Человек в деньгах созидает самого себя превратно

Человек в деньгах созидает самого себя превратно

Мы выше видели, что в истории развития человеческого общества впервые основу общества образовали деньги, находящиеся и работающие в руках людей. Владельцы денег - не экономические категории, а индивидуальные, ориентированные на свои личные интересы и полностью подчиняющиеся законам делания денег. Здесь экономические законы, управлявшие миром ранее и так или иначе объединявшие людей, отпадают и заменяются индивидуальными механизмами. А это уже само по себе говорит, что деньги уже не характеризуют экономику (индивидуальное производство - это не экономика, равно как и производство, подчиненное интересам индивидов, тоже не экономика). Деньги здесь характеризуют только человека, его отношения к миру и к самому себе. Слившись с деньгами, человек отрицает старое общество и вместе с тем в деньгах он созидает самого себя, но превратно, в форме отчуждения. Поэтому такое «самосозидание» человека на самом деле является его самоуничтожением. Поэтому в деньгах каждый предстает воплощением отчуждения. А суть этого отчуждения, выраженная в крайнем эгоизме, проявляется как уход от действительности и замыкание в себе. Видеть только самого себя, стремиться только к своему личному благу здесь по этой причине для индивида выступает центральной (экзистенциализм) проблемой, решением которой он занят на всех уровнях. Человек познает мир, осознавая его в самом себе. И как бы ни был противоречивым и болезненным этот процесс, в нем исторически впервые становится человек как индивидуальность, как личность, именно в силу денег отчуждаясь от старого мира. И мир рушится бессознательной деятельностью людей в их отчуждении как от мира, так и друг от друга и даже в бессознательном самоотчуждении. И здесь он должен осознать себя и овладеть собой и осмыслить свое назначение, именно отделив себя от этого общества. Выше мы говорили, что человек сегодня стал одиноким, и это его положение сложилось общим принципом. Отсюда и делайте выводы, как человеку было трудно дойти до этого одиночества, облачившись в деньги, и как ему будет трудно теперь освободиться от этого состояния.
Но история весь процесс развития подвела к тому, что не только человек слился с деньгами и именно в этом отрицает себя в старом лице, но и государство и другие структуры общества слились с ними. Стало быть, в деньгах происходит самоотрицание и общества.
Это - самый сложный процесс, вобравший в себе всю тайну денег. Деньги, и только деньги, которые превращают людей в безмолвных рабов, превращают их и в свободных личностей. Деньги не могут быть отменены, как не может быть отменено и государство. Они только отпадут за ненадобностью. И в любом случае это будет происходить лишь постольку, поскольку этот процесс объективно все развитие подведет к новому объединению людей. И это объединение может начаться с использования всех достижений социалистического строительства в мире. Манипулировать деньгами как рычагом управления, устранив их функцию потребительной стоимости – вот последняя функция денег. И поскольку деньги фактически находятся в руках людей, то ими может манипулировать каждый. Именно об этом говорить вся наша реальность. Но в этом индивидуальном использовании деньги являются не более покупательным средством и не являются производственными отношениями, объединяющими людей и формирующими общественные взгляды. И одинокий человек, предоставленный себе в силу этого обстоятельства, обречен на деградацию и исчезновение. Но стоит этим одиноким и изолированным людям объединиться, и их деньги работают на них.
Многие, вероятно, сегодня задумываются, недоумевая, куда же девались революционеры, которые шли на гибель во имя общества, и почему так невозмутимо все переносит народ, и наш ограниченный ум сегодня их воспринимает фанатиками. И это не случайно. Теперешняя обстановка исключает такую форму борьбы. Ибо эту революционную роль сыграли деньги и продолжают играть по сей день, -  деньги, уже не работающие на производство и принявшие самодовлеющий характер, в которые, как мы уже знаем, облачилась человеческая личность. И человеку в этих условиях не остается ничего, как только «пытливо искать» самому и мучительно размышлять о своей тяжелой судьбе в «бешеной погоне за деньгами». И именно потому, что деньги были могущественными, мы не восприняли их, а лишь с изумлением взирали, фиксируя необычность событий, происходящих в нашей жизни со времени распада социализма. Действительно, оглянитесь назад и оцените трезво весь период «перехода к рынку», и вы увидите, что с нами сделали эти деньги за сравнительно короткий срок. Они нас опустошили без войны и стихийных бедствий. Никогда еще не было, чтобы целые народы были разорены в столь короткий срок и неожиданно оказались в нищете и бились  в судорогах. И теперь, когда на новой основе происходит трудное возрождение, прошлое остается грозной силой, наводящей страх своим возвращением, а потому своеобразным стимулом, подталкивающим каждого только вперед. Сегодня нам даже страшно оглянуться, и мы изо всех сил стремимся вперед, и в то же время, перед собой ничего видя, кроме лживого «разумного рынка» по стандартам Запада. И не трудно себе представить, какую колоссальную силу человек прилагает того, чтобы только сохранить свою жизнь на земле.


Рецензии