комнату и кладут на знаменитый диван?
И что некто (кто вносил) не мог отряхивать в углу обувь от снега?
Я что, этой деталью "переврал" историю?
Вы поймите, когда "свыше" приходят такие рифмы, как "валенки/окровавленный",
да ещё в такой наитеснейшей форме. Первое слово НЕПРЕМЕННО ТРИ слога,
а второе - НЕПРЕМЕННО ПЯТЬ слогов, даже если бы это была "небольшая поэтическая вольность",
мне трудно охарактеризовать "критика", который за ЭТО цепляется.
ЭТО переворачивает "с ног на голову" весь контекст по вашему?
Ну что ж, извините. Но в этих строчках "борьба" шла за каждый слог, за каждую БУКВУ,
если угодно. Я убеждён в том, что это УНИКАЛЬНОЕ в своей форме стихотворение.
ЭТО ПАЗЛ в котором менять ничего нельзя!

Гольгертс   15.11.2015 00:37   Заявить о нарушении
Такая картина есть. И вносит его его дядька. Только вот не люблю я фактографических ошибок, тем более, если они присутствуют в таком! стихотворении. Уж простите! И не обижайтесь, пожалуйста. "В трагический день 27 января 1837 года на долю Козлова выпала «печальная честь» перенести раненого поэта из кареты в квартиру. «Грустно тебе нести меня?» — спросил его Пушкин".

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 00:46   Заявить о нарушении
Ну, если деталь одежды для вас "фактографическая ошибка"...
Я может написал, что его в шлёпанцах внесли или в сланцах?
Чудны дела твои, Господи!

Гольгертс   15.11.2015 01:01   Заявить о нарушении
Н-да... и всё-таки... просто любопытно.
Может поделитесь ссылкой, где есть прямое описание во что именно был обут
"дядька Козлов?" Это наверно такой общеизвестный и важнейший факт?

Гольгертс   15.11.2015 01:11   Заявить о нарушении
Мне было бы еще обиднее, если бы он был в сланцах. Это как написать, что Пушкин - наш современник. Или что Ленин и Хрущев товарищами были, а Арманд - дочь Мао. По-моему,рифмовка в катренах - меньшее зло, чем фактография, но я все приняла к сведению и буду учиться как первоклашка. И Вам советую бережнее относиться к историческим фактам. С наилучшими и спасибо за общение. Татьяна.

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 01:19   Заявить о нарушении
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v37/v372371-.
htmhttp://www.e-reading.club/chapter.php/1033180/23/Geychenko_-_Pushkinogore.html
Козлов - крепостной, да и выбежал он в растерянности и раздешкой. Так какие валенки у крепостного?

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 02:03   Заявить о нарушении
Татьяна, простите вмешательсво, но мне любопытно узнать Ваше мнение по поводу ФАКТОГРАФИЧЕСКОЙ ошибки М. Ю. Лермонтова: "с свинцом в груди"?

Тамара Барышева   15.11.2015 08:24   Заявить о нарушении
Дуэльная пара помещалась в ящике вместе с сопутствующими принадлежностями. Обычно они состояли из зарядного шомпола, молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов – отвертки, прочистки, крейцера. Особенно важным элементом была пороховая мерка, ибо зарядке пистолетов уделялось главное внимание. Каждая пара секундантов отмеривала нужные дозы пороха друг у друга на глазах, следя за тем, чтобы они были равными. Иногда по условиям дуэли пистолеты заряжались оружейным мастером в присутствии секундантов, пистолетный ящик опечатывался и в таком виде доставлялся к месту дуэли, где вскрывался только перед самым началом. Пуля обертывалась в кожаный пластырь и при помощи шомпола, подгоняемого ударами деревянного молоточка, забивалась до конца. В нарезной ствол она шла туже, в гладкий, без нарезов – свободней. По правилам дуэли, разрешалось применять, как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы у стреляющих они были одинаковые. Спусковой механизм пистолета мог иметь смягчающее устройство – шнеллер, ведь это изобретение существовало со времен арбалетов. Однако, как ни странно, многие дуэлянты предпочитали пистолеты с грубым спуском. Объясняется это "очень просто: в волнении дуэлянт незнакомый с чувствительным шнеллером, мог произвести случайный выстрел до того, как хорошо прицелится. Эргономика пистолета, плавных ход деталей замка позволяли произвести весь точный выстрел. Известно, к примеру, что Пушкин попадал в карточного туза на расстоянии 10 шагов. Количество пороха и масса пули были достаточны, чтобы обеспечить убойную силу. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12-15 мм и весом 10-12 гр. Пороха могли класть до 3,8 гр." Это выкладка из статьи о дуэльных пистолетах. Как видите, Лермонтов мог написать "с свинцом в груди", тем более, что он, офицер и дуэлянт, прекрасно разбирался в оружии того времени.

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 09:14   Заявить о нарушении
Татьяна, Вы на удивление непонятливы. Придётся подчеркнуть ошибку:
"с свинцом в ГРУДИ"

Тамара Барышева   15.11.2015 10:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Тамара! Однако, Вы настойчивы. Но, Боже упаси! умалять мне достоинства стихотворения Гольгертса. Что касательно "груди", а не живота...Первую часть стихотворения Лермонтов писал по слухам,28 числа, и у него не было доказательств, куда стрелял Дантес. Подробности были лишь у друзей. И у царя, которому постоянно докладывал Жуковский. Так оно и распространилось в рукописях. А встреча с покойным произошла уже 29 числа. Да и подписал он это стихотворение одной "Л"..."По рассказам современников, один из списков стихотворения с надписью «Воззвание к революции» был доставлен царю (Воспоминания. С. 186—187). Николай I в ярости «велел старшему лейб-медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он» (Воспоминания. С. 393). 25 февр. 1837 г. последовало высочайшее повеление о ссылке Лермонтова на Кавказ в Нижегородский драгунский полк и о месячном аресте с последующей ссылкой в Олонецкую губернию С. А. Раевского. Стихотворение «Смерть поэта» разошлось по России во множестве списков и создало его автору репутацию смелого вольнодумца и достойного преемника Пушкина". И до смерти Лермонтову осталось 4 года.(1814-1841) Где уж на войне думать о строке в стихотворении, которое явилось выплеском боли. А это из другой статьи и тоже подтверждение моих слов. " В своем знаменитом стихотворении М.Ю.Лермонтов написал:

Погиб поэт, невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди…

Сразу остановимся. Все знают, что пуля попала поэту в нижнюю часть живота, вблизи от паха. При чем тут грудь? А так, оказывается, друзья поэта сговорились сообщать публике. Потому что правда унижала поэта и могла вызвать волнения молодежи, толкнуть горячие головы на самосуд. Лермонтов, как и многие, невольно заблуждался". Так что, скорее всего, Лермонтов до конца своей гибели так и не узнал своей ошибки....

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 11:40   Заявить о нарушении
Есть широта художественного вымысла, а есть узость ханжества.

Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий... (1830)

Тамара Барышева   15.11.2015 12:45   Заявить о нарушении
Это Вы о себе так жестоко? Мне, право, жаль...Кстати,в сочинениях, касающихся реальных событий, такой ФАКТОГРАФИЧЕСКИЙ вымысел приводит даже очень замечательное произведение к отметке "неудовлетворительно". Вот и решайте сами. Еще раз спасибо за плодотворную беседу.

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 13:16   Заявить о нарушении
Татьяна, я по образованию художник, потому знаю: любой точный иконо/факто/графический материал в чистом виде не годится для использования в художественном произведении. Обычно применяется метод стилизации, что облегчает восприятие. Наиболее простые и выразительные примеры - ВСЯ живопись и ВЕСЬ кинематограф. Литература - не исключение, но есть причина, по которой не хочу говорить о ней с Вами. Утомлена "плодотворной беседой".

Тамара Барышева   15.11.2015 14:16   Заявить о нарушении
Узкопрофильные недочеты

Выше мы поговорили об ошибках, понятных любому мало-мальски вдумчивому и эрудированному читателю. В текстах встречаются и узкопрофильные недочеты, которые понятны только профессионалу. Обычный читатель может их и не заметить. В принципе, конечно, ничего страшного нет. Если произведение написано ярко, автор талантлив, то некоторые непринципиальные шероховатости можно и пропустить. Но куда как приятно и ценно, когда даже профессионал ставит вашу работу в пример не только в качестве художественного произведения, но и как образец вдумчивого и глубокого анализа, понимания сути явления. Давайте вспомним замечательных фантастов К. Булычева, И. Ефремова, писателя приключенческих романов Ж. Верна и многих других авторов, в чьих работах высокое художественное мастерство сочеталось с безусловным знанием материала. http://litset.ru/publ/7-1-0-5159..Так что не только я против такой стилизации, тем более, что она обусловлена лишь желаемой формой, удачной рифмой "1. Никто, кроме вас, этого не знает. Зачем мне разбираться в таких тонкостях! Я же писатель, а не историк или инженер!

– Гм, в темные времена непроходимого царизма и тоталитаризма было принято уважать читателя и говорить только о тех вещах, о которых имеешь представление. А если возникала необходимость, то изучать эти вещи, прежде чем публично демонстрировать свое невежество и неуважение к читателю. Великие писатели, например, граф Лев Николаевич Толстой, работая над историческими или иного рода произведениями, тщательно изучали предмет и эпоху, о которой собирались говорить. В их трактовках (в частности у Л. Н. Толстого) была своя специфика, но не было тех нелепостей, которые частенько встречаются в современной, в т.ч. печатной, литературе. В эпоху свершившегося освобождения от этических норм, авторы позволяют себе считать читателя бессловесными животными, потребляющими без разбора все, что упаковано в цветную обложку".

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 14:47   Заявить о нарушении
... добрый день. Спасибо за интересный мастер-класс.

(а что если?) Представить валенки - как метафору. Обуви.
Просто (обозначение - что она была?

... ведь важен! Профиль поданной информации ( данном случае - стихи :)?
А там иногда... мысли-чувства-предметы! Имеют... очень причудливые названия :)

=====================

Олег... в данном диалоге - вы столкнулись :) с самим собой (отчасти...

Катерина Крыжановская   15.11.2015 15:05   Заявить о нарушении
Олег! Эту дилемму можно решить проще простого, заменив е на я То есть вместо валенок валянки..Ведь даже одна из императриц ( боюсь ошибиться,какая, но факт общеизвестен) носила валяную обувь. Хотя, как я поняла, автор держится именно за эту "е" Но ведь фонетически оба слова произнесутся одинаково , ведь ударение падает на первый слог ВАленки, а безударная гласная будет произноситься как "и близкое к э". С уважением. Татьяна.

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 15:54   Заявить о нарушении
Или эти слова я отнесла к Катерине? Но все равно с уважением!

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 15:57   Заявить о нарушении
... с не меньшим уважением. Спасибо за кладезь знаний..

Катерина Крыжановская   15.11.2015 17:18   Заявить о нарушении
Чем богаты, Катерина! Просто к истории приучена относиться бережно, а то ведь так много чего напридумываем ради рифмы, даже Ленина на Арманд женим... А читатель будет верить.

Татьяна Шорохова 3   15.11.2015 19:42   Заявить о нарушении
"Правда всегда одна -
это сказал фараон" - нельзя не согласиться,памятуя о количестве бывших и нынешних фараонов.
Однако...
небогат ортодокс-хранитель крох.
История как порождение социума успешно служит различным общественным формациям, и заметьте: всегда оперирует тщательно подобранными фактами.

о Вашем чувстве ритма и рифм, о неправомерном сравнении с Рождественским напишу там.

Сегодня-завтра не буду заглядывать в реплики, чтоб не вдохновляться Вашими мудрыми мыслями

Тамара Барышева   16.11.2015 06:27   Заявить о нарушении
Боже мой, Тамара! Олег мне показал уже эту неправомерность и мои ошибки. Я себя и не сравнивала! И сразу сказала об этом Олегу и Вы это бы увидели, если внимательно читали. А Олегу еще раз большущее спасибо за такой урок по рифмам. Тем более, что я тоже знала, что мое стихотворение очень и очень слабое! Мне даже времени не хватило! А вот насчет фактографии Вам вряд ли меня переспорить. Я ведь не привожу свои слова, а слова известных литературоведов, с которыми полностью согласна. Просто считаю, что когда дело касается известных исторических личностей, автор даже в самой малости должен быть предельно точен, тем более что у Олега был под рукой интернет, да и знания школьного материала о крепостном Козлове кстати бы пригодились. Зачем же читателю " вешать лапшу на уши"?

Татьяна Шорохова 3   16.11.2015 11:21   Заявить о нарушении
Фактография - описание фактов без их анализа, обобщения
.
Ну и "какого болта" она нужна в поэзии В ЧИСТОМ ВИДЕ?
Тут учебники Истории переписываются на корню, вас это не беспокоит?
А где вообще указано, что я пишу о Пушкине? Может это собирательный образ "ПОЭТА?"
А "камень преткновения" в чём был обут "дядька Козлов".
Наверное, надо было написать в "сапогах", а Пушкин выжил.
И вот когда на мою неприкрытую иронию по поводу "шлёпанцев"
(ежу понятно, что я НИКОГДА так не написал бы),
мне "на чистом глазу" отвечают: "Мне было бы еще обиднее, если бы он был в сланцах.",
мне остаётся только вздохнуть.
У вас очень трогательное и наивное восприятие. Это очень редкое качество.
Берегите его. Правда в наши дни очень опасное.
Видимо, вас очень легко обмануть... ))

Гольгертс   16.11.2015 23:56   Заявить о нарушении
"А вот насчет фактографии Вам вряд ли меня переспорить." (с)
В таком случае вас "переспорить" и целого мира будет мало.
Вот только как тогда быть с "два века назад" и "майором Давыдовым в Париже"
на Блице-6?
Эти фактографические ляпы по-круче любых "валенок" будут.
О

Гольгертс   23.11.2015 06:35   Заявить о нарушении
Ой, Олег Мои три века легко заменить на два( я просто просчиталась), да я и не считаю это стихотворение шедевром, а вот Вы со своими валенками будете упираться рогом, и ничто, ни один документальный факт, о том, что в дом заходил лишь Данзас( дуэль была тайной!), а потом выбегал слуга в чем был одет и бережно нес домой своего хозяина.... А друзья и, в первую очередь, Жуковский приехали уже после... Я же, как видите, расклад Потеряшечки приняла спокойно и билась только за рост и звание моего героя... Татьяна

Татьяна Шорохова 3   23.11.2015 07:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.