Прасад - одухотворенная пища

В Бхагавадгите Господь Кришна говорит: «Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью (аскезу) ни совершал, делай это, о сын Кунти [Арджуна] как подношение Мне» (Бг., 9.27). Там же Он говорит, что человек должен есть только то, что было сначала поднесено Ему. Итак, поднесение пищи Кришне - неотъемлемая часть бхакти-йоги.

Господь также описывает разные виды подношений, которые Он принимает: «Если человек предложит Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или воду, Я приму это» (Бг, 9.26). Кришна намеренно не включает в этот перечень мясо, рыбу или яйца, поэтому преданный  [слуга] Кришны не предлагает Ему подобную пищу. Из любви к Кришне преданный предлагает Ему только самую лучшую, самую чистую пищу. Само собой разумеется, что гниющая плоть забитых на бойне животных или зародыши курицы к ней не относятся.

Таким образом прасад в бхакти-йоге имеет очень большое значение. В других системах йоги человек должен искусственно сдерживать свои чувства, тогда как в бхакти-йоге он может занимать их разнообразной приносящей удовлетворение духовной деятельностью. Благодаря такой деятельности чувства постепенно одухотворяются, и их начинают привлекать духовные вкусы, далеко превосходящие те, что доступны нам в материальной жизни.
В сознании Кришны человек предлагает Кришне пищу, выражая тем свою любовь к Нему. Даже в обычной жизни человек готовит еду для другого в знак любви и привязанности к нему, и тот ценит не только саму пищу, но и любовь, с которой она приготовлена. Также обстоит дело  и с поднесением пищи Господу Кришне - это поможет нам развить свою любовь к Нему и преданность Ему.

Конечно, трудно любить того, кого мы никогда не видели, но уникальные Ведические Писания подробно описывают Бога как личность. В Священных Писаниях других основных религий мира о Боге говорится как о Верховном Отце, но о Его личности ничего не известно. Но признавая, что Бог сотворил нас, мы не можем отрицать того, что и Сам Он обладает всеми атрибутами личности - телом, индивидуальностью и всеми возможностями и способностями различных чувств и органов. Если исходить из предположения, что мы обладаем определенной формой и характером, а у Бога их нет, то, следовательно, в этом отношении мы превосходим Его. Согласитесь, логично ли предполагать, что творение Бога может в чем-то превзойти своего Творца? Иными словами, если мы сами личности, то уж Бог и подавно личность. Обладая безгранично могущественной духовной формой, Он, тем не менее, всегда остается личностью.

Пуская в ход силу воображения, западные художники обычно изображают Бога эдаким старцем с бородой. Но в Ведах (причем писания древней Индии - единственный источник сведений такого рода) приводится точное описание внешности и личностных качеств Бога. Прежде всего, Бог вечно юн. Кроме того, Он обладает необычайными качествами, привлекающими сердца и умы даже освобожденных душ. Он удивительно поэтичен и безгранично мудр, радостен и свободен. К тому же, Он являет неповторимые трансцендентные деяния, и Него есть Его вечное окружение. Поэтому Господа называют Кришной, всепривлекающим. Если мы знаем о том, что Бог - личность, то нам значительно легче сосредоточивать на Нем свои мысли, особенно предлагая Ему еду.

Поскольку Кришна обладает наивысшим могуществом и абсолютно духовен, все, что приходит в соприкосновение с Ним, также становится абсолютно чистым и духовным, подобно тому, как Солнце своими лучами может извлекать чистую, свежую воду из озера, вода которого загрязнена. Что уж говорить об очищающей силе Всевышнего Господа Кришны, Который без каких бы то ни было усилий творит миллионы солнц!

Так же и пища - если ее поднести Шри Кришне, становится полностью духовной и превращается в прасад, или милость Господа.

Прасад в бхакти-йоге имеет очень большое значение. В других системах йоги человек должен искусственно сдерживать свои чувства, тогда как в бхакти-йоге он может занимать их разнообразной приносящей удовлетворение духовной деятельностью. Благодаря такой деятельности чувства постепенно одухотворяются, и их начинают привлекать духовные наслаждения, далеко превосходящие те, что доступны нам в материальной жизни.

В ведической литературе содержится множество описаний прасада и его благотворного воздействия на человека. Господь Чайтанья, воплощение Всевышнего Господа, явившийся в Индии пятьсот с лишним лет тому назад, так говорил о прасаде: «Каждому доводилось прежде пробовать эти материальные блюда, однако сейчас они приобрели необыкновенный вкус и удивительный аромат; даже их аромат, не говоря уже о вкусе, притягивает ум и заставляет человека забыть о всех прочих лакомствах, потому что духовный нектар с губ Кришны коснулся этой обычной пищи, и ей передались все Его духовные качества».


Рецензии