Просьба срочно помочь с корректурой

Друзья, у меня от редактуры-корректуры глаз замылился.
Не поможете найти опечатки в этом тексте?
Дело срочное. :))
Буду благодарен всем откликнувшимся.
Ильдар

....................

Перевод главок "Концерт Мендельсона" и "И снова Веймар" из книги Ингеборг Штилер "Встречи с Давидом Ойстрахом"


КОНЦЕРТ МЕНДЕЛЬСОНА

К 125-летию со дня смерти великого композитора, капельмейстера Гевандхауза и основателя Лейпцигской консерватории Феликса Мендельсона в 1972 году в Берлине были запланированы торжества. В преддверии годовщины, 29 сентября 1972 года, состоялся первый концерт 16-го фестиваля «Berliner Festtage». На фестиваль были приглашены Давид и Игорь Ойстрахи – отец в качестве дирижера Берлинского симфонического оркестра, сын как солист в знаменитом концерте Мендельсона e-moll, op. 64, в сопровождении того же оркестра.

Такое событие было жаль пропустить. Мне хотелось побеседовать с Давидом Ойстрахом об этом сочинении. В день концерта на репетиции собрался целый «квартет» журналистов – из Берлина, Дрездена и Лейпцига. У всех была одна и та же задача. На радио хотели записать разговор с Ойстрахом, чтобы передать его в антракте первого концерта. Поначалу казалось, что удача не сопутствовала нашим намерениям. Перед репетицией стало известно, что Ойстрах находится в состоянии большого напряжения из-за работы в жюри в Западном Берлине. Он присутствовал на первой международной встрече молодежных оркестров, организованной фондом Герберта Караяна, выступал как солист на заключительном концерте и очень мало спал. К тому же выяснилось, что отец и сын только что встретились друг с другом после четырех месяцев заграничных гастролей, проходивших поочередно то у одного, то у другого. Всех нас, четверых, одолевали большие сомнения. Все с уважением относились к артисту, и никто не хотел мешать. В то же время мы осознавали нашу «миссию» посредника-журналиста: донести важнейшие события до радиослушателя и читателя. Коллеги отправили меня вперед. Когда я вошла в дирижерскую комнату Давида Ойстраха, артист сказал: «Я смертельно устал. После репетиции мне необходимо поспать».

Я объяснила ему нашу задачу, а также просьбу со стороны радио о коротком интервью и сказала, что мы все займем у него не более десяти минут. Ойстрах согласился. «Итак, в 19.30 в гостинице "Йоханнесхоф". Мы с женой там остановились».
Как и договорились, мы появились в гостинице – более чем точно. Наши магнитофоны были уже включены, когда Давид Ойстрах, веселый и отдохнувший, спускался по лестнице. Он дружески пригласил нас к себе: «Жена уже заказала кофе, есть у нас и московские конфеты». На этой маленькой пресс-конференции в его номере гостиницы мы передали инициативу коллегам с радио. Речь шла о концерте Мендельсона, который Давид Ойстрах играл в 1936 году в Берлине в связи с официальным приемом в советском посольстве, – в то время, когда нацистский режим вычеркнул великолепную музыку еврейского композитора из немецкого культурного ландшафта.

Ойстрах рассказывал: «После концертов в прибалтийских странах мы с пианистом Всеволодом Тополиным отправились в Швецию, сделав остановку в Берлине. Наш посол, Яков Суриц – уважаемый человек, большой любитель музыки – пригласил нас выступить с концертом в посольстве. Уже сама по себе это была рискованная идея, так как в нацистской Германии советские артисты не приветствовались. Тем не менее, я горячо поддержал ее. Когда мы пересекли границу и оказались на территории Германии, в первый момент мы чувствовали себя крайне неуютно. На концерте должна была присутствовать одна из правнучек композитора, но она не пришла. Разумеется, среди слушателей оказалось много знаменитостей. Перед нами сидели и важные нацистские чиновники, как, например, министры горнодобывающей промышленности и связи. Интересно было бы узнать, о чем они думали, когда мы играли сочинение Мендельсона, запрещенное в Германии. Все аплодировали, также и нацистские вожди, хотели они того или нет».

Давид Ойстрах также рассказал нам, что играл это виртуозное произведение, будучи молодым скрипачом. «Концерт ставит высокие требования перед начинающими артистами. Я много его играл, и рад, что теперь Игорь исполнит его здесь в Берлине на открытии Берлинского фестиваля, в связи с торжествами, посвященными Феликсу Мендельсону. Еще в музыкальной школе в Одессе мы играли замечательную камерную музыку Мендельсона: трио, квартеты, октет».

К концерту e-moll Мендельсона, так же как и концерту Чайковского, Давид Ойстрах обращался на протяжении всей своей жизни. Оба сочинения сопровождали его в творческой биографии. С концертом немецкого композитора он выиграл в 1935 году всесоюзный конкурс в Москве. «Это был первый момент, когда меня официально признали». Вспоминая о конкурсе, Давид Ойстрах добавил: «Этот концерт, сочиненный для выдающегося концертмейстера Гевандхауза Фердинанда Давида, я впоследствии записал на пластинку».

Разговор, рассчитанный на десять минут, к нашей радости, продолжался. Давид Ойстрах рассказал о последней поездке в Канаду, в Монреаль и Торонто. Он говорил о последующих концертах в Вене и на Зальцбургском фестивале. Затем были запланированы концерты во многих городах его родины. Календарь переполнен!

Мы задали вопрос, волнуется ли он, несмотря на свою многолетнюю концертную практику, выступая нередко перед тысячами слушателей? «Волнение никогда не прекращается, даже стало еще сильнее». И лукаво добавил: «Но мой страх перед зубным врачом еще больше». Он посмотрел на часы: «В девять я должен обязательно включить телевизор. Хоккей, Канада играет с Советским Союзом, я не могу этого пропустить, должно быть интересно. Приглашаю всех присоединиться». Во время трансляции я наблюдала за Ойстрахом – компетентным, темпераментным, пристрастным комментатором. Он знал каждого игрока и мгновенно реагировал, несмотря на быстрый темп игры, возмущался нечестным поведением, радовался удачам. «Король скрипачей» оказался знатоком спорта!

На следующий вечер выступление Игоря с концертом Мендельсона под управлением отца стало блестящим ауфтактом к берлинскому фестивалю.


И СНОВА ВЕЙМАР

Вторая поездка Давида Ойстраха в Веймар в июле 1974 года имела другую цель, нежели первая в 1969 году. В прошлый раз он приезжал как прославленный виртуоз, чтобы выступить с Веймарской государственной капеллой. На этот раз поездка была вызвана скорее личными обстоятельствами. В прошедшие годы все больше давали себя знать боли в сердце. После приступа ранним летом правительство ГДР пригласило его подлечиться в санатории "Фалькенштейн" в Фогтланде. Пациент знал, что в эти июльские дни в Веймаре собирались сотни молодых любителей музыки на Международный музыкальный семинар. Друг Давида Ойстраха профессор Фритц Элерс со дня основания семинара вел в 1967 году мастер-класс по скрипке. От него Ойстрах и знал о существовании этого проекта министерства культуры. О семинаре также много рассказывали московские и ленинградские коллеги, регулярно преподававшие на нем. Семинар стал не в последнюю очередь международным форумом по методике образования в области инструментального, вокального и дирижерского искусства, что очень интересовало Ойстраха как виртуоза и педагога.
Лечение на курорте в Фогтланде дало Ойстраху и его супруге Тамаре возможность ближе познакомиться с этой летней школой музыки.
В те годы я возглавляла службу прессы семинара и с радостью ожидала нашу встречу.
Дорогой гость и его жена прибыли в гостиницу «Элефант» ровно в 12 часов. Они выглядели посвежевшими и отдохнувшими. «У меня есть разрешение от врача на эту вылазку», с улыбкой произнес Давид Ойстрах. «В нашем распоряжении ровно четыре часа.» Во время обеда состоялся интересный обмен мнениями с профессором Гансом-Рудольфом Юнгом, тогдашним ректором Высшей музыкальной школы имени Ференца Листа и издателем «Фундаментальной школы скрипичной игры» Леопольда Моцарта.
Разумеется, мы расспросили пациента о пребывании в Фалькенштайне. Он живо рассказал о заботливом уходе в санатории и о заметном оздоровлении. «Ганс Пишнер из Берлина также лечится там» – Давид Ойстрах был рад встрече с многолетним другом и клавесинистом, с которым он часто вместе выступал и записал много пластинок. «Мы и сейчас дали концерт для пациентом и врачей – но на сей раз играли не Баха, а сонаты Шуберта. Это было чудесно.»
Ойстрах мог так тепло улыбаться! «Музыка – прекрасное лекарство», – заметил он. Во время болезней Ойстрах часами слушал записи. «Не могу жить без музыки.»
Интерес московских гостей вызвала большая выставка в музее Лукаса Кранаха, посвященная изготовлению музыкальных инструментов. Они поговорили со многими из присутствующих мастеров этой профессии. Удивительными были познания Давида Ойстраха в области изготовления всех инструментов – не только струнных. Здесь проявился дирижерский опыт Ойстраха: дирижеру такие знания необходимы. Ойстрах попросил показать ему также новый электронный клавишный инструмент и был восхищен богатством технических возможностей, разнообразием тембров и их сочетаний.
В Высшей школе музыки имени Ференца Листа вместе профессором Элерсом в учебном классе присутствовали участники семинара, приехавшие из многих стран для того, чтобы в течение двух недель повысить свое мастерство. Чету Ойстрахов, севшую среди «семинаристов», поприветствовали аплодисментами. Московский гость внимательно следил за мастер-классом.
Фритц Элерс не раз прерывал играющего. Он призывал пересмотреть отдельные пассажи, исправлял фразировку, динамические оттенки, задавал учащемуся вопросы и направлял его к продуманному исполнению произведения.
Лицо Ойстраха выражало согласие. Он сам преподавал так же, как и его веймарский друг и коллега. «Фритца Элерса я считаю одним из лучших известных мне педагогов. Это подтверждают и успехи его учеников.»
В комнате рядом проходил мастер-курс по камерной музыке, который вел гость из Нью-Йорка профессор Рафаэль Хиллер. Узнав о приезде Ойстраха, он захотел непременно с ним встретиться и прервал свой урок. Приветствие двух виртуозов было очень теплым. В последний раз они виделись в Нью-Йорке. Тут же завязался интенсивный разговор о гастролях, планах, музыкальных событиях. «Разумеется, после этого вынужденного перерыва я надеюсь вновь начать играть и дирижировать», сказал Давид Ойстрах. «Приглашений много...»
Часы напомнили о возвращении в санаторий. Возле автомобиля, привезшего гостей, собрались участники семинара, профессора, друзья. Рукопожатия, взмахи рукой...
«До встречи через две недели в замке Рейнхардсбрун! Мы проведем там отпуск» – это было обращено ко мне. И просьба: привезти с собой многочисленные фотографии, сделанные сегодня.
Разумеется! С огромной радостью!
6 августа я прибыла в гостиницу замка, расположенного в живописной местности. Мое намерение «только чуть-чуть осмотреться» Давид и Тамара Ойстрахи сразу же заставили пересмотреть: «Вам нужно посетить всё. Великолепен парк. Здесь бывали Гете и руководитель крестьянского восстания Томас Мюнцер.» Московские гости уже отлично ориентировались на новом месте. Давид Ойстрах, казалось, обрел новую гибкость и подвижность. Но они только прикрывали проблемы с его здоровьем.
«Конечно, он уже вновь занимается на скрипке», сказала Тамара с озабоченным взглядом. Ойстрах улыбнулся. «Почему же нет? Скоро будут концерты. Лучше умереть со скрипкой в руках, чем в инвалидном кресле.»
Мы посетили исторические места в парке. Стоя под старыми деревьями в окружении далеко распростертых ветвей, Ойстрах сказал в восхищении: «Чувствуешь себя как под крышей, не правда ли?»
Во время обеда он обратил внимание не маленькую девочку за соседним столом. «Очаровательные глаза-пуговки!» Ойстрах любил детей.
Разговор зашел о внуке Валерии, за развитием которого Ойстрах внимательно следил. Я вспомнила о радости дедушки, когда Игорь и маленький Валерий однажды позвонили ему по телефону из Москвы в Берлин и что-то сыграли скрипичным дуэтом. У Ойстрахов было сильное чувство семейной привязанности.
В гостиничном номере Ойстрах рассказал кое-что о своих планах. «В октябре собираюсь поехать в Амстердам, дирижировать и играть Брамса.» Он был полон надежд. «В феврале 1975-го я вновь приглашен оркестром Гевандхауса. Впервые буду выступать с дирижером Гевандхауса Куртом Мазуром и очень рад этому – всему... Не могли бы вы заказать для меня необходимые партитуры в лейпцигских издательствах?» Он записал нужные названия на листке бумаги.
Только спустя несколько часов Ойстрахи вызвали для меня машину, все эти дни находившуюся в их распоряжении. Она должна была отвезти меня на вокзал. В памяти я вижу их вдвоем – Давида и Тамару Ойстрахов – под аркой у входа в замок. Он положил руку на ее плечо.
Это была наша последняя встреча.


Рецензии
У меня сомнение, Ильдар , касающееся выражения «с дирижером Гевандхауса Куртом Мазуром», например. Тем более, если говорится о 1975г., когда здания Гевандхауза не существовало, т.к. оно было разрушено во время войны. Существовал только Gewandhausorchester Leipzig, и отсюда следует, что есть дирижер Гевандхауз-оркестра и ( как в другом месте) музыкант Гевандхауз-оркестра, а не музыкант Гевандхауза.

Нина Лёзер   19.10.2015 11:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина! В книге стоит: "Гевандхаузкапельмейстер". Может быть, приму Ваш вариант.
Кстати, вижу у себя опечатку - "Гевандхаус" неправильно, в русских справочниках с "з".

Арабский Алфавит   19.10.2015 12:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.