О Бахе, Боккерини, Бетховене, Брамсе, Бородине

О Бахе, Боккерини, Бетховене, Брамсе, Бородине, Бартоке и Бриттене
FILARMONICA–квартет и Артём Варгафтик
Государственный концертный зал имени А.М. Каца
17 октября 2015 года


Лауреат Всесоюзного конкурса Filarmonica–квартет
художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка
Лауреат международных конкурсов Илья Тарасенко, альт
Лауреат международного конкурса Станислав Овчинников, виолончель
Директор – почетный работник культуры Новосибирской области Галина Борк


    Музыка – это один бесплотный вход в высший мир знания, которое постигает человечество, но которое не может постигнуть человек.
Людвиг ван Бетховен


    Юбилейный сезон Filarmonica–квартета стремительно набирает обороты, продолжая свой триумфальный путь сразу по нескольким линиям абонементов: это и двенадцатый, и тринадцатый квартетные абонементы, и дневные общедоступные концерты шестнадцатого абонемента «Портреты композиторов», и новый цикл «Согласие струн», концерты музыкально-поэтического цикла «Камерные вечера: поэзия струнных», участие в XI Международном Рождественском фестивале искусств, а также абонементы №22 и №23 в рамках серии «Популярная музыкальная энциклопедия», автором и ведущим которой является Артем Варгафтик (Москва). С 2015 года в Новосибирской филармонии идут два авторских абонемента Варгафтика: «Музыка для всех» и «Музыкальная азбука».

    Артём Михайлович Варгафтик — российский музыкальный критик, радио- и телеведущий, прекрасный лектор и журналист, профессиональный музыкант-виолончелист, дважды лауреат российской телевизионной премии «ТЭФИ» (2003, 2004), постоянный участник множества фестивалей и программ в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Его концертные лекции принимают форму непрерывного интеллектуального диалога со слушателем, а свободное владение историей, ее аргументацией и терминологией не только в музыкальной сфере, но и в сходных с ней орбитах по всем восходящим векторам – целое преставление чередующихся емких и увлекательных рассказов, порой принимающий то летописно-документальную, то курьезно-новеллистическую окраску с яркими, остроумными жизненными зарисовками.

    Программа вечера была составлена самым интереснейшим образом. Музыкальный хит-парад охватил в общей сложности четыре века, начиная с семнадцатого и заканчивая двадцатым столетием. Обоюдное творческое удовлетворение двух зиждящихся на эфемерном перроне одного искусства инициатив – всегда праздник для преданных слушателей и любознательных меломанов, и тому сопутствовал как высочайший исполнительский уровень, так и удачно подобранный репертуар, великолепно вписавшийся в умный музыкально-обозревательский сценарий Артема Варгафтика.

    Безупречно исполненная Filarmonica–квартетом четвертая часть – Frolicsome Finale "Простой симфонии" Бенджамина Бриттена предстала перед нами искрометной миниатюрой, фантонирующей всеми оттенками и красками солнечного спектра. О Бриттене говорят и пишут как о композиторе-англичанине, первым после Пёрселла получившем мировое признание. В возрасте 12 лет он написал «Простую симфонию» для струнного оркестра, где наилучшим образом сочетаются юношеская свежесть и уже профессиональная зрелость композитора.

    Седьмую ступень хит-парада возглавил Бела Барток – его феерические Дуэты для двух скрипок, основанные на венгерском, румынском и арабском фольклоре в исполнении Валерия Карчагина и Оксаны Анисимовой – красочные абстракции с весьма прихотливой ритмикой и воспламененной поэтичностью, сложенной воедино в изобретательную фактуру образов, в которых можно попробовать угадать и силуэты героев, и их характеры, картинные пейзажи венгерской природы, может быть, даже горное эхо или же бурлящий водопад, цыганские напевы и пляски призраков в замках – на грани сказочного вымысла, в сочетании с вопрошающими нотками в диалоге инструментов. Глубокое погружение в стихию крестьянской жизни, постижение художественных и нравственно-этических сокровищ народного искусства, философское их осмысление во многих отношениях сформировали личность Бартока. Первозданная свежесть старовенгерской народной песни послужила ему стимулом для обновления ладоинтонационного, ритмического, тембрового строя музыки, синтеза элементов разнонационального фольклора и современных новаций в области лада, гармонии, мелодии, ритма, красочных средств музыки. Искусство Бартока поражает сочетанием резко контрастных начал: первозданной силы, раскованности чувств и строгого интеллекта; динамизма, острой экспрессивности и сосредоточенной отрешенности; пылкой фантазии, импульсивности и конструктивной ясности, дисциплинированности в организации музыкального материала. Тяготевшему к конфликтному драматизму, Бартоку далеко не чужда лирика, то преломляющая безыскусственную простоту народной музыки, то тяготеющая к утонченной созерцательности, философской углубленности.

    Адажио для струнных Сэмюэла Барбера – часто исполняемое, пожалуй, одно из главных его творений – фантастическое по красоте и силе воздействия произведение, полное глубокой скорби, которую невозможно передать словами, – это скорбь декламирующая сотнями, миллионами голосов утерянных душ, воскресающих в четырех струнных. Бездна  неизведанного, возникающая вне реального, человеческого, где-то за пределами мыслимого, выверенная музыкантами точно, с эмоциональной проникновенностью и психологической строгостью, где «послесловием» было ощущение напряженной, звучащей тишины, пульсирующей в сознании...

    Первая часть концерта для двух скрипок ре минор Иоганна Себастьяна Баха, замыкающего пятерку классического музыкального чарта – претворение божественно-возвышенного в жизнь, абсолют чистоты звука и досказанности каждого изречения со струнных эмпирей. Его Скрипичные концерты представляют жанр, созданный на грани камерной и оркестровой музыки. Искусство Баха – воплощение созидательной силы, обогащающей и неизмеримо двигающей вперед человеческую культуру. Каждое из его творений способно вместить целую повесть, поэму, историю; в каждом заложены значительные явления, которые в равной мере могут быть развернуты в грандиозные музыкальные полотна или сконцентрированы в лаконичной миниатюре. Непреходящая ценность творений Баха – в возвышенности идей, в глубоком этическом смысле, который он вкладывает в любое сочинение, будь оно светское или духовное, в красоте и редком совершенстве форм. Живая, динамичная музыка захватывает внимание слушателей.

    Знаменитый Менуэт Луиджи Боккерини – автора более 100 струнных квартетов, 125 струнных квинтетов и 60 струнных трио – был полон филигранной отточенности и грациозной легкости, элегантности и бережной трогательности. Простота замысла и инструментальная певучесть в слиянии с блестящим техническим мастерством сделали это произведение жемчужиной вечера, заслуженно сопровождаемое криками «Браво!» и восторженными возгласами многочисленной публики.

    Известный Ноктюрн Александра Бородина из второго струнного квартета вновь покорил своим вдохновленным, трепетным чувством единения любящих сердец, лирико-взволнованной хрупкостью в очень чувственном парении над залом, что требовало немалого, редкостного профессионализма тончайшего камерного музицирования – именно это, с удовольствием, сопереживающие концерта могли прочувствовать.
 
    Скерцо из фортепианного квинтета опуса 34, Иоганнеса Брамса (партия фортепиано – солист Новосибирской государственной филармонии, Лауреат Всероссийского и Международных конкурсов Алексей Гребёнкин) – точка патетического апофеоза в вихре переживаний и страсти, энергично-настойчивый, полный мужества и невероятной силы духа, апогей не только от эмоциональной порывистости, но и от лирического начала – с просветленного покоя до глубокого трагизма. Владимир Стасов назвал это сочинение «истинно гениальным», отметив «трагичность, нервную силу» и «несравненную мощь», «колоссальность» скерцо. Скерцо Брамса опирается уже на классические, прежде всего, бетховенские традиции. Цельность формы в сочетании с вулканической энергией и мелодическим блеском позволяет считать эту часть одной из вершин в творчестве композитора.

    Финала концерта, пальмы первенства и высшей славы «Популярной музыкальной энциклопедии» Артема Варгафтика удостоился сам Людвиг ван Бетховен и его одиннадцатый струнный квартет фа минор (op. 95, 1810г.) – одна из вершин западноевропейской квартетной музыки XIX века. Его «Серьезный квартет» выделяется даже на фоне пяти квартетов зрелого периода (№ 7, 8, 9, 10, 11) глубиной мысли и страстностью, а идейное содержание и героические образы заставляют вспомнить написанные в той же тональности увертюру «Эгмонт» и «Аппассионату». Однако психологизм этого произведения, типичные для него мелодические приемы немыслимы вне квартетного жанра. Стоит отметить, что после Одиннадцатого квартета Бетховен не сочинял в этой области четырнадцать лет. Воплощение в сценическую жизнь четвертой части этого сочинения силами Filarmonica–квартета произвело незабываемое впечатление от глубины каждого вдоха и выдоха в извилистом переплетении голосов и тембров музыкальных полотен до единого, цельного многослойного холста за счет скрупулезной рафинированной работы над каждой фразой венского классика, и как результат – получено благородное аристократическое звучание, постигаемое лишь на одном дыхании, замирающим в блаженстве...

    Восторгаться множество раз неоспоримым фактом совершенства профессионального мастерства Filarmonica–квартета весьма целесообразно, ведь коллективов такого уровня в России (да и во всем мире) крайне мало, оттого и каждая встреча – волшебна и сама по себе прекрасна, с долгим, незабвенным послевкусием.



М. Мендель. Октябрь, 2015г.




Использованная литература:


1. К. Зенкин / Benjamin Britten
2. А. Малинковская / Bela Bartok
3. В. Галацкая / Johann Sebastian Bach
4. В. Конен / Beethoven. String Quartets


Фото: Alena Bolkvadze


Рецензии