Портретная галерея. Джиневра де Бенчи

По мотивам психологического портрета
Леонардо да Винчи "Джиневра де Бенчи".


Поэтесса из сонета,
В цвета глаз пиджак одета,
Нежный взгляд и жара пыл
Леонардо приоткрыл.
Без прикрас и макияжа -
Музе лир не нужно пажа.
Ведь она и так красива,
Хоть задумчива - игрива,
Хоть грустна - а всё ж мила,
Кожа на лице бела.
Современная Джиневра
Из картинного шедевра.



Справа - портрет Джиневры де Бенчи кисти Леонардо да Винчи (1474-1476).
Слева - акварель Виктории Кирдий, наше время.

                ***

Пояснения:

Портрет "Джиневры де Бенчи"— ранняя картина Леонардо да Винчи, написанная им около 1474—1476 годов, образец флорентийской портретной живописи эпохи Раннего Возрождения. Это женский портрет, на котором  изображена  флорентийская поэтесса и интеллектуалка XV века, обожаемая венецианцем Бернардом Бембо, который, вероятно, и заказал этот портрет художнику. Выяснено это было только в ХХ веке.

Это единственная картина Леонардо да Винчи, находящаяся за пределами Европы и выставлявшаяся на продажу в послевоенное время; в настоящий момент она находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, до этого несколько веков она находилась в коллекции князей Лихтенштейна.

У девушки характерная для данного периода флорентийской моды причёска — гладко зачёсанные волосы с прямым пробором и двумя вьющимися локонами, обрамляющими лоб. На затылке волосы закреплены белым головным убором или лентой.

Тонкая игра светотени на её лице создает впечатление жизни. Гамма картины приглушённая и чуть холодноватая, типичная для мастера: она достаточно ограничена и состоит из золотистых, коричневатых, тёмно-зелёных, оливковых и голубоватых тонов.

Модель на портрете обладает характерными чертами лица, но автор картины не подчёркивает их, а смягчает их, типизирует, обобщает и углубляет психологической характеристикой.

На лицевой стороне при внимательном изучении видны отпечатки пальцев художника, свидетельствующие о том, что растушёвка краски проводилась пальцами. Картина является одним из самых ранних экспериментов итальянских художников с привезённой из Нидерландов манерой писать маслом, и некоторые складки на живописной поверхности показывают, что автор ещё не в совершенстве владеет этой техникой.

Этот портрет, созданный  Леонардо, является его первым опытом в области портретного жанра. Картина выполнена в момент, когда Леонардо освобождался от ученической зависимости от искусства Верроккьо.

Эта картина выведена у А.Тарковского в фильме «Зеркало»:
"В «Зеркале» нам этот портрет понадобился для того, чтобы, с одной стороны, найти меру вечного в протекающих перед нами мгновениях, а, с другой стороны, чтобы сопоставить этот портрет с героиней: подчеркнуть, как и в ней, так и в актрисе Тереховой эту же самую способность быть обаятельной и отталкивающей одновременно.
Андрей Тарковский, «Запечатлённое время»

По материалам статей "Википедии".


Рецензии